МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
г.). Волеизъявления к самоопределению были выдвинуты поляками, итальянцами, мадьярами (венграми) и немцами, так же как и меньшинствами, жившими среди них.
Во второй половине XIX в. большое влияние на рост национальной самоидентификации оказали международные мирные договора. Примером могут служить Парижский трактат 1856 г., [3, c. 23] Сан-Стефанский прелиминарный договор, 1877-1878 гг., [3, c. 159] Берлинский трактат 1878 г. [3, c. 181] и др., которые предоставили балканским народам, находившимся под властью Османской империи, право на национальное самоуправление и законодательство, в ряде случаев на условиях административной автономии, полную свободу вероисповедания, что способствовало, в дальнейшем, усилению национально освободительной борьбы и стремлению к реализации права на самоопределению.
Распад крупнейших многонациональных империй после Первой мировой войны и революционные конфликты начала XX века ускорили рост национальной самоидентификации и открыли обширные возможности для реализации права на самоопределение, что потребовало соответствующего юридического обеспечения этих процессов и дало импульс к активизации создания новых внутригосударственных и международных механизмов реализации права наций и народов на самоопределение.
Список использованной литературы:
1. Документы истории Великой французской революции. Т.1. Отв.ред. А.В. Адо. М.: Издательство Московского университета, 1990.
2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 33. 1815-1816. СПб., 1830.
3. Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1952.
4. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство. Под ред. О.А. Жидкова. Перевод
О.А.Жидкова. М.: Прогресс, Универс, 1993.
5. Quellen zum Verfassungsorganismus des Heiligen Romischen Reiches Deutscher Nation. 1495-1815. Hrsg. von H.Hubert Hofmann. Darmstadt, 1976.
© С.С. Гостев, 2015
УДК 4414
К.ю.н., доцент
Д. Ю. Гражданкина
Студентка 3 курса юридического факультета Финансовый университет при Правительстве РФ Научный руководель: А. Н. Приженникова кафедры «Гражданский и арбитражный процесс» Финановый Университет при Правительсве РФ г. Москва, Российская Федерация
ПРОФСОЮЗЫ В ГЕРМАНИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Аннотация
«Г ерманская» модель социального партнерства предполагает решение спорных вопросов с помощью переговоров, путем поиска взаимного согласия. Существенной особенностью немецкого социального партнерства является форма взаимоотношений социальных партнеров, которая определяется системой законов и нормативных правовых актов Германии.
Самый крупный профсоюз Германии ОНП. Среди отраслевых профсоюзов можно выделить такие как Промышленный союз "ИГ Метал" и Объединенный Союз работников сферы услуг (ver.di). Таким образом, заключение большого количества отраслевых соглашений, нейтрализует переговоры на уровне предприятия. Автор отмечает, что профсоюзы в Германии независимы и государство играет поддерживающую
роль.
160
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Социальное партнерство, коллективный договор, профсоюзная организация, работники,
работодатели, соглашение.
Главным законом Германии является Конституция. Статья 8 и статья 9 этого Закона регламентируют и защищают права граждан объединяться и мирно собираться без оружия. Именно эти статьи являются основными, когда речь заходит о профсоюзах и об из формировании.
Объединение Немецкий Профсоюзов (ОНП) - это наиболее большое национальное объединение профсоюзов в Германии. Данная организация основана в 1949. ОНП является совокупностью интересов всех профсоюзов-участников, которые стремятся осуществить защиту своих прав на различных уровнях системы. Также к основным функциям Объединения Немецких Профсоюзов относятся: Во-первых, решение вопросов, которые возникают между профсоюзами разными профсоюзами в рамках одной отрасли, а так же профсоюзами в пределах разных отраслей;
Во-вторых, урегулирование тарифной политики, как и внутри одной отрасли, так и между различными отраслями;
В-третьих, как уже было сказано, это защита законных прав и интересов профсоюзов-членов.
Объединение Немецких Профсоюзов имеет ряд своих особенностей:
1. Не занимается вопросами выплаты пособий по безработице;
2. Существуют без финансирования государства, только за счёт взносов профсоюзов-членов;
Всего Объединение Немецких Профсоюзов насчитывает 8 отраслей.
1) Профсоюз "Воспитание и наука";
2) Промышленный профсоюз "ИГ Металл";
3) Профсоюзы "Питание - Деликатесы - Рестораны";
4) Профсоюз железнодорожников;
5) Объединенный профсоюз работников сферы услуг;
6) Профсоюз полиции;
7) Промышленный профсоюз "Строительство - Аграрный сектор - Экология";
8) Промышленный профсоюз "Горное дело, химическая промышленность, энергетика".
Финансирование ОНП происходит только за счёт взносов его членов. Лица, которые работают на
Объединение, оплачиваются только за счет средств самого профсоюза.
Сама сумма взноса рассчитывается по формуле 1% от всего дохода за месяц. В основном размер членского взноса пересчитывается при повышении тарифов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что недостаток членов напрямую влияет на финансирование.
Наравне с Объединением Немецких Профсоюзов существуют еще 2 организации: Союз
Государственных чиновников с его Тарифным союзом и Христианское Объединение Профсоюзов (ХОП).
