Научная статья на тему 'Профориентационное партнерство (интеграция общего и профессионального образования в профориентационной деятельности)'

Профориентационное партнерство (интеграция общего и профессионального образования в профориентационной деятельности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационное партнерство (интеграция общего и профессионального образования в профориентационной деятельности)»

Профориентационное партнерство (интеграция общего и профессионального образования в профориентационной деятельности)

Профориентационная работа не может быть эффективной без интеграции усилий всех участников профориентационного пространства: школы, учреждений профессионального образовании, работодателей. Полноценное проектирование и реализация образовательно-профессионального маршрута возможно только через использование ресурсов профориентационного партнерства.

РОМАНОВА Татьяна Михайловна,

методист Екатеринбургского Центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог», почетный работник общего образования, Екатеринбург

Для формирования культуры профессионального самоопределения школьников и ориентации молодежи на рабочие профессии в Екатеринбурге реализован сетевой профориентационный проект «Профи-дебют: масштаб — город».

Принципиально новые условия жизни, сложившиеся в конце XX века, кардинальным образом изменили представление людей о профессиональном самоопределении и самореализации в обществе. Одним из основных факторов профессионального самоопределения старших подростков является их психологическая готовность к профессиональному выбору [1].

Сетевая модель

Для формирования культуры профессионального самоопределения школьников и ориентации молодежи на рабочие профессии с учетом их потребности на рынке труда в Екатеринбурге реализован сетевой профориентаци-онный проект «Профи-дебют: масштаб — город». Идея проекта заключается в оказании психолого-педагогической поддержки школьникам в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута через использование ресурсов профориентационного партнерства образовательных учреждений с профессионально-производственным и социокультурным территориальным окружением (в интересах реального сектора экономики). Одним из важнейших условий реализации проекта является обеспечение интеграции между общим и профессиональным образованием.

Такая интеграция достигнута за счет реализации сетевой модели проекта, элементами которой выступают образовательные потоки нескольких видов, характерные для общностей: «Ученики», «Родители», «Педагоги», «Социальные партнеры». Образовательные потоки — это каналы, по которым распространяются информационные ресурсы. Основными компонентами, из которых состоит сетевая структура проекта, являются зоны непосредственного взаимодействия образовательных потоков. Пространство, ограниченное совокупностью нескольких потоков, можно называть «пространством интеграции» общего и профессионального образования. Пространство совокупности четырех потоков — «зона сильного влияния», двух потоков — «зона умеренного влияния». Пространство без взаимодействия потоков можно назвать просто «зона малого влияния». На этапе апробации проекта интенсивность взаимодействия потоков незначительная, и мы имели дело с «закрытой системой». Чем больше расширяются потоки взаимодействия, тем все больше становится открытой система профориентации в пространстве.

В результате непосредственного взаимодействия образовательных потоков создаются «продукты» для образовательной деятельности, которые имеют профориен-тационную направленность. Если по образовательным потокам движутся ресурсы, не согласованные по времени с интенсивностью и разностью фаз, то невозможно получить продукт установленного качества. Для согласования режимов поступления обра-

СОВМЕСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

зовательных потоков используется система модуляции, управления разных уровней (школьный, районный, городской), что способствует созданию и перераспределению резервов образовательных ресурсов, ускорению или замедлению процессов их взаимодействия. Процессы формирования образовательных ресурсов и их первичная модуляция осуществляются в зонах умеренного и сильного влияния. Все потоки могут взаимодействовать между собой посредством обмена продуктами профориентацион-ной деятельности на разных уровнях [2].

История проекта

Семь лет назад для реализации профори-ентационного проекта в масштабах города управлением образования администрации г. Екатеринбурга был назначен координатор проекта — Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» — и определены 8 школ-участников из 7 районов города. В каждой школе был назначен куратор проекта, которого познакомили с проектной технологией обучения и управления проектом, сетевым характером организации взаимодействия, показали новый уровень социального партнерства с учреждениями профессионального образования. В результате апробации проекта определился механизм вхождения в проект учреждений профессионального образования и оптимизировался процесс организации профориентационной работы в школах города.

Реализация проекта

Для эффективности дальнейшей работы в этом направлении возникла необходимость разбить проект на три этапа. Первый этап — знакомство с учреждениями высшего профессионального образования. Второй этап — знакомство с учреждениями начального и среднего профессионального образования (с 2013 года только учреждений СПО). Третий этап — знакомство на предприятиях с профессиями, востребованными на городском рынке труда. Проект сопровождается диагностикой профессиональной направленности участников проекта и требует от кураторов проекта в общеобразовательных учреждениях определенного алгоритма действий:

- информирования учащихся и родителей о проекте;

- просмотра учащимися и их родителями презентаций учреждений НПО, СПО, ВПО;

- проведения классных часов в школе по профориентации;

- диагностики профессиональной направленности учащихся;

- изучения запроса учащихся;

- формирования групп по интересам и оформление заявки на участие в мероприятиях проекта;

- назначения тьюторов проекта и организации выхода в учреждения профессионального образования и на предприятия;

- анкетирование учащихся, педагогов и родителей по итогам посещения мероприятий;

- обработки, анализа информации и обсуждения результатов реализации каждого этапа проекта на «круглом столе» в районе.

Основным инструментом реализации городского проекта является партнерство Центра с субъектами социокультурной и профессионально-производственной среды. Невозможно решить проблему поддержки профессионального самоопределения молодежи, решая только проблемы общеобразовательной школы, колледжа, института, конкретного работодателя, не рассматривая эту проблему в контексте единого профори-ентационного пространства [3].

