Научная статья на тему 'Прогнозирование и предупреждение интолерантных установок у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку'

Прогнозирование и предупреждение интолерантных установок у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL TOLERANCE / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTOLERANCE / ПОЗИТИВНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / POSITIVE ETHNIC IDENTITY / СТЕРЕОТИПЫ / STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тенякова Елена Александровна

Экспериментальным путем выявляются лица с трансформированным этническим самосознанием, определяются психолого-педагогические условия формирования этнокультурной толерантности, прогнозируются интолерантные установки в среде старшеклассников и предлагается комплекс мер по их предупреждению на основе авторских методик, включающий обучающие и развивающие ресурсы, дидактические разработки для учащихся, практические рекомендации для учителей иностранного языка, апробация которых показала эффективность целенаправленной педагогической деятельности по формированию у обучающихся толерантного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тенякова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING AND PREVENTING HIGH SCHOOL ADOLESCENTS’ INTOLERANCE ATTITUDES IN A FOREIGN LANGUAGE CLASS

In the article high school students with a transformed ethnic identity have been experimentally detected, psychological and pedagogical conditions for fostering interethnic tolerance have been revealed. Intolerance attitudes in high school environment are forecasted. A set of measures for their prevention is suggested on the basis of the author’s methods encompassing training and educational resources, didactic works for students, foreign language teachers practical recommendations testing of which showed the effectiveness of educational activities focused on the formation of students' tolerance.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование и предупреждение интолерантных установок у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку»

УДК [373.5.016:811.11]:37.035.6

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИНТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

FORECASTING AND PREVENTING HIGH SCHOOL ADOLESCENTS' INTOLERANCE ATTITUDES IN A FOREIGN LANGUAGE CLASS

Е. А. Тенякова

E. A. Tenyakova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Экспериментальным путем выявляются лица с трансформированным этническим самосознанием, определяются психолого-педагогические условия формирования этнокультурной толерантности, прогнозируются интолерантные установки в среде старшеклассников и предлагается комплекс мер по их предупреждению на основе авторских методик, включающий обучающие и развивающие ресурсы, дидактические разработки для учащихся, практические рекомендации для учителей иностранного языка, апробация которых показала эффективность целенаправленной педагогической деятельности по формированию у обучающихся толерантного сознания.

Abstract. In the article high school students with a transformed ethnic identity have been experimentally detected, psychological and pedagogical conditions for fostering interethnic tolerance have been revealed. Intolerance attitudes in high school environment are forecasted. A set of measures for their prevention is suggested on the basis of the author's methods encompassing training and educ a-tional resources, didactic works for students, foreign language teachers practical recommendations testing of which showed the effectiveness of educational activities focused on the formation of students' tolerance.

Ключевые слова: этнокультурная толерантность, интолерантность, позитивная этническая идентичность, стереотипы.

Keywords: ethno-cultural tolerance, intolerance, positive ethnic identity, stereotypes.

Актуальность исследуемой проблемы. Современный мир переживает сложный период обострения конфликтов на межнациональной и межэтнической почве. Вспышки ксенофобии и неофашизма, этническое насилие и экстремизм являются прямой угрозой безопасности любого демократического государства и заставляют задуматься о причинах конфликтов и путях их преодоления и предотвращения. В связи с напряженной этнопо-литической ситуацией в мире перед современной системой образования и воспитания ставится задача целенаправленного формирования у молодежи межэтнической толерант-

ности, что нашло отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования и целом ряде других законодательных и нормативных документов [3], [10].

Целью настоящей статьи является определение состояния этнического самосознания учащихся старших классов г. Чебоксары, выявление среди них лиц с выраженными интолерантными установками, разработка психолого -педагогических условий формирования межэтнической толерантности в процессе обучения их иностранному языку.

Материал и методика исследований. В ходе исследования использовались современные теоретические и прикладные работы по этнопсихологии и этнопедагогике, в частности, методическая разработка Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» [4]. В экспериментальной части использовались методика изучения направленности эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа и диагностический тест отношений.

Результаты исследований и их обсуждение. Проблема воспитания межэтнической толерантности затрагивается в исследованиях И. Н. Афанасьева, Н. М. Лебедевой, З. Ф. Мубиновой, Т. Н. Петровой, С. В. Рыжовой, Г. У. Солдатовой, Т. С. Таюр-ской и др.

Концептуально межэтническая толерантность представлена как искусство жить в гармонии с представителями разных национальностей и этносов, отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [2, 46-47]. Под этим же углом зрения раскрывается содержание понятия «этническая ин-толерантность», которое представляет собой «преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной этнической культуры» [2, 47].

