5. Klyuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty: Doklad A.V. Hutorskogo na otdelenii filosofii obrazovaniya i teoreticheskoj podgotovke RAO 23 aprelya 2002 g. Centr «'Ejdos».
6. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej V.A. Kozyreva. Sankt-Peterburg, 2005.
7. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2006 - 2010 gody (utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 3 sentyabrya 2005 g. № 1340-r). Byulleten' vysshego obrazovaniya. 2006; 1.
8. Novikov A.M. Professional'noe obrazovanie v Rossii. Moskva, 1997.
9. Orel V.E. Strukiurno-funkcional'naya organizaciya igenezis psihicheskogo vygoraniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2005.
10. Rabadanov M.H., Alieva B.Sh. Kompetentnostnyj podhod v sisteme mnogourovnego professional'nogo obrazovaniya. Mahachkala, 2014.
Статья поступила в редакцию 05.06.19
УДК 371
Bespalova N.N., master, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Philimonuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
PREVENTION OF SECONDARY ORPHANAGE: A CASE STUDY OF ACTIVITIES OF "CHILDREN'S HOME (MIXED TYPE) NO. 13" IN STAVROPOL KRAI.
The article discusses causes of secondary social orphanage, as well as areas of work on the prevention of secondary orphanhood as a study "Children's Home (Mixed Type) No. 13" of Stavropol Krai, one of which is the use of the authors' licensed program "Step by Step". The main goal of the program is to teach children of the orphanage the skills of housekeeping, the ability to self-service, the ability to restore order, and create comfort in the orphanage house. The authors conclude that in order for the prevention of secondary orphanhood to have tangible results, psychological and pedagogical work should be carried out, both with pupils and with future parents, not only for training, but also to support them in later life.
Key words: orphans, social orphanhood, primary social orphanhood, secondary orphanhood, orphanage, prevention, parents, family.
Н.Н. Беспалова, магистр, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский Федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Л.А. Филимонюк, д-р пед наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ГАОУ ВО «Невинномысский государственный
гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГКУ «ДЕТСКИЙ ДОМ (СМЕШАННЫЙ) № 13» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
В статье рассматриваются причины возникновения «вторичного социального сиротства», а также направления работы по профилактике вторичного сиротства на примере деятельности ГКУ «Детский дом (смешанный) №13» Ставропольского края, на основе реализации авторской лицензированной программы «Шаг за шагом». Основная цель программы «Шаг за шагом» - обучить воспитанников детского дома навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок, и создать уют в доме. Авторы делают вывод о том, что для того, чтобы профилактика вторичного сиротства имела ощутимые результаты, должна проводиться психолого-педагогическая работа, как с воспитанниками, так и с будущими родителями не только по подготовке, но и по сопровождению их в дальнейшей жизни.
Ключевые слова: дети-сироты, социальное сиротство, первичное социальное сиротство, вторичное сиротство, детский дом, профилактика, родители, семья.
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема социального сиротства [1 - 7]. В любом государстве и любом обществе всегда были и будут дети, которые по различным причинам остаются без попечения родителей.
Как показывает практика, 90% воспитанников сиротских учреждений имеют статус социальных сирот. Эту статистику подтверждают и данные ГКУ «Детский дом (смешанный) №13» Ставропольского края [3]. Учреждение было основано в 1999 году в селе Надежда Ставропольского края, в постперестроечное время, когда экономический кризис в стране достиг апогея, общество было охвачено безработицей, и как следствие - распад семей, неудержимый рост социального сиротства в нашей стране.
Согласно исследованиям, проводимым в то время, именно 1999 год стал годом массовых отказов родителей от собственных детей. Государство для того, чтобы решить эту проблему в срочном порядке перепрофилировало целый ряд учреждений. В то время детские дома на территории нашего края были открыты практически в каждом районе. С тех пор прошло достаточно много времени, а ситуация до сих пор не изменилась, социальных сирот в детских домах гораздо больше, чем детей, родители которых ушли из жизни. На сегодняшний день в ГКУ «Детский дом (смешанный) №13» находится 23 ребёнка, в возрасте от 6 до 20 лет У троих детей статус не определён, они находятся в детском доме по заявлению родителя, 19 воспитанников, являются социальными сиротами, родители которых лишены родительских прав за ненадлежащее содержание, воспитание детей и обращения с ними, и лишь один ребёнок является круглой сиротой.
