Научный дебют
145
и увеличить долю самостоятельной работы, что свидетельствует об ускорении процесса адаптации первокурсников.
Литература
1. См.: Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул, 1994. 128 с.
2. См.: Новиков А.М. Методология учебной
деятельности. М.: Эгвес, 2005. 176с.
3. См.: Чикина Т.Е. Учебное консультиро-
вание по математическому анализу как элемент модульного обучения // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Вып. 10. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 226232.
CHIKINA T.E. ADAPTIVE TEACHING OF FIRST COURSE STUDENTS The paper deals with the problems of first-year students' adaptation to the learning process at the university. Special adaptive technology, some means and methods facilitating studying of the mathematical analyses are described.
Keywords: adaptation, first-year students, adaptive teaching technology, tutorial, mathematical analysis.
М.В. РОМАННИКОВА, руководитель городской программы «Соревнование классов, свободных от курения»
Профилактика табакокурения среди детей и подростков: педагогическая программа
В статье представлен опыт реализации профилактической программы «Соревнование классов, свободных от курения». Статья адресована педагогам, психологам, социальным педагогам образовательных учреждений, проводящим профилактику табакокурения среди детей и подростков.
Ключевые слова: табакокурение, девиантное поведение подростков, профилактическая программа.
Начало XXI века в России характеризуется высоким уровнем потребления психоактивных веществ (алкоголя, табачных изделий, наркотиков) среди детей и молодёжи. Табакокурение несовершеннолетних принимает всё более угрожающие формы, существенно деформируя нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Особую остроту проблеме придаёт то обстоятельство, что именно в детском и подростковом возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения, ккоторой впоследствии может присоединиться алкоголизм, а в ряде случаев и наркомания.
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внима-
ния социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов [1]. Надо признать, что в классической социологии к числу девиантных форм поведения относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид. Табакокурение в этом списке не значится [2]. Тем самым предполагается, что эта вредная привычка имеет лишь биологические и психологические корни. На наш взгляд, табакокурение имеет характер социальной болезни, а потому с ним можно и нужно бороться социально-воспитательными средствами, разрабатывая и реализуя специальные педагогические программы.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема смены «векторов» в работе с «трудными » детьми и подростками: от перевоспитания и наказания - к ра-
146
Высшее образование в России • № 6, 2009
боте по профилактике девиантного поведения среди несовершеннолетних. Ведущая идея в работе с такими детьми заключается в том, что любые недостатки, любые отрицательные качества у ребёнка независимо от его возраста можно своевременно предупредить и преодолеть. Вся работа с такими детьми и подростками должна исходить из принципа «не навреди », что предполагает высокопрофессиональную и разностороннюю помощь и поддержку со стороны социальных работников и социальных психологов, педагогов, родителей, медиков.
Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного эффективнее, чем впоследствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики отклоняющегося поведения подростков. Почему ребенок, изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, приобретает асоциальный тип поведения? Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу, в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. В некоторых школах наблюдается формальное отношение к профилактике подросткового табакокурения, а ведь эта работа является одним из действенных методов по предупреждению и девиантного поведения.
Профилактика табакокурения может быть эффективной в том случае, если подросток выступает как активно действующее лицо, а не пассивный объект. Участие в соответствующих мероприятиях (социальные акции, конкурс социальной рекламы и др.) позволяет подросткам получить важный социальный опыт, обрести ценные качества в процессе практической деятельности и опыт общения со сверстниками и взрослыми. Здесь им важно помочь организоваться.
Молодежные программы здорового образа жизни, основывающиеся на объективной и вызывающей доверие информации о подростковом табакокурении, об алкого-
лизации, наркотизации и их последствиях, призваны формировать у подростков «здоровые» модели образа жизни, ценности здорового образа жизни, предоставляющие возможности для реализации личностного потенциала. Именно такой является программа «Соревнование классов, свободных от курения» [3], которую вот уже шесть лет проводит научно-творческая лаборатория «Искусство тренинга», созданная на базе факультета педагогики и психологии МПГУ под руководством профессора Е.А. Левановой. Это подтверждает шестилетняя практика её реализации в школах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.
Зачастую учителя не имеют специализированной социально-педагогической подготовки. Необходимо, чтобы школы располагали специально подготовленными кадрами (психологами, социальными педагогами и др.). Мы предлагаем примерный план подготовки педагога для деятельности по предупреждению зависимостей, в частности - табакокурения. Его можно расширить и дополнить интересными предложениями практического характера.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики зависимого поведения наиболее предпочтительными являются программы, включающие социально-психологические тренинги и направленные на пропаганду здорового образа жизни. Основой всех профилактических мероприятий признаётся информационно-когнитивное (образовательное) направление. Программа «Соревнование классов, свободных от курения» включает следующие направления работы.
1. Профилактическая работа с родителями (ответственные: заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог):
• повышение компетенции родителей в области воспитания детей и подростков: организация и проведение тематических семинаров по воспитанию подростков
Научный дебют
147
(«Психологические особенности подросткового возраста», «Мой «колючий» подросток: как стать увереннее», «Здоровье ребёнка сегодня: как его сохранить? » и т.п.);
• формирование нетерпимого отношения родителей к табакокурению: организация активного семейного досуга с пользой для здоровья «День Здоровья в нашей семье», участие семьи в спортивных мероприятиях школы, округа, города;
• консультирование родителей по вопросам личностного развития детей и подростков, беседы о целесообразности участия их детей в тренинговых занятиях и программах, направленных на раскрытие личностного, творческого потенциала.
