Научная статья на тему 'Профилактика явлений абьюза и буллинга в студенческой среде вуза'

Профилактика явлений абьюза и буллинга в студенческой среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буллинг / абьюз / травля / высшее образование / профилактика / bullying / abuse / higher education / prevention

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константин Юрьевич Глух, Александр Евгеньевич Котов

Статья посвящена исследованию профилактики таких явлений, как буллинг и абьюз, которые зачастую наблюдаются в студенческой среде. Анализируются масштабы их распространения в об-разовательных учреждениях. Изучаются причины, виды и существующая система профилактики обозначен-ных негативных форм взаимодействия обучающихся. Отмечается, что в высших учебных заведениях рас-пространен как социальный, так и вербальный буллинг. Обнаружено, что студенты из семей, относящихся к слабо ресурсным группам, а также чем-либо выделяющиеся на фоне остальных, чаще всего в период обучения становились жертвами словесной, финансовой, сетевой, социальной и физической травли. Эти явления мало изучены, требуется активизировать исследовательскую деятельность научного сообщества в данном направлении, с тем чтобы выработать действенную систему мер по предотвращению и профи-лактике обозначенных проявлений агрессии в молодежной среде. В статье репрезентирована авторская программа профилактики буллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константин Юрьевич Глух, Александр Евгеньевич Котов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of the Phenomena of Abuse and Bullying in the Student Environment of the University

The article is devoted to the study of the prevention of such phenomena as bullying and abuse, which often occur among students of higher professional education. The scale of these phenomena in educational institutions is analyzed. The causes, types and the existing system of prevention of these negative forms of inter-action between students are studied. It is emphasized that both social and verbal bullying are widespread in higher education institutions. The article provides the results of a survey, which shows the results that students from fam-ilies that belong to weak resource groups, most often during the training period, became victims of: verbal, financial, cyber, social and physical bullying. This issue is very relevant all over the world, both in the past and in the present. These phenomena are poorly studied, it is necessary to intensify the research activities of the scientific community in this direction in order to develop an effective system of measures to prevent and control these manifestations of aggression in the youth environment. Thus, the article presents the author's program of bullying prevention.

Текст научной работы на тему «Профилактика явлений абьюза и буллинга в студенческой среде вуза»

Научная статья УДК 37.048.2

https://doi.org/10.24158/spp.2023.10.7

Профилактика явлений абьюза и буллинга в студенческой среде вуза

Константин Юрьевич Глух1, Александр Евгеньевич Котов2, Алла Олеговна Прокубовская3

123Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-9075-6017 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5141-0494 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1736-5335

Аннотация. Статья посвящена исследованию профилактики таких явлений, как буллинг и абьюз, которые зачастую наблюдаются в студенческой среде. Анализируются масштабы их распространения в образовательных учреждениях. Изучаются причины, виды и существующая система профилактики обозначенных негативных форм взаимодействия обучающихся. Отмечается, что в высших учебных заведениях распространен как социальный, так и вербальный буллинг. Обнаружено, что студенты из семей, относящихся к слабо ресурсным группам, а также чем-либо выделяющиеся на фоне остальных, чаще всего в период обучения становились жертвами словесной, финансовой, сетевой, социальной и физической травли. Эти явления мало изучены, требуется активизировать исследовательскую деятельность научного сообщества в данном направлении, с тем чтобы выработать действенную систему мер по предотвращению и профилактике обозначенных проявлений агрессии в молодежной среде. В статье репрезентирована авторская программа профилактики буллинга.

Ключевые слова: буллинг, абьюз, травля, высшее образование, профилактика Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Глух К.Ю., Котов А.Е., Прокубовская А.О. Профилактика явлений абьюза и буллинга в студенческой среде вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 10. С. 52-59. https://doi.org/10.24158/spp.2023.10.7.

