УДК 323.212
ПОНЯВИНА Мария Борисовна — кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; тЬропуаута@ fa.ru)
профориентация талантливой молодежи как один из элементов эффективной государственной образовательной политики
Аннотация. Статья рассматривает вопросы необходимости организации профориентационных мероприятий для категории молодежи, отнесенной к талантливой. Являясь частью государственной политики в сфере образования, профориентация именно талантливой молодежи способствует их профессиональному самоопределению, мотивации и эффективному трудоустройству, что способствует инновационному развитию страны.
Ключевые слова: образовательная политика, государственная образовательная политика, талантливая молодежь, профориентация, карьера, инновационное развитие государства
Карьера представляется очень важным элементом комфортной, продуктивной жизни каждого человека. При ее определении важно руководствоваться объективными факторами, в число которых входят и индивидуальные способности, и предпочтения, и уровень заработной платы в отрасли, и прогнозируемые изменения ведения народного хозяйства, включая роботизацию большого спектра профессий, а также польза для общества.
Сегодня рынок труда крайне динамичен, поэтому для соискателя как никогда ранее актуально принять взвешенное, обдуманное решение о своей будущей работе.
Современная жизнь с ее динамичным рынком труда ставит перед образованной, талантливой молодежью проблему выбора карьерных возможностей. Для принятия взвешенного, правильного решения о выборе своей будущей профессии соискателю крайне важно получить экспертное консультирование; таким консультированием является профориентация.
Профориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах.
Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается недостаточная помощь. В Российской Федерации профориентационную работу осуществляют специальные службы, учебные заведения, профессиональные центры и консультации.
К настоящему моменту государственная образовательная политика РФ не содержит в себе единый механизм по профессиональному самоопределению и развитию талантливой молодежи, что является существенным сдерживающим фактором в максимально эффективном распределении талантливых трудовых кадров России. Очевидно, данное упущение играет негативную роль в эффективном использовании человеческого капитала в рамках инновационного развития страны.
Профориентация - это содействие профессиональному самоопределению
человека. При этом профориентационные мероприятия должны являться частью государственной политики по образованию, которая призвана регламентировать образовательные дисциплины, число абитуриентов и обучающихся согласно потребностям экономики, рынка труда. При разработке данных норм государственная образовательная политика исходит из прогнозных данных рынка труда, включая появляющиеся отрасли и, соответственно, возникающие профессии. Для корректировки вышесказанного также важен учет отмирающих профессий.
Выбор карьеры представляется длительным процессом, требующим точного понимания возможностей, способностей и достижений соискателя. Перед принятием решения необходимо перебрать достаточное число вариантов потенциальных сфер трудоустройства, что требует от молодого человека серьезного, длительного, итерационного осмысления процесса своего дальнейшего трудоустройства. При этом варианты необходимо постоянно пересматривать в связи с необходимостью их адаптации к постоянно меняющимся условиям в мире. Осведомленность о карьере состоит из различных этапов, однако центральное место отводится общим вопросам принятия решений и развития личности.
На сегодняшний день талантливой молодежи Российской Федерации не хватает эффективного, актуализированного механизма профориентации, которая бы помогла им построить полноценную, качественную жизнь, основанную на грамотном развитии своих навыков и компетенций для планирования карьеры в целях собственного благополучия и процветания страны.
К сожалению, авторские исследования актуального состояния данного вопроса и литературы по проблематике внеклассного изучения карьерных требований говорят о минимальной озабоченности распространением данного направления в России.
Необходимо четко понимать, что неудовлетворение потребности сфер народного хозяйства в одаренных и талантливых студентах, выпускниках приводит к нивелированию потенциального вклада таланта этих людей в экономику страны, что грозит стагнацией и снижением ее эффективности в будущем. А это идет вразрез с инициированными правительством РФ программами по инновационному росту российского государства.
Важно учитывать, что одаренные и талантливые подростки требуют повышенного внимания к своим учебным целям; одновременно с формированием решения о планировании карьеры формируется их самооценка, которая может быть положительно связана с будущей карьерой. Отдельные недостатки психологических особенностей талантливой молодежи могут сыграть определяющую негативную роль в развитии их идентичности - в первую очередь речь идет о часто встречающемся нездоровом перфекционизме и стрессе от высоких ожиданий, особенно ярко и негативно проявляющемся при возможных неудачах.
Большую сложность для талантливой молодежи представляет также отсутствие навыков принятия решений. Зачастую вместо того, чтобы сосредоточиться на своих реальных способностях, эта молодежь изучает другие аспекты жизни, расширяя свой опыт и развивая новые таланты.
Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе талантливых девушек. Несмотря на то что многие вопросы карьеры одинаковы для обоих полов, процесс принятия решений для одаренных девушек может представить более сложную задачу, чем для одаренных молодых людей.
Согласно ряду зарубежных исследований [Gagne, Poirier 1990: 13; Remarkable women... 1996: 35], часто талантливые девушки из-за более раннего эмоционального становления обеспокоены социальным характером особенностей ряда профессий, в частности их пугает статус меньшинства или социально предпо-
лагаемый мужской характер отдельных отраслей, что становится для них непреодолимым препятствием для карьерного роста. Несмотря на свою профессиональную подготовку, ряд талантливых девушек занижают свои профессиональные устремления в связи с представляющейся им невозможностью успешного сочетания семьи и карьеры.
