Научная статья на тему 'Прогноз развития сферы создания и использования цифровых технологий, развития и внедрения инноваций, развития средств массовой информации и рекламы в муниципальном образовании'

Прогноз развития сферы создания и использования цифровых технологий, развития и внедрения инноваций, развития средств массовой информации и рекламы в муниципальном образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие муниципального образования / информатизация / инвестиция / муниципальные программы / бюджет. / development of municipal formation / informatization / investment / municipal programs / budget.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпак Полина Алексеевна, Булгаров Мурат Ахмедович

Информационные и коммуникационные технологии используются для повышения качества, производительности и интерактивности городских служб, снижения расходов и потребления ресурсов, улучшения связи между городскими жителями и государством. Применение технологии «умного города» развивается с целью улучшения управления городскими потоками и быстрой реакции на сложные задачи. Поэтому «умный город» более подготовлен к решению проблем, чем при простом «операционном» отношении со своими гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шпак Полина Алексеевна, Булгаров Мурат Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecast for the development of the sphere of creation and use of digital technologies, development and implementation of innovations, development of media and advertising in the municipality

Information and communication technologies are used to improve the quality, productivity and interactivity of city services, reduce costs and resource consumption, and improve communication between city residents and the government. The use of smart city technology is evolving to improve the management of urban flows and quickly respond to complex problems. Therefore, a “smart city” is more prepared to solve problems than with a simple “operational” relationship with its citizens.

Текст научной работы на тему «Прогноз развития сферы создания и использования цифровых технологий, развития и внедрения инноваций, развития средств массовой информации и рекламы в муниципальном образовании»

удк 338.2

doi: 10.47576/2949-1886.2025.1.1.019

Шпак Полина Алексеевна,

студент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

Булгаров Мурат Ахмедович,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

прогноз развития сферы создания и использования цифровых технологий, развития и внедрения инноваций, развития средств

массовой информации и рекламы в муниципальном образовании

Информационные и коммуникационные технологии используются для повышения качества, производительности и интерактивности городских служб, снижения расходов и потребления ресурсов, улучшения связи между городскими жителями и государством. Применение технологии «умного города» развивается с целью улучшения управления городскими потоками и быстрой реакции на сложные задачи. Поэтому «умный город» более подготовлен к решению проблем, чем при простом «операционном» отношении со своими гражданами.

Ключевые слова: развитие муниципального образования; информатизация; инвестиция; муниципальные программы; бюджет.

Shpak Polina A.,

Student, I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Bulgarov Murat Ä.,

Senior Lecturer at the Department of State and Municipal Management, I.T. Trubilin Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

forecast for the development of the sphere of creation and use of digital

technologies, development

and implementation of

innovations, development of

media and advertising in the municipality

Information and communication technologies are used to improve the quality, productivity and interactivity of city services, reduce costs and resource consumption, and improve communication between city residents and the government. The use of smart city technology is evolving to improve the management of urban flows and quickly respond to complex problems. Therefore, a "smart city" is more prepared to solve problems than with a simple "operational" relationship with its citizens.

Keywords: development of municipal formation; informatization; investment; municipal programs; budget.

132 научно-практический журнал

Цифровые технологии оказывают значительное влияние на коммуникации и обеспечивают эффективное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, граждан и государства. Масштабы влияния цифровых средств массовой коммуникации и рекламы на общество и государство возрастают с каждым днем [1].

Основными тенденциями развития цифровых технологий являются оптимизация бизнес-процессов за счет точного прогнозирования и планирования с использованием технологий больших данных, искусственного интеллекта, широкого применения Интернета вещей, полная автоматизация производственных процессов, повсеместное применение роботизированной техники и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов, решение части управленческих задач искусственным интеллектом, равноценность виртуального присутствия физическому [2].

Меняются потребительские тренды, модели поведения и предпочтения потребителей - и граждане, и организации предпочитают взаимодействовать и получать услуги и сервисы независимо от местоположения и времени любыми удобными для них способами, исключать посредников из «цепочек» предоставления товаров и услуг.