Отсутствие какой-либо планомерной государственной политики в сфере семьи и сиротства в постперестроечное время создало предпосылки для появления более опасного по своим социальным последствиям явления - «вторичного социального сиротства». Эта проблема заслуживает особого внимания, так как речь идет о детях, о будущем нашей страны. Как показывают исследования, проводимые в данной области, вторичное социальное сиротство становится настоящей трагедией, как для детей, так и для родителей, потому что, как оказывается, родители, берущие детей из сиротского учреждения, иногда не в полной мере осознают свою ответственность за них. Испытывая трудности в воспитании, они часто попадают в социально-эмоциональный «тупик». И единственным решением с их точки зрения является возврат детей в детский дом. При этом мало кто задумывается о последствиях сильнейшей душевной травмы, которую испытывают брошенные очередной раз дети. Они вынуждены снова привыкать к
условиям детского дома, навсегда закрепляя негативный образ семьи в своем сознании. В результате такого предательства по отношению к ним у них меняется и поведение. Они либо становятся эгоистами, которые будут просто использовать окружающих их людей, либо полностью теряют веру в будущее. Многие повторно брошенные дети, не видя смысл в жизни, пытаются покончить жизнь самоубийством. Устроить таких детей повторно в семью крайне проблематично, так как вероятность возврата очень велика [2].
В последнее время государство проводит беспрецедентные по своему значению меры в сфере защиты детей-сирот. Так в 2006 году президент РФ поручил создать механизм решения задачи по сокращению числа детей в сиротских учреждениях. И такой механизм, по-видимому, был найден. По данным статистики, на 1 декабря 2018 года в России в базе данных было зарегистрировано чуть свыше 47000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что является самым низким показателем за всю новейшую историю страны: в 2016 году - 58188; в 2017 - 57290 детей.
Такая положительная динамика по сокращению численности детей, оставшихся без попечения родителей, является следствием проводимой государством реформы в сфере сиротских учреждений. Цель реформы - переориентация всей сиротской системы на семейное устройство детей. Согласно постановлению правительства РФ № 481, которое вступило в силу с 1 сентября 2015 года, детские дома должны стать местом временного проживания [1]. И задача детских домов - это подготовка своих воспитанников к семейной жизни.
Масштабы проводимой этой политики хорошо заметны на Ставрополье. Этот регион считается одним из благоприятных среди других по количеству выявленных и устроенных в семьи детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К вопросу лишения родительских прав на Ставрополье стали подходить, как к самой крайней мере, когда другие меры не приносят должного результата. Так, за три года численность детей, родители которых были лишены родительских прав, сократилась более чем на 40%. Некоторые родители, находящиеся в трудной жизненной ситуации, воспользовались возможностью временно поместить своего ребёнка в сиротское учреждение, без лишения и ограничения, родительских прав. В ГКУ «Детский дом (смешанный) №13» находятся трое детей, статус которых не определён [3]. По заявлению матери, они были помещены в детский дом на временный срок - до года.
В настоящее время в Ставропольском крае численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет примерно 8000 человек.
Из них около 1000 детей воспитываются в сиротских учреждениях, а чуть свыше 7000 детей воспитываются в замещающих семьях. Таким образом, около 88% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют возможность проживать в семье, хотя и в некровной. Радует, конечно, тот факт, что существуют люди, которые не остаются равнодушными к детям данной категории, способные предоставить ребёнку-сироте настоящую благополучную семью. Благополучие семьи не говорит о том, что в ней не имеется проблем. Просто родители таких семей способны находить решения возникающим проблемам. Но говоря о будущих родителях, желающих воспитывать ребёнка из сиротского учреждения, следует понимать, что не все эти кандидаты понимают ту ответственность, которую на себя берут. Те же самые статистические данные говорят о том, что 40% родителей, желающих взять ребёнка из сиротского учреждения, являются «мнимыми родителями». Ну а оставшиеся 60% - новоиспеченные родители, которые все же решили взять ребёнка - сироту, не всегда выдерживают этот тернистый путь. За 2018 год на Ставрополье 20 детям пришлось испытать вторичное сиротство.
