тесной кооперации с новым направлением в языкознании, медиалингвистикой. Введение в лингводидактику типологической классификации, разработанной в рамках этой научной дисциплины, создает основу для построения научно-обоснованной организации учебно-методической работы с различными функционально-жанровыми типами текстов британских качественных газет. Предлагаемые текстовые задания с учетом особенностей различных типов текстов способствуют усвоению структуры текста, распознаванию прагматической
направленности и причинно-следственных связей, что позволяет овладеть технологиями чтения различных типов газетных текстов. В целом медиалингвистическая по своей ориентации методика является средством создания целостного представления о современной английской медиаречи и позволяет формировать у учащихся готовность автономно ориентироваться в инокультурном масс-медийном пространстве для решения практических задач.
Библиографический список
1. Рождественский, Ю.В. Теория риторики. - М.: Флинта; Наука, 2004.
2. Землянова, Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
3. Baddock, J. Press Ahead. A Teacher’s Guide to the Use of Newspapers in English Language Teaching. - London: Pergamon Press, 1983.
4. Sanderson, P. Using Newspapers in the Classroom. - London: CUP, 1999.
5. Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи. - М.: МАКС Пресс, 2000.
6. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. - М.: Школьная библиотека, 2005.
7. Чичерина, Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. - М.: ЛКИ, 2008.
8. Дейк ванн, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989.
9. Bruthiaux, P. The Discourse of Classified Advertising: Exploring the Nature of Linguistic Simplicity. - New York, Oxford: OUP, 1996.
Статья поступила в редакцию 19.05.09
УДК 378.14
Т.И. Мясникова, доц. СибГУФК, г. Березовский, E-mail: bf [email protected] ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
С позиции комплексного, технологического и личностно-деятельностного подходов рассматривается процесс профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту, который составляет выборный компонент профессиональной образовательной программы.
Ключевые слова: педагогический процесс, профилизация, профессиональная мобильность выпускника.
Понятие «педагогический процесс» выполняет в педагогике роль стержневого понятия. Оно с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений. Сущность понятия «педагогический процесс» выражается в движении от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной характеристикой поэтому является целостность как внутреннее единство его блоков, относительная их автономность [1].
Педагогический процесс выступает как совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса прослеживается в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; в целостности и со-подчиненности, входящих в него обособленных систем; в наличии общего и сохранении специфического.
По мнению В.С. Безруковой педагогический процесс «есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников» [2, с. 21]. Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией. В нем специально создаются функциональные подсистемы, направленные преимущественно на решение образовательно-развивающих и воспитательных задач.
Профессиональное образование в обществе выступает как «социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост
компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности» [3, с. 223]. Рыночная экономика требует гибкой системы подготовки кадров, обеспечивающей подготовку квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе по специальности, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности.
Профилизация профессиональной подготовки специалиста представляет собой освоение совокупности специфических видов профессиональной деятельности, способствующих формированию профессиональной мобильности выпускника на современном рынке труда. В отличие от специализации в рамках основной образовательной программы, предусматривающей углубленную подготовку в определенном виде профессиональной деятельности, профилизация обеспечивает расширение профессиональных компетентностей и формирование профессиональной мобильности выпускника.
Структура профилизации профессиональной подготовки специалиста включает три основных блока: целевой, содержательно-технологический и оценочно-результативный. Целевой блок отражает концептуальные положения: целевую направленность, методологические подходы и принципы профили-зации профессиональной подготовки. Содержательно-технологический блок включает совокупность профилей, средства профилизации и виды деятельности студента, являющиеся структурными составляющими процесса профилизации профессиональной подготовки специалиста. Оценочно-результативный блок включает показатели (компоненты) и уровни профессиональной мобильности выпускника, формируемой в процессе профилизации профессиональной подготовки специалиста.
Целевой блок включает две составляющие: целевую, определяющую направление процесса профессиональной подго-
товки и ориентирующую на предполагаемые результаты, и методологическую, включающую, методологические подходы и принципы, которые отражают концептуальные положения профилизации профессиональной подготовки специалиста.
Цель представляет собой конечный результат деятельности человека, предварительное идеальное представление о котором совместно с желанием его достигнуть предопределяет выбор соответствующих средств и специфических действий по его достижению [4]. Педагогическая цель - это предвидение результатов взаимодействия педагога и учащихся в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные блоки педагогического процесса [2]. Цель профи-лизации профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту, определенная нами, заключается в формировании профессиональной мобильности выпускника в современном физкультурном и спортивном движении. Цель едина для всех профилей, но, в зависимости от направленности профиля профессиональной подготовки, она конкретизируется комплексом задач. Причем по каждому профилю выделяются ведущие и дополнительные задачи. В свою очередь, подразделение задач на группы обусловлено выделением основных и дополняющих должностных обязанностей и функций специалиста в различных видах профессиональной деятельности.
