УДК 316.4 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-103-73-76
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В УНИВЕРСИТЕТЕ: ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
ПРОХОРОВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЖМЫРЕВА НАТАЛИЯ АНДРЕЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Данная статья посвящена проблеме содержания профориентации школьников в сложившихся условиях, рассмотрению основных противоречий процесса, традиционным и новым формам взаимодействия с учащимися. В качестве ведущих участников процесса профориентации учащихся следует выделить школы, университеты и работодателей. Именно активная заинтересованная позиция данных акторов будет способствовать успешному профессиональному самоопределению учащихся. Школы должны быть заинтересованы в том, чтобы их выпускник выбрал оптимальную для себя траекторию дальнейшего обучения, вуз заинтересован в получении высокомотивированного абитуриента, работодатели - в специалисте, который готов адаптироваться к трудовой деятельности. В дополнение к привычным формам профориентации (День открытых дверей, профориентационные беседы, олимпиадное движение, тренинги и мастер-классы) добавляются новые формы, например, игровые (квесты, деловые игры), неформальные встречи с руководством университета, форматы тест-драйва университета. В статье характеризуется опыт профориентационной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Описаны такие проекты, как «Образовательные экскурсии в Державинском», «Декада профессиональной грамотности» и др. В качестве инструмента, ориентированного на раннюю профориентацию учащихся, запущен проект «KIDS Университет».
Ключевые слова: университет, школа, работодатель, профессия, профессиональное самоопределение, учащиеся, профориентация, ранняя профориентация
Введение
Основные акторы профориентации школьников (школы, вузы, работодатели / предприятия) вынуждены пересматривать содержание своей работы в силу объективных факторов, которые усложняют профессиональный выбор учащихся: трансформации структуры подготовки кадров, появления новых профессиональных сфер, динамики конъюнктуры рынка труда, расширения спектра специальностей и направлений подготовки, предлагаемых в вузах, «массификацией высшего образования и уплотнением конкуренции между вузами за абитуриентов» [1]. Традиционные и новые формы профориентаци-онной работы сопровождаются активным применением инструментов маркетингового комплекса. Специалисты отмечают, что основная задача проф-ориентационной работы заключается далеко не в формировании контингента абитуриентов. Во главе угла - «вопрос осознанного выбора абитуриента, формирования его устойчивых профессиональных
интересов, позволяющих выбрать направление подготовки в вузе» [2, С. 83].
Сущность и основные противоречия профориентации учащихся Под профориентацией принято понимать «сложный процесс, который направлен на развитие компетентности учеников при выборе карьеры, а именно на способность анализировать информацию о выборе карьеры, возможность получить теоретически и практически знания и навыки, в результате чего повысить шансы правильно определить свой трудовой путь» [3, С. 5].
Пересмотр содержания профориентационной работы со стороны школ и высших учебных заведений обусловлен результатами исследований, согласно которым родители выражают неудовлетворенность уровнем профориентационной работы в школе, в то время как более трети учащихся на момент окончания школы не имеют четких дальнейших профессиональных ориентиров [4, С. 50].
A. V. PROKHOROV, N. A. ZHMYREVA
Более того, специалисты состояние профориента-ционной работы в России оценивают следующим образом: «профориентация не рассматривается как глубокая, системная и требующая времени работа, являясь лишь элементом кадровой политики, и часто заменяется определением профпригодности с помощью многочисленных тестов и профотбором» [4, С. 50-51].
М. В. Разумова на основе обобщения существующих практик профориентации выделяет ряд объективных противоречий [4, С. 55-56]:
- «между реальной потребностью общества в подготовке специалистов по различным профессиям и стихийно складывающейся профессиональной направленностью школьников;
- между профессиональными предпочтениями выпускников школ, ориентированными на престижные профессии, и потребностью в рабочих кадрах;
- между недостаточной информированностью школьников о мире профессий и требованием сознательности и самостоятельности выбора;
- между потребностями подростков в деловых советах и недостатком либо отсутствием компетентных советчиков;
- между профессиональными планами учащихся и их личными качествами;
- между планами учащегося и планами его родителей;
- между реальной необходимостью профориентации учащихся и недостаточностью или отсутствием кадровой, материальной, документальной и технической баз;
- между применением традиционных способов и методик профориентации школьников и постоянно меняющимся миром профессий, предъявляющим новые, более высокие требования к человеку;
- между быстрым темпом научно-технического прогресса и развитием рыночной экономики и значительным отставанием уровня проф-ориентационной работы с учащимися, приводящим к профессиональной дезориентации выпускников школ;
- между существующими теоретическими разработками по организации профориентации учащихся и отсутствием их практической реализации» [4, С. 55-56].
Уровень решения задач, который ставится перед участниками процесса профориентации учащихся, предполагает нивелировку указанных противоречий.
Опыт профориентационной работы ТГУ имени Г. Р. Державина
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина не только использует тради-
ционные формы работы со школьниками, но и ведет постоянный поиск новых форм взаимодействия.
По-прежнему актуальными остаются олимпиады как традиционная форма работы со школьниками. Олимпиады, как правило, предоставляют победителям и призерам ощутимые преференции при поступлении в вуз.
