МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
При этом необходимо отметить, что, на мой взгляд, самый большой потенциал в этой сфере, как за рубежом на уже освоенной нише, так и в России, имеют банковские структуры. В подтверждение этого следует отметить, что традиционный приват-банкинг во всех его формах уже является готовой площадкой для построения на его основе не только лишь управления благосостоянием с уже вышеописанными услугами, но и куда более широким их диапазоном. Таким образом, целесообразно говорить о некоторой ассимиляции управления благосостоянием и приват-банкинга, которая имеет потенциально очень масштабные возможности для получения на ее основе сверхприбылей. Бросается в глаза тот факт, что управление благосостоянием за рубежом изначально включает в себя сервисы приват-банкинга, которые основываются на обслуживании клиента персональным банкиром. Естественно, на такой основе куда проще предложение и продвижение в рамках управления благосостоянием традиционных банковских продуктов, механизма персональных инвестиций. В Англии на сегодняшний момент особенно популярны life-style услуги, которые основаны на адресной работе с определенными социальными слоями - именно поэтому, целые департаменты банков в Англии работают по конкретным категориям населения.
Получается, что даже в условиях оттока капитала банки могут предоставлять традиционные услуги в рамках работы с состоятельным сегментом: открытие депозитов (как валютных, так и рублевых) и предоставление кредитов на различной основе. Но на сегодня отечественный банкинг скорее не желает понимать этого факта, причиной чему является в первую очередь макроэкономическое окружение. А в условиях политической конфронтации и нестабильности национальной экономики невозможен приход на отечественный рынок зарубежных гигантов этого бизнеса. Ситуация должна несколько исправиться с окончанием геополитических противоречий, ярким примером чего является группа стран Восточной Европы - Словакия, Польша, Чехия, которые характеризуется зрелыми рынками благосостояния, несмотря на относительно непродолжительную историю существования этих государств в рамках рыночной экономики.
Список использованных источников:
1. World Wealth Report 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.capgemmi.com/thought-
leadership/world-wealth-report-2014-from-capgemini-and-rbc-wealth-management (дата обращения: 12.05.2015).
© А. Э. Ковалев, 2015
УДК 332.144
А.Э.Ковалев
Студент 1-го курса магистратуры экономического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва
Г. Саранск, Российская Федерация
ПРОГНОЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Аннотация
В статье проведен статистический анализ размеров государственного долга республики Мордовия, обозначены существенные аспекты его перспективного состояния. Проанализирована помесячная динамика государственного долга республики с выявлением факторов сезонности в качественном сравнении с ВРП региона. Показаны прогнозные значения государственного долга до 2018 года и выявлены основные проблемы и преимущества всей региональной экономики, которые способны скорректировать его состояние.
Ключевые слова
Государственный долг, дефицит, ВРП, республика Мордовия, дотации, инновационное развитие
161
международный научный журнал «инновационная наука»
№9/2015
ISSN 2410-6070
Заемные средства довольно часто выступают устойчивым источником финансирования дефицита, как в национальном масштабе, так и на уровне отдельных субъектов. Кроме того, полученные финансовые ресурсы могут использоваться для вложения в приоритетные отрасли производства конкретного региона, что позволит стимулировать их инновационное развитие, инвестиционные проекты, целевые программы социального и промышленного характера. Этот вопрос особенно актуален для регионов с ярковыраженным дотационным характером экономики, к которым относится и республика Мордовия. Стоит отметить, что устойчивый и неконтролируемый рост государственного долга содержит угрозы в контексте экономической безопасности региона и увеличения дефицита бюджета субъекта в перспективе. В условиях нестабильности мировой экономики и уменьшения продолжительности фаз К -волн. В рамках таких структурных изменений проблема роста государственного долга республики Мордовии принимает очень серьезный характер. Чемпионат мира по футболу 2018 года, который пройдет и в Саранске, прогнозируемо вызовет потребность в дополнительном финансировании в связи с масштабными проектами по совершенствованию транспортной, дорожной инфраструктуры, как города Саранск, так и всего региона.
Стоит отметить, что экономическое развитие республики Мордовия (далее РМ) осуществляется в условиях устойчивого дефицита бюджета, который на начало 2014 года составил 4111,56 миллионов рублей. Дефицит регионального бюджета порождает потребность в стабильном внешнем финансировании, что проявляется в общей тенденции увеличения государственного долга республики (рисунок 1).
Рисунок 1 - Тенденция увеличения государственного долга РМ (на примере среднегодовых значений
за период 2009-2013 гг.) [1]
На основании данных, представленных в рисунке 1, можно сделать очевидный вывод о том, что государственный долг РМ за исследуемый период увеличился на 638,73% (в 6,4 раза). Такое увеличение вызывает беспокойство в связи с превышением предельных значений экономической безопасности, которые представляют собой отношение размеров государственного долга к валовому региональному продукту (далее ВРП). Для анализа рассчитаем коэффициент отношения государственного долга региона к ВРП, который показывает качественный рост/снижение первого (таблица 1).