Original article

Prevention of the Phenomena of Abuse and Bullying in the Student Environment of the University

Konstantin Yu. Glukh1, Alexander E. Kotov2, Alla O. Prokubovskaya3

123Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9075-6017 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5141-0494 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1736-5335

Abstract. The article is devoted to the study of the prevention of such phenomena as bullying and abuse, which often occur among students of higher professional education. The scale of these phenomena in educational institutions is analyzed. The causes, types and the existing system of prevention of these negative forms of interaction between students are studied. It is emphasized that both social and verbal bullying are widespread in higher education institutions. The article provides the results of a survey, which shows the results that students from families that belong to weak resource groups, most often during the training period, became victims of: verbal, financial, cyber, social and physical bullying. This issue is very relevant all over the world, both in the past and in the present. These phenomena are poorly studied, it is necessary to intensify the research activities of the scientific community in this direction in order to develop an effective system of measures to prevent and control these manifestations of aggression in the youth environment. Thus, the article presents the author's program of bullying prevention. Keywords: bullying, abuse, higher education, prevention Funding: Independent work.

For citation: Glukh, K.Yu., Kotov, A.E. & Prokubovskaya, A.O. (2023) Prevention of the Phenomena of Abuse and Bullying in the Student Environment of the University. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (10), 52-59. Available from: doi:10.24158/spp.2023.10.7 (In Russian).

© Глух К.Ю., Котов А.Е., Прокубовская А.О., 2023

- 52 -

На сегодняшний день насилие, травля и агрессия в отношениях между людьми остаются актуальными проблемами общества. Они имеют тенденцию к распространению, и в последние несколько лет все чаще находят свое проявление в образовательных учреждениях как за рубежом, и в Российской Федерации (Горлова, Кузнецова, 2019). В вузах имеют место случаи травли, буллинга, абьюза, которые впоследствии могут привести к проблемам с общественным принятием и законом для их участников.

В статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки» главы 4 «Обучающиеся и их родители (законные представители)» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что «обучающимся предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья»1.

Актуальность данной статьи обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время телевидение и интернет-ресурсы все чаще сообщают о случаях проявления недопустимой жестокости обучающимися, поэтому нельзя не воспринимать эту проблему всерьез.

Как показывает практика, из-за стресса и психических травм, ставших следствием абьюза и буллинга в образовательной среде, у индивида появляются проблемы с окружающими его людьми как в образовательном учреждении, так и в ходе осуществления в дальнейшем профессиональной деятельности. Участившиеся случаи насилия и организованной травли над обучающимися приводят к фактам суицида среди студентов и одиночной стрельбы в учебных заведениях.

Чтобы разобраться в проблеме, сначала необходимо определить содержание терминов «буллинг» и «абьюз». Под первым традиционно понимается «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы» (Бочавер, Хломов, 2013).

Кроме того, термином «буллинг» (травля) принято обозначать совокупность различных социальных, психологических и педагогических проблем, обусловливающих процесс длительного (группового или индивидуального) физического или психического насилия в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации2. Процесс буллинга характеризуется как систематический и организованный3.

Таким образом, можно сказать, что буллинг - это и психологический, и социологический феномен, являющийся глобальной проблемой. Он представляет собой некую болезнь общества, которая усугубляет поведенческие девиации и становится причиной тяжелых психологических травм, бороться с последствиями которых приходится десятилетиями.

Приведем наиболее значимые определения термина «абьюз»:

1. Форма физического, психологического, экономического или сексуального насилия.

2. Реализация ролевой модели «агрессор - жертва». Агрессор, нарушая личные границы жертвы, применяет к ней эмоциональные, физические, сексуальные и другие виды насилия, оказывает психологическое давление.

На данный момент времени абьюз и буллинг являются действительно одной из самых больших проблем общества. Они распространены как в студенческой среде, так и в профессиональных коллективах различных организаций (Иванова, 2018).

Наиболее частым проявлением буллинга является эмоциональная отчужденность со стороны сверстников и взрослых, которые наблюдают за всем происходящим, а также издевательства, насмешки, оскорбления и публичные унижения ^ndergaard, 2012).

Человек, подвергнутый буллингу, испытывает психологический стресс, который влечет за собой серьезные психические заболевания или психологические расстройства. Согласно результатам лонгитюдного исследования здоровья подростков и взрослых, у всех людей, которые подвергались абьюзу в детском или подростковом возрасте, был впоследствии повышен риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (Kibriya et al., 2017).

