педагогические науки
Наумова Мария Вадимовна, Овсянникова Ольга Сергеевна ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ВУЗЕ ...
УДК 378.1
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
© 2017
Наумова Мария Вадимовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Овсянникова Ольга Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология»
Югорский государственный университет (628012, Россия, Ханты-Мансийск, улица Чехова, 16, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые проблемы современной подготовки кадров в вузе, а также проблема формирования социальной мобильности студентов. Авторами проведен анализ научных исследований понятий социальной и профессиональной мобильности, а также рассмотрены возможности формирования социальной мобильности в условиях обучения в вузе. Одним из способов решения данной проблемы на уровне личности предлагается профориентационное сопровождение студентов в процессе всего обучения. В связи с этим рассмотрены теоретические аспекты и наиболее эффективные методы современного профориентационного сопровождения, а также разработана модель профориентационного сопровождения студентов, рассчитанная на весь процесс обучения студентов в вузе и включающая в себя следующие методы: профессиональное просвещение, профессиональную диагностику, профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии и построения профессиональной траектории и социально-психологический тренинг. Разработанная модель основана на основных принципах системного подхода для обеспечения полноценного процесса сопровождения. Основной целью про-фориентационного сопровождения студентов в вузе рассматривается помощь в планировании и построении профессиональной траектории с учетом, как актуального состояния рынка труда, так и его потенциального развития на ближайшее десятилетие.
Ключевые слова: профессиональная и социальная мобильность, профессиональная устойчивость, профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, профориентационная диагностика, социально-психологический тренинг.
CAREER GUIDANCE SUPPORT IN THE UNIVERSITY AS A CONDITION OF FORMATION OF THE SOCIAL MOBILITY OF STUDENTS
© 2017
Naumova Maria Vadimovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor
of "Pedagogy and psychology" Ovsyannikova Olga Sergeevna, senior lecturer of the Department "Pedagogy and psychology"
Yugra state University
(628012, Russia, Khanty-Mansiysk, Chekhov street, 16, e-mail: [email protected])
Abstract. This article discusses some problems of modern professional training in the University, as well as the problem of forming social mobility of students. The authors analyzed the scientific research of concepts of social and professional mobility, as well as the possibilities of the formation of social mobility in terms of education at the University. One way to solve this problem at the individual level offers a career guidance guiding students through the process of learning. In this regard, theoretical aspects and the most efficient methods of modern vocational support, and a model of vocational support for students in the entire learning process of students in the University and includes the following methods: professional education, professional diagnosis, professional advice on choice of profession and build professional trajectories and socio-psychological training. The developed model is based on the fundamental principles of a systematic approach to ensure full process support. The main objective of the career guidance support for students in the University considers the planning and construction of the professional trajectory, taking into account, as the current state of the labour market and its potential development for the next decade.
Keywords: professional and social mobility, professional stability, professional orientation, professional education, professional counselling, professional orientation diagnosis, socio-psychological training.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современные реалии социальной и экономической отраслей страны требуют от системы высшего образования подготовку мобильных специалистов, владеющих профессиональными компетенциями (знаниями, умениями и владениями), которые повышают их адаптивность и конкурентоспособность.
Согласно Концепции федеральной целевой программы развития образования до 2020 года большую роль в подготовке компетентных, профессионально устойчивых специалистов играет профессиональное образование. Качественно подготовленные специалисты обладают инициативностью, умеют решать профессиональные задачи, отвественны и способны к саморазвитию [1]. Вместе с тем на сегодня проблема трудоустройства выпускников вузов является очень актуальной. Согласно мониторингу Министерства образования и науки РФ за 2015 год в России трудоустроенными являются 75% выпускников вузов [2]. Специалисты объясняют такие статистические данные социально-экономическими факторами (снижение социального статуса некоторых профессий, сокращение заработной платы и рабочих мест во многих отраслях, рассогласование запросов рынка труда и содержания высшего образования). По нашему мнению, одной из причин данной проблемы
является несформированная профессиональная устойчивость выпускников. С одной стороны, это приводит молодых специалистов к разочарованию в выбранном направлении подготовки и осознанию бессмысленности потраченных лет обучения, с другой - затрудняет профессиональную и социальную мобильность современной молодежи. Кроме того, на сегодняшний день растет количество профессий, которые теряют свою актуальность и через некоторое время могут исчезнуть с рынка труда. Исследователи проекта Сколково «Атлас новых профессий» к таким профессиям относят юрисконсульта, бухгалтера, нотариуса, системного администратора, аналитика, статистика, турагента и многих других не только интеллектуальных, но и рабочих профессий [3]. Однако сегодня множество вузов готовят специалистов, чья профессиональная подготовка перестанет быть актуальной через 15-20 лет. Исходя из этого, мы считаем, что важной задачей вуза является не только удовлетворение образовательных и социальных потребностей студентов, но и создание условий для формирования социальной мобильности и профессиональной устойчивости будущих специалистов.
