www.volsu.ru
УДК 070.4"20'' ББК 76.005.3
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА АВТОРОВ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Наиля Мунировна Байбатырова
Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики, Астраханский государственный университет asu@asu.edu.ru
ул. Татищева, 20А, 414056 г. Астрахань, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена анализу прогностической публицистики авторов русского зарубежья второй половины XX века. Предсказательная функция публицистики отчетливо прослеживалась в произведениях разных жанров. Эмигрантские издания печатали на своих страницах материалы с прогнозами относительно будущего советской России и Запада.
Ключевые слова: публицистика русского зарубежья, «третья волна», А. Солженицын, А. Зиновьев, В. Войнович, Э. Лимонов, прогностическая функция, политический дискурс.
Публицистика русского зарубежья второй половины XX века имела мощный прогностический потенциал, который нашел отражение в текстах публицистических книг, а также в статьях, интервью, письмах, обращениях. Внутри третьей эмиграции не было и не могло быть единых политических взглядов и убеждений, между ее представителями возникали споры на тему советской идеологии и демократии, Востока и Запада, мировой политики. Полемика происходила между изданиями, а также отдельными писателями и публицистами. На оценку авторами-эмигрантами социально-политической обстановки в покинутой России и на Западе влияли не только иде-^ ологические воззрения, но и приверженность тому или иному творческому методу. Несмотря на многообразие и непохожесть политичес-Д ких идеалов, авторы русского зарубежья вто-§ рой половины XX века пытались прогнозиро-
^ вать социально-политические и экономически
^о кие события. Необходимо отметить, что гос-^ подствовавший в СССР соцреализм как ве-© дущий литературно-публицистический метод
сам по себе подразумевал предсказательную роль искусства. Эмигрантский реализм
A. Солженицына, В. Максимова, С. Довлато-ва, П. Вайля и А. Гениса во многом лишь идеологически был отличен от соцреализма. Приверженцы же авангардистского направления -
B. Войнович, В. Аксенов, А. Синявский - осуществляли установку воздействия на сознание в крайних формах.
Прогностическая функция публицистики авторов-эмигрантов «третьей волны» ре-ализовывалась в том, что политические, социальные, культурные процессы и события в Союзе и за рубежом не только отслеживались и комментировались, но и предполагались на годы и десятилетия вперед. Многие публицисты стремились предвидеть динамику развития событий. Прогнозирование в публицистике А. Солженицына, А. Зиновьева, В. Максимова, В. Войновича, Э. Ли-монова было рассчитано на вероятностное описание возможного и желательного исходов развития Советского Союза, его взаимоотношений с Западом. В текстах этих
авторов можно обнаружить основные типы прогнозов.
Поисковые прогнозы, предполагающие ответы на вопросы «в каком направлении идет развитие?», «что вероятнее всего произойдет при сохранении существующих тенденций?» - были свойственны текстам В. Максимова.
Нормативные прогнозы, направленные на предположение необходимых шагов для достижения желаемого на основе заранее определенных норм, идеалов, целей, характерны для статей А. Солженицына, В. Аксенова, Э. Лимонова.
Научный прогноз стал основным содержательно-композиционным приемом публицистических книг философа, логика, публициста и писателя А. Зиновьева. Предвидение всегда выступало фундаментальной методологической функцией научной публицистики этого автора, а в эмиграции усиливается прогностический аспект творчества писателя.
А. Зиновьев в период эмиграции опубликовал серию социологических романов и повестей («В преддверии рая» (1979), «Записки ночного сторожа» (1979), «Желтый дом» (1980), «Гомо советикус» (1982), «Пара беллум (1982), «Нашей юности полет» (1983). Кроме того, за период более чем двадцатилетней эмиграции вышли сборники его публицистических статей, докладов, интервью («Без иллюзий» (1979), «Мы и Запад» (1981), «Ни свободы, ни равенства, ни братства» (1983)). Обилие прогностических элементов особенно четко прослеживается во второй период эмигрантского творчества А. Зиновьева, когда он пишет «Смуту», «Катастрой-ку», «Русский эксперимент». Предсказания А. Зиновьева основываются на научных исследованиях. В «Катастройке» А. Зиновьев предсказал катастрофические последствия горбачевской перестройки, создав термин-неологизм. Целиком книга была опубликована в 1990 году, хотя отрывки из нее печатали в различных журналах с 1987 года. Книга «Новая утопия» также посвящена размышлениям о будущем постсоветской России, а «Глобальный человейник» в целом является прогнозом эволюции человечества в посткоммунистическую эпоху.