ТГУ имени Г. Р. Державина демонстрирует заинтересованность в поиске талантливой молодежи и предоставлении им дополнительных возможностей на этапе поступления. В качестве инструментов поиска одаренных детей выступают олимпиады и конкурсы, проводимые университетом. Например, уже 18 лет ТГУ имени Г. Р. Державина проводит Межрегиональную многопрофильную олимпиаду школьников, которая дает возможность победителям и призерам получить дополнительные баллы к сумме ЕГЭ при поступлении в вуз. Обращают на себя внимание и новые конкурсы для школьников: конкурсы научных работ «Постигай науку» и «Выдающиеся юристы России», которые также закреплены в правилах приема в вуз в текущем году. Университет поддерживает победителей и призеров ряда городских и областных научных форумов. В этом году дополнительные баллы в копилку личных достижений получат победители и призеры Открытого форума исследователей «Грани творчества», проводимого на базе МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова», VII открытого муниципального конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся МБОУ «Уваровщинская СОШ» Кирсановского района «Первые шаги в науку», Областного конкурса научных работ «Выдающиеся юристы России» по соответствующим специальностям или направлениям подготовки.
В 2017 г. по инициативе ректора ТГУ В. Ю. Стромова был учрежден «Державинский грант», который дает право поступления за средства вуза или право скидки на отдельные направления подготовки и специальности, не получившие поддержку в рамках контрольных цифр приема. В 2017 г. в качестве таких направлений были определены «Актерское искусство», «Хореографическое искусство», «Физическая культура». Как показал первый опыт, подобный конкурс позволил выявить наиболее талантливых абитуриентов, дать им возможность поступить на интересующее направление. В 2018 г. проходит второй конкурс грантов на обучение в ТГУ имени Г. Р. Державина по направлениям «Вокальное искусство», «Актерское искусство» и «Лингвистика».
Динамично развивается профориентация через проведение открытых лекций, тренингов, семинаров как на базе вуза, так и в выездных форматах. С 2017 г. в ТГУ имени Г. Р. Державина реализуется проект «Образовательные экскурсии в Державин-
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
ском университете», в рамках которого лекции и семинары проходят в том числе на базе музеев Му-зейно-выставочного комплекса ТГУ.
В 2018 г. дан старт проекту «KIDS Университет», ориентированному на учащихся 5-7 классов. «KIDS Университет» призван способствовать ранней профориентации школьников. Он направлен на развитие творческого потенциала учащихся, знакомство школьников с современными научными достижениями, проект дает возможность учащимся выйти за пределы школьной программы. Кроме семинаров на базе университета и Музейно-выставочного комплекса ТГУ апробирована выездная модель. Впервые занятия в рамках «KIDS университета» прошли в МАОУ СОШ № 1 - «Школа Сколково-Тамбов» [1].
В 2016 г. по инициативе Студенческого научного совета университета был запущен проект «Декада профессиональной грамотности», ориентированный на учащихся средних общеобразовательных школ города Тамбова и области. Периодичность Декады - два раза в год. Каждый день Декады посвящен одной из сфер повседневной жизни человека. Например, в рамках Декады выделяются «День правовой грамотности», «День медицинской грамотности», «День исторической грамотности», «День психологической грамотности», «День экономической грамотности» и т. п. Программа каждого дня включает несколько этапов творческих мастерских длительностью 40 минут. Студенты в интерактивной форме рассказывают учащимся о том, как достижения науки оказывают влияние на повседневную жизнь. В качестве мест проведения выбираются площадки партнеров Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина -будущих работодателей. В проекте задействованы крупные государственные учреждения, такие как Управление Росреестра по Тамбовской области, Управление МВД России по г. Тамбову, Избирательная комиссия тамбовской области, Музейно-выставочный центр Тамбовской области и др., а также коммерческие организация и предприятия (ПАО «Сбербанк», ОАО «КОМЭК», ОГК «ПЛАНЕТА SPA» и др.). Проект «Декада профессиональной грамотности» ориентирован на популяризацию высшего образования среди учащихся школ [5; 6].
Особое место в профориентационной работе вуза занимают сезонные (летние / зимние) школы по направлениям и профилям, которые, как правило, проводятся на университетской базе отдыха «Галдым». Подобные школы знакомят школьников с профессиями через мастер-классы, тренинги, деловые игры, встречи с практикующими специалистами. Популярностью пользуются следующие сезонные школы: Международная школа-семинар по лингвистике, Языковая школа, Любимые экономи-
ческие встречи, Школа права, Медиашкола, Социологическая школа.
ТГУ имени Г. Р. Державина отходит от традиции проведения единых дней открытых дверей в их классическом понимании. В 2016 г. Заложена традиция Неформальных встреч ректора университета с абитуриентами и их родителями, где каждый участник может задать любой вопрос ректору и представителям ректората и получить развернутый заинтересованный ответ. Как правило, такие встречи предваряются интерактивными выставками от ин-статутов и факультетов вуза. Кроме того, уже дважды в рамках Неформальных встреч проходил розыгрыш «студенческих билетов на один день», который давал право школьникам 9-11 классов провести своего рода «тест-драйв» интересующих учебных подразделений вуза. В дальнейшем, многие из участников подобного тест-драйва стали студентами университета.
