Научная статья на тему 'Профилизация профессиональной подготовки как педагогический процесс'

Профилизация профессиональной подготовки как педагогический процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОФИЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКА / PEDAGOGICAL PROCESS / PROFILING / PROFESSIONAL MOBILITY OF GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясникова Т. И.

С позиции комплексного, технологического и личностно-деятельностного подходов рассматривается процесс профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту, который составляет выборный компонент профессиональной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мясникова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILING TRAINING AS A PEDAGOGICAL PROCESS

From the standpoint of an integrated, technological and personalactivity approaches consider the process of profiling the training of specialists in physical culture and sport, which is an elective component of the vocational education program.

Текст научной работы на тему «Профилизация профессиональной подготовки как педагогический процесс»

тесной кооперации с новым направлением в языкознании, медиалингвистикой. Введение в лингводидактику типологической классификации, разработанной в рамках этой научной дисциплины, создает основу для построения научно-обоснованной организации учебно-методической работы с различными функционально-жанровыми типами текстов британских качественных газет. Предлагаемые текстовые задания с учетом особенностей различных типов текстов способствуют усвоению структуры текста, распознаванию прагматической

направленности и причинно-следственных связей, что позволяет овладеть технологиями чтения различных типов газетных текстов. В целом медиалингвистическая по своей ориентации методика является средством создания целостного представления о современной английской медиаречи и позволяет формировать у учащихся готовность автономно ориентироваться в инокультурном масс-медийном пространстве для решения практических задач.

Библиографический список

1. Рождественский, Ю.В. Теория риторики. - М.: Флинта; Наука, 2004.

2. Землянова, Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

3. Baddock, J. Press Ahead. A Teacher’s Guide to the Use of Newspapers in English Language Teaching. - London: Pergamon Press, 1983.

4. Sanderson, P. Using Newspapers in the Classroom. - London: CUP, 1999.

5. Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи. - М.: МАКС Пресс, 2000.

6. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. - М.: Школьная библиотека, 2005.

7. Чичерина, Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. - М.: ЛКИ, 2008.

8. Дейк ванн, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989.

9. Bruthiaux, P. The Discourse of Classified Advertising: Exploring the Nature of Linguistic Simplicity. - New York, Oxford: OUP, 1996.

Статья поступила в редакцию 19.05.09

УДК 378.14

Т.И. Мясникова, доц. СибГУФК, г. Березовский, E-mail: bf [email protected] ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

С позиции комплексного, технологического и личностно-деятельностного подходов рассматривается процесс профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту, который составляет выборный компонент профессиональной образовательной программы.

Ключевые слова: педагогический процесс, профилизация, профессиональная мобильность выпускника.

Понятие «педагогический процесс» выполняет в педагогике роль стержневого понятия. Оно с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений. Сущность понятия «педагогический процесс» выражается в движении от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной характеристикой поэтому является целостность как внутреннее единство его блоков, относительная их автономность [1].

Педагогический процесс выступает как совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса прослеживается в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; в целостности и со-подчиненности, входящих в него обособленных систем; в наличии общего и сохранении специфического.

По мнению В.С. Безруковой педагогический процесс «есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников» [2, с. 21]. Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией. В нем специально создаются функциональные подсистемы, направленные преимущественно на решение образовательно-развивающих и воспитательных задач.

Профессиональное образование в обществе выступает как «социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост

компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности» [3, с. 223]. Рыночная экономика требует гибкой системы подготовки кадров, обеспечивающей подготовку квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе по специальности, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности.

Профилизация профессиональной подготовки специалиста представляет собой освоение совокупности специфических видов профессиональной деятельности, способствующих формированию профессиональной мобильности выпускника на современном рынке труда. В отличие от специализации в рамках основной образовательной программы, предусматривающей углубленную подготовку в определенном виде профессиональной деятельности, профилизация обеспечивает расширение профессиональных компетентностей и формирование профессиональной мобильности выпускника.

