ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 37.047
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
© Е. А. КРАЛИЧКИНА МОУ «Лицей № 55» г. Пензы, e-mail: [email protected]
Краличкина Е. А. - Профильное обучение как фактор социализации учащихся // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 676-679. - В статье представлена сконструированная в ходе опытно-эксперименталь-нойработы модель процесса социализации учащихся медицинских классов лицея. Называются объективные факторы, благоприятствующие социализации учащихся медицинских классов. Сформулированы основные организационно педагогические условия эффективного социализирующего влияния профильного обучения на учащихся общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: социализация; профильное обучение; ценностное отношение к здоровью; компетентностный подход; организационно-педагогические условия.
Kralichkina E. A. - The profile education as a factor of socialization of students of medical forms in the lyceum // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 676-679. - The model of socialization of students in medical foms which was constructed by using experients, is presented in the article. There are objective factors that would be the most suitable for socialization of students in medical forms Moreover, the main organization and pedagogical conditions of the profile education of students of education institution were formulated.
Key words: socialization, profile education, value attitude to health, competent approach, organizing pedagogical conditions.
Усложнение аспектов общественной и профессиональной деятельности определило приоритетным направлением государственной политики в области образования формирование системы непрерывного профессиональногообразования,началокоторомуза-кладывается в средней общеобразовательной школе через профильное обучение. Содержание профильного образования напрямую связано с формированием устойчивой системы социально-значимых качеств личности, то есть речь идет о процессе и результате социализации.
Профильные классы - своего рода «нулевой» курс вузов, введение в специальность высокой квалификации. Многие авторы в последнее время призывают избегать чрезмерной «вузоцентричности» профилизации: недопустимо трактовать профильное обучение исключительно с позиций последующего профессионального образования. Профильность необходима не ради подготовки в вуз, а для более полной самореализации школьника. Вуз - только одна из форм его последующего образования. Мы убеждены, что цели социализации в образовательном процессе любой школы в большей степени должны быть связаны с личностным развитием детей, а не с их учебными успехами. Нельзя отрицать, что два этих параметра связаны, но их корреляция, как следует из исследо-
ваний психологов [1], может быть как прямой, так и обратной.
Организация профильного обучения в лицее не только не противоречит сущности лицейского образования (универсальности, фундаментальности, элитарности и др.), но и развивает ее; система ключевых компетенций профильного обучения в лицее шире совокупности компетенций аналогичного профиля обучения в общеобразовательной школе. Мы убеждены, что основная задача лицея - целенаправленная социализация личности: введение ее в мир человеческих связей и отношений, в духовную культуру по-средствомпередачилучшихобразцов,способов,норм поведения.
Имеется ряд объективных факторов социализации учащихся медицинских классов лицея, которые сами по себе благоприятствуют этому процессу. Можно выделить по крайней мере три фактора-обстоятельства, позволяющихговоритьо такомблаго-приятствовании:
-сущностныепризнакилицейскогообразования;
- сущностные признаки профильного обучения;
- сущностные признаки профессии врача, важная миссия которой - сохранение гуманистических ценностей и нравственных норм не только в узкопрофессиональной сфере, но и в обществе.
Наличие этих факторов-обстоятельств не только облегчает процесс институциональной социализации учащихся, но обязывает педагогов лицея их использовать, актуализируя субъективные факторы -личностные ресурсы каждого учащегося. При этом педагогическое воздействие должно ориентироваться на ценностную, мотивационную, аффективную (а не только когнитивную, как это зачастую происходит при организации углубленного изучения учебных предметов) сферы личности учащегося.
Сконструированная нами модель процесса социализации учащихся медицинских классов лицея имеет две базовых ориентации, имеющих выраженную специфику для каждого этапа профильного обучения: организационно-процессуальную (в основном отраженную в представленной ниже схеме модели) и субъектно-результативную (те личностные изменения у лицеистов, которые, по замыслу, должны происходить в процессе реализации организационных мер). Т аким образом, выполнялось требование достижения гармоничности процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности.
Эффективность реализации модели напрямую зависит от следующих организационно-педагогических условий функционирования профильных медицинских классов лицея, обеспечивающих эффективное социализирующее влияние на учащихся.
Первое условие - оптимальное сочетание профи-лизации и фундаментализации образования.