Методологический подход к образовательному процессу представляет собой ориентацию, побуждающую к использованию определенной характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности. Подход существует как определенный акцент всей совокупности содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе.
Методологическими подходами, обеспечивающими эффективность процесса профилизации, на наш взгляд, являются комплексный, технологический и личностно-деятельностный подходы. При этом комплексный подход служит методологической ориентацией исследования, технологический подход выступает в качестве методологии реализации концепции профилизации профессиональной подготовки, а личностнодеятельностный подход характеризует методологию организации деятельности участников педагогического процесса.
Методологической ориентацией в процессе профилиза-ции выступает комплексный подход, предполагающий учет и анализ множества взаимосвязанных элементов педагогического процесса [5]. Комплексный подход позволяет получить всестороннее, цельное, конкретное знание, которое является эффективным руководством к действию при решении сложных практических задач. Комплексный подход к изучению профилизации профессиональной подготовки позволяет рассматривать ее как относительно целостное и независимое явление с точки зрения функционирования. Взгляд на профили-зацию как комплекс характеризует её целостность, а значит наличие интегральных законов функционирования, не сводимых к сумме законов функционирования её отдельных элементов. Данный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (комплекса) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействия между элементами. Основу комплексности профилизации профессиональной подготовки будущих специалистов составляют следующие сущностные отношения: единство содержательного и процессуального аспектов, единство теоретического и практического обучения; взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки; соединение обучения с профессиональной деятельностью; соотношение интеграции и дифференциации целей, содержания, форм, методов и средств.
Методологией реализации концепции профилизации в рамках данного исследования выступает технологический подход, который проявляется в концентрированном выраже-
нии достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику и является важнейшим показателем высокого профессионализма деятельности. Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд составляющих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня.
Методологией организации деятельности участников педагогического процесса выступает личностно-деятельностный подход, предполагающий создание благоприятной среды для личностного роста в процессе деятельности, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющей посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности, развития неповторимой индивидуальности [5].
Личностно-деятельностный подход включает два блока: личностный и деятельностный, которые неразрывно связаны друг с другом. Личностный блок предполагает, что в центре обучения (в нашем случае - профессиональная подготовка специалистов по физической культуре и спорту) находится студент - его мотивы, интересы и цели обучения. Исходя из интересов студента, его способностей и возможностей, строится весь образовательный процесс, создаются наиболее благоприятные возможности для его самореализации как личности. Деятельностный блок связан с пониманием деятельности как формы активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, он характеризует взаимодействие преподавателя и студента как субъект-субъектные отношения и предполагает активность самой личности. Обобщенным результатом профессионального образования должна стать готовность выпускника к социальной и профессиональной деятельности, ибо только через собственную активную деятельность человек способен развиваться, чтобы превзойти самого себя.
Личностный подход обеспечивает исследование социально и профессионально значимых качеств, потребностно-мотивационной и ценностно-ориентационной сфер личности, наряду с другими, как ведущих элементов процесса профессионального обучения, определяющих вместе с формированием знаний, умений и навыков, норм и ценностей, результаты обучения. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности человека. Деятельностный подход позволяет рассматривать профессиональное обучение как процесс, включающий учебно-познавательную и учебно-профессиональную деятельность. В целях изучения взаимодействия этих деятельностей и определения возможных результатов проводится анализ объектов и субъектов преподавания и учения, их отношений, структуры, противоречий и развития [6].
Таким образом, в центре внимания личностно-деятельностного обучения - личность студента, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; личность, способная воспринимать инновации, способная на осознанный и ответственный выбор своего будущего. Личностнодеятельностный подход в профилизации профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту обусловлен тем, что формирование и проявление личности возможно только в деятельности. Данная концепция предполагает преобладание практической направленности и деятельностного блока в обучении (освоение проектно-исследовательских и практических функций и компетенций, представляющих собой основные виды и способы учебной деятельности).
Принцип трактуется как нормативное общее высказывание, содержащее определенное требование к осуществлению познавательной, практической и духовной деятельности [4].
Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Посредством принципов более подробно и содержательно раскрываются цели, они характеризуют цели с разных сторон. Вместе с тем принципы используются как критерии эффективности протекающих воспитательных отношений, обеспечивающих развитие их участников [2]. Нами выделены четыре принципа, отражающих идеи и требования к процессу профилизации: целостности, целесообразности, вариативности и принцип единства специализации и универсализации.