Тенденции развития цифровых технологий показывают, что мегаполисы переходят от этапа развития отдельных информационных технологий (перевод в цифровой вид текущих бизнес-процессов) к этапу комплексного развития цифровой среды (цифровые технологии повышают эффективность бизнес-процессов и создают принципиально новые возможности для городов и их жителей) [3]. Применение технологий искусственного интеллекта позволяет повысить качество государственного управления и оказания государственных услуг, обеспечить персонализацию государственных сервисов, оказания медицинских услуг, образовательных процессов благодаря анализу больших данных и принятию решений на основе цифр и закономерностей. В данный момент муниципальное образование город Краснодар использует технологии искусственного интеллекта в рамках отдельных проектов в сферах здравоохранения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства,

градостроительства, экономики, безопасности, предоставления государственных услуг и взаимодействия с жителями. В дальнейшем технологии искусственного интеллекта будут применяться во всех сферах городской жизни [4].

Муниципальная программа будет учитывать глобальные мировые тенденции и обеспечивает запуск и реализацию комплексных цифровых преобразований для формирования и развития «умного» города Краснодара в целях поддержки и развития цифровой экономики.

На текущем этапе подготовки и реализации муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие цифровой среды и инноваций» («Умный город - 2030») планируется работа по обеспечению синергетических эффектов от внедрения цифровых технологий и инновационных решений, формированию нового качества предоставления государственных услуг и сервисов для жителей и коммерческих организаций, а также ускоренному внедрению сквозных цифровых технологий (в том числе искусственного интеллекта и больших данных), достижению цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы и обеспечению устойчивого развития отрасли информационно-коммуникационных технологий.

Одним из базовых результатов муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие цифровой среды и инноваций» («Умный город - 2030») является практическая реализация во всех сферах городского хозяйства следующих принципов:

- ориентация на человека при внедрении цифровых технологий во все сферы городского хозяйства;

- активное участие граждан в жизни обще -ства и в принятии решений по городским вопросам, становление открытого цифрового правительства;

- применение искусственного интеллекта для решения городских задач;

- обеспечение равных возможностей, создание полноценной безбарьерной среды во всех сферах городской жизни за счет использования цифровых технологий;

- развитие муниципальное образование город Краснодар совместно с бизнесом и на-

учным сообществом на партнерских взаимовыгодных условиях;

- формирование условий для широкомасштабного использования документов в электронном виде с целью повышения эффективности использования ресурсов и прозрачности городского управления;

- использование сквозных технологий во всех сферах городского управления: большие данные и предиктивная аналитика, технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, новые технологии связи и Интернет вещей, распределенный реестр (блокчейн), новые интерфейсы взаимодействия «человек-машина», новые технологии безопасности, включая кибербезопасность, компьютерное моделирование, технологии трехмерной печати и сканирования;

- адресная поддержка развития отечественных цифровых решений во всех городских сферах;

- развитие кооперации исследователей, разработчиков и производителей в различных отраслях экономики;

- развитие инновационной инфраструктуры;

- использование цифровых технологий в городском хозяйстве, позволяющих в режиме реального времени проводить мониторинг уровня загрязнения воздуха, осуществлять контроль промышленных выбросов и своевременно реагировать на превышения нормативных значений выбросов;

- формирование благоприятных условий для производителей высокотехнологичной продукции;

- разработка и внедрение механизмов стимулирования спроса на инновационную продукцию, в том числе в формате проведения пилотных тестирований инновационных решений на городских площадках;

- реализация комплекса мер по достижению показателей в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Реализация муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие цифровой среды и инноваций» («Умный город - 2030») обеспечит достижение социальных, экономических и технологических эффектов.

Социальные эффекты заключаются в развитии человеческого капитала в муниципаль-

ное образование город Краснодар и обеспечении устойчивого роста качества жизни всех категорий граждан. Широкое применение цифровых технологий предоставит жи -телям краевого центра новые возможности в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры, спорта, туризма и отдыха, обеспечения охраны окружающей среды и других сферах, что приведет к развитию комфортной городской среды и росту качества жизни, труда и отдыха горожан, снижению временных и экономических издержек, сокращению разрывов в социальном и экономическом развитии. Реализация муниципальной программы обеспечит устранение «цифрового неравенства», позволит повысить качество, открытость и эффективность государственных услуг и сервисов муниципальное образование город Краснодар [5].