В экспериментальном измерении межэтнической толерантности у старшеклассников были задействованы 160 учащихся средних общеобразовательных школ г. Чебоксары Чувашской Республики. Были выделены контрольная и экспериментальная группы (количество учащихся русской и чувашской национальностей примерно одинаковое). Выявление толерантных и интолерантных лиц среди старшеклассников проводилось на основе выделения типов этнической идентичности [2]. В результате эксперимента были выделены лица со следующими типами этнической идентичности: с позитивной этнической идентичностью, этнонигилизмом (гипоидентичностью), этнической индифферентностью, этноэгоизмом (гиперидентичностью). К толерантным лицам относятся те респонденты, этническую идентичность которых можно охарактеризовать по типу нормы, в соответствии с которой естественное предпочтение собственных этнокультурных ценностей сочетается с позитивным отношением к другим этническим группам, либо по типу нормы и этнической индифферентности одновременно. Группу интолерантных лиц составляют респонденты с этническим самосознанием по типу «гиперидентичность». В эту группу также входят респонденты, у которых наряду с гиперидентичностью в общую межэтническую диспозицию попадает либо «норма», либо «этническая индифферентность», либо то и другое одновременно. У респондентов с выраженными толерантными и интолерантными установками перевес одной из тенденций позволяет провести условную границу и разделить респондентов на две категории [4, 116].

В ходе эксперимента были получены следующие результаты:

Таблица 1

Распределение учащихся по типам этнической идентичности

Типы этнической идентичности Контрольная группа Экспериментальная группа

Кол-во выборов % Кол-во выборов %

Позитивная этническая идентичность 38 47,5 40 50

Этноиндифферентность 37 46,2 35 43,7

Этнонигилизм 19 23,7 21 26,2

Этноэгоизм 23 28,7 19 23,7

В контрольной группе исследуемых было выявлено 19 случаев проявления тенденций этнонигилизма (3 - среди русских, 16 - среди учащихся чувашской национальности), 37 случаев проявления тенденций этнической индифферентности (в сочетании с нормой и этнонигилизмом), 23 случая проявления тенденций этноэгоизма. В экспериментальной группе был выявлен 21 случай проявления тенденций этнонигилизма (4 - среди русских, 17 - среди чувашей), 35 случаев проявления этноиндифферентности (в сочетании как с нормой, так и с проявлениями этнонигилизма), 19 случаев проявления этноэгоизма.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что на фоне общей позитивной этнической идентичности выявлены респонденты с трансформацией этнического сознания по типу гиперидентичности и гипоидентичности, которые относятся к категории лиц с интолерантными установками.

Для изучения этнического самосознания старшеклассников был применен анализ этнических стереотипов, ибо они являются основой межэтнического и межкультурного взаимопонимания [5, 111]. Этнический стереотип внутренне диалогичен. Его основными структурными компонентами являются автостереотипы и гетеростереотипы. Различия между автостереотипом и гетеростереотипом отражают уровень взаимопонимания между народами и степень их психологической тождественности. Релевантным индикатором в структуре этнического стереотипа является эмоционально -оценочный компонент, который может иметь как негативную, так и позитивную окраску. В структуре этнического стереотипа у лиц с преобладанием интолерантных установок увеличен дисбаланс между позитивностью автостереотипа и негативностью гетеростереотипов. Целью экспериментального исследования являлось выяснение оценочного отношения старшеклассников к своему народу, к непосредственно и опосредованно контактирующим народам. В ходе эксперимента была применена методика исследования направленности эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа, в частности, диагностический тест отношений (ДТО) (вариант Б) [4]. Старшеклассникам предлагалось оценить качества характера у типичных представителей чувашского, русского и британского народов.

Знак и величину общей эмоциональной ориентации субъекта характеризует диагностический коэффициент стереотипа ф). Его числовое значение определяется следующим образом: из суммы оценок всех положительных качеств вычитается сумма оценок всех отрицательных качеств, получившееся число делится на общую сумму всех оценок.

В таблице 2 представлены среднегрупповые значения коэффициентов направленности авто- и гетеростереотипов, полученных с помощью ДТО, характеризующих отношение десятиклассников к представителям своей и других национальностей. Коэффициент изменяется в пределах от -1 до +1. Чем ближе его значение к +1, тем более позитивен стереотипизируемый образ, и наоборот, чем ближе значение коэффициента к -1, тем негативнее стереотип.