Труд начала 1980-х - книга «Гомо советикус» - имел колоссальный успех. Его пере-
вели на французский, английский, итальянский, немецкий и другие языки, на произведение вышли рецензии в мировой прессе. В книге, имеющей публицистическую основу, описывается критически, но не карикатурно советский человек как продукт реального коммунизма.
А. Зиновьев намного опередил свое время как в области методов мышления и познания реальности, так и в способе ее интеллектуального изображения. Он продемонстрировал миру свой точный метод социального анализа и историко-политического прогноза. Одна из сильных сторон прогностической публицистики А. Зиновьева состояла в том, что он был склонен рассматривать социальные явления в их динамическом состоянии. В «Глобальном человейнике», который сам автор именовал футурологической повестью, у А. Зиновьева было свое, оригинальное мнение относительно появления сверхобщества. Он полагал, что первым образованием такого рода следует считать Советский Союз. По его мнению, какой бы сложной ни была дорога общества на новую стадию своего развития, сверхобщество - это безальтернативное будущее человечества. В «Глобальном человей-нике» А. Зиновьев применил в качестве литературного приема социологический и фило-софско-исторический прогноз и перенес явления современного ему западного мира в вымышленные Большой Запад и Запад-сити отдаленного будущего, в котором «западнизм» восторжествует на всей планете. Книга А. Зиновьева помогает читателю заглянуть в XXI столетие, автор пытается в своем прогнозе предостеречь людей от грядущей опасности, отвратить от того пути, по какому может пойти современное общество. Это - путь обезличенного человека к превращению его существования в пустое, бездумное времяпо-жирание. На вопрос: «Куда идешь, человечество?» - А. Зиновьев отвечает: «Мы превращаемся в гигантский мыльный пузырь истории», «мы создали цивилизацию, обрекающую людей на одиночество».
В предисловии к книге автор пишет, что XX век был, быть может, последним человеческим веком: «На смену ему надвигается громада веков сверхчеловеческой или постчеловеческой, истории без надежд и без отчаяния, без иллюзий и без прозрения, без
обольщений и без разочарований, без любви и без ненависти...» [2, с. 6]. Названия глав «Глобального человейника» детализируют картину будущего жизнеустройства. Мы узнаем, что у человечества будут роботизированная школа, обезличенные индивиды, компьютерный тоталитаризм, информационная революция, общество ждет встреча с инопланетянами и повсеместный психологический контроль. В главе «Прогноз-проект века» А. Зиновьев говорит о том, что будущее вбивается в наше сознание по трем направлениям: 1) фантастика, претендующая на занимательность; 2) прогнозирование, претендующее на научность; 3) проектирование, претендующее на практичность. Писатель-публицист постоянно сравнивает прошлое и будущее и приходит к выводу, что различий не так много: «Мы издевались над коммунистами, которые составляли пятилетние планы, а сами потом стали составлять десяти-, двадцати-, пятидесятилетние планы, причем неизмеримо более детальные, чем планы коммунистов» [2, с. 350].
В 1987 году в книге «Горбачевизм» А. Зиновьев уверенно предсказал полный провал реформ М.С. Горбачева, а также то, что коммунистические проблемы не удастся решить с помощью капиталистических методов. Однако сам писатель был глубоко шокирован той скоростью, с которой то, что казалось ему стабильной социополитической системой, буквально развалилось на его глазах в начале 1990-х.
Еще до эмиграции на Запад, в августе 1973 года, А. Солженицын становится автором «Письма вождям Советского Союза» [8], которое было отослано в ЦК КПСС. Это была попытка автора обратить внимание властей на неизбежность народной катастрофы при существующих методах управления. Однако никакой реакции властей не последовало, и в начале следующего года «Письмо...» было отослано для публикации за границу. Первую русскоязычную версию произведения опубликовало русскоязычное издательство YMCA-press. В открытом письме А. Солженицын дает поисковые и нормативные прогнозы в отношении будущего советской России. Так, писатель предрекает войну с почти миллиардной страной - Китаем: «Война же обыкновенная будет самой длительной и самой кровавой изо всех войн человечества». Автор
добавляет, что эта война «никак не обойдется нам дешевле 60 миллионов голов» [8, с. 17]. А. Солженицын предсказывает гибельное будущее и западной цивилизации. Прогресс он считает отрицательной тенденцией, «бредовой мифологией», ибо технология гигантизма в политике, промышленности, сельском хозяйстве, науке и технике - прямая опасность для человечества. В «Письме вождям Советского Союза» затрагиваются и проблемы русского северо-востока. Нормативное прогнозирование автора связано с тем, что, по его мнению, необходимо «перенести центр государственного внимания и центр национальной деятельности (центр расселения, центр поисков молодежи) с далеких континентов, и даже из Европы, и даже с юга нашей страны - на ее Северо-Восток» [8, с. 166-167]. Далее выносятся предположения относительно развития военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, социальной сферы, культуры и духовной жизни населения страны. Прогнозируя, А. Солженицын неоднократно подчеркивает, что остается в рамках реализма и не намерен уходить в мечтания.