На последней встрече с руководством вуза абитуриентам был впервые представлен проект «3D-университет». На специализированном стенде школьники в формате виртуального тура знакомились с объектами Державинского университета: Симуляционно-аккредитационным центром, базой отдыха «Галдым», Медицинским институтом, Приемной комиссией.
Заключение
Синтез традиционных и новых форм профори-ентационной деятельности предполагает грамотное использование новейших достижений науки и техники в совокупности с ориентацией на потребности школы, вуза, организации-работодателя. Наиболее востребованные и эффективные формы профориентации учащихся позволяют на раннем этапе свести основных акторов в одном месте в рамках научно -просветительской лекции, экскурсии, встречи с руководством вуза. На основе подобного опыта взаимодействия школьники формируют собственные мировоззренческие взгляды, обозначают сферу будущих профессиональных интересов.
Литература
1. Прохоров А. В. Детский университет как инструмент ранней профориентации // Вестник Тамбовского университета. Общественные науки. 2018. № 1.
2. Илюхина Н. А. Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 4(6). С. 83-88.
3. Фирсова И. А. Профориентационная работа в системе развития образования: опыт работы финансового университета // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. II. № 1. С. 4-7.
4. Разумова М. В. Профориентация в России: становление, проблемы, перспективы // Профессиональное образование и общество. 2014. № 3(11). С. 49-57.
A. V. PROKHOROV, N. A. ZHMYREVA
5. Стромов В. Ю., Сысоев П. В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 75-82.
6. Стромов В. Ю., Сысоев П. В. Основные векторы развития студенческой науки в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина на современном этапе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 5(169). С. 7-17.
References
1. Prokhorov А. V. Detskij universitet kak instrument rannej proforiyentatsii [Children's university as instrument of early career guidance] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Obshchestvennye nauki. 2018. № 1.
2. Ilyukhina N. А. Proforiyentatsionnaya rabota vuzov so shkol'nikami: novye vozmozhnosti traditsionnykh form [Professional orientation work of higher education institutions with school students: new opportunities of traditional forms] // Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye. 2016. № 4(6). S. 83-88.
3. Firsova I. А. Proforiyentatsionnaya rabota v sisteme razvitiya obrazovaniya: opyt raboty finansovogo universiteta
[Professional orientation work in the system of development of education: experience of the financial university] // Upravlencheskiye nauki v sovremennom mire. 2015. T. II. № 1. S. 4-7.
4. Razumova M. V. Proforiyentatsiya v Rossii: stanovleniye, problemy, perspektivy [Career guidance in Russia: formation, problems, prospects] // Professional'noye obrazovaniye i obshchestvo. 2014. № 3(11). S. 49-57.
5. Stromov V. Yu., Sysoev P. V. Model' organizatsii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov v vuze [Model of the organization of research activity of students in higher education institution] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2017. № 10. S. 75-82.
6. Stromov V. Yu., Sysoev P. V. Osnovnye vektory razvitiya studencheskoj nauki v Tambovskom gosudarstvennom universitete im. G. R. Derzhavina na sovremennom etape [The main vectors of development of student's science at the Tambov state university named after G. R. Derzhavin at the present stage] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2017. T. 22. № 5(169). S. 7-17.
* * *
PROFESSIONAL ORIENTATION WORK AT THE UNIVERSITY: TRADITIONAL AND NEW FORMS OF INTERACTION WITH PUPILS
PROKHOROV ANDREY VASILYEVICH
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
ZHMYREVA NATALIYA ANDREEVNA
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Authors devoted this article to a problem of content of career guidance of school students at this conjuncture, to consideration of the main contradictions of process, traditional and new forms of interaction with pupils. As the leading participants of process of career guidance of pupils it is necessary to allocate schools, universities and employers. Active interested position of these actors will promote successful professional self-determination of pupils. Schools have to be interested in that their graduate has chosen a trajectory of further training, optimum for himself, the higher education institution has interest in receiving the well-motivated entrant, employers - in the expert who is ready to adapt to work. In addition to habitual forms of career guidance (The Open Day, professional orientation conversations, the Olympiad movement, trainings and master classes) there are new forms, for example, game (quests, business games), informal meetings with the management of the university, formats of test drive of the university. In article authors characterized experience of professional orientation activity of Tambov state university named after G. R. Derzhavin, described such projects as «Educational excursions in TSU named after G. R. Derzhavin», «Decade of professional literacy», etc. As the tool focused on early career guidance of pupils the KIDS University project started.
Key words: university, school, employer, profession, professional self-determination, pupils, career guidance, early career guidance
Об авторах:
Прохоров Андрей Васильевич, кандидат филологических наук, доцент, директор Центра маркетинга образовательных услуг Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Жмырева Наталия Андреевна, магистрант Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the authors:
Prokhorov Andrey Vasilyevich, Candidate of Philology, Associate Professor, Director of the Center of Marketing of Educational Services, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
Zhmyreva Nataliya Andreevna, Applicant for Master's Degree of Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES