Профилактика суицидальной формы проявления асоциального поведения
М.С. Бурсакова, соискатель, Оренбургский ГАУ
Одним из видов отклоняющегося поведения личности является асоциальное поведение, под которым понимается социально-негативное поведение, нарушающее правовые и общепринятые нравственные нормы, отличающееся высокой вероятностью проявления агрессии в открытом поведении, её высоким удельным весом среди других поведенческих паттернов, несформированностью установок на социальную кооперацию, эгоизмом, эгоцентризмом и импульсивностью [1].
Наиболее часто асоциальное поведение встречается среди несовершеннолетних и заключается в невыполнении ими основных социальных обязанностей, нарушении нравственных норм, нарушении
норм права, в том числе уголовного. Как правило, это проявляется в следующих типичных поступках и поведении: уклонение от учебной и трудовой деятельности; уход из дома, бродяжничество; увлечение азартными играми; употребление ПАВ (алкоголь, табак, наркотики и т.д.); антиобщественные корыстные действия (вымогательство, мелкие кражи и т.п.); антиобщественные действия сексуального характера; различные формы насилия (агрессия, драка, вандализм и т.д.); «телефонный терроризм»; суицидальное поведение [2].
Что касается суицидального поведения, являющегося проявлением асоциального поведения, то самоубийства и попытки суицидов — сложные явления, которые возникают индивидуально под воздействием психологических, психиатрических
и социальных факторов, пик активности которых приходится на старший подростковый возраст (14—16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды — это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни [3].
Причины совершения несовершеннолетними самоубийств и суицидальных попыток весьма разноплановы. Так, уполномоченный по правам ребёнка в России П.А. Астахов уверен, что решать проблему подростковых самоубийств нужно на федеральном уровне, а виновны в том, что она приобрела такие масштабы, по его словам, учителя и школьные психологи [4].
Глава представительства ЮНИСЕФ в России Б. Бейнвель придерживается иного мнения. По его данным, в 90% случаев причина, побуждающая подростков к суициду, связана с отношениями внутри семьи. В связи с этим роль государства в профилактике детских суицидов заключается в том, чтобы обеспечить нормальные социально-экономические условия для семьи.
Бывший уполномоченный по правам ребёнка в Российской Федерации, а ныне советник председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике А. Головань видит проблему в том, что родители вынуждены слишком много работать, чтобы содержать семью. Между родителями и детьми нет психологического контакта, отсутствие которого играет разрушительную роль [4].
По данным МВД России, по числу суицидов наша страна занимает шестое место в мире, а по числу подростковых суицидов — первое место в Европе. В 2010 г. специалисты ВОЗ и детского фонда ООН — ЮНИСЕФ сообщили, что Россия вышла на первое место в мире по числу самоубийств среди подростков и лидирует по числу детей и молодёжи в Европе (письмо гражданской комиссии по правам человека от 07.03.2012 г. № 88).
По данным уполномоченного по правам ребёнка при Президенте России П.А. Астахова, только за последние 3 года самоубийство совершили 1500 детей, а неудавшихся попыток покончить с собой было в три раза больше [5].
Характеризуя статистику самоубийств несовершеннолетних по Оренбургской области, отметим следующее. По официальным данным, 2008—2009 гг. характеризуются положительной динамикой суицидов и попыток суицида среди несовершеннолетних. В 2010—2011 гг. наблюдается снижение количества суицидов и суицидальных попыток в подростковой среде, 2012 г. ознаменовался резким увеличением числа самоубийств несовершеннолетних. Только за 6 мес. 2012 г. произошло 12 самоубийств (погибли 7 девочек и 5 мальчиков) и 58 попыток самоубийства.