Структура профилизации профессиональной подготовки специалиста включает три основных блока: целевой, содержательно-технологический и оценочно-результативный. Целевой блок отражает концептуальные положения: целевую направленность, методологические подходы и принципы профили-зации профессиональной подготовки. Содержательно-технологический блок включает совокупность профилей, средства профилизации и виды деятельности студента, являющиеся структурными составляющими процесса профилизации профессиональной подготовки специалиста. Оценочно-результативный блок включает показатели (компоненты) и уровни профессиональной мобильности выпускника, формируемой в процессе профилизации профессиональной подготовки специалиста.

Целевой блок включает две составляющие: целевую, определяющую направление процесса профессиональной подго-

товки и ориентирующую на предполагаемые результаты, и методологическую, включающую, методологические подходы и принципы, которые отражают концептуальные положения профилизации профессиональной подготовки специалиста.

Цель представляет собой конечный результат деятельности человека, предварительное идеальное представление о котором совместно с желанием его достигнуть предопределяет выбор соответствующих средств и специфических действий по его достижению [4]. Педагогическая цель - это предвидение результатов взаимодействия педагога и учащихся в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные блоки педагогического процесса [2]. Цель профи-лизации профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту, определенная нами, заключается в формировании профессиональной мобильности выпускника в современном физкультурном и спортивном движении. Цель едина для всех профилей, но, в зависимости от направленности профиля профессиональной подготовки, она конкретизируется комплексом задач. Причем по каждому профилю выделяются ведущие и дополнительные задачи. В свою очередь, подразделение задач на группы обусловлено выделением основных и дополняющих должностных обязанностей и функций специалиста в различных видах профессиональной деятельности.

Методологический подход к образовательному процессу представляет собой ориентацию, побуждающую к использованию определенной характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности. Подход существует как определенный акцент всей совокупности содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе.

Методологическими подходами, обеспечивающими эффективность процесса профилизации, на наш взгляд, являются комплексный, технологический и личностно-деятельностный подходы. При этом комплексный подход служит методологической ориентацией исследования, технологический подход выступает в качестве методологии реализации концепции профилизации профессиональной подготовки, а личностнодеятельностный подход характеризует методологию организации деятельности участников педагогического процесса.

Методологической ориентацией в процессе профилиза-ции выступает комплексный подход, предполагающий учет и анализ множества взаимосвязанных элементов педагогического процесса [5]. Комплексный подход позволяет получить всестороннее, цельное, конкретное знание, которое является эффективным руководством к действию при решении сложных практических задач. Комплексный подход к изучению профилизации профессиональной подготовки позволяет рассматривать ее как относительно целостное и независимое явление с точки зрения функционирования. Взгляд на профили-зацию как комплекс характеризует её целостность, а значит наличие интегральных законов функционирования, не сводимых к сумме законов функционирования её отдельных элементов. Данный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (комплекса) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействия между элементами. Основу комплексности профилизации профессиональной подготовки будущих специалистов составляют следующие сущностные отношения: единство содержательного и процессуального аспектов, единство теоретического и практического обучения; взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки; соединение обучения с профессиональной деятельностью; соотношение интеграции и дифференциации целей, содержания, форм, методов и средств.

Методологией реализации концепции профилизации в рамках данного исследования выступает технологический подход, который проявляется в концентрированном выраже-

нии достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику и является важнейшим показателем высокого профессионализма деятельности. Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд составляющих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня.

Методологией организации деятельности участников педагогического процесса выступает личностно-деятельностный подход, предполагающий создание благоприятной среды для личностного роста в процессе деятельности, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющей посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности, развития неповторимой индивидуальности [5].

