УДК [373.5.016:811.11]:37.035.6
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИНТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
FORECASTING AND PREVENTING HIGH SCHOOL ADOLESCENTS' INTOLERANCE ATTITUDES IN A FOREIGN LANGUAGE CLASS
Е. А. Тенякова
E. A. Tenyakova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Экспериментальным путем выявляются лица с трансформированным этническим самосознанием, определяются психолого-педагогические условия формирования этнокультурной толерантности, прогнозируются интолерантные установки в среде старшеклассников и предлагается комплекс мер по их предупреждению на основе авторских методик, включающий обучающие и развивающие ресурсы, дидактические разработки для учащихся, практические рекомендации для учителей иностранного языка, апробация которых показала эффективность целенаправленной педагогической деятельности по формированию у обучающихся толерантного сознания.
Abstract. In the article high school students with a transformed ethnic identity have been experimentally detected, psychological and pedagogical conditions for fostering interethnic tolerance have been revealed. Intolerance attitudes in high school environment are forecasted. A set of measures for their prevention is suggested on the basis of the author's methods encompassing training and educ a-tional resources, didactic works for students, foreign language teachers practical recommendations testing of which showed the effectiveness of educational activities focused on the formation of students' tolerance.
Ключевые слова: этнокультурная толерантность, интолерантность, позитивная этническая идентичность, стереотипы.
Keywords: ethno-cultural tolerance, intolerance, positive ethnic identity, stereotypes.
Актуальность исследуемой проблемы. Современный мир переживает сложный период обострения конфликтов на межнациональной и межэтнической почве. Вспышки ксенофобии и неофашизма, этническое насилие и экстремизм являются прямой угрозой безопасности любого демократического государства и заставляют задуматься о причинах конфликтов и путях их преодоления и предотвращения. В связи с напряженной этнопо-литической ситуацией в мире перед современной системой образования и воспитания ставится задача целенаправленного формирования у молодежи межэтнической толерант-
ности, что нашло отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования и целом ряде других законодательных и нормативных документов [3], [10].
Целью настоящей статьи является определение состояния этнического самосознания учащихся старших классов г. Чебоксары, выявление среди них лиц с выраженными интолерантными установками, разработка психолого -педагогических условий формирования межэтнической толерантности в процессе обучения их иностранному языку.
Материал и методика исследований. В ходе исследования использовались современные теоретические и прикладные работы по этнопсихологии и этнопедагогике, в частности, методическая разработка Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» [4]. В экспериментальной части использовались методика изучения направленности эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа и диагностический тест отношений.
Результаты исследований и их обсуждение. Проблема воспитания межэтнической толерантности затрагивается в исследованиях И. Н. Афанасьева, Н. М. Лебедевой, З. Ф. Мубиновой, Т. Н. Петровой, С. В. Рыжовой, Г. У. Солдатовой, Т. С. Таюр-ской и др.
Концептуально межэтническая толерантность представлена как искусство жить в гармонии с представителями разных национальностей и этносов, отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [2, 46-47]. Под этим же углом зрения раскрывается содержание понятия «этническая ин-толерантность», которое представляет собой «преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной этнической культуры» [2, 47].
В экспериментальном измерении межэтнической толерантности у старшеклассников были задействованы 160 учащихся средних общеобразовательных школ г. Чебоксары Чувашской Республики. Были выделены контрольная и экспериментальная группы (количество учащихся русской и чувашской национальностей примерно одинаковое). Выявление толерантных и интолерантных лиц среди старшеклассников проводилось на основе выделения типов этнической идентичности [2]. В результате эксперимента были выделены лица со следующими типами этнической идентичности: с позитивной этнической идентичностью, этнонигилизмом (гипоидентичностью), этнической индифферентностью, этноэгоизмом (гиперидентичностью). К толерантным лицам относятся те респонденты, этническую идентичность которых можно охарактеризовать по типу нормы, в соответствии с которой естественное предпочтение собственных этнокультурных ценностей сочетается с позитивным отношением к другим этническим группам, либо по типу нормы и этнической индифферентности одновременно. Группу интолерантных лиц составляют респонденты с этническим самосознанием по типу «гиперидентичность». В эту группу также входят респонденты, у которых наряду с гиперидентичностью в общую межэтническую диспозицию попадает либо «норма», либо «этническая индифферентность», либо то и другое одновременно. У респондентов с выраженными толерантными и интолерантными установками перевес одной из тенденций позволяет провести условную границу и разделить респондентов на две категории [4, 116].