Принцип целостности педагогического процесса означает достижение единства и хотя бы относительной завершенности всех входящих в него блоков и фактов, т.е. условий, обеспечивающих его эффективность. Данный принцип обязывает:
- подчинять педагогический процесс и воспитательные отношения конечной цели - развития каждого студента;
- устанавливать непротиворечивые связи и зависимости всех блоков педагогического процесса и условий, обеспечивающих эффективность их использования в целях развития студентов;
- соизмерять реальные возможности практической деятельности по использованию теории и передового опыта, создавая педагогический процесс.
Реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса, обеспечивает внутреннее единство процесса профилизации профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту и его самостоятельность по отношению к окружающей среде.
Принцип целесообразности является требованием, выполнение которого способствует достижению целей педагогического процесса. Этот принцип позволяет варьировать содержание подготовки, направленность, методы и формы. Принцип целесообразности предписывает:
- осуществлять отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей различных видов профессиональной деятельности выбранной специальности;
- формировать профессионально важные качества студентов, облегчающие освоение профессии и выполнение профессиональных функций;
- расширять сферу знаний о профессиональной деятельности и направлять подготовку профессионально и социально мобильных специалистов;
- использовать профессиональную подготовку в целях общего развития студентов.
Принцип целесообразности обеспечивает рациональную организацию процесса профилизации профессиональной подготовки будущего специалиста.
Вариативность - один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления унификации и единообразия образования. Вариативность технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии [3]. Вариативность системы означает ее способность быть динамичной, гибкой, способной по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению содержания профессиональной подготовки специалистов.
Принцип вариативности определяется циклом учебных дисциплин, предлагаемых студентам в профессиональной подготовке, а также возможностью и необходимостью изменения, переконструирования отдельных курсов педагогом, возможностью студентов выбирать тот или иной курс обучения и сроки обучения. Вариативность профилизации как педагогического процесса определяется необходимостью выбора
каждым студентом индивидуального образовательного профиля.
Принцип единства специализации и универсализации помогает в подготовке специалистов, широко эрудированных в области профессиональной деятельности не только выбранной специализации, но и любой другой, особенно смежной. Принцип обеспечивается:
- расширением профессиональной ориентации студентов в области выбранной специальности;
- обучением студентов сравнивать, сопоставлять, определять общее и особенное в различных видах профессиональной деятельности в области выбранной специальности;
- обучением студентов переносу знаний и умений из одной области в другую.
Специализация предполагает приобретение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в определенной области деятельности по профилю специальности. Вместе с тем, углубленная подготовка не исключает всестороннего развития специалиста. Универсализация профессиональной подготовки, в свою очередь, объясняется наличием в различных знаниях общей, инвариантной основы. При реализации данного принципа в процессе подготовки специалиста по физической культуре и спорту необходимо опираться на следующие положения:
- процесс профессиональной подготовки должен включать в себя как специализированную, так и универсальную подготовку специалиста;
- содержание универсальной подготовки специалиста во многом зависит от специализации.
Содержательно-технологический блок процесса профи-лизации включает две взаимосвязанные составляющие: содержательную и технологическую. Первая, в свою очередь, определяет структурно-содержательные элементы профили-зации профессиональной подготовки специалиста, вторая связана с инструментальным управлением процессом подготовки.
Содержательная составляющая представлена профилями профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту и включает: физкультурно-образовательный, спортивно-педагогический, спортивно-управленческий, физкультурно-рекреационный и физкультурно-реабилитационный профили.
Технологическая составляющая представлена средствами профилизации и видами деятельности студента, обеспечивающими реализацию целей процесса профилизации профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту.
Средствами достижения цели профилизации профессиональной подготовки являются выборные блоки основной образовательной программы, включающие цикл дисциплин специализации, дисциплины по выбору студента, практику и факультативы. В профессиональном образовании специализация рассматривается как часть специальности, в рамках которой она создается и предполагает овладение более глубокими профессиональными знаниями, умениями и навыками в определенной области профессиональной деятельности. Дисциплины по выбору являются неотъемлемой составляющей основной образовательной программы подготовки специалиста. Они как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей студентов. Курсы по выбору служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути, способствуют приобретению образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. В рамках профилизации профессиональной подготовки курсы по выбору представляют собой совокупность учебных дисциплин, которые способст-
вуют расширению и углублению профессиональной компетентности будущего специалиста, ориентируют в области профессиональной деятельности и способствуют развитию творческой индивидуальности и мобильности студента. Практика, являющаяся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивает связь теоретической подготовки с практической деятельностью, средством развития умения применять знания на практике. Факультатив является необязательным учебным курсом, изучаемым по желанию студента для углубления и расширения его научно-теоретических знаний.
Виды деятельности студента, обеспечивающие процесс профилизации профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту включают: физкультурно-спортивную деятельность, реализуемую на практических занятиях по физкультурно-спортивным дисциплинам; учебно-образовательную в форме лекционных и семинарских занятий; учебнопрактическую, включающую все виды практик; учебно-исследовательскую, осуществляемую в процессе подготовки выпускной квалификационной работы.