Личностно-деятельностный подход включает два блока: личностный и деятельностный, которые неразрывно связаны друг с другом. Личностный блок предполагает, что в центре обучения (в нашем случае - профессиональная подготовка специалистов по физической культуре и спорту) находится студент - его мотивы, интересы и цели обучения. Исходя из интересов студента, его способностей и возможностей, строится весь образовательный процесс, создаются наиболее благоприятные возможности для его самореализации как личности. Деятельностный блок связан с пониманием деятельности как формы активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, он характеризует взаимодействие преподавателя и студента как субъект-субъектные отношения и предполагает активность самой личности. Обобщенным результатом профессионального образования должна стать готовность выпускника к социальной и профессиональной деятельности, ибо только через собственную активную деятельность человек способен развиваться, чтобы превзойти самого себя.

Личностный подход обеспечивает исследование социально и профессионально значимых качеств, потребностно-мотивационной и ценностно-ориентационной сфер личности, наряду с другими, как ведущих элементов процесса профессионального обучения, определяющих вместе с формированием знаний, умений и навыков, норм и ценностей, результаты обучения. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности человека. Деятельностный подход позволяет рассматривать профессиональное обучение как процесс, включающий учебно-познавательную и учебно-профессиональную деятельность. В целях изучения взаимодействия этих деятельностей и определения возможных результатов проводится анализ объектов и субъектов преподавания и учения, их отношений, структуры, противоречий и развития [6].

Таким образом, в центре внимания личностно-деятельностного обучения - личность студента, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; личность, способная воспринимать инновации, способная на осознанный и ответственный выбор своего будущего. Личностнодеятельностный подход в профилизации профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту обусловлен тем, что формирование и проявление личности возможно только в деятельности. Данная концепция предполагает преобладание практической направленности и деятельностного блока в обучении (освоение проектно-исследовательских и практических функций и компетенций, представляющих собой основные виды и способы учебной деятельности).

Принцип трактуется как нормативное общее высказывание, содержащее определенное требование к осуществлению познавательной, практической и духовной деятельности [4].

Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Посредством принципов более подробно и содержательно раскрываются цели, они характеризуют цели с разных сторон. Вместе с тем принципы используются как критерии эффективности протекающих воспитательных отношений, обеспечивающих развитие их участников [2]. Нами выделены четыре принципа, отражающих идеи и требования к процессу профилизации: целостности, целесообразности, вариативности и принцип единства специализации и универсализации.

Принцип целостности педагогического процесса означает достижение единства и хотя бы относительной завершенности всех входящих в него блоков и фактов, т.е. условий, обеспечивающих его эффективность. Данный принцип обязывает:

- подчинять педагогический процесс и воспитательные отношения конечной цели - развития каждого студента;

- устанавливать непротиворечивые связи и зависимости всех блоков педагогического процесса и условий, обеспечивающих эффективность их использования в целях развития студентов;

- соизмерять реальные возможности практической деятельности по использованию теории и передового опыта, создавая педагогический процесс.

Реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса, обеспечивает внутреннее единство процесса профилизации профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту и его самостоятельность по отношению к окружающей среде.

Принцип целесообразности является требованием, выполнение которого способствует достижению целей педагогического процесса. Этот принцип позволяет варьировать содержание подготовки, направленность, методы и формы. Принцип целесообразности предписывает:

- осуществлять отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей различных видов профессиональной деятельности выбранной специальности;

- формировать профессионально важные качества студентов, облегчающие освоение профессии и выполнение профессиональных функций;

- расширять сферу знаний о профессиональной деятельности и направлять подготовку профессионально и социально мобильных специалистов;

- использовать профессиональную подготовку в целях общего развития студентов.

Принцип целесообразности обеспечивает рациональную организацию процесса профилизации профессиональной подготовки будущего специалиста.

Вариативность - один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления унификации и единообразия образования. Вариативность технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии [3]. Вариативность системы означает ее способность быть динамичной, гибкой, способной по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению содержания профессиональной подготовки специалистов.

Принцип вариативности определяется циклом учебных дисциплин, предлагаемых студентам в профессиональной подготовке, а также возможностью и необходимостью изменения, переконструирования отдельных курсов педагогом, возможностью студентов выбирать тот или иной курс обучения и сроки обучения. Вариативность профилизации как педагогического процесса определяется необходимостью выбора

каждым студентом индивидуального образовательного профиля.