Если основными причинами первичного социального сиротства являлись падение жизненного и культурного уровня российского общества, то причинами «вторичного сиротства» являются:
1. Отсутствие или низкий уровень подготовки будущих родителей. Большинство воспитанников детского дома - это дети подросткового возраста от 10 до 17 лет, с уже сформировавшимся характером. Ни для кого не секрет, что для большинства воспитанников детского дома характерны педагогическая запущенность, девиантное поведение, вредные привычки. В результате, у родителей, берущих в свою семью ребёнка-сироту, происходит очень существенное расхождение между желанием и реальной ситуацией. Родители, не имеющие психолого-педагогическую подготовку, не способны справиться с девиантным поведением ребёнка и единственным для себя решением видят в возвращении ребёнка назад, в детский дом.
2. Неготовность детей к семейной жизни. Ребёнок, находящийся под опекой государства не испытывает никаких проблем, оно берет на себя обязательства по обучению, воспитанию, обеспечению детей всем самым необходимым. Все мы знаем, что какой бы замечательной не была воспитательная система сиротского учреждения, она не способна в полной мере заменить семью, подготовить воспитанников к семейной жизни. Плюс ко всему, некоторые из детей становятся воспитанниками данных учреждений в раннем возрасте. У таких детей наблюдается отсутствие вообще опыта семейных отношений, проживания в семье. Все эти предпосылки являются очень серьезным препятствием для будущего семейного благополучия ребёнка - сироты. Дети, не имеющие семейного опыта, дающие согласие на воспитание в будущей семье просто хотят «вырваться» из устоявшейся системы. Их, как правило, привлекает свобода, отсутствие жёсткого контроля и регламентирования их жизни. В результате, в семье они, как правило, начинают сопротивляться требованиям родителей, пытающихся приучить их к семейной домашней жизни, отказываются от выполнения своих обязанностей.
3. Отказ семей, взявших на воспитание ребёнка от дальнейшего сопровождения специалистами. Как показывает практика, не все будущие родители считают необходимым сопровождение своих семей квалифицированными специалистами. При возникающих проблемах с ребёнком, как правило, происходит замалчивание данных проблем, родители стараются своими силами найти выход из этих ситуаций. Итогом таких действий, как показывает практика, является кризис в отношениях между ребёнком и семьей, а это, в свою очередь, может повлечь возврат ребёнка в государственное учреждение.
Поэтому работа сиротских учреждений должна быть направленна на решение вышеперечисленных проблем. С 2009 года на Ставрополье ведётся работа по подготовке будущих родителей, через «Школы приёмных родителей». Такой подготовкой занимаются: педагоги, психологи, медики, юристы и социальные работники. На настоящий момент обучено более 300 человек.
Библиографический список
Работа по профилактике вторичного сиротства в ГКУ «Детский дом (смешанный) №13» Ставропольского края имеет несколько направлений [3]:
1. Работа по восстановлению кровной семьи ребёнка: 2016 год возвращены в кровную семью 5 детей; 2017 - 5детей; 2018 - 4 детей.
За последние три года в кровную семью были возвращены 14 воспитанников, родители которых смогли восстановиться в своих правах. Этому способствовала работа, проводимая администрацией, социальным педагогом, психологом и воспитателями учреждения. Данная работа начинается со сбора информации о родителях. Затем оценивается возможность и необходимость работы с ними, учитывается, конечно же, желание и готовность ребёнка к такому контакту. Далее идёт подготовка к взаимодействию, администрацией организуется встреча, или переписка. После чего проводится анализ последствий встречи для ребёнка и родителей, принимается решение о проведении работы по возвращению ребёнка в кровную семью. Затем учреждением оказывается помощь родителям по восстановлению в родительских правах. После возврата ребёнка в кровную семью учреждение продолжает отслеживать его дальнейшую жизнь, оказывая педагогическую и психологическую помощь.