В ходе эксперимента были получены следующие результаты:
Таблица 1
Распределение учащихся по типам этнической идентичности
Типы этнической идентичности Контрольная группа Экспериментальная группа
Кол-во выборов % Кол-во выборов %
Позитивная этническая идентичность 38 47,5 40 50
Этноиндифферентность 37 46,2 35 43,7
Этнонигилизм 19 23,7 21 26,2
Этноэгоизм 23 28,7 19 23,7
В контрольной группе исследуемых было выявлено 19 случаев проявления тенденций этнонигилизма (3 - среди русских, 16 - среди учащихся чувашской национальности), 37 случаев проявления тенденций этнической индифферентности (в сочетании с нормой и этнонигилизмом), 23 случая проявления тенденций этноэгоизма. В экспериментальной группе был выявлен 21 случай проявления тенденций этнонигилизма (4 - среди русских, 17 - среди чувашей), 35 случаев проявления этноиндифферентности (в сочетании как с нормой, так и с проявлениями этнонигилизма), 19 случаев проявления этноэгоизма.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что на фоне общей позитивной этнической идентичности выявлены респонденты с трансформацией этнического сознания по типу гиперидентичности и гипоидентичности, которые относятся к категории лиц с интолерантными установками.
Для изучения этнического самосознания старшеклассников был применен анализ этнических стереотипов, ибо они являются основой межэтнического и межкультурного взаимопонимания [5, 111]. Этнический стереотип внутренне диалогичен. Его основными структурными компонентами являются автостереотипы и гетеростереотипы. Различия между автостереотипом и гетеростереотипом отражают уровень взаимопонимания между народами и степень их психологической тождественности. Релевантным индикатором в структуре этнического стереотипа является эмоционально -оценочный компонент, который может иметь как негативную, так и позитивную окраску. В структуре этнического стереотипа у лиц с преобладанием интолерантных установок увеличен дисбаланс между позитивностью автостереотипа и негативностью гетеростереотипов. Целью экспериментального исследования являлось выяснение оценочного отношения старшеклассников к своему народу, к непосредственно и опосредованно контактирующим народам. В ходе эксперимента была применена методика исследования направленности эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа, в частности, диагностический тест отношений (ДТО) (вариант Б) [4]. Старшеклассникам предлагалось оценить качества характера у типичных представителей чувашского, русского и британского народов.
Знак и величину общей эмоциональной ориентации субъекта характеризует диагностический коэффициент стереотипа ф). Его числовое значение определяется следующим образом: из суммы оценок всех положительных качеств вычитается сумма оценок всех отрицательных качеств, получившееся число делится на общую сумму всех оценок.
В таблице 2 представлены среднегрупповые значения коэффициентов направленности авто- и гетеростереотипов, полученных с помощью ДТО, характеризующих отношение десятиклассников к представителям своей и других национальностей. Коэффициент изменяется в пределах от -1 до +1. Чем ближе его значение к +1, тем более позитивен стереотипизируемый образ, и наоборот, чем ближе значение коэффициента к -1, тем негативнее стереотип.
Таблица 2
Результаты исследования направленности эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа старшеклассников
Контрольная группа
Автостереотип Гетеростереотип Гетеростереотип
Автостереотип чувашей Гетеростереотип русских в восприятии чувашей Гетеростереотип британцев в восприятии чувашей
0,1 0,2 0,13
Автостереотип русских Гетеростереотип чувашей в восприятии русских Гетеростереотип британцев в восприятии русских
0,18 0,08 0,14
Экспериментальная группа
Автостереотип Гетеростереотип Гетеростереотип
Автостереотип чувашей Гетеростереотип русских в восприятии чувашей Гетеростереотип британцев в восприятии чувашей
0,07 0,1 0,12
Автостереотип русских Гетеростереотип чувашей в восприятии русских Гетеростереотип британцев в восприятии русских
0,22 0,09 0,19
Результаты исследования показывают, что самооценка старшеклассников чувашской национальности несколько ниже, чем у русских, что свидетельствует об их этнической толерантности. Автостереотип русских выше автостереотипа чувашей, следовательно, национальная самооценка русских более высокая. Более низкая оценка русскими представителей чувашской национальности может свидетельствовать о несколько предвзятом отношении русских к чувашскому народу, т. е. об интолерантной тенденции. Гетеростереотип британцев в восприятии русских несколько ниже автостереотипа, однако в целом он положителен. Это значит, что у учащихся преобладает позитивная установка к британцам.