Университетская среда в определенный период развития человека является основной. Именно здесь студенты часто сталкиваются с различными проявлениями негативных личностных взаимоотношений между сверстниками и преподавателями (McQueen et al., 2015). Но не всем учащимся удается защитить себя от нападок со стороны агрессоров (Kyriakides et al., 2014).

1 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

2 Травля [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля (дата обращения: 06.09.2022).

3 Что такое буллинг и что с этим делать? [Электронный ресурс] // Республиканский центр психологической помощи. URL: http://rcpp.by/article/chto-takoe-bulling-i-chto-s-etim-delat/ (дата обращения: 06.09.2022).

Буллинг и абьюз в колледжах и университетах пугают своими масштабами (Khanolainen et al., 2021). Привлечь внимание к своей личности с помощью положительных личностных качеств бывает крайне сложно, и тогда молодые люди выбирают путь травли сверстников, считая, что именно так можно подтвердить свое превосходство и лидерство.

Как известно, существует несколько форм буллинга и абьюза. В высших учебных заведениях распространены социальные, вербальные и цифровые виды агрессии. Если буллинг - это проявление физического или психологического насилия по отношению к другим людям, то кибер-буллинг - это то же насилие, только в цифровом пространстве, он может осуществляться в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных приложениях (Глух, Про-кубовская, 2023).

Существуют также такие виды травли в Сети, как кибермоббинг, аутинг, троллинг, фрей-пинг, хейтинг и т.д.

Крупнейшая социальная сеть в Российской Федерации «ВКонтакте», создала проект по борьбе с интернет-агрессией. Согласно проведенному в его рамках исследованию, 58 % российских пользователей цифровых контентов сталкивались с онлайн-травлей. Причем чаще всего с агрессивными комментариями связаны люди в возрасте от 18 до 24 лет, поскольку, как правило, демонстрируют выраженную эмоциональность, а кибербуллинг часто вызывает у них страх, в этом призналось 27 % опрошенных пользователей социальных сетей. Для людей старше 24 лет агрессия в Интернете, скорее, неприятна, чем страшна: это отметили 65 % участников исследования, и только 10 % респондентов этой возрастной группы сообщили о страхе (Глух, Прокубовская, 2023).

Тема межличностной агрессии особенно актуальна для студентов вузов. В России 40 % обучающихся по программам профессионального образования подвергаются физическому и психологическому насилию со стороны сверстников1. В основном это связано с тем, что студенты первого курса являются еще подростками, и некоторые них пытаются самоутверждаться, подвергая унижению других.

Профилактика и предотвращение буллинга в образовательной организации возможны только при наличии эффективных диагностических инструментов, позволяющих оценивать вероятность рисков возникновения проявлений агрессии в группах обучающихся.

Нами было предпринято исследование, в котором приняли участие студенты бакалавриата и магистратуры разных образовательных программ, проходящие профессиональную подготовку в Институте инженерно-педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (n = 281).

Методом исследования было выбрано анкетирование, а также беседа с обучающимися, которые либо подвергались буллингу, либо сами являлись непосредственными инициаторами и участниками травли.

Анкета составлялась под руководством профессионального психолога и включала 9 строго регламентируемых вопросов, позволяющих выявить, имеют ли место абьюз и буллинг в конкретной образовательной организации.

Так как некоторые студенты 1 курса являются несовершеннолетними, то исследование проводилось с согласия родителей обучающихся, которые также беспокоятся о психологическом здоровье своих детей.

После обработки данных проведенного анкетирования результаты его были оформлены в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1 - Результаты анкетирования обучающихся на тему «Абьюз и буллинг в вузе»

Table 1 - Results of Questionnaire Survey of Students on the Topic "Abuse and Bullying in Higher Education"

Вопрос Варианты ответов Количество ответивших, %

1 2 3

1. Знаете ли Вы, что такое буллинг? 1. Да 90,1

2. Нет 3,2

3. Затрудняюсь ответить 6,7

2. Знаете ли Вы, что такое абьюз? 1. Да 86,3

2. Нет 4,9

3. Затрудняюсь ответить 8,8

3. Сталкивались ли Вы с издевательствами одних людей над другими? 1. Да 84

2. Нет 12,3

3. Затрудняюсь ответить 3,7

1 Профилактика буллинга [Электронный ресурс] // Департамент Смоленской области по образованию и науке. Ш1_: http://edu67.ru/deiatelnost/profilaktika-i-bezopasnost/profilaktika-bullinga/ (дата обращения: 06.09.2022).