Принцип единства специализации и универсализации помогает в подготовке специалистов, широко эрудированных в области профессиональной деятельности не только выбранной специализации, но и любой другой, особенно смежной. Принцип обеспечивается:

- расширением профессиональной ориентации студентов в области выбранной специальности;

- обучением студентов сравнивать, сопоставлять, определять общее и особенное в различных видах профессиональной деятельности в области выбранной специальности;

- обучением студентов переносу знаний и умений из одной области в другую.

Специализация предполагает приобретение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в определенной области деятельности по профилю специальности. Вместе с тем, углубленная подготовка не исключает всестороннего развития специалиста. Универсализация профессиональной подготовки, в свою очередь, объясняется наличием в различных знаниях общей, инвариантной основы. При реализации данного принципа в процессе подготовки специалиста по физической культуре и спорту необходимо опираться на следующие положения:

- процесс профессиональной подготовки должен включать в себя как специализированную, так и универсальную подготовку специалиста;

- содержание универсальной подготовки специалиста во многом зависит от специализации.

Содержательно-технологический блок процесса профи-лизации включает две взаимосвязанные составляющие: содержательную и технологическую. Первая, в свою очередь, определяет структурно-содержательные элементы профили-зации профессиональной подготовки специалиста, вторая связана с инструментальным управлением процессом подготовки.

Содержательная составляющая представлена профилями профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту и включает: физкультурно-образовательный, спортивно-педагогический, спортивно-управленческий, физкультурно-рекреационный и физкультурно-реабилитационный профили.

Технологическая составляющая представлена средствами профилизации и видами деятельности студента, обеспечивающими реализацию целей процесса профилизации профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту.

Средствами достижения цели профилизации профессиональной подготовки являются выборные блоки основной образовательной программы, включающие цикл дисциплин специализации, дисциплины по выбору студента, практику и факультативы. В профессиональном образовании специализация рассматривается как часть специальности, в рамках которой она создается и предполагает овладение более глубокими профессиональными знаниями, умениями и навыками в определенной области профессиональной деятельности. Дисциплины по выбору являются неотъемлемой составляющей основной образовательной программы подготовки специалиста. Они как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей студентов. Курсы по выбору служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути, способствуют приобретению образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. В рамках профилизации профессиональной подготовки курсы по выбору представляют собой совокупность учебных дисциплин, которые способст-

вуют расширению и углублению профессиональной компетентности будущего специалиста, ориентируют в области профессиональной деятельности и способствуют развитию творческой индивидуальности и мобильности студента. Практика, являющаяся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивает связь теоретической подготовки с практической деятельностью, средством развития умения применять знания на практике. Факультатив является необязательным учебным курсом, изучаемым по желанию студента для углубления и расширения его научно-теоретических знаний.

Виды деятельности студента, обеспечивающие процесс профилизации профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту включают: физкультурно-спортивную деятельность, реализуемую на практических занятиях по физкультурно-спортивным дисциплинам; учебно-образовательную в форме лекционных и семинарских занятий; учебнопрактическую, включающую все виды практик; учебно-исследовательскую, осуществляемую в процессе подготовки выпускной квалификационной работы.

Оценочно-результативный блок обеспечивает установление соответствия целей процесса профилизации, предусматривающего формирование профессиональной мобильности выпускника, результатам обучения. Данный блок состоит из двух составляющих: оценочной и результативной.

Оценочный компонент включает показатели (компоненты) мобильности, результат процесса профилизации профессиональной подготовки специалиста, и критерии оценки мобильности, рассматриваемые как признаки, на основании которых осуществляется классификация уровней мобильности выпускника. Оценка по показателям (компонентам) мобильности осуществляется в двух аспектах: на основе самооценки и экспертной оценки. Самооценка студентами включает мотивационный (хочу) и рефлексивный (могу) компоненты; экспертная оценка включает когнитивный (знает) и деятельностный (умеет) компоненты.