Таким образом, как видно из приведенных таблиц, среднегрупповые значения всех коэффициентов направленности эмоционально-оценочного компонента авто- и гетеростереотипов положительны. Отрицательные среднегрупповые значения коэффициентов отсутствуют. Однако и в контрольной, и в экспериментальной группах имеются отдельные случаи получения отрицательных значений диагностического коэффициента стереотипа. Так, в контрольной группе было отмечено 6 случаев получения отрицательного коэффициента автостереотипа чувашей, 3 случая отрицательного коэффициента гетеростереотипа русских в восприятии чувашей, 4 случая отрицательного гете-ростереотипа британцев в восприятии чувашей. В экспериментальной группе было от-
мечено 5 случаев отрицательного автостереотипа чувашей, 4 случая отрицательного гетеростереотипа русских в восприятии чувашей, 4 случая отрицательной оценки британцев в восприятии чувашей, 5 случаев отрицательного гетеростереотипа чувашей в восприятии русских.
Полученные с помощью ДТО результаты позволяют сделать следующие выводы:
- в исследуемых группах отношения между представителями двух контактирующих наций лишены ярко выраженной напряженности и конфликтов. Отношение к британцам стабильно положительное;
- у учащихся чувашской национальности имеет место заниженная национальная самооценка;
случаи отрицательных значений диагностического коэффициента стереотипа свидетельствуют об интолерантных тенденциях в обеих группах, которые могут стать потенциальными источниками конфликтов при межнациональном общении.
Результаты проведенного исследования наглядно показали, что в школах необходима целенаправленная работа по формированию межэтнической и этнокультурной толерантности, повышению уровня национальной самооценки у учащихся чувашской национальности. Для достижения этой цели было решено использовать потенциальные возможности иностранного языка, призванного служить взаимодействию стран и народов в духе диалога культур, гуманизации межнациональных отношений. Специфика предмета «Иностранный язык» состоит в том, что приобретенные учащимися в процессе обучения знания, навыки и умения являются не самоцелью, а средством для достижения других целей. Поэтому представляется очевидным, что воспитание этнокультурной толерантности у старшеклассников может осуществляться средствами самого иностранного языка. В ходе овладения коммуникативной и общекультурной компетенциями происходит воспитание толерантной личности [1, 12].
Нами была разработана специальная программа по воспитанию этнокультурной толерантности у старшеклассников в процессе обучения их иностранному языку, которая ставит перед педагогами следующие задачи:
- усиление коммуникативной и социокультурной направленности уроков иностранного языка;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс факультативного курса «Английский язык и культура межнационального общения»;
- проведение занятий в режиме диалога культур между Россией, с одной стороны, и Великобританией и Соединенными Штатами Америки - с другой;
- этнопедагогизация процесса обучения иностранному языку;
- использование языкового материала, имеющего воспитательную ценность;
- организация целенаправленной речевой деятельности, обеспечивающей активное обсуждение и эмоциональное переживание учащимися межкультурных проблем;
- использование воспитательного потенциала речевого и неречевого поведения и этикета на иностранном языке;
- обеспечение единства обучения и воспитания, учебной и внеклассной работы.
В процессе целенаправленной работы по преодолению интолернатных тенденций у старшеклассников использовался целый комплекс образовательных и воспитательных ресурсов, большая часть которых представляет авторские разработки [6], [7], [8], [9].