Таблица 1
Государственный долг РМ за период январь 2009-сентябрь 2014 гг., млн. руб. [1]
2009 2010 2011 2012 2013 2014
Среднегодовое значение 3832,39 7266,00 15292,66 20313,83 24478,73 26028,17
январь 4087,68 5627,90 12213,32 19814,32 24247,91 26702,65
162
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
Продолжение таблицы 1
февраль 4119,06 5575,37 11995,06 18499,60 22843,41 25995,65
март 4170,14 5484,62 11986,13 18702,39 22833,41 26150,48
апрель 4107,97 5533,19 12381,24 18668,68 22549,50 26988,98
май 3997,64 6401,85 15943,11 19146,00 22819,50 21598,42
июнь 4008,28 6545,98 16846,02 19096,00 24537,51 29195,15
июль 3851,91 7826,77 16654,20 20261,64 24165,95 29096,15
август 3049,43 7698,75 16508,09 21060,12 25030,95 24023,02
сентябрь 3430,20 8970,96 16734,15 21808,32 25501,21 24503,02
октябрь 3510,95 8960,62 16717,87 22128,32 25513,65 -
ноябрь 3852,21 8739,02 17322,82 22296,95 28490,86 -
декабрь 3803,25 9826,96 18209,92 22283,56 25210,84 -
Анализ данных, представленных в таблице 1, подтверждает и аграрную направленность экономики республики: в середине третьего квартала практически во всех годах происходит снижение значения государственного долга, что связано с повышением доходов региона и направлением части их на погашение обязательств перед кредиторами. В то же время, противоположная тенденция наблюдается в конце второго квартала. Эти разнополюсные изменения в первую очередь связаны с периодами активного проведения сельскохозяйственных работ и обусловлены объективным фактором сезонности. В большинстве остальных случаев резких скачков значения государственного долга от месяца к месяцу не наблюдается, либо они связаны с кратковременными колебаниями в экономике региона: повышение инвестиционных затрат на капитальное строительство, масштабные ремонтные работ, связанные с ликвидацией последствий природных явлений (паводки, ураганы и т.д.).
Анализ качественного изменения значения государственного долга в РМ возможен лишь путем
сопоставления темпов его роста с темпами роста другого показателя, характеризующего степень развития экономики региона в целом. Вне всяких сомнений, таким показателем является ВРП. В таблице 2 показаны значения коэффициента отношения государственного долга к ВРП на протяжении 2011 -2013 гг., который позволит оценить реальное повышение объема заимствований региона.
Таблица 2
Государственный долг и ВРП Мордовии, млн. руб. [1]
2011 2012 2013
факт рост, % факт рост, % Факт рост, %
Государственный долг (среднемес.) 15292,66 210,47 20313,83 132,83 24478,73 120,50
ВРП 12744 121,3983 13429,89 105,38 14732,59 109,70
Государственный долг/ВРП 1,20 198,18 1,51 126,05% 1,66 109,85%
Увеличение отношения государственного долга к ВРП, которое мы наблюдаем на протяжении исследуемого периода в республике Мордовия, составило 138,33%. Это является глубоко неблагоприятной тенденцией, которая, в целом, позволяет судить о том, что государственный долг растет быстрее, чем ВРП. Это создает угрозы для экономической безопасности региона, делает его более зависимым от внешних заимствований, ослабляет реальный сектор экономики и создает негативные предпосылки для дальнейшего развития и функционирования многих отраслей.
Во многом данная ситуация объясняется незначительным числом предприятий, занимающихся реальным производством и активным развитием развлекательной индустрии в регионе. В данном случае дотационный характер экономики является объективным следствием. В случае сохранения подобной тенденции к 2018 году последствия для экономики республики могут быть еще более негативными. Для количественной оценки возможных последствий построим аппроксимационный прогноз значений государственного долга республики Мордовия до 2018 года.
163
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№9/2015
ISSN 2410-6070
Рисунок 2 - Прогноз изменения размеров государственного долга РМ до 2018 года, млн. руб. [1]
Из графика видно, что в 2018 году значение объем государственных заимствований республики Мордовия может превысить 45 миллиардов рублей - это притом, что на сентябрь 2014 года он составлял 24,5 миллиарда рублей. В связи с проведением Чемпионата Мира по футболу в Саранске в 2018 году, прогноз, представленный выше, может и вовсе оказаться весьма оптимистичным, поскольку данное мероприятие потребует серьезных капитальных вложений в региональную экономику для финансирования капитальных затрат. Так, на сентябрь 2014 года стадион «Юбилейный» построен на 17 % (1,53 млрд. руб. -текущие вложения), дорожная инфраструктура региона изношена в среднем на 78%, реконструкция аэропорта «Саранск» завершена на 46%. Это одни из самых низких значений в Волжском кластере, что, несомненно, вызывает беспокойство в связи с планируемыми инвестициями.