Продолжение таблицы 1

2 3

1. Унижение 44,4

2. Физическое насилие 9,9

4. Если Вы сталкивались 3. Другое (социальное,

с издевательствами и травлей, то в какой форме это было? словесное, киберзапугивание и так далее) 32,1

4. Не сталкивался 13, 6

1. Да, был инициатором 6,2

5. Являлись ли Вы участником травли, издевательства над другими? 2. Да, как наблюдатель 33,8

3. Да, как жертва 16,2

4. Нет, не являлся 43,8

(являлась)

6. Встречали ли Вы травлю со стороны педагогов? 1. Да 42

2. Нет 37

3. Да, но редко 21

7. Считаете ли Вы, что преподаватели 1. Да 43,2

недостаточно помогают студентам, 2. Нет 16

являющимся объектами травли? 3. Не задумывался над этим 40,7

8. Кто, по Вашему мнению, способен пресечь буллинг в образовательной организации? 1. Родители 2

2. Преподаватели 4,1

3. Сами студенты 23,5

4. Совместная работа.... 70,4

9. Как Вы считаете, в учебном заведении необходим психолог? 1. Да 85,2

2. Нет 1,2

3. Затрудняюсь ответить 13,6

Итоги анкетирования показали, что большинство студентов имеют представление о явлениях буллинга и абьюза. Было установлено, что многие из респондентов сталкивались с издевательствами одних людей над другими в форме унижения (44,4 %), физического насилия (9,9 %) и агрессивных действий другого характера (32,1 %). Также из результатов анкетирования можно увидеть, что сами студенты в ситуациях с проявлением деструктивных личностных взаимоотношений являлись буллерами (6,2 %), наблюдателями (33,8 %) или жертвами (16,2 %).

К сожалению, обучающиеся всех курсов сталкивались с травлей со стороны педагогов (42 %). Данный факт показывает, что рассматриваемое явление имеет распространение не только в студенческой среде, но и среди преподавателей вуза. Последние, как оказалось, тоже могут быть «участниками» буллинга и абьюза, тем самым затрудняя профилактику подобных негативных явлений в молодежной среде.

Исходя из ответов, полученных от респондентов в ходе анкетирования, можно заключить, что студенты знают и понимают актуальность проблемы буллинга в высших учебных заведениях и готовы бороться с ним при поддержке преподавателей.

Отметим, что большинство участников исследования заявили, что нуждаются в помощи и поддержке со стороны квалифицированного психолога (85,2 %), поэтому такая штатная единица необходима для каждой образовательной организации.

Также при проведении бесед с респондентами удалось установить студентов, подвергавшихся разным формам буллинга. Обучающиеся утверждали, что сталкивались с физическими проявлениями травли в коллективе группы, а нападки в интернете (кибербуллинг) со стороны отдельных одногруппников, по их утверждению, могли носить систематический характер, принимая вид издевательских комментариев к фотографиям, личных сообщений с угрозами и оскорблениями, саркастических реплик в общих беседах с одногруппниками, и наиболее чувствительно сказывались на эмоциональном состоянии обучающихся. В некоторых случаях жертвы интернет-травли отказывались посещать занятия в университете из-за страха подвергнуться буллингу не только в социальных сетях, но и в реальности. Стоит отметить, что объектами травли чаще всего становились студенты из малообеспеченных семей, обучающиеся, выражающие нестандартное мышление и отличающиеся своей независимой позицией.

Исследование показало, что молодые люди мужского и женского пола оказываются жертвами буллинга одинаково часто, при этом первые более подвержены физической агрессии, а вторые - вербальной и социальной.