Находясь вдалеке от родины, в условиях эмиграции, писатель также был озабочен историческими судьбами России. Высланный из СССР в 1974 году, А. Солженицын исследовал историю, культуру, исторические истоки российского менталитета и отразил свои наблюдения в публицистике. Многие его материалы имеют прогностические элементы. В статье «Третья мировая?..» [9], написанной в апреле 1975 года и напечатанной по-французски в газете «Monde», затем в «New York Times» и наконец, по-русски в «Вестнике РХД», писатель с горечью и тревогой заявляет о том, что очередная мировая война уже произошла, и она закончилась поражением Запада перед коммунизмом. «Еще два-три таких славных десятилетия мирного существования - и понятия «Запад» не останется на Земле», - предостерегает А. Солженицын [9, с. 227]. Он призывает найти трезвость и мужество остановить очередную мировую войну: «Остановить, а не валиться на колени» [9, с. 228].
Статья А. Солженицына «Чем грозит Америке плохое понимание России» [10] была написана в эмиграции в Вермонте для амери-
канского журнала «Foreign Affairs» в 1980 году. Она вышла отдельными изданиями во Франции и Западной Германии, по-русски первая публикация статьи появилась в журнале «Вестник РХД». Статья «Иметь мужество видеть», напечатанная по-русски на страницах «Вестника РХД» в номере 132 за 1980 год, также содержит нормативный прогноз и решительную точку зрения: «Для спасения Запада от сегодняшнего положения нужно вырваться из рутинного процесса, нужны смелые решения выдающихся руководителей» [6, с. 405].
1991 год - знаковая дата для писателей и публицистов русской эмиграции «третьей волны». Многие авторы неоднозначно относились к Союзу и предчувствовали крах великой Советской державы задолго до начала 1990-х, а в преддверии напрямую писали: «...так все равно «Советский Социалистический» развалится, все равно!» [7]. За год до исчезновения СССР А. Солженицыну было возвращено гражданство, но он не сразу вернулся на родину. В 1994 году, исколесив страну с новым именем Россия от Дальнего Востока до Москвы, писатель активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, А. Солженицын жестко осуждает реформы президента Б.Н. Ельцина, постоянно критикует власть. Писатель еженедельно выступает с авторской программой на главном канале страны. Однако уже в сентябре 1995 года цикл телепередач писателя и публициста А. Солженицына на канале ОРТ был прекращен.
В кардинально ином жанре литературно-публицистического творчества работал писатель русского зарубежья «третьей волны» эмиграции В. Войнович. Он «просматривает» события будущего в своем фантастическом романе, имеющем публицистическую природу. В. Войнович написал за границей повесть-антиутопию «Москва-2042» [1], где изобразил агонию советского общества в будущем. Создавая антиутопию, автор очерчивает новую действительность государства, которого через несколько лет не станет на мировой карте. Это был некий сигнал обществу о том, к чему может привести «советский курс». Показательны даже имена и должности героев романа В. Войнови-
ча, которые являются членами советского общества середины XXI века, куда попал герой: Коммуний Иванович, Пропаганда Парамоновна, Дзержин Гаврилович, и даже Отец Звездоний, генерал-майор религиозной службы, первый заместитель Главкомписа по духовному окормлению.