Профильное обучениене должнобытьподготов-кой «профи», тем более что трудовая деятельность в современныхусловияхделаетреальнойсменупрофес-сий несколько раз за трудовую жизнь человека. Поэтому так важно повышать общий уровень культуры учащихся средствами фундаментального (особенно гуманитарного) знания для развития личности, широты ее мышления, оптимизации ее профессионального и жизненного самоопределения. Мы убеждены, что невозможно формирование ценностного отношения к медицинской деятельности без достаточного объема знаний, в частности, гуманитарных дисциплин, ориентирующих на общечеловеческие ценности и воздействующих на нравственную сферу личности. Акцент нагуманитаризацииобщеобразовательныхпредметов и широкое использование ресурсов дополнительного образования в лицее и микрорайоне не только являются профилактикой возможных негативных последствий ранней профессионализации, но и «работают» на повышение общекультурного уровня лицеистов, и, в конечном счете - на оптимизацию процесса социализации учащихся.
Понятно, что задача оптимального сочетания профилизации и фундаментализации образования не должна решаться за счет количественного увеличения учебноговремени.Поэтомунеобходимыкачественные модификации образовательного процесса, предполагающие взаимообогащающее взаимодействие между учебнымдисциплинами,в частности - межпредметные связи, интегрированные курсы, а также интеграция форм учебной и внеучебной деятельности учащихся. Среди средств решения этой задачи многогранно ис-
пользовалась технология научного и социального проектирования (ее социализирующий потенциал не вызывает сомнения), а также научно-исследовательская и поисковая деятельность учащихся.
Второе условие - воспитание у учащихся ценностного отношения к здоровью.
Мы считаем, что в лицее, где созданы медицинские классы, технологии здоровьесбережения решают не только задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся, но и выполняют миссию профес-сионально-социализирующую, превращая категорию «здоровье» в приоритетную жизненную ценность как на уровне каждой личности, так и на уровне идеологии лицейского сообщества.
Именнонадопроф ессиональномэтапе становле-ниябудущегомедицинскогоработникацелесообразно формировать личностные свойства, необходимые для сохранения, укрепления здоровья и предстоящей продуктивной деятельности. Мы всячески инициировали освоение учащимися и педагогами основ валеологии, важнейшими в образовательном пространстве лицея явились здоровьесберегающие принципы учебной работы. Сквозным (на всех этапах обучения) приоритетом стал аксиологический подход, с акцентом на абсолютизации ценности здоровья человека, формировании ценностно-смыслового отношения учащихся к здоровому образу жизни как мировоззренческой установки личности.
Для нас безусловен тот факт, что воспитание ценностного отношения к здоровью является важным условием успешной социализации учащихся. Излишне говорить о значимости этого условия в контексте образовательногопространстваучреждения,имеюще-го медицинскую профилизацию. Очевидно, что технологии здоровьесбережения имеют в этом случае не только общегуманистический, но и профилирующий смысл.
Третьеусловие - ориентация на обеспечение ком-петентностного подхода к содержанию образования.
С точки зрения компетентностного подхода в его применении к решению задач социализации, необходимо делать акцент на формировании социальных компетенций. При этом уровень сформированности социальных компетенций соотносится со ступенями общего образования: присвоение алгоритмов (культурно заданных образцов) на начальной ступени, пробы - в подростковом возрасте (попытка субъективно заданного действия) и ответственный выбор (решение на основесубъектнойпозиции)-какновообразование в деятельности старшеклассника.
К общеотраслевым можно отнести профильные компетенции. Формированию профильных компетенций, безусловно, способствует, наряду с получением фундаментальных знаний по профильным дисциплинам, углубленным естественнонаучным профилированием, профильная практика. Следует отметить, что практическая составляющая профильных компетенций в медицинском классе весьма ощутима, что детер-минированоособенностямисамогопрофиляобучения. Частотажитейскихситуаций,гдевостребованохотябы минимальное медицинское знание, довольно высока.
24 2011 .
Модель профильного обучения как фактор социализации учащихся общеобразовательных школ
Цель: сапиализация учащихся е контексте профильного обучения
Орглншапнонко - пеллгогнческпе ус ловия эффгкгЕВЕВго сшю^шщуумшЕта дтуятн-1 обуч«нвз ка учащихся обшвдБрээава.'ГЕ^ЬБЬс:
]
[
Огтака.тьаоЕ
саэетаЕне
ТрпфгГПУЧЯТУН'
н фуцзямЕнта-лнзацид обраэозаЕнг
Восенгэннз у учащаяся пешасгаагФ огеоеиння К злоровъю
Пвдпчптаокк
абвсЕ-гчЕЕне
СгЖОЕОЗЗЕШИЯ ЕЖ ОСНОВЫ уазЕпшога саонхтьБого сакоаиредепе-тгу!н учащим
ФуькпгшвЕцра-Т1:"ННн ШШЁБ
как открытой
СОБЖЭЛЬЕО-педагогкчЕС-ЫЖ СИСТЕМЫ
Орвтыщн
на
ОбКПЖЕНЕе-ЬОМПЯеЕГ-ЕЭСТХОГО лодщш к содержали во-абрази л:нн
Результат: успешно сапиализироБанвая личность учащегося с развитым нравственным сознанием и личностно-творческим потенциалом будущего
профессионала
Четвертое условие - функционирование лицея как открытой социально-педагогической системы.