В ходе авторского исследования предпочтений студенток разных курсов и образовательного профиля 3 московских вузов, проведенного в 2014-2016 гг. (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики - МЭСИ, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве РФ), было выявлено, что 85% опрошенных девушек хотели бы продолжить образование в аспирантуре, полагая, что они более склонны к построению карьеры, чем к браку. Тем не менее в исследовании отмечен потенциальный конфликт, т.к. подавляющее большинство (97%) этих молодых женщин также заявили, что планируют выйти замуж. В довершение 92% сказали, что будут готовы пожертвовать карьерой ради семьи.
Соответствующие профильные консультации с представителями сферы психологии, тайм-менеджмента и отдельными специалистами по вопросам карьеры для женщин могли бы в действительности решить либо нивелировать отмеченный негативный фактор.
Эффективно работающий механизм профориентации талантливой молодежи, действующий в рамках российской государственной политики в сфере образования, будет являться существенным подспорьем инновационному развитию страны. Сегодня в механизме трудоустройства в России существуют две параллельные проблемы: нехватка квалифицированных кадров и трудоустройство выпускников не по специальности.
В настоящее время в связи с повышенной динамичностью рынка труда большое число предприятий испытывают дефицит квалифицированных кадров. Данное обстоятельство приводит к тому, что им приходится заниматься самостоятельной подготовкой кадров для своих нужд, что приводит к повышенным вложениям и упущенным временным возможностям. В свою очередь, талантливые школьники, студенты, выпускники - соискатели не имеют представления о будущих профессиях и возможностях трудовой занятости, отличаются завышенными самооценкой и требованиями к оплате труда, не имеют достаточных навыков самопрезентации.
Профориентация талантливой молодежи несомненно будет способствовать профессиональному самоопределению, мотивации и трудоустройству молодежи, взаимодействию всех субъектов, влияющих на этапы профессионального становления и самоопределения. Государству, нацеленному на инновационное развитие, в первую очередь необходимо оказывать поддержку одаренным молодым людям, которые могут реализовывать свои таланты на благо общества.
Список литературы
Gagné Е., Poirier Р. 1990. Le choix de carriere de la femme dans une perspective systemique. Ottawa, Canada: Les Presses de l'Universite d'Ottawa. 133 p.
Remarkable women: Perspectives on Female Talent Development (ed. by K. Arnold, K. Noble, R. Subotnik). 1996. Cresskill, NJ: Hampton Press.
PONYAVINA Mariya Borisovna, Cand.Sci. (Econ.), Associate Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation (49Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167; [email protected])
VOCATIONAL GUIDANCE OF TALENTED YOUTH AS ONE OF THE ELEMENTS OF EFFECTIVE STATE EDUCATIONAL POLICY
Abstract. The article examines the need to organize career-oriented activities for the category of young people classified as talented. Being a part of the state policy in the sphere of education, the professional orientation of talented youth is conducive to their professional self-determination, motivation and effective employment, which contributes to the country's innovative development.
Keywords: educational policy, state educational policy, talented youth, career guidance, career, innovative development of state
УДК 351:352(045)
ШИЛОВ Владимир Викторович — кандидат исторических наук, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета (618400, Россия, Пермский край, г. Березники, ул. Химиков, 10, каб. 205; [email protected]), член правления Российского общества социологов (Пермское отделение)
объединение муниципалитетов:
PRO ET CONTRA
Аннотация. В статье рассматривается сложный и противоречивый процесс объединения муниципалитетов на территории Западного Урала. На примере городского округа города Березники и Усольского муниципального района Пермского края показаны методы и формы объединения данных территорий за последние 100 лет. Представлены мнения жителей и ответственных лиц о перспективах развития нового муниципального образования на верхней Каме.
Ключевые слова: местное самоуправление, оптимизация, управление, экономика, уровень жизни, перспективы развития
В связи с кризисными явлениями в ряде отраслей российской экономики, в ведения санкций против России со стороны западных стран проблемы качества управления и экономии бюджета в последние годы активно обсуждаются в российском обществе. При этом дело не ограничивается только дискуссиями, предложениями по улучшению социально-политической, экономической ситуации, но и предпринимаются конкретные действия, в частности, в ряде регионов наблюдается процесс объединения муниципалитетов.
Активно данный процесс проходит и в Пермском Прикамье. Об этом красноречиво говорят и заголовки пермского портала «В курсе.ру», такие как, например, «Городское поселение Чусового и район объединятся в округ в течение одного-двух лет» (19 декабря 2017 г.), «В краевом Заксобрании внесли инициативу о создании Гремячинского городского округа» (26 декабря 2017 г.), «Депутаты Чайковского проголосовали за объединение города с районом» (17 января 2018 г.), «Дума Краснокамска единогласно поддержала создание городского округа» (18 января 2018 г.), «Гремячинск и Кизел стали городскими округами» (26 января