Произведение В. Войновича «Москва-2042» полно прогнозов, на его страницах автор затрагивает политические, религиозные, социальные, этические вопросы. Антиутопия автора-эмигранта «третьей волны» сродни фельетонно-памфлетной форме: «Задолго до объявления коммунизма на московские склады были доставлены запасы пепси-колы, разных сортов итальянской пиццы, американских гамбургеров, жевательных резинок, специально заказанных на Западе джинсов, маек с надписью «I love communism» и изготовленных в Германии различных сортов двухслойной туалетной бумаги в горошек и с пупырышками» [1, с. 181]. Мир будущего, в который попадает герой книги, разделен на «кольца коммунизма». Их комуняне, «учитывая сложившуюся аббревитатуру - КК, называют (в шутку, конечно) Каками» [1, с. 185]. В. Войнович описывает общество, институт брака и семьи, воспитание юных комунян, церковь в будущем. Так, герой повести узнает, что браки заключаются временно на четыре года, потом с согласия пятиугольника (верховного органа управления) они могут быть продлены еще на такой же период. По истечении продуктивного возраста браки автоматически распадаются. Сатирически звучат предсказания о системе воспитания: «В непринужденной веселой обстановке дети учатся следить друг за другом, доносить друг на друга и на родителей воспитателям и на воспитателей заведующей детским садом. Примерно два раза в год такие заведения проверяет комиссия всеобщего коммунистического воспитания, членам этой комиссии можно доносить на заведующего» [1, с. 187]. Обилие аббревиатур в обществе построенного коммунизма отсылают читателя в 20-е годы XX века, когда молодое советское государство злоупотребляло сокращениями. Так, в произведении В. Войновича даже туалетная комната получает название КАБЕСОТ (кабинет естественных отправлений). И как вердикт звучит фраза главного
героя: «Коммунизм они построили, а по карманам все-таки шарят» [1, с. 287].
В публицистических произведениях писатель, публицист и одиозный политик Э. Лимонов затрагивает вопросы политического будущего страны в лицах, в частности, это касается его книги «Лимонов против Путина» [5]. В ней слились черты биографического жанра, жанра компромата, аналитической и обличающей статьи. Грубые, бичующие, порой откровенно хамские выпады в адрес действующего президента характеризуют политическое видение Э. Лимонова: «И вот в результате нами правит человек-папочка, бледная секретутка такая вот» [5, с. 229]. В конце Э. Лимонов резюмирует: «Такой президент нам не нужен!» [5, с. 244].
Публицистические тексты, написанные после возвращения в Россию, в Лефортовской тюрьме, были собраны и составили книгу публицистики «Другая Россия» [4]. Уже в предисловии Э. Лимонов смело фантазирует на тему будущего страны: «Нам нужна будет земля. Мерзлая Россия захвачена лапами нетворческих тупых администраторов, нищих духом. Нужно будет уйти из России, свить гнездо на свежих центральных землях, отвоевать их и там дать начало новой невиданной цивилизации свободных воинов, сплоченных в вооруженную общину» [4, с. 7]. Автор рассуждает о классификации людей и их будущем. «Многие типы людей вынуждены будут исчезнуть. Алкогольные дяди Васи, менты, чиновники и прочий бракованный материал, потеряв свои корни в обществе, вымрут <...> Возможно, мы завоюем весь мир. Люди будут погибать молодыми, но это будет весело» [4, с. 7]. Э. Лимонов пишет, что нужны кардинальные перемены: полигамные браки, воспитание и образование детей в общинах. Присутствуют нездоровые фантазии о необходимости ввести закон, который обяжет всех здоровых женщин от 25 до 35 лет за десять лет родить не меньше четырех детей. Автор также предлагает укоротить срок обучения в средней школе до трех-пяти лет. В главе-лекции «Теория Второй России» Э. Лимонов заявляет о необходимости развязывания в государстве партизанской войны: «... если нельзя победить в РФ, нужно вначале победить в одной из республик СНГ с достаточно высо-
ким процентом русского населения. Создать вторую Россию, чтобы потом двинуть ее на первую» [4, с. 242]. Следующая глава - «Очертания цивилизации» - прогнозирует появление нового сообщества, которое должно ориентироваться на агрессивное меньшинство, - маргиналов. Причем, по убеждению публициста, «старикам и молодежи нужны противоположные государства. Возможно, когда-то этого достигнут люди будущего» [4, с. 247]. Здесь можно наблюдать полет фантазии автора, который предсказывает уничтожение городов, преобладание кочевого образа жизни, наличие воздухоплавательных машин вертолетного типа, жизнь в коммунах. Однако Э. Лимонов замечает, что не нужно понимать новую цивилизацию как прыжок назад в прошлое: «Мы будем развивать и Интернет, и генетику, и новое сверхтелевидение. Телевидение и Интернет будут связывать воедино вооруженные коммуны в единую цивилизацию свободных граждан» [4, с. 251].