«Открытость школы» социуму, активизация и педагогизация взаимосвязей с семьей и другими факторами социализации детей заявляется сегодня в социальной педагогике одним из перспективных и реальных выходов из современной кризисной ситуации в воспитании, одна из причин которого - противоречие между ведомственной институционализацией воспитания (дифференциация) и целостным характером развития личности (интеграция).
Созданиесоциокультурногокомплексанаоснове сетевого взаимодействия и интеграции возможностей всех учреждений микрорайона способно разрешить многие серьезные социальные проблемы и задачи. Особый статус нашего лицея, сформировавшееся общественное мнение о качестве образовательных услуг в нем позволили стать лицею центральным коллективным субъектом реализации муниципальной программы «Школа - социально-воспитательный центр в социокультурной среде микрорайона».
Для повышения скоординированности социокультурной среды была налажена работа служб сопровождения: информационной, методической, психологической, маркетинговой, валеологической. Во взаимодействие с лицеистами в рамках образовательного процесса оказался вовлеченным значительный круг взрослых, формально не воспринимаемых детьми в качестве учителей. В этот круг стали входить родители, специалисты разных областей, с которыми лицеисты общались в процессе создания проектов, жители микрорайона, вовлеченные в реализацию проектов.
Наличие связей с институтами региональной социокультурной сферы и активное использование ее социального, педагогического потенциала, то есть -отношения социального партнёрства, позволяют делать школу открытой, преодолевать традиции пред-метоцентризма, значительно расширять границы образовательного пространства, в рамках которого происходит становление всего спектра компетенций школьников; компенсировать ресурсные (кадровые, социальные, культурные и пр.) дефициты школы (лицея) за счет вовлечения в учебный процесс других специалистов; применять сформированный у учащихся в образовательномпроцессеопытвсоциальнозначимой деятельности вне школы.
Пятое условие - педагогическое обеспечение самопознания как основы успешного социального самоопределения учащихся.
Утвердившаяся сегодня в инновационных концепциях ориентация на индивидуальную траекторию
развития личности приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в госстандартах, и требований к самоопределению и самообразованию учащегося в учебной и других видах деятельности.
Выдвигая в центр педагогической деятельности целостный процесс социализации лицеистов, мы осознавали, что психологическая служба лицея должна расширять задачи своей работы. Поэтому, наряду с утвердившимися в профильном лицее направлениями работы в среднем и старшем звене, в фокус внимания психологов (а следом - и педагогов лицея) вошли другиеважныеэлементыобразовательногопроцесса. В частности, более тщательному рассмотрению были подвергнуты проблемы психологической безопасности образовательной среды, приоритета рефлексивной диагностики на всех этапах профильного обучения, педагогического обеспечения самопознания учащихся.
Педагогическое обеспечение самопознания гармонично включается в естественный процесс жизнедеятельности воспитанника в том случае, если оно опирается на позиционную и технологическую готовность педагога оказать ребенку помощь и поддержку [2]. Специально организованное психологопедагогическое сопровождение профильного самоопределения, построенное на принципах комфортности, непрерывности, многообразия форм поддержки, расширяет возможности лицеистов почувствовать и проявить свою субъектность, способствует формированию активной позиции в самодиагностике и самопознании, актуализации у них личностного смысла в выборе профиля обучения. Рефлексивная диагностика учащихся медицинских классов позволяет лицеисту не только сделать вывод о соответствии своих качеств будущей профессии, но и осознанно наметить направления саморазвития.
Описанные условия функционирования про-фильныхмедицинскихклассовобщеобразовательного учреждения, обеспечивающие эффективное социализирующее влияние на учащихся, должны быть созданы и актуализированы в совокупности. Вычленение или несоблюдение хотя бы одного условия снижает результативность работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
2. Либин А. В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999. 532 с.