Ассоциация инновационных регионов в официальном документе «Рейтинг инновационных регионов для целей мониторинга и управления» проводит ранжирование субъектов Российской Федерации по индексу инновационного развития. В рейтинг входят 23 показателя, а его лидерами являются 11 регионов, в которых значение вышеупомянутого индекса превышает 130% от среднего по стране уровня. Лидерами рейтинга уже второй год являются: г. Санкт-Петербург, г. Москва, Республика Татарстан и Нижегородская область. Республика Мордовия в рейтинге уровня инновационного развития по состоянию на 2014 год находится на 21 месте среди 83 регионов России. Индекс ее инновационного развития составляет 116,2% (средний по стране уровень - 130%). В 2014 году республика опустилась на две позиции вниз, сохранив, тем не менее, свое положение в группе «средне-сильных инноваторов». Данный факт подтверждает серьезную предрасположенность РМ к внешним заимствованиям хотя бы потому, что весь инновационный потенциал не может быть воплощен в реальное производство в связи с отсутствием широкого круга предприятий, на промышленных площадках которых могут быть апробированы разработки на базе новейших технологий.
Однако, в целом, не приходится отрицать факт того, что разработки в сфере энергоэффективности находят широкую поддержку со стороны руководства республики, что по большей части выражается в нормативно-правовом регулировании вопроса снижения энергоемкости ВРП (государственная программа республики Мордовия "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы). Четкий график снижения энергоемкости ВРП за счет внедрения новейших технологий и стандартов энергетического менеджмента дает существенный толчок в области становления и развития светотехнической индустрии в регионе, которая в перспективе может вовсе стать оной из ведущих отраслей в РМ, поспособствовав снижению долговой зависимости региона.
В целом, стоит сделать вывод о том, что на данный момент перспективы изменения размера государственного долга РМ скорее носят негативный окрас в связи с близящимся ЧМ по футболу регион будет вынужден увеличить долговую нагрузку, что объясняется неготовностью замещения за счет собственных средств. Однако, в самой ближайшей перспективе за счет высокого инновационного
164
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
потенциала ситуация может измениться в лучшую сторону за счет внедрения новейших технологий в области энергоэффективности. Но данный сценарий возможен лишь в случае перестройки экономики региона на базе становления диверсифицированно направленной промышленности и переориентации локальных экономических процессов на более высокие технологические стандарты.
Список использованных источников:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 06.07.2015).
© А. Э. Ковалев, 2015
УДК 332.012
О.В. Костенко
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой денег, кредита и финансов ФГБОУ ВО Вятская государственная сельскохозяйственная академия
г. Киров, Российская Федерация
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КЛАСТЕР» С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В
ЭКОНОМИКЕ
Аннотация
Кластеры стали существенным фактором экономического развития и эволюции социальноэкономических систем. Существует три подхода к пониманию кластера - группа географически близких взаимосвязанных предприятий; локализованная сеть предприятий; группа взаимосвязанных отраслей. С позиций системного подхода кластеры - это новый уровень социально-экономической системы, формирование которой происходит на основе множества объективных тенденций со сложными взаимосвязями.
Ключевые слова
кластер, теория кластеров, системный подход.
В экономике термин «кластер» вошел в полноценный оборот в 1990-е годы, что многие считают заслугой Майкла Портера. Его работы стали логичным развитием теорий локализации производств. Однако тенденции компаний «скапливаться» в территориальной близости друг от друга были выявлены задолго до М. Портера, в их основе лежат возможности извлечения выгод от близкого взаимного расположения.
Развитие теории управления предприятием в условиях, когда внешняя среда меняется все более быстро и агрессивно, привело к появлению в 1960-е - 1970-е годы стратегического менеджмента предприятий [1, с.4-11]. До определенного времени успех в бизнесе определялся внутренним управлением компанией (снижение издержек и повышение качества продукции за счет оптимизации технологических процессов, управления издержками и т.д.). В последующем поиск факторов роста переместился во внешнюю среду. Широко известна модель пяти конкурентных сил М. Портера, которая учитывает влияние не только прямых конкурентов, но и другие связи (новые конкуренты, поставщики, товары -заменители, покупатели). Еще один подход - концепция цепочек ценности - также нацелен на поиск резервов роста не только внутри предприятия, но и во взаимодействии с поставщиками и покупателями. Такое взаимодействие может иметь как форму конкурентного давления (заставить поставщика снизить цену), так и форму кооперации (найти взаимовыгодный технический или организационный способ снижения издержек). Результатом стало целое направление в стратегическом менеджменте - выстраивание долгосрочных отношений с поставщиками и покупателями как элемент конкурентной и деловой стратегии. Еще одно направление поиска успешных стратегий развития предприятий - использование возможностей
165