2. Работа с будущей семьей. В ГКУ «Детский дом (смешанный) №13» Ставропольского края данную работу выполняет служба сопровождения. Основными специалистами этой службы являются социальный педагог психолог. Служба сопровождения оказывает:
• социально-правовую помощь в виде консультирования, содействия в защите прав и интересов ребёнка (при решении жилищных вопросов, оформлении различных пособий, получении льгот и т. п.);
• психологическую помощь для преодоления личностно-социальных трудностей, консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и потребностей ребёнка для эффективного взаимодействия с ним; помощь в разрешении семейных конфликтов, выработка умения справляться с девиантным поведением приемных детей.
3. Подготовка воспитанников детского дома к семейной жизни. Как показывает многолетний российский опыт, создавая комфортные условия для детей сиротских учреждений, государство получает в итоге «потребителей», многие из которых продолжают путь своих родителей. В связи с этим была пересмотрена политика государства в отношении воспитанников сиротских учреждений. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г N 481 п. 57: «Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должны оказывать помощь в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше, проводить подготовку детей к семейной жизни» [1].
Таким образом, на государственном уровне было решено, что основная работа детских домов должна быть направлена на подготовку воспитанников к семейной жизни. С момента вступления в силу данного постановления прошло уже больше трёх лет. Во многих учреждениях разрабатываются и реализуются программы по подготовки воспитанников к семейной жизни. Содержание этих программ как правильно различно, так как до сих пор отсутствуют государственные стандарты, определяющие минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной адаптации в семье. В ГКУ «Детский дом (смешанный) №13» с 2016 года реализуется авторская лицензированная программа «Шаг за шагом». Основная цель программы «Шаг за шагом» обучить воспитанников детского дома навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок, и создать уют в доме и т. п. По результатам проводимых диагностик было выявлено, что около 90% воспитанников детского дома обладают необходимыми умениями и навыками для семейной жизни.
Таким образом, для того, чтобы профилактика вторичного сиротства имела ощутимые результаты, должна проводиться психолого-педагогическая работа, как с воспитанниками, так и с будущими родителями не только по подготовке, но и по сопровождению их в дальнейшей жизни.
1. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г N 481 п.57. Available at: //www.Consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163487
2. Феномен вторичного сиротства в современной России. Детский дом. 2009; 01 (30). Available at: http://perviydoc.ru/v43122^ercmkijoM_2009_01_30?page=2
3. Сайт ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № 13» Ставропольского края. Available at: dotcom26.run
4. Шахманова А.Ш. Особенности развития детей вне семьи (к постановке проблемы. Начальное образование. 2011; 1: 36 - 41.
5. Шахманова А.Ш. Самоценность детства и ответственность взрослых перед детьми. Человек и образование. 2012; 1 (30): 57 - 61.
6. Шахманова А.Ш. Социальное развитие детей в детском доме. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 38 - 41.
7. Шахманова А.Ш. Социально-педагогические проблемы воспитания сирот в России. Педагогика. 2009; 5: 47 - 51.
References
1. O deyatel'nosti organizacij dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, i ob ustrojstve v nih detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24 maya 2014 g. N 481 p.57. Available at: //www.Consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163487
2. Fenomen vtorichnogo sirotstva v sovremennoj Rossii. Detskij dom. 2009; 01 (30). Available at: http://perviydoc.ru/v43122/detskij_dom_2009_01_30?page=2
3. Sajt GKU dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej «Detskij dom (smeshannyj) № 13» Stavropol'skogo kraya. Available at: dotcom26.run
4. Shahmanova A.Sh. Osobennosti razvitiya detej vne sem'i (k postanovke problemy. Nachal'noe obrazovanie. 2011; 1: 36 - 41.
5. Shahmanova A.Sh. Samocennost' detstva i otvetstvennost' vzroslyh pered det'mi. Chelovek i obrazovanie. 2012; 1 (30): 57 - 61.
6. Shahmanova A.Sh. Social'noe razvitie detej v detskom dome. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 38 - 41.
7. Shahmanova A.Sh. Social'no-pedagogicheskie problemy vospitaniya sirot v Rossii. Pedagogika. 2009; 5: 47 - 51.
Статья поступила в редакцию 05.06.19