дискуссия
журнал научных публикаций
Н.Н. Илышева, доктор экон. наук, профессор,
зав. кафедрой учета, анализа и аудита,
Уральский федеральный университет
им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
А.А. Ярина, ст. бухгалтер,
ЗАО УК «Технологии бизнес-моделирования»
г. Екатеринбург, Россия,
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППОЙ КОМПАНИЙ
Стратегическое планирование получило большое распространение у компаний, представляющих средний бизнес, так как оно является важной предпосылкой для распределения и потребления ресурсов и товаров и свободного предпринимательства в целом. Стратегическое планирование представляет собой процесс разработки и реализации плана развития организации в будущем на основе прогноза изменения параметров внешней среды, определения приоритетных направлений развития и методов эффективного использования ресурсов. Без эффективного планирования невозможно управление финансами предприятия. Однако на начальном этапе стратегического планирования достаточно остро стоит проблема выбора объекта стратегического анализа. Объектами стратегического анализа могут стать состояние и изменение внутренней и внешней среды организации, будущее и прошлое состояние организации, ее жизненный цикл, конкурентная позиция предприятия, стратегические альтернативы. В данной публикации авторы обосновывают выбор финансового состояния как основной экономической категории для стратегического анализа, которая всесторонне и наиболее полно описывает экономическую деятельность строительно-промышленной группы компаний. А также описывают модель прогнозирования финансового состояния строительно-промышленной группы компаний как элемента стратегического управления. Предложенная модель позволяет представить необходимую информацию, которая поможет предприятию устранить отклонения фактического курса развития от стратегических ориентиров.
Ключевые слова: стратегический анализ, прогнозирование, финансовое состояние, строительно-промышленная группа компаний, управленческие решения, бюджетирование, экономическая категория, цель.
В условиях рыночной экономики стратегическое прогнозирование является необходимым элементом в формировании стратегии и тактики любого предприятия. Это связано с тем, что рыночная экономика отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, отражающейся на доходах поставщиков и покупателей товаров и услуг.
В процессе стратегического прогнозирования своей деятельности любое предприятие опирается на три совокупности основных характеристик: 1) цели и ценности;
2) ресурсы и способности; 3) организационную структуру и систему.
Основополагающей группой характеристик, определяющей направление развития предприятия, является первая — цели и ценности1.
Определение цели и ценностей рассмотрим на примере строительно-промышленной группы компаний.
Строительно-промышленная группа компаний — это объединение нескольких юридических лиц, занимающихся производ-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
ством промышленной продукции и строительством объектов с целью получения прибыли, с единым центром управления.
Основное предназначение строительно-промышленной группы компании, определяющее ее идентичность (ценность) и причины создания и функционирования (цели) формируется на этапе определения вектора развития предприятия.
Если ценности строительно-промыш-леннои группы компании в основном нематериальны и определяют роль организации, ее место в системе социальных отношений и самоидентификацию, то цели деятельности вполне можно описать устоявшимися экономическими категориями — такими, как рыночная (акционерная) стоимость компании, прибыльность, доля рынка, принадлежащая компании, и другими. В этой связи цель деятельности предприятия и полученные в ходе достижения сформулированной цели результаты вполне могут выступать полноценным объектом стратегического анализа.
Однако в этом случае возникают некоторые проблемы с четкостью формулировки цели деятельности строительно-промышленной группы компаний. Так, например, рыночная (акционерная) стоимость компании может быть сформирована в большинстве своем за счет гудвила. Тогда могут не приниматься в достаточной мере в расчет состав, величина и распределение активов организации и источников их формирования.
Если речь идет исключительно о прибыльности, то, как правило, забывают о социальных аспектах деятельности предприятия, об относительной эффективности ее деятельности в целом, а также эффективности и интенсивности использовании ее активов в частности.
Доля рынка — тоже не может являться абсолютно информативной категорий в условиях монополии, олигополии и прочих видах малонасыщенных рынков. В этой связи единственной экономической категорией, с точки зрения авторов, которая всесторонне и наиболее полно описывает экономическую деятельность строительно-промышленной группы компаний и ее результаты, является финансовое состояние.
