Научная статья на тему 'Прогнозирование аварийных режимов газотранспортных систем'

Прогнозирование аварийных режимов газотранспортных систем Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
173
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОПРОВОД / АВАРИЙНЫЕ РЕЖИМЫ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / A GAS MAIN / EMERGENCY OPERATION / FORECASTING / MATHEMATICAL MODELING

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Куцова Е. В., Васильев Е. М.

Решается задача прогнозирования расходов газа при аварийных повреждениях магистральных газопроводов по известным характеристикам их функционирования в нормальном режиме. Составлена математическая модель состояния магистрали в аварийном режиме, использующая общие законы сохранения энергии, массы и импульса в потоке газа. Приведены результаты моделирования для конкретного числового примера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING OF EMERGENCY OPERATION OF GAS-TRANSPORT SYSTEMS

The problem of forecasting of charges gas is solved at emergency damages of the gas mains under known characteristics of their functioning in a normal mode. The mathematical model of a condition a highway in the emergency operation, using the general laws of conservation of energy, weights and a pulse in a stream of gas is made. Results of modeling for a concrete numerical example are resulted

Текст научной работы на тему «Прогнозирование аварийных режимов газотранспортных систем»

УДК 622.694.4.053

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Е.В. Куцова, Е.М. Васильев

Решается задача прогнозирования расходов газа при аварийных повреждениях магистральных газопроводов по известным характеристикам их функционирования в нормальном режиме. Составлена математическая модель состояния магистрали в аварийном режиме, использующая общие законы сохранения энергии, массы и импульса в потоке газа. Приведены результаты моделирования для конкретного числового примера

Ключевые слова: газопровод, аварийные режимы, прогнозирование, математическое моделирование

Внедрение в газотранспортные системы экономически эффективных трубопроводов высокого и сверхвысокого давлений повышает актуальность заблаговременной количественной оценки режимов работы этих систем, сопровождающихся аварийным истечением газа из повреждённого трубопровода [1]. Проблеме математического моделирования таких режимов посвящена, в частности, работа [2], в которой рассматривается истечение газа при полном разрыве трубопровода. В то же время значительная часть повреждений газопроводов приходится на долю частичных разрушений их стенок, которые могут быть охарактеризованы площадью разрушения ^г<^, где £ -площадь внутреннего сечения трубопровода, SI=r■S, г=[0;1], а также удалённостью места повреждения от нагнетающей компрессорной станции.

Рассмотрим режим такого истечения при следующих общих условиях:

перекачивающая станция на конце участка газопровода сохраняет постоянное значение расхода Q2=Q, соответствующее расходу Q в нормальном режиме;

нагнетающая станция обеспечивает на своём выходе расход газа Q1, равный сумме нормального расхода Q2 и утечки Qr через повреждённую стенку трубопровода: Q1=Qr+Q2, - поддерживая при этом давление Р1 и температуру Т1 на заданных уровнях;

истечение газа происходит в атмосферу с давлением Ри=1,01 ■ 105 Па;

состояние магистрали в режиме истечения приняло установившийся характер;

наличие систем защиты, блокирующих работу газопровода в режимах с аварийными истечениями, не учитывается.

Для указанных общих условий введём обозначения величин, характеризующих параметры газопровода и состояние газа в его различных сечениях: Рь Ра, Рг, Р2 - абсолютные давления газа в начале трубопровода, в месте его повреждения, в выходном сечении разрыва (в струе истечения) и в конце трубопровода, Па;

Куцова Елена Викторовна - ООО “Питергазинжиниринг” ведущий инженер, e-mail: [email protected], тел. 74957847161

Васильев Евгений Михайлович - ВГТУ, канд. техн. наук, ст. науч. сотрудник, e-mail: [email protected], тел. 84732437776

Ть Та, Тг, Т2 - термодинамическая температура газа в указанных выше сечениях трубопровода, К; w1, wa, ^г, ^2 - скорости газа, м/с;

ТЬ - средняя по длине участка температура окружающей среды, К;

СР, Су - молярные теплоёмкости газа при постоянном давлении и объёме, Дж/(моль-К); ц - молярная масса газа, кг/моль;

¥ц„ - молярный объём газа при температуре Ти=273 К и давлении Ри=1,01-105 Па, м3/моль;

к\, ка, к2 - нивелирные уровни начала трубопровода, места разрыва и конца трубопровода, м;

Ь - длина трубопровода между нагнетающей и перекачивающей компрессорными станциями, измеренная вдоль его геометрической оси х симметрии, м;

Ьа - расстояние до места разрыва, Ьа=аЬ, а=[0;1];

Б - внутренний диаметр трубопровода, м;

Р - уклон трубопровода относительно линии горизонта, град.