В качестве одного из таких условий мы предполагаем организацию профориентационного сопровождения студентов, так как оно позволяет сформировать активную осознанную позицию студентов в отношении сво-
ИТ
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)
Naumova Maria Vadimovna, Ovsyannikova Olga Sergeevna CAREER GUIDANCE SUPPORT IN THE UNIVERSITY .
pedagogical sciences
его профессионального становления и карьерной траектории.
Для определения профориентационного сопровождения в качестве условия формирования социальной мобильности необходимо определить понятия профессиональной и социальной мобильности, а также профессиональной устойчивости, рассмотреть структуру и определить проблемы ее формирования.
В условиях командно-административной экономики нашей страны долгое время не поощрялась смена гражданами рабочего места. Связь карьеры с одной профессией или одним предприятием считалась нормой. Однако подвижность общественных преобразований сегодня требует подготовки таких специалистов, которые владеют новыми знаниями и навыками, обладают профессиональной гибкостью, способны перемещаться в социальных стратах как вертикально, так и горизонтально.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проанализировав разные источники по теме мобильности, мы пришли к выводу, что мобильность - это двойственная категория: с одной стороны, она рассматривается как качество личности, с другой - как процесс, то есть мобильность проявляется только в деятельности личности, которая обладает конкретными личностными и профессиональными качествами.
Основоположник теорий социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокин рассматривает профессиональную мобильность как основной компонент социальной мобильности. Но социальную мобильность он принимает в качестве любого перехода индивида из одной социальной позиции в другую [4]. Согласно теории флуктуаций, автор выделяет три формы социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную.
Понятие профессиональной мобильности достаточно новая дефиниция в научном знании, поэтому сложно найти общепризнанное определение. В контексте нашего исследования профессиональную мобильность мы предлагаем понимать как процесс перемещения работников между профессиональными и квалификационными группами и как свойство личности, проявляющееся в готовности оперативно и успешно овладевать новыми знаниями, умениями и технологиями.
Ю.А. Надолин и В.И. Кузнецов в своей работе отмечают, что профессиональная мобильность - это более или менее устойчивое свойство личности, как подготовленность или предрасположенность к перемене вида профессиональной деятельности [5].
Для современной молодёжи очень важен выбор лифта социальной мобильности при выборе профессии и формировании профессиональной мобильности. В этой связи необходимо отметить, что результатом современного профессионального образования является способность выпускников к профессиональной мобильности нового типа, который достигается в комплексной подготовке, сочетающей в себе узкий профессионализм с одной стороны, и универсализм с другой, в формировании компетентного специалиста [5].
Следующим понятием, важным для нашей работы, является профессиональная устойчивость специалиста. Подробный анализ понятия и проблем формирования профессиональной устойчивости был рассмотрен в статье «Формирование профессиональной устойчивости как задача подготовки студентов в вузе» в журнале «Азимут научных исследований: педагогика и психология» Том 5, № 2(15), с. 96-98. Однако для данного исследования стоит указать положения, на которых мы основываемся. Понятие профессиональной устойчивости было введено К.К. Платоновым. Профессиональную устойчивость в его работах рассматривается в качестве
такого свойства личности, в котором проявляется интенсивность, действенность и устойчивость профессиональной направленности личности. Он характеризовал ее слиянием рабочего со своей профессией, когда профессиональная деятельность стала «трудовой доминантой рабочего, т.е. главенствующим содержанием трудовой жизни» [6].
