ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
Профориентация в работе многофункциональных центров прикладных квалификаций
В Российской Федерации разработана «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций» на период до 2020 года (далее - Стратегия), где четко обозначены направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, а это не что иное, как подтверждение того, что необходимо развитие и создание новых МФЦПК. Каким образом обеспечивать контингент обучающихся для МФЦПК? Я считаю, что это системная работа по профориентации среди населения.
Цо
вии, наг
ель профориентационной работы в МФЦПК заключается в создании I организационно-педагогических усло-аправленных на привлечение контингента и оказание психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом современной экономической ситуации на рынке труда.
Организация профориентационной работы заключается в привлечении преподавательского состава, работодателей, учителей школ, а также учащихся и студентов профессиональных образовательных организаций к активному участию в профессиональной ориентации учеников школ. Не нужно забывать и о потенциальных студентах, коими являются граждане в возрасте от 22 до 55 лет, по каким-либо причинам не нашедшие себя в пространстве профессий.
Также существует социальная группа субъектов, находящихся в пенитенциарных учреждениях, но желающих получить рабочую профессию либо специальность. С ними также необходимо проводить профориентационнные мероприятия.
В рамках МФЦПК
Для реализации поставленных задач в МФЦПК необходим отдел по профориентации и трудоустройству студентов. Данный отдел является основным звеном в профори-ентационной работе МФЦПК. Каждая структурная единица отдела (совет, служба) самостоятельно разрабатывает свою программу деятельности на учебный год согласно поставленным задачам, а также каждый специалист и сотрудник отдела дополнительно для себя разрабатывает план работы на полугодие с указанием ожидаемого результата. Согласование программ, планов проходит на совете отдела с последующим утверждением директора МФЦПК.
К задачам такого отдела можно отнести следующие:
- изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента;
- комплектование групп 1-го курса;
- конструирование системы профориента-ционной работы;
- пропаганда уровня образовательной деятельности;
- повышение качества контингента обучающихся (более высокий образовательный уровень, увеличение количества «отличников» и «хорошистов»);
- создание привлекательного образа МФЦПК в городе, районе содействие трудоустройству;
- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами образовательных организаций и пенитенциарных учреждений, работодателями;
- ознакомление потенциальных учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров, с ситуацией на рынке труда в данный период времени;
- ознакомление учащихся с психологическими ресурсами личности в связи с выбором профессии, развитие у них рефлексивных способностей, потребности в самосовершенствовании.
Вышеуказанные задачи не являются абсолютными, их необходимо дополнять, модифицировать согласно веяниям рынка труда и обстановки в целом. Но данные задачи, на мой взгляд, являются отправными в работе по профориентации в МФЦПК.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2009. — 384 с.
2. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 160 с.
БОРОДАЙ
Татьяна Николаевна,
заведующая учебной частью Екатеринбургского электромеханического колледжа, Екатеринбург
Аннотация
Статья посвящена созданию в образовательных организациях системы профориентации, обеспечивающей социально-профессиональное воспитание, тематическим ядром которого является профессиональное самоопределение субъектов образовательного пространства с учетом их индивидуальных способностей и качеств.
Ключевые слова:
профориентационная работа, МФЦПК, профиль обучения, трудоустройство.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 1/2 2015
17