Как показывает изучение данной проблематики в Оренбургской области, причинами суицидальных попыток являются стремление подростков обратить
внимание родителей либо педагогов на свои проблемы и выразить протест против безразличия и цинизма со стороны взрослых либо ровесников. К числу основных причин совершения суицидов и их попыток относятся неразделённая любовь, внутрисемейные конфликты и семейное неблагополучие. Отсутствие взаимопонимания с противоположным полом стало причиной суицидальных попыток примерно в трети несчастных случаев. Встречаются также факты стойких суицидальных наклонностей у детей, в связи с чем они попадают под наблюдение детских психиатров [6].
Профилактика суицидального поведения всегда находилась в сфере пристального внимания органов власти. Данное направление профилактической работы в соответствии с «Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённой Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351, является одной из наиболее значимых задач демографической политики государства.
Так, в Оренбургской области систематически проводятся межведомственные совещания с участием вице-губернатора, региональных министров образования и здравоохранения, руководителей территориальных подразделений Роспотребнадзора и Роскомнадзора, уполномоченного по правам ребёнка, представителей правоохранительных органов и прокурорских работников.
По результатам одного из последних межведомственных совещаний при прокуроре Оренбургской области от 12 июля 2012 г. «О профилактике суицидов, суицидальных попыток несовершеннолетних и несчастных случаев с детьми» распоряжением губернатора Оренбургской области от 19 ноября 2012 г. № 424-р была образована рабочая группа по разработке проекта постановления правительства Оренбургской области «О порядке оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации». Разработку указанного постановления планировалось закончить до 1 декабря 2012 г. Между тем до настоящего времени названное постановление не принято, что вряд ли можно признать оправданным, поскольку принятие данного постановления будет значимым вкладом в профилактику суицидов и суицидальных попыток несовершеннолетних в Оренбургской области.
Вопросы профилактики суицидального поведения также прорабатываются и на уровне органов образования. Так, управлением образования администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области издан приказ от 16 апреля 2012 г. № 76 «О профилактике суицидального поведения среди детей и подростков», обязывающий образовательные учреждения систематически проводить мониторинг психо-эмоциального состояния учащихся 8—11 классов, а также рассматривать на родительских собраниях вопросы детско-родительских отношений и про-
блем семейного воспитания и обеспечивать возможность получения психолого-педагогической поддержки для семей с несовершеннолетними детьми, проживающими на территории района. Представляется целесообразным распространить данный опыт на другие муниципальные образования области.
Между тем принимаемые меры не носят системного характера. В области фактически не проводится единая политика по профилактике подростковых самоубийств, недостаточное внимание данной проблеме уделяется и образовательными учреждениями области. Руководство и педагогические коллективы общеобразовательных учреждений формально относятся к установлению учащихся, склонных к суицидальному поведению, выявлению конфликтов в школе, в том числе между учащимися и преподавателями.
На наш взгляд, в общеобразовательных учреждениях должна быть усилена индивидуальная работа с несовершеннолетними и их родителями, должны активнее внедряться специальные образовательные программы по предупреждению суицидальных наклонностей в поведении несовершеннолетних. В этой профилактической деятельности могут участвовать работники следственных органов, используя так называемые непроцессуальные методы профилактики.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не анализируют причины и условия, побудившие несовершеннолетних к таким поступкам, не инициируют конкретные мероприятия по выявлению и предупреждению суицидальных настроений у несовершеннолетних, недостаточно координируют деятельность субъектов системы профилактики по их предупреждению. В связи с этим по каждому факту детского суицида и его профилактике должна исследоваться роль органов образования, здравоохранения, социальных служб.
Существенного влияния на улучшение ситуации с предупреждением самоубийств в подростковой среде не оказала работа уполномоченного по правам ребёнка в Оренбургской области, отдельные упущения имеются и в работе следователей территориальных подразделений СУ СК при прокуратуре РФ по Оренбургской области. При проведении доследственных проверок не всегда выясняются причины и условия, побудившие несовершеннолетнего совершить суицидальную попытку. В ряде случаев такие проверки проводятся формально.