Э.М. Ковальчук отмечает, что показателем профессиональная устойчивость является наличие у человека соответствия между мотивами и интересами и реальным содержанием его труда. Если данное соответствие имеется у специалиста, то его деятельность будет эффективной и иметь меньшее количество издержек.
Проведя анализ исследований по теме профессиональной устойчивости (К.К. Платонов, Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов Е.М. Логинова, Б.П. Невзоров, Н.И. Митина и др.), мы пришли к выводу, что главными компонентами, определяющими формирование профессиональной устойчивости, являются профессиональная направленность и профессиональная готовность личности.
В первую очередь стоит рассматривать профессиональную направленность личности, так как именно со сформированности профессиональной направленности начинается полноценный процесс погружения человека в профессиональную деятельность и сам процесс формирования проходит во время освоения профессиональных знаний, умений и владений.
Профессиональная направленность личности рассматривалась в работах таких исследователей, как Т.А. Воронова, М.А. Алимова, З.Н. Курлянд, З.К. Кар-гиева и др. В общем виде данное понятие рассматривают как интегральную характеристику мотивации профессиональной деятельности, которая определяется побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражается в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях и представлениях о профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность включает в себя следующие компоненты:
1) интересы к будущей профессии [7];
2) положительное отношение к будущей профессиональной деятельности;
3) конкретные усилия человека, нацеленные на выполнение профессиональных задач;
4) образ профессии, отражающий характер и содержание профессиональных представлений обо всех сторонах профессии (социально-экономической, производственно-технической и социально-психологической).
К.К. Платонов рассматривает профессиональную готовность в трех аспектах: 1) субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять; 2) оптимальный результат профессиональной подготовки и обучения личности; 3) сложное образование, включающее операциональные и личностные компоненты [6].
Мы считаем, что профессиональная готовность оказывает большое влияние на формирование профессиональной мобильности, так как способность к профессиональной мобильности может формироваться только в том случае, если у специалиста уже есть определенные профессиональные компетенции, которые позволят овладеть новыми знаниями и умениями.
Формирование профессиональной готовности начинается, по нашему мнению, несколько позже, чем формирование профессиональной направленности, и связано с прохождением студентами практик различных уровней, так как именно в процессе реальной профессиональной деятельности будущий специалист погружается в профессиональную среду. К компонентам профессиональной готовности относятся:
1) когнитивный компонент, включающий использование профессиональных знаний, полученных в процес-
педагогические науки
Наумова Мария Вадимовна, Овсянникова Ольга Сергеевна ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ВУЗЕ ...
се обучения, для достижения результатов деятельности;
2) операциональный компонент, определяющий отношения между компонентами в процессе профессиональной деятельности и выражающий способность специалиста на основе полученного в процессе обучения опыта выполнять профессиональную деятельность;
3) волевой компонент, подразумевающий самоконтроль личности, умение управлять действиями, из которых состоит выполнение обязанностей;
4) эмоциональный компонент, включающий положительное отношение к профессиональной деятельности, воодушевление, ответственность за результативность деятельности и пр.;
5) мотивационный компонент, содержащий мотивы деятельности, позитивное отношение и интерес к деятельности, а также профессионально значимые потребности.
Таким образом, мы можем утверждать, что профессиональная устойчивость является таким свойством личности, в котором проявляется ярко выраженная профессиональная направленность человека и его готовность к выполнению профессиональной деятельности в новых меняющихся условиях и характеризующаяся согласованностью обозначенных компонентов.
ливает выбор жизненного пути, а также подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего существования (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов). Поэтому говоря о помощи в профессиональном становлении личности, целесообразно рассматривать профориентационное сопровождение в качестве более эффективного способа, нежели обычный выбор профессии и уровня образования, которые предполагает профессиональная ориентация.