Таблица 2

Результаты исследования направленности эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа старшеклассников

Контрольная группа

Автостереотип Гетеростереотип Гетеростереотип

Автостереотип чувашей Гетеростереотип русских в восприятии чувашей Гетеростереотип британцев в восприятии чувашей

0,1 0,2 0,13

Автостереотип русских Гетеростереотип чувашей в восприятии русских Гетеростереотип британцев в восприятии русских

0,18 0,08 0,14

Экспериментальная группа

Автостереотип Гетеростереотип Гетеростереотип

Автостереотип чувашей Гетеростереотип русских в восприятии чувашей Гетеростереотип британцев в восприятии чувашей

0,07 0,1 0,12

Автостереотип русских Гетеростереотип чувашей в восприятии русских Гетеростереотип британцев в восприятии русских

0,22 0,09 0,19

Результаты исследования показывают, что самооценка старшеклассников чувашской национальности несколько ниже, чем у русских, что свидетельствует об их этнической толерантности. Автостереотип русских выше автостереотипа чувашей, следовательно, национальная самооценка русских более высокая. Более низкая оценка русскими представителей чувашской национальности может свидетельствовать о несколько предвзятом отношении русских к чувашскому народу, т. е. об интолерантной тенденции. Гетеростереотип британцев в восприятии русских несколько ниже автостереотипа, однако в целом он положителен. Это значит, что у учащихся преобладает позитивная установка к британцам.

Таким образом, как видно из приведенных таблиц, среднегрупповые значения всех коэффициентов направленности эмоционально-оценочного компонента авто- и гетеростереотипов положительны. Отрицательные среднегрупповые значения коэффициентов отсутствуют. Однако и в контрольной, и в экспериментальной группах имеются отдельные случаи получения отрицательных значений диагностического коэффициента стереотипа. Так, в контрольной группе было отмечено 6 случаев получения отрицательного коэффициента автостереотипа чувашей, 3 случая отрицательного коэффициента гетеростереотипа русских в восприятии чувашей, 4 случая отрицательного гете-ростереотипа британцев в восприятии чувашей. В экспериментальной группе было от-

мечено 5 случаев отрицательного автостереотипа чувашей, 4 случая отрицательного гетеростереотипа русских в восприятии чувашей, 4 случая отрицательной оценки британцев в восприятии чувашей, 5 случаев отрицательного гетеростереотипа чувашей в восприятии русских.

Полученные с помощью ДТО результаты позволяют сделать следующие выводы:

- в исследуемых группах отношения между представителями двух контактирующих наций лишены ярко выраженной напряженности и конфликтов. Отношение к британцам стабильно положительное;

- у учащихся чувашской национальности имеет место заниженная национальная самооценка;

случаи отрицательных значений диагностического коэффициента стереотипа свидетельствуют об интолерантных тенденциях в обеих группах, которые могут стать потенциальными источниками конфликтов при межнациональном общении.

Результаты проведенного исследования наглядно показали, что в школах необходима целенаправленная работа по формированию межэтнической и этнокультурной толерантности, повышению уровня национальной самооценки у учащихся чувашской национальности. Для достижения этой цели было решено использовать потенциальные возможности иностранного языка, призванного служить взаимодействию стран и народов в духе диалога культур, гуманизации межнациональных отношений. Специфика предмета «Иностранный язык» состоит в том, что приобретенные учащимися в процессе обучения знания, навыки и умения являются не самоцелью, а средством для достижения других целей. Поэтому представляется очевидным, что воспитание этнокультурной толерантности у старшеклассников может осуществляться средствами самого иностранного языка. В ходе овладения коммуникативной и общекультурной компетенциями происходит воспитание толерантной личности [1, 12].

Нами была разработана специальная программа по воспитанию этнокультурной толерантности у старшеклассников в процессе обучения их иностранному языку, которая ставит перед педагогами следующие задачи:

- усиление коммуникативной и социокультурной направленности уроков иностранного языка;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс факультативного курса «Английский язык и культура межнационального общения»;

- проведение занятий в режиме диалога культур между Россией, с одной стороны, и Великобританией и Соединенными Штатами Америки - с другой;

- этнопедагогизация процесса обучения иностранному языку;

- использование языкового материала, имеющего воспитательную ценность;

- организация целенаправленной речевой деятельности, обеспечивающей активное обсуждение и эмоциональное переживание учащимися межкультурных проблем;

- использование воспитательного потенциала речевого и неречевого поведения и этикета на иностранном языке;

- обеспечение единства обучения и воспитания, учебной и внеклассной работы.

В процессе целенаправленной работы по преодолению интолернатных тенденций у старшеклассников использовался целый комплекс образовательных и воспитательных ресурсов, большая часть которых представляет авторские разработки [6], [7], [8], [9].