В отдельных случаях при проведении проверок по фактам смерти несовершеннолетних в медучреждениях следователи сталкиваются с непониманием со стороны руководства этих учреждений, которыми несвоевременно выдаются медицинские документы, в них поспешно вносятся различные изменения. В связи с этим полагаем целесообраз-
ным издание нормативного акта министерства здравоохранения Оренбургской области, обязывающего руководителей медицинских учреждений незамедлительно сообщать о каждом факте смерти несовершеннолетнего, а также безотлагательно представлять по запросу следственных органов медицинские документы, связанные с лечением умерших детей.
Кроме того, для предупреждения и недопущения суицидального поведения несовершеннолетних необходима организация комплексной профилактической работы на межведомственной основе, направленной на повышение компетентности педагогов, психологов, на активизацию работы с родителями, снижение общего уровня агрессии в детской среде, своевременное выявление кризисных явлений и групп риска в детских коллективах.
В деятельность по профилактике суицидальных проявлений несовершеннолетних должны быть вовлечены образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, органы социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних, правоохранительные органы. К указанной деятельности могут быть привлечены также соответствующие общественные организации и религиозные учреждения. Должна быть выстроена целая система, работающая через образовательные учреждения и отслеживающая все группы риска. Помимо психолога в школе должны быть центры по работе с подростками, работа которых должна строиться на комплексной основе и обмене информацией.
В настоящее время Минздравсоцразвития России разрабатывает проект государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», где в рамках подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни» на 2013—1015 гг. предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на снижение самоубийств, депрессивных состояний, потребления алкоголя, наркотиков, токсичных веществ среди несовершеннолетних. Также завершено формирование трёхуровневой системы профилактики кризисных состояний и медицинской помощи лицам с суицидальным поведением, а именно — круглосуточные «телефоны доверия», кабинеты социально-психологической помощи, отделения кризисных состояний, формирование специальной службы психологической помощи в школах и вузах, а также обучение родителей распознаванию кризисных состояний у детей и защита детей от информации, наносящей вред.
Отдельное внимание должно быть уделено системе образования, т.к. дети не защищены от воздействия информации в отношении суицида, которая в избытке имеется в Интернете и на телевидении. Поэтому совместными усилиями Минздрава, МЧС России, Минобрнауки, Минкомсвязи
проводится работа согласно утверждённой концепции создания интернет-службы психологической помощи населению и комплексному плану мероприятий по её реализации.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что профилактика суицидального поведения и преждевременной смертности среди несовершеннолетних будет эффективной только при наличии комплексного сотрудничества всех учреждений и организаций, взаимодействующих с подростками, своевременного выявления депрессивных состояний и суицидальных наклонностей, ориентации на превенцию указанных явлений.
Литература
1. Психология: учебник / Отв. ред. A.A. Крылов. СПб., 2003.
2. Веселов В.В. Асоциальное поведение несовершеннолетних: сущность, факторы формирования, виды, модель психолого-педагогической профилактики. URL://http://www.koipkro. kostroma.ru/koiro/prof. (Дата обращения 02.11.2013 г.).
3. Сайт Следственного управления Следственного комитета РФ по Оренбургской области. Заседание коллегии от 2011. 8 августа. URL:// http://www.sk-oren.ru/index.php? optioii=con/content&view=article&id=508:2011-09-08-10-27-12&catid= 17:news&Itemid=42. (Дата обращения02.11.2013 г.).
4. Каковы причины суицида среди подростков в России. URL: //http://11ewsdiscover.11et/11ews/read/Kakovy_pricl1i11y_suicida_ sredi_podrostkov_v_Rossii.htnil. (Цата обращения 02.11.2013 г.).
5. Павла Астахова тревожит статистика детских суицидов. // URL: //http://wek.ru/obshestvo/77536-pavla-astaxova-trevozliit-statistika-detskix-suicidov.html. (Датаобращения02.11.2013г.).
6. Сулим М. Дети лишаются жизни // Орская газета. 2012. 18 июля. № 29. С, 25-29.