Обратимся к отдельным изданиям русского зарубежья. Эмигрантский журнал «Посев», выпускаемый одноименным издательством, участвовал во внутрироссийской политической борьбе за право, свободу и справедливость. Издание активно обсуждало современные и будущие проблемы российского государства: политические, экономические, общественные, духовные, идеологические. С 1990 года сливаются два издания - ежемесячный «Посев» и ежеквартальное издание. Другой журнал этого эмигрантского издательства - «Грани» - выходил с 1976 года также в качестве ежеквартального издания, предназначенного специально для переправки в Советский Союз, и распространялся среди советских граждан за рубежом.
Накануне развала СССР журнал «Посев» в № 159 за 1991 г. помещает публицистическую статью О. Лебедева «Спасемся ли?» [3]. Материал разделен на подглавы: «Состояние страны», «Характер поведения властей», «Посильно ли бремя?», «О программе властей», «Программы экономистов», «О науке», «Несоответствие между предложениями и моделью», «Что же делать?». Антисоветские настроения в статье высказаны в крайне жесткой и даже агрессивной форме. Автор постоянно сопоставляет Советский Союз с Запа-
дом, делая выводы не в пользу первого: «Мы много беднее США, мы беднее НАТО раз в двадцать, но ради паритета имеем гигантскую армию, сильные атомные и космические программы, великие стройки века и небывалое освоение ледовитого Севера. Имперские амбиции обслуживают крупнейший в мире партаппарат - только в ЦК тысячи работников (в ЦК республиканской партии США всего несколько человек)» [3, с. 226]. О. Лебедев настаивает на коренной перестройке структуры хозяйства, частной собственности. «Положение страны катастрофически ухудшается, - пишет автор. - Правительство беспомощно. Оно должно уйти. Новой власти остается разваленная, нищая, вымирающая страна» [3, с. 237].
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Войнович, В. Москва 2042: Сатирическая повесть / В. Войнович. - М.: Вся Москва, 1990. -350 с.
2. Зиновьев, А. Глобальный человейник / А. Зиновьев. - М.: Алгоритм, 2006. - 448 с.
3. Лебедев, О. Спасемся ли? / О. Лебедев // Грани. - 1991. - №> 159. - С. 221-240.
4. Лимонов, Э. Другая Россия: Очертания будущего / Э. Лимонов. - М.: Ультра, 2004. - 256 с.
5. Лимонов, Э. Лимонов против Путина / Э. Лимонов. - М.: Новый бастион, 2006. - 248 с.
6. Солженицын, А. Иметь мужество видеть / А. Солженицын // Солженицын А. Публицистика: В 3 тт. - Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1995-1997. - Т.1.: Статьи и речи, 1995.- С. 382-405.
7. Солженицын, А. Как нам обустроить Россию (посильные соображения) / А. Солженицын // Комсомольская правда (приложение), 1990. - 17 сентября.
8. Солженицын, А. Письмо вождям Советского Союза / А. Солженицын. - Paris: Ymka-Press, 1974. - 51 c.
9. Солженицын А. Третья мировая?.. / А. Солженицын // Солженицын А. Публицистика: В 3 тт. -Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1995-1997. Т.1.: Статьи и речи, 1995. - С. 225-228.
10. Солженицын, А. Чем грозит Америке плохое понимание России / А. Солженицын // Солженицын А. Публицистика: В 3 тт. - Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1995-1997. - Т.1.: Статьи и речи, 1995. - С. 336-381.
PROGNOSTIC JOURNALISM OF RUSSIAN EMIGRE WRITERS OF THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY
Nailya Munirovna Baybatyrova
Candidate of Philology (PhD),
Docent of the Department of Theory and History of Journalism,
Astrakhan State University
asu@asu.edu.ru
Tatischev St., 20A, 414056 Astrakhan, Russian Federation
Abstract. The article analyzes the predictive journalism of Russian emigre writers of the second half of the XX century. The predictive function of journalism is clearly apparent in the works of various genres. Emigrant publications printed on the pages of materials with forecasts about the future of Soviet Russia and the West.
Key words: Russian journalism abroad, "third wave", A. Solzhenitsyn, A. Zinoviev, V. Voinovich, E. Limonov, predictive function, political discourse.