По истечении двух лет было проведено повторное исследование на основе использования тех же методик и выявлены следующие результаты:

Таблица 3

Распределение учащихся контрольной и экспериментальной групп по типам этнической идентичности после окончания эксперимента

Типы этноидентичности Контрольная группа Экспериментальная группа

Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся %

Позитивная идентичность 46 57,5 66 82,5

Этноиндифферентность 32 40 11 13,7

Этнонигилизм 15 18,7 8 10

Этноэгоизм 19 23,7 6 7,5

В экспериментальной группе количество учащихся с позитивной этнической идентичностью значительно возросло и одновременно существенно снизилось количество учащихся с проявлением тенденций этноиндифферентности, этноэгоизма и этнонигилиз-ма. В контрольной группе также есть изменения в лучшую сторону, но они не столь значительны, как в экспериментальной группе.

Динамику изменений тенденций трансформации этнического самосознания учащихся контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента можно проследить на гистограммах 1 и 2.

Гистограмма 1

Контрольная группа

<п

Типы этнической идентичности

□ До эксперимента

□ После окончания эксперимента

Гистограмма 2

Экспериментальная группа

этнонигилизм

Типы этнической идентичности

Повторное исследование направленности эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа старшеклассников дало следующие результаты:

Таблица 4

Контрольная группа

Автостереотип Гетеростереотип Гетеростереотип

Автостереотип чувашей Гетеростереотип русских в восприятии чувашей Гетеростереотип британцев в восприятии чувашей

0,12 0,2 0,15

Автостереотип русских Гетеростереотип чувашей в восприятии русских Гетеростереотип британцев в восприятии русских

0,2 0,1 0,14

Экспериментальная группа

Автостереотип Гетеростереотип Гетеростереотип

Автостереотип чувашей Гетеростереотип русских в восприятии чувашей Гетеростереотип британцев в восприятии чувашей

0,29 0,2 0,25

Автостереотип русских Гетеростереотип чувашей в восприятии русских Гетеростереотип британцев в восприятии русских

0,28 0,19 0,24

Повторный анализ этнических стереотипов показал, что в контрольной группе особых изменений практически не произошло. В экспериментальной группе прослеживаются следующие тенденции: повысился автостереотип лиц чувашской национальности, равно как и гетеростереотипы русских и британцев в восприятии чувашей, что свидетельствует об уважительном отношении к данным народам. Автостереотип русских до начала эксперимента был выше автостереотипа чувашей, и по окончании эксперимента он немного повысился. Автостереотипы учащихся обеих национальностей оказались примерно на одинаковом уровне. Несколько заниженный гетеростереотип чувашей в восприятии русских повысился, что свидетельствует об их более уважительном отношении к чувашскому народу. Следует отметить, что гетеростереотип британцев в восприятии русских также несколько повысился.

Резюме. Таким образом, повторные результаты исследования наглядно продемонстрировали результативность рекомендаций по воспитанию межэтнической и этнокультурной толерантности у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Варламова, Е. Ю. Лингводидактическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» / Е. Ю. Варламова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева - 2013. - № 1 (77). Ч. 1. - С. 8-14.

2. Лебедева, Н. М. Социальная психология этнических миграций / Н. М. Лебедева. - М. : Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, 1993. - 195 с.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Российская газета. - 1999. - 3 декабря. - С. 6-7.

4. Солдатова, Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания / Г. У. Солдатова // Познание и общение. - М. : Наука, 1988. - С. 111-125.

5. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. - М. : Смысл, 1998. - 388 с.

6. Тенякова, Е. А. Fill my heart with song : методические указания по использованию песен в обучении английскому языку / Е. А. Тенякова, А. А. Пушкин. - Чебоксары : Чуваш. гос. ун-т, 2005. - 20 с.

7. Тенякова, Е. А. Английский язык и культура межнационального общения : программа и методические рекомендации факультативного курса / Е. А. Тенякова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2005. - 26 с.

8. Тенякова, Е. А. Let's Read and Speak about Tolerance : методические указания по использованию текстового материала для формирования культуры межнационального общения в процессе обучения английскому языку / Е. А. Тенякова. - Чебоксары : Чуваш. гос. ун-т, 2005. - 54 с.

9. Тенякова, Е. А. Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников средствами иностранного языка / Е. А. Тенякова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 156 с.

10. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005) : Постановление правительства РФ от 25.08.01. № 629 // Официальные документы в образовании. - 2001. - № 30. - С. 66-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.