Финансовое состояние будем рассматривать как объект стратегического анализа, в русле данного исследования его постоянное улучшение будем считать целью стратегического планирования деятельности строительно-промышленной группы компаний, а фактически достигнутое финансовое состояние — результатом деятельности организации.
Несомненно, что одним из важнейших экономических показателей может быть признано финансовое состояние, потому что оно отражает наличие, размещение и использование финансовых ресурсов организации. Финансовое состояние строительно-промышленной группы компаний — экономическая категория, консолидирую-
дискуссия
журнал научных публикаций
щая влияние внешней и внутренней среды предприятия и представляющая собой основу для определения цели деятельности предприятия и анализа достижения цели при его стратегическом планировании. Финансовое состояние определяет экономический потенциал организации, обеспечивает ритмичное изготовление продукции, а также призвано удовлетворять требования собственников (акционеров) по получению дохода на инвестированный капитал2.
Основой стратегического управления строительно-промышленной группы ком-
паний, по мнению авторов, является прогнозирование ее деятельности. Составление долгосрочного прогноза с глубокой детализацией показателей не считается возможным из-за влияния фактора времени, в этой связи представляется целесообразным прогнозировать именно финансовое состояние организации.
Авторская модель прогнозирования финансового состояния как элемента стратегического управления строительно-промышленной группой компаний представлена на рисунке.
Стратегическое управление
Стратег це ические ли
Т
Стратегические задачи
т
Оце стратеги зад нка ческих ач
Стратегический план
Планирование
объемов целевого рынка
Оценка плановых объектов
по средствам территориальных единиц расценок
Проектно-сметная документация
Составление бюджета продаж
Составление бюджета производства
Составление
бюджета заработной платы рабочих
Составление бюджета затрат на эксплуатацию машин и механизмов
Составление бюджета движения денежных средств <- Составление инвестиционного бюджета
-1 1
Составление прогноза отчета о прибылях и убытках 1
Бухгалтерский баланс отчетного периода
1 *—
Формирование прогнозного бухгалтерского баланса
*-■
Комплексная оценка стратегического развития предприятия
Анализ соответствия развития предприятия стратегическим целям
Реализация целевого портфеля заказов
Совпадение со стратегическими целями
Реклассификация портфеля заказа
Модель прогнозирования финансового состояния строительно-промышленной группы компаний
как элемента стратегического управления
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
В процессе стратегического управления формулируются стратегические цели и задачи, необходимые для их достижения, а также разрабатывается стратегия (стратегический план). Стратегия на дан- -
ном этапе представляет собой определение направления осуществления производственных работ, а также формирование основных путей (задач) реализации целевых установок3.
Следующим шагом является планирование объемов целевого рынка, необходимых и достаточных для реализации стратегической цели.
Затем объемы рынка ориентировочно оцениваются (на основании типовых либо существующих проектов) по средствам территориальных или федеральных единичных расценок (ТЕР и ФЕР).
Следующим шагом в модели будет комплексная оценка финансового состояния деятельности предприятия. Для ее осуществления необходимо сформировать и рассчитать ряд стратегических бюджетов, таких как4:
— операционные, в состав которых входят бюджет продаж, бюджет запасов готовой продукции, бюджет производства, бюджет снабжения, бюджет заработной платы рабочих, бюджет затрат на эксплуатацию машин и механизмов;
— бюджет накладных расходов;
— инвестиционный бюджет;
— финансовый бюджет.
Бюджетирование начинается с составления бюджета продаж, который формируется отдельно для производства и строительства. В бюджете продаж строительного подразделения указывается прогноз строительства определенных объектов и объемов прогнозируемых работ по этим объектам5.
Касаемо производства, бюджет продаж определяет план отгрузки готовой продукции.
Бюджет запасов готовой продукции включает данные о запасах на начало и на конец бюджетного периода. Данные пред-
Если ценности строительно-промышленной группы компаний
в основном нематериальны и определяют роль организации, ее место в системе социальных отношений и самоидентификацию, то цели деятельности вполне можно описать устоявшимися экономическими категориями -такими как рыночная стоимость компании, прибыльность, доля рынка, принадлежащая компании, и другими.
