Научная статья на тему 'Профориентация в работе многофункциональных центров прикладных квалификаций'

Профориентация в работе многофункциональных центров прикладных квалификаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / МФЦПК / ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / PROFILE OF EDUCATION / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / VOCATIONAL WORK / MFCPK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородай Татьяна Николаевна

Статья посвящена созданию в образовательных организациях системы профориентации, обеспечивающей социально-профессиональное воспитание, тематическим ядром которого является профессиональное самоопределение субъектов образовательного пространства с учетом их индивидуальных способностей и качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profecional orientation in work of multifunctional centers of applied qualifications

One of the general governmental problems in modern conditions is creation of the profecional orientation system in educational organizations providing social professional education, the subject nucleus of which is professional self determination of subjects of educational area, taking into consideration their individual abilities and capacities.

Текст научной работы на тему «Профориентация в работе многофункциональных центров прикладных квалификаций»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

Профориентация в работе многофункциональных центров прикладных квалификаций

В Российской Федерации разработана «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций» на период до 2020 года (далее - Стратегия), где четко обозначены направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, а это не что иное, как подтверждение того, что необходимо развитие и создание новых МФЦПК. Каким образом обеспечивать контингент обучающихся для МФЦПК? Я считаю, что это системная работа по профориентации среди населения.

Цо

вии, наг

ель профориентационной работы в МФЦПК заключается в создании I организационно-педагогических усло-аправленных на привлечение контингента и оказание психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом современной экономической ситуации на рынке труда.

Организация профориентационной работы заключается в привлечении преподавательского состава, работодателей, учителей школ, а также учащихся и студентов профессиональных образовательных организаций к активному участию в профессиональной ориентации учеников школ. Не нужно забывать и о потенциальных студентах, коими являются граждане в возрасте от 22 до 55 лет, по каким-либо причинам не нашедшие себя в пространстве профессий.

Также существует социальная группа субъектов, находящихся в пенитенциарных учреждениях, но желающих получить рабочую профессию либо специальность. С ними также необходимо проводить профориентационнные мероприятия.

В рамках МФЦПК

Для реализации поставленных задач в МФЦПК необходим отдел по профориентации и трудоустройству студентов. Данный отдел является основным звеном в профори-ентационной работе МФЦПК. Каждая структурная единица отдела (совет, служба) самостоятельно разрабатывает свою программу деятельности на учебный год согласно поставленным задачам, а также каждый специалист и сотрудник отдела дополнительно для себя разрабатывает план работы на полугодие с указанием ожидаемого результата. Согласование программ, планов проходит на совете отдела с последующим утверждением директора МФЦПК.

К задачам такого отдела можно отнести следующие:

- изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента;

- комплектование групп 1-го курса;

- конструирование системы профориента-ционной работы;

- пропаганда уровня образовательной деятельности;

- повышение качества контингента обучающихся (более высокий образовательный уровень, увеличение количества «отличников» и «хорошистов»);

- создание привлекательного образа МФЦПК в городе, районе содействие трудоустройству;

- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами образовательных организаций и пенитенциарных учреждений, работодателями;

- ознакомление потенциальных учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров, с ситуацией на рынке труда в данный период времени;

- ознакомление учащихся с психологическими ресурсами личности в связи с выбором профессии, развитие у них рефлексивных способностей, потребности в самосовершенствовании.

Вышеуказанные задачи не являются абсолютными, их необходимо дополнять, модифицировать согласно веяниям рынка труда и обстановки в целом. Но данные задачи, на мой взгляд, являются отправными в работе по профориентации в МФЦПК.

Литература

1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2009. — 384 с.

2. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 160 с.

БОРОДАЙ

Татьяна Николаевна,

заведующая учебной частью Екатеринбургского электромеханического колледжа, Екатеринбург

Аннотация

Статья посвящена созданию в образовательных организациях системы профориентации, обеспечивающей социально-профессиональное воспитание, тематическим ядром которого является профессиональное самоопределение субъектов образовательного пространства с учетом их индивидуальных способностей и качеств.

Ключевые слова:

профориентационная работа, МФЦПК, профиль обучения, трудоустройство.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 1/2 2015

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.