Экономические эффекты заключаются в предоставлении жителям города новых возможностей для экономической активности, одновременно снижая издержки, в том числе временные, на получение городских услуг и сервисов [6-8].

Реализация муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие цифровой среды и инноваций» («Умный город - 2030») позволит обеспечить условия для стабильного развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и поддержки ключевых элементов отрасли, создаст предпосылки для формирования в муниципальное образование город Краснодар новых рабочих мест в секторах цифровой экономики и будет способствовать развитию предпринимательства и частной инициативы. Цифровые технологии будут вносить все более существенный вклад в общий объем экономики муниципальное образование город Краснодар. За счет широкого использования цифровых технологий во всех сферах городской жизни будут сформированы новые секторы экономики, повысится производительность и эффективность уже существующих секторов.

Технологические эффекты заключаются в апробации технологий, создании цифровых решений, которые могут быть использованы в качестве лучших практик для тиражирования, в том числе другими субъектами Рос-

сийской Федерации, что позволит обеспечивать стабилизацию и устойчивое развитие отрасли информационно-коммуникационных технологий [9].

Реализация муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие цифровой среды и инноваций» («Умный город - 2030») обеспечит снижение административных барьеров и повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности за счет использования сквозных цифровых технологий.

Важным аспектом внедрения сквозных технологий и цифровых городских платформ является экономия бюджета муниципальное образование город Краснодар за счет повышения доступности городских данных и открытых интерфейсов прикладного программирования (API) городских платформ и компонентов, которые могут использовать коммерческие организации для решения городских задач и предоставления сервисов и услуг москвичам.

Использование предиктивной аналитики на основе технологий больших данных и искусственного интеллекта обеспечит повышение эффективности исполнения государственных функций органами исполнительной власти муниципальное образование город Краснодар, в том числе с точки зрения эффективности расходования местного бюджета.

Технологические эффекты заключаются в создании и содействии развитию цифровой экономики муниципальное образование город Краснодар за счет внедрения сквозных цифровых технологий во все сферы городской жизни и дальнейшего развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры. Городская экосистема непрерывных инноваций позволит создавать технологические заделы для дальнейшего развития краевого центра и оперативно реагировать на смены технологических циклов [10].

Для достижения перечисленных социальных, экономических и технологических эффектов в рамках муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие цифровой среды и инноваций» («Умный город - 2030») предусмотрена реализация системы мероприятий, направленных на получение значимых для

муниципального образования город Краснодар результатов. Эффекты от исполнения мероприятий имеют неоднородный характер и вносят различный вклад в достижения целей муниципальной программы. Для мероприятий, в рамках которых решаются важные социальные задачи в интересах существенной части населения муниципальное образование город Краснодар, характерны высокие финансовые затраты. Мероприятия, предусматривающие внедрение передовых технологических решений, первоначально ориентированы на небольшую группу пользователей и позволяют более эффективно использовать необходимые для их реализации ресурсы, в том числе финансовые.

Для оценки перечисленных социальных, экономических и технологических эффектов применяются конечные результаты муниципальной программы.

Списокисточников

1. Бирюкова Д. А., Шумилина Е. А. Особенности принятия управленческих решений в социальных системах // Экономика и управление глазами юных исследователей : материалы II национальной научно-практической конференции, Краснодар, 24 июня 2022 года. Краснодар, 2022. С. 40-45.

2. Биушкин И. В., Гусев Д. А., Юрканова И. Д. Роль и значение социальной инфраструктуры в развитии социально-экономической системы территории // Естественно-гуманитарные исследования. 2024. № 5(55). С. 484-487.

3. Булгаров М. А., Попова С. Н. Развитие туристско-рекреационного потенциала в Краснодарском крае // Эпомен. 2020. № 44. С. 56-61.

4. Булгаров М. А., Ильина В. С. Социальная политика Краснодарского края в современных условиях // Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий : материалы V международной научно-практической интернет-конференции, в 2 ч., Вологда, 18-22 мая 2020 года. Ч. I. Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2020. С. 90-93.