2. Воспитательно-педагогическая работа с подростками (ответственные: заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагоги ОБЖ, учителя физической культуры, психолог):
• тренинговые занятия, спортивные мероприятия, лекции, классные часы и др., ориентированные на формирование ценностей здорового образа жизни;
• разработка сценариев и проведение общешкольных «антитабачных» мероприятий: тематических «круглых столов », дискуссий и конференций, ролевых игр;
• формирование волонтёрских групп подростков для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от табакокурения.
3. Организационно-методическая профилактическая работа по предупреждению табакокурения в образовательном учреждении (ответственные: заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, воспитатель, социальный педагог):
• методическое обеспечение просветительской работы по предупреждению табакокурения в образовательном учреждении, консультирование родителей по вопросам профилактики зависимости от ПАВ (табак, алкоголь и др.);
• организация внутришкольных и
межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ - тренингов для специалистов образовательных учреждений по методам и средствам предупреждения табакокурения в детско-подростко-вой среде;
• организация взаимодействия между образовательным учреждением, группами родительского актива, службами социальной защиты населения в целях создания на уровне дома, двора, школьного микрорайона микросреды, благополучной в отношении воспитания и личностного становления подростка.
• организация регулярного мониторинга и систематического анализа ситуации в школе и принятие упреждающих мер по профилактике табакокурения среди школьников.
Ежегодно перед запуском программы в окружных Управлениях образования и школах-участницах программы нами проводятся обучающие семинары и тематические тренинги «Воспитание и формирование ценности здорового образа жизни подростков», «Основы конструктивного общения», «Здоровьесберегающие принципы развития образовательной среды в школе». Мы рассматриваем здоровье школьников и как важнейшее условие качества образования. С учётом направлений, обозначенных в президентской программе «Наша новая школа», педагогическими коллективами образовательных учреждений разрабатывается концепция школы, которая сумеет обеспечить здоровье детей. Главным действующим лицом, заботящимся о здоровье учащихся и формирующим его у детей в образовательных учреждениях, становится педагог. Одной из основных его функций является оптимизация здоровьесберегаю-щих ресурсов целостного образовательного процесса, профилактика отклоняющегося от нормы поведения, построение здо-ровьесберегающей среды.
Одна из основных задач общеобразовательной школы - формирование физически, социально и нравственно здоровой лич-
148
Высшее образование в России • № 6, 2009
Примерный план подготовки педагогов к проведению профилактической программы
Месяц Темы встреч / название семинаров, тренингов
Октябрь Рассказ о программе, приглашение к участию, заполнение заявки на участие Тематический семинар для педагогов «Проблема подросткового курения. Пути её решения» Ознакомление с программой, планирование времени на участие в конкурсах и проведение занятий с учащимися. Составление плана Соревнования для классов
Ноябрь Тренинг «Конструктивное взаимодействие педагога с подростками» Объявление конкурса «Здоровые выходные дни в нашей семье» (акцент на работу с родителями, привлечение их к организации «Круглого стола» по обмену опытом с другими семьями и т.д.)
Декабрь Подведение итогов конкурса «Здоровые выходные дни в нашей семье». Обсуждение с педагогами трудностей, возникших за прошедший период, решение их путём обмена опытом с коллегами, моделирования сложных ситуаций и т.д. Тренинг «Личная уверенность. Как сказать "нет!"» Объявление конкурса инсценированной песни «Будь здоров» (инсценировать песенный хит, изменив слова на те, которые будут пропагандировать здоровый образ жизни)
Январь Тренинг «Что влияет на мой выбор?»
Февраль Встреча с педагогами, обсуждение сложностей, возникших в ходе реализации программы в школе. Семинар по теме «Здоровый образ жизни: какой он?»
Март Семинар-тренинг «Здоровье ребёнка сегодня: как его сохранить?»
Апрель Объявление конкурса компьютерной презентации «Посмотрите на нас!» (Привлечение учащихся и их родителей к осуществлению технической составляющей конкурса, а также к написанию сценария презентации) Обсуждение с педагогами трудностей, возникших за прошедший период, обмен опытом с коллегами, моделирование сложных ситуаций. Подготовка к подведению итогов Соревнования
Май Подведение итогов программы за весь учебный год. Торжественная заключительная церемония. Награждение самых активных педагогов и классов — участников программы
ности, умеющей мыслить, видеть и решать проблемы. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше российское общество будет во всех смыслах здоровым и перспективным.
Литература
1. См.: Александров А.А, Александров В.Ю. Курение и его профилактика в школе. М.,1996; Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. 5-7 классы. М., 2009; Селиванов В.С. Девиантное по-
ведение подростков: метод. пособие. М., 1999.
2. Бергер П.Л., Бергер Б. Социология: био-
графический подход. Гл. XIV. Девиация // Личностно-ориентированная социология. М.: Акад. проект, 2004. С. 305-326; Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе: учеб. пособие. М.: МГИМО, 1995. 139 с.
3. Галияхметов Р.Р, Мартынцова Н.В, Бон-
даревская Р.С, Романникова М.В, Мана-кова Т.Г. «Соревнование классов, свободных от курения»: метод. пособие / Под ред. Н.В. Мартынцовой. М., 2008. 96 с.