Для создания безопасной среды и минимизации проявлений буллинга и насилия в вузе необходима реализация комплекса организационно-управленческих и информационно-просветительских мероприятий, которые будут направлены на следующие моменты:

• устранение негативных явлений межличностного взаимодействия в образовательной организации;

• психолого-педагогическое просвещение студентов, педагогов и сотрудников образовательной организации;

• анализ конфликтных ситуаций и дальнейшая рефлексия внутри коллектива;

• развитие самостоятельности обучающихся;

• оптимизация отношений внутри коллектива;

• создание безопасной психологической обстановки;

• формирование отдельных правил и норм, направленных против распространения буллинга.

Необходимые мероприятия по выявлению и предотвращению насилия и буллинга разрабатываются и осуществляются руководством образовательной организации, педагогическим составом и психологами в сотрудничестве с самими обучающимися.

К организационно-управленческим мерам профилактики можно отнести следующие:

• анализ ситуации в образовательной организации с обеспечением безопасности и здорового социального общества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработка и реализация плана и графика мероприятий по противодействию насилию и буллингу в колледже и университете;

• организация службы психологической поддержки;

• установление контактов с психологом для оказания помощи всем лицам, вовлеченным в ситуацию агрессии.

Также особую важность имеют информационно-просветительские мероприятия, к которым относятся:

• обучение педагогов способам выявления, профилактики и предотвращения случаев насилия и буллинга, а также адекватному реагированию на данные явления;

• развитие у студентов компетенций, которые необходимы для оперативного распознавания признаков буллинга, травли и насилия, для своевременного и адекватного реагирования на них;

• информирование, обучение и консультирование обучающихся и педагогов;

• проведение просветительских мероприятий, направленных на профилактику буллинга и абьюза.

Реализация профилактических мероприятий осуществляется в несколько этапов:

• первичные меры, состоящие из определения проблемы и осознания ее масштаба, разработки плана действия и его воплощения;

• вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у студентов патологических последствий буллинга и оказанию им квалифицированной комплексной помощи;

• третичная - предполагает реабилитацию обучающихся с тяжелыми формами психологических нарушений, появившихся в результате травли.

На практике данная структура мероприятий помогла предотвратить серьезное распространение абьюза и буллинга в институте инженерно-педагогического образования ФГАОУ ВО «РГППУ». Количество проявлений физического и вербального насилия и травли в учебном заведении значительно снизилось благодаря воплощению представленных мероприятий. Ситуация с проявлением кибербуллинга, к сожалению, осталась без значительных изменений, что требует усовершенствования разработанного предупреждающего механизма.

Первичная профилактика включала в себя работу штатного психолога с обучающимися. Были проведены беседы для выявления студентов, которые могут стать буллерами.

Вторичная профилактика сводилась к проведению разъяснительных бесед с потенциальными агрессорами, а также к оказанию своевременной психологической помощи студентам, подвергшихся травле. Обучающиеся, у которых была выявлена тяжелая форма последствий травли в виде острого психоза и признаков суицидального поведения, получили возможность восстановления в стационаре.

Результатами профилактики стало предотвращение 16 случаев физических проявлений травли из 18 обнаруженных ситуаций, потенциально опасных в данном отношении. В случае с киберагрессией точных данных нет, студенты скрывают подобные факты, так как боятся вмешательства в их личную жизнь или каких-либо последствий. Как показывает примерная статистика, основанная на результатах опроса, 13 % обучающихся регулярно подвергаются буллингу не реже раза в неделю на протяжении минимум полугода, 18 % участников исследования сталкиваются с травлей несколько раз в месяц или реже.

В процессе проводимых мероприятий удалось предотвратить несколько крупных конфликтов внутри академических групп с последующим примирением обучающихся. Трудности, с которыми столкнулись психолог и куратор группы при этом заключались в изначальном отрицании

противоречий между студентами и недостаточным взаимодействием наставника с подопечными в процессе устранения разногласий.

Одним из основных моментов проведенной профилактики абьюза и буллинга стала более эффективная организация взаимодействия студентов с куратором академической группы. Последнему было предложено взять на себя социально-воспитательную роль в контексте сопровождения обучающихся (Котов и др., 2021). Как показала практика, подобный подход обеспечил положительный эффект профилактических мер, обучающиеся более активно стали идти на контакт со своим наставником, чем с приглашенным психологом.