Используя введённые обозначения, составим уравнения, характеризующие состояние газа в трубопроводе с рассматриваемым аварийным режимом истечения в некоторой предполагаемой точке а через разрыв с площадью [3-6].

Уравнение теплосодержания для участка трубопровода между сечениями х-[ и ха:

( 2 Л ( ..2

CPT\ +,WL + ^gh\

2

v, =

+ y.gha+ Ct {(T(x) - TL )dx

У

a-L

CPTa +

^Wa

2

(1)

где V], V,,, - молярные расходы газа в соответствующих сечениях, моль/с:

Р^__________Ц .

V, = ■

Pi =

v,

Ц1

Pa

Ц

, " V,a

p,, pa - плотности газа, кг/м3; объёмы, м3/моль:

PnTi

V,1, V,a - молярные

V , = V

y ЦІ у ЦП

P,T,

1і n

V =V

у ,a у цп

PT

1 n1 a

P T

1 a1 n

g - ускорение свободного падения, м/с ; Ст - коэффициент теплопередачи от газа к внешней среде,

+

v

a

Дж/(с-м ■К); Т(х) - неизвестная функция распределения температуры газа по длине трубопровода.

Уравнение теплосодержания для участка ха-х2:

(СРТ а+Ц^а + Цgkа)vа = {СРТг +ЦтГ_ +

2

2

+ Н-.?ка)у г + (СРТ2 + ^ ,2 + ц^2 +

(2)

+ Ст

пВц

р2^2£а

| (Т(X) - ть )йх)у 2,

а-Ь

где Уг - молярный расход газа в струе истечения, моль/с.

Уравнения неразрывности потока газа: Рі^І^Ра^; (3)

Ра^а^=Рг^г^г+Р2^2^, (4)

дополняются условием поддержания заданного расхода Q перекачивающей станцией:

Р2^2^=0. (5)

Уравнения, характеризующие изменение количества движения газа вдоль оси х трубопровода между сечениями х1 и ха, ха и х2 для массы газа, численно равной секундному расходу в соответствующих сечениях:

РіМ^(М>а - ^1) = (Р1 - Ра )£ - ^

Рі^і^

а-Ь

| w(X)dx -

- I

8Іп в(к^к; w(h)

(6)

Р2w2£(w2 -wа) = (Ра -Р2)£-

(7)

а-Ь

ho

где X - коэффициент внутреннего вязкого трения в потоке газа.

Процесс истечения газа через частичное повреждение стенки трубопровода принимается адиабатическим, т. е. с выполнением соотношения:

Т

1 г

т

( Рг Х

У-1

Р Чау

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(8)

где у= СР/Су - показатель адиабаты.

Учитывая также, что отношение давления в магистральных газопроводах к атмосферному давлению обычно превышает критическое значение, необходимое для звуковой скорости истечения, в соответствии с законом Сен-Венана запишем:

Рг

Ра

У

2 1 у-1

(9)

а Ч^ +1V

и примем скорость истечения Wr равной местной скорости звука:

wг2 =:&

ц

(10)

где Я - универсальная газовая постоянная, Дж/(моль-К).

Отметим, что процесс падения давления в струе истечения от начального значения Рг до давления Рп внешней среды происходит уже вне трубопровода и здесь не рассматривается.

Система уравнений (1)-(10) при их совместном решении позволяет по известным, определённым исходными условиями значениям величин Р1, Т1, Q2=Q получить искомые величины w!, Ра, Та, ^а, Рг, Тг, Р2, Т2, ^2 . Однако наличие неизвестных функций распределения температуры Т(х) в (1),(2) и скорости w(x), м>(к) в (6),(7) указывает на необходимость получения этого решения путём перехода от (1)-(10) к разностной схеме, построенной с некоторым шагом Ь, (5/<<1) на всей длине трубопровода:

срт1 + = срт'+1+Ц 2+1 ++1+

+ СТ^Б^\, Т Т+1 - ТЬ !■ st ■ Ь;

2

СРТІ+1 + Ц 2+1 + Ц8^+1 = СРТі+2 + Ц ^2+2 + Ц8^+2 + + Ст-^^(ТІ+1 + ТІ+2 -ТЬ |-з,-Ь;

Рі+1^-+1£ Ч 2

-1 ^2

СрТоЬ/л-1 +--------+ Ц-1 = СрТп + ^° +

+ ц 8^*“ + СТ

пВц

(Т аЬ/ , + Та 1

- Ть

аЬ/ _і + Т а

А,

- з, - Ь;

( 2 СРТа + + Ц ^а

(2 Г' т цwг і,

СРТг +~^~ + ц СТо

А

2

+1

СРТаЬ/,+1 +----------^----+ ц 8hаL/t+1 ■

+ Ст

пВц

( Та + ТаЬ/ +1

_________А,

Ра/5,+lWаЬSt+1

ц *2

£

- Ть

У°А,+1;