Целью профориентационного сопровождения студентов в вузе является помощь в планировании и построении собственной профессиональной траектории. Основная задача сопровождения - позволить молодому человеку на основных этапах выбора и построения карьеры сделать правильный выбор, ориентируясь на свои интересы, способности и личностные качества, а также учитывать динамику и изменяемость современного рынка труда. Профориентационное сопровождение студентов основывается на следующих принципах системного подхода:
- целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое;
- иерархичность как наличие множества элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;
Рисунок 1 - Модель профориентационного сопровождения студентов в вузе
Формирование целей статьи (постановка задания). На основе анализа понятий социальной и профессиональной мобильности, компонентов профессиональной устойчивости мы пришли к выводу о том, что решить проблему формирования социальной мобильности на уровне личности возможно через осуществление профо-риентационного сопровождения обучающихся вуза.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На сегодняшний день понятие профориентационного сопровождения встречается довольно редко. Чаще всего можно найти большое количество информации о профессиональной ориентации и ее применении. Но профессиональная ориентация лишь является комплексом мер по выбору профессии с учетом потребностей и возможностей личности и мониторинга рынка труда [8]. Однако профессиональное самоопределение личности не ограничивается выбором специальности или профессии, а является сложным процессом, который обуслов-
- структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры;
- множественность, позволяющая использовать множество различных моделей для описания, как отдельных элементов, так и системы в целом.
Для достижения цели профориентационного сопровождения должны быть подобраны соответствующие методы его реализации. Наиболее эффективными методами на сегодняшний день являются следующие:
- профессиональное просвещение, в ходе которого студенты обеспечиваются информацией о мире профессий, возможностях получения образования, возможностях построения профессиональной карьеры;
- профессиональное воспитание, позволяющее формировать у студентов способности, трудолюбие, работоспособность, профессиональную ответственность;
- консультирование по вопросам выбора подходящей и востребованной профессии, последующего трудоустройства, а также возможностей профессиональной подготовки;
- профессиональное развитие личности и сопрово-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)
113
Naumova Maria Vadimovna, Ovsyannikova Olga Sergeevna CAREER GUIDANCE SUPPORT IN THE UNIVERSITY .
pedagogical sciences
ждение профессиональной карьеры, включая смену про- Статья поступила в редакцию 06.11.2017 фессии, повышение квалификации, профессиональную Статья принята к публикации 25.12.2017 переподготовку;
- профориентационная диагностика, направленная на выявление профессиональных интересов, интеллектуальных способностей, личностных особенностей человек;
- социально-психологический тренинг как совокупность активных методов практической психологии, направленный на формирование навыков самопознания и саморазвития (И.В. Вачков). Социально-психологический тренинг является наиболее удобной формой для реализации развивающей модели психологического сопровождения личности, как в период выбора профессии, так и в процессе построения плана карьерного роста (Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.).
Для построения эффективного профориентационно-го сопровождения студентов данные методы должны быть выстроены по следующей схеме: профориентаци-онная диагностика - психологическая консультация -социально-психологический тренинг как возможность развития и осознания собственных способностей и личностных качеств - повторная диагностика для определения динамики развития. На рисунке 1 наглядно показана модель профориентационного сопровождения вузе, которая отражает все этапы работы со студентами.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Мы считаем, что реализация данной модели позволяет формировать профессиональную устойчивость студентов на уровне личности и ресурсов вуза, формирует такие компоненты профессиональной направленности и готовности, как эмоциональный, волевой, когнитивный и мотивационный, а также позволяет в модели увидеть социально-профессиональную мобильность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р "Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы". URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/4952.
2. О результатах оценки эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования в 2015 году. URL: Ы1р://минобрнауки.рф/новости/5864/ файл/4687/03 Презентация (Ливанов).pdf.
3. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения 14.01.2018).
4. Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность / П.А.Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.- С. 375.
5. Надолин Ю.А., Кузнецов В.И. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="http://www.stience-forum. ru/2015/1093/10183">www.sciencefomm.ru/2015/-1093/10183</a> (дата обращения: 15.09.2017).
6. Платонов К.К. Вопросы психологии труда / К.К. Платонов. - М., 1979. С. 82-102
7. Словарь по профориентации и психологической поддержке [Электронный ресурс]. http://technomag.edu. ru/doc/42344.html (дата обращения 14.01.2018).
8. Профессиональная ориентация молодежи: опыт и проблемы [Электронный ресурс] / Р.Х. Джураев, Х.Ф. Рашидов, А.В. Цой. URL: http://www.tashxis.narod.ru/ru/ library/profor/prof.htm (дата обращения 15.09.2017).
Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ и Правительства ХМАО-Югры, № 17-16-86011 «Этнорегиональные особенности психологического здоровья и социальной мобильности студенческой молодежи из числа коренных малочисленных народов
Севера»._