Результативный компонент определяет уровни мобильности выпускника и включает три уровня: низкий (потенциально немобильные), средний (условно мобильные) и высокий (потенциально мобильные). Выпускники, имеющие высокий уровень профессиональной мобильности, подготовлены ко всем видам профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту (овладели всеми профилями подготовки). Выпускники, имеющие низкий уровень профессиональной мобильности, могут быть подготовлены к одному-двум видам профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту, что может затруднить их адаптацию на современном рынке труда.

Для оценки эффективности процесса профилизации профессиональной подготовки, направленного на развитие профессиональной мобильности будущего специалиста по физической культуре и спорту, был проведен педагогический эксперимент, по результатам которого определялась статистическая достоверность различий показателей экспериментальной и контрольной групп по компонентам профессиональной мобильности выпускника и профилям подготовки.

У студентов экспериментальной группы отмечены более высокие показатели по всем выделенным компонентам про-

Библиографический список

фессиональной мобильности выпускника. Среди компонентов профессиональной мобильности выпускника, определяющих её уровень, на первый план, выступают когнитивный и деятельностный компоненты, различия по которым между результатами экспериментальной и контрольной групп составили соответственно 14,4 % и 3,4 % (р=0,001).

Обобщенный показатель профессиональной мобильности выпускника, определяемый как сумма баллов по всем ее компонентам и характеризующий овладение различными профилями подготовки специалиста, в экспериментальной группе оказался выше по всем профилям подготовки, причем по двум профилям: спортивно-управленческому и физкультурно-реабилитационному, - наблюдаются достоверные различия (р=0,05). Недостоверность различий по спортивно-педагогическому профилю можно объяснить тем, что данный профиль является для обеих групп базовым (специализация), а значит, углубленная подготовка по данному профилю является достаточной, и дополнение цикла дисциплин специализации курсами по выбору по базовому профилю, что отличает содержание подготовки в контрольной группе, нецелесообразно.

Оценка уровня профессиональной мобильности показала, что в экспериментальной группе (ЭГ) значительно большее количество студентов, чем в контрольной группе (КГ), можно считать потенциально мобильными (ЭГ - 33,3 %; КГ - 4,4 %); к потенциально немобильным относятся 12,5 % студентов экспериментальной группы и 21,7 % студентов контрольной группы; остальные студенты (ЭГ - 54,2 %; КГ -74,9%) относятся к условно мобильным специалистам.

Распределение выпускников по областям профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту показало, что 83,4 % выпускников, освоивших основную профессиональную образовательную программу в процессе профилизации, трудоустроились по специальности, в то время как из выпускников, обучавшихся в процессе узкоспециализированной подготовки, трудоустроились по специальности только 60,9 %. По специальности, но не по профилю специализации, а по смежным профилям, трудоустроились 41,7 % выпускников, освоивших основную профессиональную образовательную программу в процессе профилизации, и 17,4 % выпускников, обучавшихся в процессе узкоспециализированной подготовки.

Таким образом, процесс профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту, как составляющая основной профессиональной образовательной программы, создает условия для практической реализации полученных универсальных знаний в виде умений и навыков, способствует личностно-профессиональному развитию, формированию профессиональной мобильности и самоопределению в современном физкультурном и спортивном движении. Специалист, освоивший основную образовательную программу специальности в процессе профилизации профессиональной подготовки, в случае необходимости, сможет изменить профиль профессиональной деятельности и адаптироваться к новым условиям с минимальными затратами.

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Академия, 2003.

2. Безрукова, В.С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург, 1994.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

4. Лебедев, С. А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Академический Проект, 2004.

5. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1.

6. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах / А.П. Беляева, С.Я. Баев, Н.Ф. Золотухина и др. - М.: Высш. шк., 1991.

Статья поступила в редакцию 25.08.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.