а/,+1

СРТаь/,+1 +—25—+ц ^а/^-

ЦWo ^,+2 ' 2

“у +2

+СРТаь/ + 2 +----------;г—+Ц 8^/

/

+2

+ Ст

пВц

Р“ЬЗ,+2^+2

£

( ТаЬ/г+1 + Т“Уг+2 ^

/Б,_________/3________Т

2 Ь

- з, - Ь;

^+1=^+.5,Ь8ІпрІ; і = 0,1,...,1/з,; Р^ = р-+lwi+1£;

h

2

+

у

2

Ра ^а S PyWySy +PuL/ +1S;

Ра%+1^^+1S =

P/w/S(wi+1 - wi ) = (Pi - Pi+1)S -->.PW£ ( W.IWüL1. Й. L -

2D

(

- gPiwiS

T

L r

T

^ a

( p \

r

P

Чау

wi + wi+1 2wiwi+1 Y-1

• Pr_.

’Ра

st • L sin ßi;

2

Y

Y-1

; w2 = 'YT

ЧУ +^ Ц

Общее количество уравнений для численного решения составляет n=3/st+4.

В качестве числового примера использования составленной модели для прогнозирования аварийных расходов рассмотрен газопровод с параметрами нормального режима (рис.1,2): Р1=50-105 Па;

Р2=30,65-105 Па; Та=310 К; Т2=285 К; Токр=280 К; ^1=4 м/с; ^2=6 м/с; СТ=1,19 Дж/(с^К); Х=0,034; Р=(3,6/л)° при х<100403 м; р=(-3,6/л)° при х>100-103 м; Ь=200403 м; 5=1 м2; Б=1,128 м; СР=35,6 Дж/(моль-К); С^=27,3 Дж/(моль^К); Л=8,31 Дж/(моль^К); ц=16,0440-3 кг/моль; Кцп=22,440-3 м3/моль; Q=p1w1S=124,87 кг/с.

на стороне перекачивающей станции. При этом расход истечения составил Qr=61,88 кг/с и расход в конце трубопровода Q=124,87 кг/с.

Рис. 2. Зависимости прогнозируемых аварийных расходов от параметров а и г разрыва

Для каждого значения удалённости а сущест-

вует максимальная характеристика

площади

разрыва (например, гмакс=0,012 для а=0,4; гмакс=0,021 для а=0,2; гмакс=0,033 для а=0,1), при превышении которой условие поддержания постоянного номинального расхода Q2=Q=124,87 кг/с на конце трубопровода становится физически неосуществимым.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Селезнёв В.Е. Численный анализ и оптимизация газодинамических режимов транспорта природного газа / В.Е.Селезнёв, Г.С.Клишин, В.В.Алёшин и др. -М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 224 с.

2. Едигаров А. С. Математическое моделирование

аварийного истечения и рассеивания природного газа при разрыве газопровода / А.С.Едигаров,

В.Л.Сулейманов // Математическое моделирование, 1995, т.7, вып.4. - С.37-52.

3. Абрамович Г.Н. Прикладная газовая динамика. Ч.1 / Г.Н.Абрамович. - М.: Наука, 1991. - 600 с.

4. Лойцянский Л. Г. Механика жидкости и газа / Л.Г.Лойцянский. - М.: Дрофа, 2003. - 840 с.

5. Поршаков Б.П. Термодинамика и теп-

лопередача (в технологических процессах нефтяной и газовой промышленности) / Б.П.Поршаков,

Р.Н.Бикчентай, Б.А.Романов. - М.: Недра, 1987.-352 с.

6. Алиев Р. А. Трубопроводный транспорт нефти и газа / Р.А.Алиев, В. Д.Белоусов, А.Г.Немудрин и др. - М.: Недра, 1988. -368 с.

Рис. 1. Распределение характеристик газа в нормальном и аварийном состояниях трубопровода

Сравнение состояний газов в нормальном и аварийном режимах газопровода (рис. 1) с площадью повреждения 5г=г-5=0,012-1=0,012 м2=120 см2, на расстоянии x=a-Z=0,4-200-103=80-103 м от компрессорной станции указывает на характерный быстрый рост скорости газа и резкое падение давления

ООО “Питергазинжиниринг” (г. Москва)

Воронежский государственный технический университет

FORECASTING OF EMERGENCY OPERATION OF GAS-TRANSPORT SYSTEMS

E.V. Kutsova, E.M. Vasilyev

The problem of forecasting of charges gas is solved at emergency damages of the gas mains under known characteristics of their functioning in a normal mode. The mathematical model of a condition a highway in the emergency operation, using the general laws of conservation of energy, weights and a pulse in a stream of gas is made. Results of modeling for a concrete numerical example are resulted

2

r

макс

Key words: a gas main, emergency operation, forecasting, mathematical modeling

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.