Регулярные собрания с обсуждением проблемных вопросов и конфликтов внутри коллектива, социальных и бытовых условий студентов также позитивно сказались на предотвращении случаев насилия и травли.

По результатам проведенных мероприятий удалось установить эффективную формулу взаимодействия для разрешения конфликтных ситуаций в группе, когда куратор выступал своеобразным авторитетом для студентов, которому можно было доверять, а наставник принимал на себя роль ретранслятора, передавая информацию от обучающегося к психологу и наоборот.

Совместная работа наставника академической группы со штатным психологом образовательной организации позволила в достаточно короткие сроки обеспечить эффективную профилактику буллинга в коллективе.

Осуществленное исследование послужило отправной точкой для написания дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Профилактика явлений абьюза и буллинга среди обучающихся» для преподавателей, сотрудников образовательной организации и студентов, а также всех желающих. Целью ее реализации является получение педагогами новой компетенции, связанной с осуществлением деятельности по предотвращению явлений абьюза и буллинга среди обучающихся образовательных организаций различного уровня.

Программа ориентирована на формирование и развитие у слушателей способности осуществлять деятельность по предотвращению проявления и возникновения признаков абьюза и буллинга среди обучающихся образовательных организаций и преподавателей.

Данную программу по профилактике буллинга и абьюза с февраля 2023 г. освоили 199 человек, они получили сертификаты о присвоении соответствующей квалификации. Формирование профессиональных компетенций у участников программы происходило в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1, требующей развития квалификационных характеристик у работников образования, утвержденных приказами Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н2 и от 26.08.2010 № 761 н3.

В заключение можно отметить, что в практическом плане настоящее исследование позволяет использовать полученные результаты в последующих разработках по теме профилактики абьюза и буллинга в образовательных организациях, а также в работе, связанной с выявлением и предотвращением данных случаев в студенческой среде.

Список источников:

Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149-159.

Глух К.Ю., Прокубовская А.О. Кибербуллинг как опасное явление в сети Интернет: проблемы и методы борьбы с ним // Наука. Информатизация. Технологии. Образование. Екатеринбург, 2023. С. 343-351.

Горлова И.Ю., Кузнецова О.З. Буллинг в образовательных учреждениях // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. № S6. С. 1-5. http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00665_1.pdf. (дата обращения: 27.09.2023).

Иванова А.К. Буллинг и кибербуллинг как явление образовательной среды: примеры современных исследований проблемы // Мир науки. 2018. Т. 6, № 5. С. 1-11. https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN518.pdf (дата обращения: 27.09.2023).

Котов А.Е., Глух К.Ю., Прокубовская А.О. К вопросу об организационно-педагогических аспектах деятельности наставника академической группы вуза // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 5 (8). С. 99-111. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-99-111.

1 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ...

2 Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» : приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1 н (ред. от 25.01.2023) (зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2011 № 20237) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

Khanolainen D., Semenova E., Magnuson P. "Teachers See Nothing": Exploring Students' and Teachers' Perspectives on School Bullying with a New Arts-Based Methodology // Pedagogy, Culture & Society. 2021. Vol. 29, iss. 3. Р. 469-491. https://doi.org/10.1080/14681366.2020.1751249.

Kibriya Sh., Zhicheng Phil Xu, Yu Zhang. The Negative Consequences of School Bullying on Academic Performance and Mitigation Through Female Teacher Participation: Evidence from Ghana // Applied Economics. 2017. Vol. 49, iss. 25. Р. 24802490. DOI: 10.1080/00036846.2016.1240350.

Kyriakides L., Creemers B.P.M., Papastylianou D., Papadatou-Pastou M. Improving the School Learning Environment to Reduce Bullying: An Experimental Study // Scandinavian Journal of Educational Research. 2014. Vol. 58, iss. 4. Р. 453-478. https://doi.org/10.1080/00313831.2013.773556.

McQueen M.B., Boardman J.D., Domingue B.W., Smolen A., Tabor J., Killeya-Jones L., Halpern C.T., Whitsel E.A., Harris K.M. The National Longitudinal Study of Adolescent to Adult Health (Add Health) Sibling Pairs Genome-Wide Data // Behavior Genetics. 2015. Vol. 45, iss. 1. Р. 12-23. https://doi.org/10.1007/s10519-014-9692-4.