В состав Объединения чиновников входят 39 профессиональных союза. Самый выделяющийся из них - это Профсоюз машинистов локомотивов, имеющий некое соперничество с Союзом железнодорожников, получивший широкую известность из-за огромного числа забастовок за последние годы.
Христианское Объединение Профсоюзов - самое небольшое по количеству членов организацию и имеющую христианскую направленность, но ни в одной из сфер не имеющую достаточно крепкой позиции для совершения забастовок.
Существуют так же ряд профессиональных объединений, которые не относятся к национальным. Например, Марбургский союз, в который входят государственные врачи, Немецкое Объединение Журналистов (НОЖ), «Кокпит» - союз пилотов и т.д. Между собой они ведут конкуренцию, но по отдельности они не достаточно крупные, для того, что бы в полной мере отстаивать права, как это делает ОНП.
Основная роль в тарифной системе принадлежит отраслевым тарифным соглашениям, которые заключаются путём переговоров, действующими для определённой отрасли или её частей. Государство при этом может играть непосредственную роль только в случае урегулирования тарифных ставок государственных служащих. Распространено понятие тарифной автономии, когда государство не имеет влияния на результат переговоров [4, с. 162] .
161
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
С этого года начинает действовать закон о минимальной зарплате (Mindestlohngesetz), который установил минимальную ставку в размере 8,50 евро в час.
Право на забастовку имеет ограничительный характер, который четко не указан в законодательстве, но содержится в прецедентном праве основанном на решениях Федерального суда касательно трудовых споров [5, c. 201]. Так при разделении государство по данному признаку на 2 типа Германия относится к типу государств, законодательство которых гарантирует право на забастовки, тогда как, например, Бельгия признаёт свободу забастовок.
Забастовка допустима только, если к ней призывает профсоюз, нет индивидуального права на прекращение работы. На локауты, так же распространяются ограничения. Забастовка разрешена в случае, если целью является заключение коллективного соглашения или условий, связанных с ним. Обычной ситуацией является отказ от забастовок на срок действия коллективного договора. Госслужащие Германии не имеют права на забастовки.
Профсоюзное движение в Германии имеет ярко выраженный правовой характер. Отраслевые профсоюзы ОНП во многом являются регуляторами мира, которые строго следят за легитимностью действий. На уровне отдельного предприятия, инстанцией регулирующей забастовки являются производственные советы, которые избираются из самих рабочих.
В последние годы наблюдается резкий спад числа забастовок, хотя и присутствуют неофициальные забастовки. По сравнению с 70-ми годами прошлого столетия, когда забастовки набирали совсем неожиданные размеры, сейчас почти отсутствуют забастовки. К сожалению, стоит сказать, что данный факт вызван не только эффективной системой профсоюзов и других институтов, но и тем, что работники сейчас почти не видят возможности изменения заработных плат, которые могли бы быть больше, чем установленные тарифами.
В результате исследования большого количества материала, мы пришли к выводу о том, что а) в процессе налаживания социального партнерства, необходима отлаженность механизмов и процедур социального диалога. Государство выступает как законодатель и гарант; б) система немецкого права основана на Основном Законе (Конституции) Федеративной Республики Германия[1], которым закреплена свобода объединений как одно из основных прав немецкого демократического государства, а также тарифная автономия; в) система социального партнерства на уровне промышленных объединений, концернов, фирм и предприятий регулируется специальными законами об уставе предприятия "Die Betriebsverfassung"[2]. г) государственное установление минимального уровня заработной платы в соответствии с «Mindestlohngesetz»
Список использованной литературы:
1. Основной Закон ФРГ (нем. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland // Bericht uber den Verfassungs convent auf Herrenchiemsee, in: Deutscher Bundestagund Bundesarchiv (Hrsg.): Der Parlamentarische Rat 1948 -1949. Akten und Protokolle, Bd. II: Der Verfassungskonvent auf Herrenchiemsee, Boppard am Rhein 1981, S. 507. ISBN 3-7646-1671-7).
2. Bundesgesetz 11.10.1952 FNA801-7 (Neubekanntmachungvom 15.01.1972 (BGBI. I S. 2518))
"Betriebsverfassungsgesetz" // Neubekanntmachung von 25.09.2001 (BGBI. I S. 2518): Федеральный закон Федеративной Республики Германия от 11 октября 1952 г. FNA801-7 (в посл. ред. от 15.01.1972 (Федеральный вестник законов, ч. I, стр. 13)) "Работы конституции" // Консолидация от 25.09.2001 (Бюллетень федеральных законов I, стр. 2518).
3. Mindestlohngesetz Art. 1 G vom 11. August 2014 BGBl. I S. 1348 Artikel 1 G. v.11.08.2014 Geltung ab 16.08.2014; FNA: 802-5
4. Казаков, С. О.Коллективные переговоры по заключению тарифных договоров и производственных соглашений в Германии //Право. -2014. - № 3. - С. 159 - 171
5. Kirchner J., Kremp P.R., Magotsch M. Key Aspects of German Employment and Labour Law / Berlin Heidelberg: Springer-Verlag, 2010
© А. Н. Приженникова, Д. Ю. Гражданкина, 2015
162