ставляются в натуральных и стоимостных показателях.
Бюджет производства. Составляется два бюджета. Один входит в сферу ответственности руководителя производства и зависит от планового объема реализации и величины запасов готовой продукции.
Второй формируется производственно-техническим отделом строительного подразделения. Этот отдел определяет объем работ по объектам, используя проектно-сметную документацию.
Бюджет снабжения. Отделом снабжения составляется список материалов, которые нужно закупить для нормального функционирования предприятия. Необходимые материалы представляются в бюджете в натуральном и стоимостном выражении.
Бюджет снабжения составляется в годовой аналитике (с разбивкой по кварталам).
Бюджет заработной платы рабочих составляется на базе бюджета производства, с использованием также штатного расписания.
В бюджете определяются потребность в специалистах и затраты на оплату труда на год. На основании этой информации планируется сокращение или увеличение количества работников.
Бюджет затрат на эксплуатацию машин и механизмов составляется также исходя из бюджета производства. В него закладываются все затраты, связанные с содержанием и использованием машин и механизмов.
Бюджет накладных расходов. Накладные расходы представляют собой затраты, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Они напрямую не связаны с организацией, обслуживанием и управлением производством и строительством. Эти затраты невозможно отнести к конкретному элементу или единице готовой продукции и объекта. При составлении бюджета на-
дискуссия
журнал научных публикаций
кладных расходов будут использоваться данные бюджета производства, бюджета заработной платы рабочих, бюджета затрат на эксплуатацию машин и механизмов, а также опыт работы предприятия прошлых периодов.
Инвестиционный бюджет. Он разрабатывается, если имеются инвестиционные проекты на предстоящий бюджетный период, а также если необходимо увеличить собственные производственные мощности. В данном бюджете определяется: само предприятие будет финансировать капитальные вложения или будут привлекаться заемные средства.
Бюджет движения денежных средств состоит из трех больших частей6, это:
♦ операционная деятельность — отдельно выделяются поступления и расходование денежных средств от изготовления продукции и ее реализации и от строительства объектов и их реализации (сдача заказчику).
♦ инвестиционная деятельность;
♦ финансовая деятельность.
В бюджете движения денежных средств есть также еще две строки: остаток денежных средств на начало и на конец периода.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках формируется на основании прогнозируемых выручки от продаж и себестоимости выполненных работ с учетом всех ожидаемых прочих доходов и расходов. В ходе подготовки определяются также ожидаемые суммы расходов финансового характера и налогов.
Прогнозный бухгалтерский баланс. Его формирование является заключительным этапом составления общего бюджета предприятия. Прогнозный бухгалтерский баланс строится в агрегированном виде. Он состоит из двух разделов: активов и пассивов, которые в конечном счете должны быть равны. Основой для формирования укрупненных статей активов и пассивов служит:
На завершающем этапе проводится анализ соответствия развития предприятия стратегическим целям. Если оно совпадает с целями, то у организации портфель заказов составлен верно, в ином
случае необходимо рекласси-фицировать прогнозные объемы выпуска продукции и прогнозные объемы строительных работ с целью доведения их количества до целевых параметров.
1) проект отчета о финансовых результатах;
2) инвестиционный бюджет;
3) бюджет движения денежных средств;
4) баланс на начало бюджетного периода.
На основе прогнозного бухгалтерского баланса могут быть даны прогнозные оценки имущественного положения, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности.
После формирования прогнозного бухгалтерского баланса дается комплексная оценка стратегического развития предприятия.
На завершающем этапе проводится анализ соответствия развития предприятия стратегическим целям. Если оно совпадает с целями, то у организации портфель заказов составлен верно, в ином случае необходимо реклассифицировать прогнозные объемы выпуска продукции и прогнозные объемы строительных работ с целью доведения их количества до целевых параметров.
Таким образом, использование авторской модели прогнозирования финансового состояния призвано стать действенным инструментом стратегического управления строительно-промышленной группой компаний, позволяющим представить аналитическую информацию для разработки мероприятий, направленных на устранение отклонений фактического курса развития организации от целевых стратегических ориентиров.