5. Власенко И. Н., Шумилина Е. А. Занятость населения как фактор социально-экономического развития региона // Государственное регулирование социально-экономического развития региона: проблемы и решения : материалы V краевой межвузовской научно-практической конференции, посвященной 30-летию Законодательного собрания Краснодарского края, Краснодар, 14 ноября 2024 года. Краснодар, 2024. С. 148-151.

6. Гурьев Т. А., Веремьева О. В., Булгаров М. А. Приоритеты социально-экономического развития России // Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода : материалы XIII Международной научно-практической конференции в рамках научной школы «Экономика и управление

отраслями, комплексами на основе инновационного подхода» профессора Т. Т. Цатхлановой, Элиста, 22 марта 2024 года. Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, 2024. С. 86-87.

7. Создание проектных офисов по реализации гражданских инициатив на селе / Е. В. Плотникова, А. Д. Бобров, В. С. Сибиркина [и др.] // Экономика и предпринимательство. 2021. № 5(130). С. 1127-1131.

8. Толкачева П. О., Гусев Д. А. Разработка современного механизма признания субъекта малого и среднего предпринимательства социальным предприятием // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2024. № 6. С. 78-83.

9. Цифровизация и ее экономическое влияние на производительность труда / М. А. Булгаров, А. Л. Зол-кин, Н. С. Куделя, Е. С. Куделя // Экономика и предпринимательство. 2024. № 11(172). С. 75-81.

10. Шумилина Е. А. Актуальные вопросы развития информационного пространства в России // Виртуозы науки : сборник тезисов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых за 2023 г, Краснодар, 6-15 ноября 2023 г. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, 2024. С. 913-914.

References

1. Biryukova D. A., Shumilina E. A. Features of managerial decision-making in social systems. Economics and Management through the eyes of young researchers : proceedings of the II National Scientific and Practical Conference, Krasnodar, June 24, 2022. Krasnodar, 2022. Pp. 40-45.

2. Biushkin I. V., Gusev D. A., Yurkanova I. D. The role and importance of social infrastructure in the development of the socio-economic system of the territory. Natural sciences and humanities research. 2024. No. 5(55). Pp. 484-487.

3. Bulgarov M. A., Popova S. N. Development of tourist and recreational potential in the Krasnodar Territory. Epom. 2020. No. 44. Pp. 56-61.

4. Bulgarov M. A., Ilyina V. S. Social policy of the Krasnodar Territory in modern conditions. Problems of economic growth and sustainable development of territories : proceedings of the V International Scientific and practical Internet Conference, at 2 a.m., Vologda, May 18-22, 2020. Part I. Vologda: Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2020. Pp. 90-93.

5. Vlasenko I. N., Shumilina E. A. Employment of the population as a factor of socio-economic development of the region. State regulation of socio-economic development of the region: problems and solutions: proceedings of the V regional interuniversity scientific and practical conference dedicated to the 30th anniversary of the Legislative Assembly of the Krasnodar Territory, Krasnodar, November 14, 2024. Krasnodar, 2024. Pp. 148-151.

6. Guryev T. A., Veremyeva O. V., Bulgarov M. A. Priorities of socio-economic development of Russia. Economics and management of industries and complexes based on an innovative approach : proceedings of the XIII International Scientific and Practical Conference within the framework of the scientific school "Economics and Management of Industries and complexes based on an innovative approach" by Professor T. T. Tsathlanova, Elista, March 22, 2024. Elista: B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, 2024. Pp. 86-87.

7. Creation of project offices for the implementation of civil initiatives in rural areas / E. V. Plotnikova, A.D. Bobrov, V. S. Sibirkina [et al.]. Economics and Entrepreneurship. 2021. No. 5(130). Pp. 1127-1131.

8. Tolkacheva P. O., Gusev D. A. Development of a modern mechanism for recognizing a small and medium-sized enterprise as a social enterprise. Innovative economy: information, analytics, forecasts. 2024. No. 6. Pp. 78-83.

9. Digitalization and its economic impact on labor productivity / M. A. Bulgarov, A. L. Zolkin, N. S. Kudelya, E. S. Kudelya. Economics and entrepreneurship. 2024. No. 11(172). Pp. 75-81.

10. Shumilina E. A. Actual issues of the development of the information space in Russia. Krasnodar: Kuban State Agrarian University named after I. T. Trublin, 2024. Pp. 913914.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.