По истечении двух лет было проведено повторное исследование на основе использования тех же методик и выявлены следующие результаты:
Таблица 3
Распределение учащихся контрольной и экспериментальной групп по типам этнической идентичности после окончания эксперимента
Типы этноидентичности Контрольная группа Экспериментальная группа
Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся %
Позитивная идентичность 46 57,5 66 82,5
Этноиндифферентность 32 40 11 13,7
Этнонигилизм 15 18,7 8 10
Этноэгоизм 19 23,7 6 7,5
В экспериментальной группе количество учащихся с позитивной этнической идентичностью значительно возросло и одновременно существенно снизилось количество учащихся с проявлением тенденций этноиндифферентности, этноэгоизма и этнонигилиз-ма. В контрольной группе также есть изменения в лучшую сторону, но они не столь значительны, как в экспериментальной группе.
Динамику изменений тенденций трансформации этнического самосознания учащихся контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента можно проследить на гистограммах 1 и 2.
Гистограмма 1
Контрольная группа
<п
Типы этнической идентичности
□ До эксперимента
□ После окончания эксперимента
Гистограмма 2
Экспериментальная группа
этнонигилизм
Типы этнической идентичности
Повторное исследование направленности эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа старшеклассников дало следующие результаты:
Таблица 4
Контрольная группа
Автостереотип Гетеростереотип Гетеростереотип
Автостереотип чувашей Гетеростереотип русских в восприятии чувашей Гетеростереотип британцев в восприятии чувашей
0,12 0,2 0,15
Автостереотип русских Гетеростереотип чувашей в восприятии русских Гетеростереотип британцев в восприятии русских
0,2 0,1 0,14
Экспериментальная группа
Автостереотип Гетеростереотип Гетеростереотип
Автостереотип чувашей Гетеростереотип русских в восприятии чувашей Гетеростереотип британцев в восприятии чувашей
0,29 0,2 0,25
Автостереотип русских Гетеростереотип чувашей в восприятии русских Гетеростереотип британцев в восприятии русских
0,28 0,19 0,24
Повторный анализ этнических стереотипов показал, что в контрольной группе особых изменений практически не произошло. В экспериментальной группе прослеживаются следующие тенденции: повысился автостереотип лиц чувашской национальности, равно как и гетеростереотипы русских и британцев в восприятии чувашей, что свидетельствует об уважительном отношении к данным народам. Автостереотип русских до начала эксперимента был выше автостереотипа чувашей, и по окончании эксперимента он немного повысился. Автостереотипы учащихся обеих национальностей оказались примерно на одинаковом уровне. Несколько заниженный гетеростереотип чувашей в восприятии русских повысился, что свидетельствует об их более уважительном отношении к чувашскому народу. Следует отметить, что гетеростереотип британцев в восприятии русских также несколько повысился.
Резюме. Таким образом, повторные результаты исследования наглядно продемонстрировали результативность рекомендаций по воспитанию межэтнической и этнокультурной толерантности у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варламова, Е. Ю. Лингводидактическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» / Е. Ю. Варламова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева - 2013. - № 1 (77). Ч. 1. - С. 8-14.
2. Лебедева, Н. М. Социальная психология этнических миграций / Н. М. Лебедева. - М. : Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, 1993. - 195 с.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Российская газета. - 1999. - 3 декабря. - С. 6-7.
4. Солдатова, Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания / Г. У. Солдатова // Познание и общение. - М. : Наука, 1988. - С. 111-125.
5. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. - М. : Смысл, 1998. - 388 с.
6. Тенякова, Е. А. Fill my heart with song : методические указания по использованию песен в обучении английскому языку / Е. А. Тенякова, А. А. Пушкин. - Чебоксары : Чуваш. гос. ун-т, 2005. - 20 с.
7. Тенякова, Е. А. Английский язык и культура межнационального общения : программа и методические рекомендации факультативного курса / Е. А. Тенякова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2005. - 26 с.
8. Тенякова, Е. А. Let's Read and Speak about Tolerance : методические указания по использованию текстового материала для формирования культуры межнационального общения в процессе обучения английскому языку / Е. А. Тенякова. - Чебоксары : Чуваш. гос. ун-т, 2005. - 54 с.
9. Тенякова, Е. А. Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников средствами иностранного языка / Е. А. Тенякова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 156 с.
10. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005) : Постановление правительства РФ от 25.08.01. № 629 // Официальные документы в образовании. - 2001. - № 30. - С. 66-94.