V
Литература
1. Баженов О.В. Бизнес-привлекательность предприятия как объект стратегического планирования и анализа // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6(35). С. 475-477.
2. Шанчуров С.М., Баженов О.В. Финансовое состояние как объект стратегического анализа // Дискуссия. 2012. № 2. С. 92-99.
3. Лисичкин В.А., Лисичкина М.В. Стратегический менеджмент: Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2007. С. 329.
дискуссия t
журнал научных публикаций «
4. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. 544 с.
5. Расторгуева Н.Ф. Особенности бюджетирования в строительной организации // Сибирская финансовая школа. 2009. № 6. С. 44-51.
6. Баженов О.В., Крылов С.И. Прогнозирование финансового состояния строительной организации на основе данных проектно-смет-ной документации // Вестник УрФУ. Сер. Экономика и управление. 2009. № 4. С. 128— 137.
FORECASTING OF FINANCIAL STATE AS AN ELEMENT OF STRATEGIC MANAGEMENT OF BUILDING-INDUSTRIAL CORPORATE GROUP
N.N. Ilysheva, Doctor of economics, Professor, The head of the department of accounting, analysis and audit, Ural Federal University, A.A. Yarina, senior accountant, ZAO MC «Technologies of business modeling», Ekaterinburg, Russia, [email protected], [email protected]
Today strategic planning is widely spread among the companies of medium-size business, because it is a very important precondition of distribution and consumption of resources and good and free enterprises in general. Strategic planning is a process of development and realization of organization's development plan in future on the base offorecasting estimations of external environment characteristics, defining ofpriority development ways and efficient resources use methods. Without efficient planning it is impossible to manage enterprise's finances. But at the initial stage of strategic planning it is significant to choose an object of strategic analysis. The objects of strategic analysis can be state and changes of internal and external organization's environment, future and past of organization state, its lifecycle, competitive position and strategic alternatives. In the article the authors substantiate a choice of financial state as a basic economic category for strategic analysis which describes economic activity of building-industrial corporate group thoroughly and in full scale. Also it describes a model of financial state forecasting for building-industrial corporate group as an element of strategic management. The offered model allows representing of necessary information which helps enterprises to eliminate deviations of actual development ways from strategic guideline.
Key words: strategic analysis, forecasting, financial condition, construction and industrial group of companies, management decisions, budgeting, economic category, purpose.
References
1. Bazhenov O.V. Biznes-privlekatel'nost' predpri-iatiia kak ob"ekt strategicheskogo planirovaniia i analiza [The business attractiveness of the enterprise as an object of strategic planning and analysis]. Ekonomika i predprinimatel'stvo — Economics and entrepreneurship, 2013, no. 6(35), pp. 475-477.
2. Shanchurov S.M., Bazhenov O.V. Finansovoe sos-toianie kak ob"ekt strategicheskogo analiza [Financial condition as the object of strategic analysis]. Diskussiia — Discussion, 2012, no. 2, pp. 92-99.
3. Lisichkin V.A., Lisichkina M.V. Strategicheskii menedzhment: Uchebno-metodicheskii kompleks [Strategic management: Educational-methodical complex]. Moscow, Izd. tsentr EAOI Publ.. 2007. 329 p.
4. Shchiborshch K.V. Biudzhetirovanie deiatel'nosti pro-myshlennykh predpriiatii Rossii [Budgeting activity of the
industrial enterprises of Russia]. Moscow, Izdatel'stvo «Delo i Servis» Publ., 2001. 544 p.
5. Rastorgueva N.F. Osobennosti biudzhetirova-niia v stroitel'noi organizatsii [Features of budgeting in a construction company]. Sibirskaia finansovaia shkola — Siberian financial school, 2009, no. 6, pp. 44-51.
6. Bazhenov O.V., Krylov S.I. Prognozirovanie fi-nansovogo sostoianiia stroitel'noi organizatsii na os-nove dannykh proektno-smetnoi dokumentatsii [Forecasting the financial condition of the construction company on the basis of design estimate documentation]. Vestnik UrFU. Ser. Ekonomika i upravle-nie — Bulletin Of The Ural Federal University. Series Economics and management, 2009, no. 4, pp. 128— 137.