Оценочно-результативный блок обеспечивает установление соответствия целей процесса профилизации, предусматривающего формирование профессиональной мобильности выпускника, результатам обучения. Данный блок состоит из двух составляющих: оценочной и результативной.
Оценочный компонент включает показатели (компоненты) мобильности, результат процесса профилизации профессиональной подготовки специалиста, и критерии оценки мобильности, рассматриваемые как признаки, на основании которых осуществляется классификация уровней мобильности выпускника. Оценка по показателям (компонентам) мобильности осуществляется в двух аспектах: на основе самооценки и экспертной оценки. Самооценка студентами включает мотивационный (хочу) и рефлексивный (могу) компоненты; экспертная оценка включает когнитивный (знает) и деятельностный (умеет) компоненты.
Результативный компонент определяет уровни мобильности выпускника и включает три уровня: низкий (потенциально немобильные), средний (условно мобильные) и высокий (потенциально мобильные). Выпускники, имеющие высокий уровень профессиональной мобильности, подготовлены ко всем видам профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту (овладели всеми профилями подготовки). Выпускники, имеющие низкий уровень профессиональной мобильности, могут быть подготовлены к одному-двум видам профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту, что может затруднить их адаптацию на современном рынке труда.
Для оценки эффективности процесса профилизации профессиональной подготовки, направленного на развитие профессиональной мобильности будущего специалиста по физической культуре и спорту, был проведен педагогический эксперимент, по результатам которого определялась статистическая достоверность различий показателей экспериментальной и контрольной групп по компонентам профессиональной мобильности выпускника и профилям подготовки.
У студентов экспериментальной группы отмечены более высокие показатели по всем выделенным компонентам про-
Библиографический список
фессиональной мобильности выпускника. Среди компонентов профессиональной мобильности выпускника, определяющих её уровень, на первый план, выступают когнитивный и деятельностный компоненты, различия по которым между результатами экспериментальной и контрольной групп составили соответственно 14,4 % и 3,4 % (р=0,001).
Обобщенный показатель профессиональной мобильности выпускника, определяемый как сумма баллов по всем ее компонентам и характеризующий овладение различными профилями подготовки специалиста, в экспериментальной группе оказался выше по всем профилям подготовки, причем по двум профилям: спортивно-управленческому и физкультурно-реабилитационному, - наблюдаются достоверные различия (р=0,05). Недостоверность различий по спортивно-педагогическому профилю можно объяснить тем, что данный профиль является для обеих групп базовым (специализация), а значит, углубленная подготовка по данному профилю является достаточной, и дополнение цикла дисциплин специализации курсами по выбору по базовому профилю, что отличает содержание подготовки в контрольной группе, нецелесообразно.
Оценка уровня профессиональной мобильности показала, что в экспериментальной группе (ЭГ) значительно большее количество студентов, чем в контрольной группе (КГ), можно считать потенциально мобильными (ЭГ - 33,3 %; КГ - 4,4 %); к потенциально немобильным относятся 12,5 % студентов экспериментальной группы и 21,7 % студентов контрольной группы; остальные студенты (ЭГ - 54,2 %; КГ -74,9%) относятся к условно мобильным специалистам.
Распределение выпускников по областям профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту показало, что 83,4 % выпускников, освоивших основную профессиональную образовательную программу в процессе профилизации, трудоустроились по специальности, в то время как из выпускников, обучавшихся в процессе узкоспециализированной подготовки, трудоустроились по специальности только 60,9 %. По специальности, но не по профилю специализации, а по смежным профилям, трудоустроились 41,7 % выпускников, освоивших основную профессиональную образовательную программу в процессе профилизации, и 17,4 % выпускников, обучавшихся в процессе узкоспециализированной подготовки.
Таким образом, процесс профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту, как составляющая основной профессиональной образовательной программы, создает условия для практической реализации полученных универсальных знаний в виде умений и навыков, способствует личностно-профессиональному развитию, формированию профессиональной мобильности и самоопределению в современном физкультурном и спортивном движении. Специалист, освоивший основную образовательную программу специальности в процессе профилизации профессиональной подготовки, в случае необходимости, сможет изменить профиль профессиональной деятельности и адаптироваться к новым условиям с минимальными затратами.
1. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Академия, 2003.
2. Безрукова, В.С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург, 1994.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003.
4. Лебедев, С. А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Академический Проект, 2004.
5. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1.
6. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах / А.П. Беляева, С.Я. Баев, Н.Ф. Золотухина и др. - М.: Высш. шк., 1991.
Статья поступила в редакцию 25.08.09