Направления взаимодействия социальных партнеров

Психолого-педагогическая поддержка несовершеннолетних в профессиональном самоопределении — комплексный процесс, предусматривающий следующие основные направления взаимодействия социальных партнеров.

МБУ Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» осуществляет координацию проекта в городе, проводит «круглые столы» по итогам реализации каждого этапа, создает информационный банк данных о профессиональных учреждениях и ведет мониторинг эффективности реализации проекта. Координатор проекта организует работу «Школы тьюторов проекта», проводит консультации для педагогов, родителей и учащихся, помогает образовательным учреждениям организовывать классные часы по профориентации, изучать профессиональную направленность школьников, используя диагностику, профориентационные игры и конкурсы.

Районные отделы образования осуществляют координацию прохождения проекта в районе, осуществляют связи между управлениями, ведомствами, министерствами, согласовывают работу по профориентации в проекте с Центром

В результате апробации проекта определился механизм вхождения в проект учреждений профессионального образования и оптимизировался процесс организации проф-ориентационной работы в школах города.

Основным инструментом реализации проекта является партнерство с субъектами социокультурной и профессионально-производственной среды

Невозможно решить проблему поддержки профессионального самоопределения молодежи, решая только проблемы общеобразовательной школы, колледжа, института, конкретного работодателя, не рассматривая эту проблему в контексте единого про-фориентационного пространства.

«Диалог». Организуют в районе «круглые столы» по итогам прохождения этапов, ведут учет и отвечают за явку на мероприятия.

Общеобразовательные учреждения активно включаются в профориентационную деятельность, согласованную с профилем продолжения образования и предполагаемой сферой профессиональной деятельности обучающихся. Они организуют работу с родителями и учащимися в рамках проекта.

Образовательные учреждения профессионального образования обеспечивают участников проекта актуальной обновленной информацией о возможностях продолжения образования, условиях поступления и особенностях обучения, перспективах дальнейшего трудоустройства, проводят встречи, олимпиады, деловые игры, конкурсы, конференции, устраивают профессиональные пробы и мастер-классы для будущих абитуриентов. Ведут мониторинг профориентационой работы со школьниками, изучая эффективность проведения мероприятий.

Предприятия, организации, фирмы предоставляют ресурсы для экскурсий, социальных и производственных практик, профессиональных проб, организуют встречи с носителями социального и профессионального опыта.

Территориальные службы занятости выпускают информационные бюллетени, статистические отчеты, справочные материалы о состоянии рынка труда, организуют для педагогов информационные семинары, участвуют в родительском всеобуче и «круглых столах».

Учреждения дополнительного образования создают условия для осуществления профессиональной пробы в различных сферах деятельности и предоставляют возможность школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах, выставках, фестивалях, концертах.

Средства массовой информации информируют школьников о профори-ентационных мероприятиях, проводимых социальными партнерами.

Оценка эффективности профориента-ционного проекта проводится по мере решения проблем и различается по уровням управления проектом. Изучение отношения школьников — участников проекта к проведенным мероприятиям происходит методом анкетирования. В этом учебном году средний балл удовлетворенности учащихся проектом составил 8 из 10 возможных, 87% участников считают необходимым продолжение проекта.

Оценка эффективности профори-ентационного проекта проводится по мере решения проблем и различается по уровням управления проектом.

Профориентационные услуги согласованы с потребностями рынка труда и максимально ориентированы на удовлетворение запросов школьников.

Развитие проекта

Сегодня можно сказать, что сетевой профориентационный проект «Профи-дебют: масштаб — город» вышел за рамки города. В проекте участвуют 145 образовательных учреждений Екатеринбурга и 5 из других городов Свердловской области. В проекте принимают активное участие 173 социальных партнера: 28 учреждений ВПО, 43 учреждения СПО и 102 предприятия. Проект способствует созданию информационного банка социальных партнеров и расширению форм взаимодействия профессиональных учебных заведений с общеобразовательными учреждениями. Повысился уровень активности учреждений СПО и ВПО в городских и областных профориентационных мероприятиях. Появились новые подходы к профориентаци-онной работе среди учреждений профессионального образования.

Новизна проекта заключается в том, что, во-первых, деятельность субъектов образования рассматривается с позиции системного подхода к профессиональной ориентации на всех этапах образования, во-вторых, профориентационные услуги согласованы с потребностями рынка труда и максимально ориентированы на удовлетворение запросов школьников.

Екатеринбург идет по пути развития инновационной экономики и нуждается в современных рабочих кадрах. Данный проект — это закономерный отклик на социальный заказ, обусловленный особенностями современного развития общества, экономического и духовного развития страны, в значительной степени определяющегося качеством общего и профессионального образования. Благодаря реализации проекта создано единое городское профориентационное пространство, повысилась эффективность системы управленческой деятельности, внедрены новые информационно-профориентационные технологии, направленные на формирование культуры профессионального самоопределения школьников.

Питература

1. Кропивянская С. О., Лернер П. С., Пало О. Д. Выбор профессии: оценка готовности школьников. 9-11 классы / Под. ред. С. Н. Чистяковой. М.: Вако, 2009. 160 с.

2. Мудрик А. В. Общее в процессе воспитания: учеб. пос. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.

3. Ячменев В. Д. Рекомендации по порядку межведомственного взаимодействия в развитии дополнительного образования детей сельской муниципальной системы образования // Профильная школа. 2010. № 2. С. 33-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.