Siandergaard D.M. Bullying and Social Exclusion Anxiety in Schools // British Journal of Sociology of Education. 2012. Vol. 33, iss. 3. Р. 355-372. https://doi.org/10.1080/01425692.2012.662824.

References:

Bochaver, A. A. & Khlomov, K. D. (2013) Bullying as a Research Object and a Cultural Phenomenon. Psychology. Journal of Higher School of Economics. 10 (3), 149-159. (In Russian).

Glukh, K. Yu. & Prokubovskaya, A. O. (2023) Cyberbullying as a Dangerous Phenomenon on the Internet: Problems and Methods of Combating It. In: Nauka. Informatizatsiya. Tekhnologii. Obrazovanie. Ekaterinburg, рр. 343-351. (In Russian).

Gorlova, I. Yu. & Kuznetsova, O. Z. (2019) Bullying in Educational Institutions. Elektronnyi nauchno-metodicheskii zhurnal Omskogo GAU. (S6), 1-5. Available from: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00665_1.pdf. (viewed 27 September 2023). (In Russian).

Ivanova, A. K. (2018) Bulling and Cyberbullying as a Phenomenon of the Educational Environment: Examples of Modern Research. World of Science. Pedagogy and Psychology. 6 (5), 1-11. Available from: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN518.pdf (viewed 27 September 2023). (In Russian).

Khanolainen, D., Semenova, E. & Magnuson, P. (2021) "Teachers See Nothing": Exploring Students' and Teachers' Perspectives on School Bullying with a New Arts-Based Methodology. Pedagogy, Culture & Society. 29 (3), 469-491. Available from: doi:10.1080/14681366.2020.1751249.

Kibriya, Sh., Zhicheng Phil Xu & Yu Zhang (2017). The Negative Consequences of School Bullying on Academic Performance and Mitigation Through Female Teacher Participation: Evidence from Ghana. Applied Economics. 49 (25), 2480-2490. Available from: doi:10.1080/00036846.2016.1240350.

Kotov, A. E., Glukh, K. Yu. & Prokubovskaya, A. O. (2021) On the Issue of Organizational and Pedagogical Aspects of Mentoring Activities in Higher Education Institutions. Insight. (5 (8)), 99-111. Available from: doi:10.17853/2686-8970-2021 -5-99111. (In Russian).

Kyriakides, L., Creemers, B. P. M., Papastylianou, D. & Papadatou-Pastou, M. (2014) Improving the School Learning Environment to Reduce Bullying: An Experimental Study. Scandinavian Journal of Educational Research. 58 (4), 453-478. Available from: doi: 10.1080/00313831.2013.773556.

McQueen, M. B., Boardman, J. D., Domingue, B. W., Smolen, A., Tabor, J., Killeya-Jones, L., Halpern, C. T., Whitsel, E.A. & Harris, K. M. (2015) The National Longitudinal Study of Adolescent to Adult Health (Add Health) Sibling Pairs Genome-Wide Data. Behavior Genetics. 45 (1), 12-23. Available from: doi:10.1007/s10519-014-9692-4.

Scndergaard, D. M. (2012) Bullying and Social Exclusion Anxiety in Schools. British Journal of Sociology of Education. 33 (3), 355-372. Available from: doi:10.1080/01425692.2012.662824.

Информация об авторах К.Ю. Глух - ассистент кафедры энергетики и транспорта Института инженерно-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1134421

А.Е. Котов - магистрант кафедры энергетики и транспорта Института инженерно-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1180581

А.О. Прокубовская - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой кафедры энергетики и транспорта Института инженерно-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=415426

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors K.Yu. Glukh - Assistant of the Department of Energy and Transportation, Institute of Engineering and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1134421

A.E. Kotov - Master's Degree student, Department of Energy and Transportation, Institute of Engineering and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1180581

A.O. Prokubovskaya - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Energy and Transportation, Institute of Engineering and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=415426

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 24.10.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.