УДК 37.04;37.014
Е. Н. Белолипецкая
Профилактика социального сиротства и развитие семейного устройства детей
В статье рассматривается необходимость создания в регионах РФ Центра профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это эффективный инструмент для формирования особых условий, в которых ребенок может реализовать свое право жить и воспитываться в семье. В описании деятельности Центра используется опыт Детского фонда «Виктория».
Ключевые слова: семейное устройство детей, опыт ценности семейных отношений, интеграция возможностей государственно-общественной системы, индивидуальный маршрут замещающей семьи, Центр профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей, замещающие родители, реструктуризация системы семейного устройства, подготовка ребенка (в первую очередь - психологическая) к проживанию в семье, Школа приемных родителей, Система общественной поддержки семей, защита прав детей, подготовка и сопровождение замещающей семьи, оценка родительских компетенций.
Е. N. Belolipetskaya
Preventive Measures of Social Orphanhood and Development of Family Placement of Children
The article states the necessity for establishment in the Russian Federation of regional Centers for preventing social orphanhood and promoting the family placement of children deprived of parental support. Such Centers are proved to be efficient for creating specific conditions, that would help a child to exercise his/her right to live and be brought up in a family. The description of a Center's activity is based on the experience of the Victoria Children Foundation.
Key words: the family placement of children, experience of family relations value, integration of possibilities of the state-public system, an individual route of a replacing family, the Center of preventive measures of social orphanhood and development of family forms of children's placement, replacing parents, re-structuring of the system of the family placement, preparation of the child (first of all - psychological) to live with a family, School for adopting parents, System of families public support, protection of the rights of children, preparation and support of a replacing family, estimation of parents' competences.
Система семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является общим проблемным полем самых различных социальных институтов. Само понятие появилось в Российской Федерации в конце ХХ века и до сих пор не имеет до конца сформированного социального статуса. Тем не менее, ее прообраз появился в России еще в ХУШ веке, когда государство взяло на себя ответственность за детей, оставшихся без попечения родителей.
В 80-х гг. ХХ века в регионах Российской Федерации стали активно внедрятся различные модели профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства. В настоящее время можно выделить несколько из них: семейный детский дом, семейная воспитательная группа, патронатное воспитание, приемная семья, опека (попечительство), усыновление. При этом процесс семейного устройства остается малоизвестным, недостаточно изученным, неодно-
значным с социально-экономической и педагогической точки зрения. Зачастую практики задают вопрос - как можно воспитывать детей за деньги? Научные исследования не дают обоснованных вариантов решения, какие из форм семейного устройства, существующих сегодня, являются наиболее эффективными. Также, в настоящее время предлагаемые модели в силу социально-экономического положения населения, сложившихся в общественном сознании стереотипов (государство должно заботиться о детях, тем более сиротах) внедрить крайне сложно. Расширение международного усыновления не может и не должно быть массовым социальным явлением.
Таким образом, система семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, связана с созданием для детей и семей условий развития и социализации личности, в основе которых лежат семейные ценности.
© Белолипецкая Е. Н., 2010
Научно-теоретические подходы к системе семейного устройства разрабатываются не как альтернатива идее общественного воспитания ребенка в государственном учреждении, а как интегрирующие опыт личностных, социальных, а впоследствии, профессиональных ресурсов ребенка, основанных на интериоризации им семейных ценностей.
На сегодняшний момент существуют две тенденции в организации семейного устройства: временное помещение ребенка в семью и постоянное проживание. Изучение различных моделей семейного устройства свидетельствует о необходимости сочетания этих двух подходов для создания особых условий, в которых ребенок может реализовать свое право жить и воспитываться в семье.
В качестве возможных вариантов таких условий могут выступать следующие:
1. формирование ребенком опыта ценности семейных отношении;
2. интеграция возможностей государственно-общественной системы сопровождения семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей;
3. наличие индивидуального маршрута замещающей семьи.
Наличие в регионе Центра профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволит наиболее эффективно подойти к их формированию.
Развитие системы семейных форм устройства актуализирует проблему создания профессиональных служб по отбору, обследованию, обучению и сопровождению семей, взявших на воспитание детей-сирот. От качества работы данных служб зависит количество возвратов детей из приемных семей. Еще более сложная задача, от решения которой зависит число детей-сирот и воспроизводство этого явления: предотвращение деградации семей и отказа родителей от воспитания собственных детей. Решением данной проблемы сегодня также не занимается ни один из существующих видов учреждений. Предотвращение социального сиротства возможно лишь при условии решения данных задач.
Актуальность создания и разработки научно-методических подходов регионального Центра профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей связана с приоритетами социально-экономического развития РФ, необходи-
мостью позитивных изменений демографической ситуации в регионах РФ, повышением качества жизни семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность подобных Центров способствует созданию профилактической среды, учитывающей как наиболее общие потребности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, так и способную разработать и сопровождать по индивидуальному маршруту замещающую семью. Этому служат разнообразные направления деятельности Центра. Каждое из них важно само по себе, и все они в сочетании создают систему комплексной поддержки и сопровождения форм семейного устройства.
На сегодняшний день в региональной системе государственных учреждений, деятельность которых направлена на развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существуют государственные учреждения, находящиеся в ведении региональных органов исполнительной власти (департаментов образования, семьи и молодежной политики). Подобный опыт существует в Республике Башкортостан, Новосибирской, Тамбовской областях. Также существуют Центры, созданные на базе детских государственных интернатных учреждений закрытого типа, прошедших реструктуризацию. Подобный опыт существует в Алтайском, Пермском краях, Смоленской области.
Для обоснования значимости реструктуризации детских интернатных учреждений и создания Центров необходимо учитывать то, что Центр является элементом целостной системы профилактики сиротства и распространения семейного устройства детей в регионах РФ.
Можно выделить базовые основания деятельности Центра.
Методологическое - обоснование и внедрение с учеными, практиками методологии развития системы в целом и отдельных ее элементов; определение функций системы в обществе и функций общества для развития системы; определение функций каждого элемента системы; определение результатов деятельности системы на каждом этапе развития и критериев оценки ее качества. Основным механизмом является постоянно действующий методологический семинар по вопросам организации развития системы.
Нормативное - анализ существующего правового поля и подготовка предложений в государственные структуры по созданию нормативных актов управления развитием и функционированием системы и ее отдельных элементов.
Идеологическое - разработка, оформление и распространение в сотрудничестве с общественными организациями, партиями, структурами государственной власти идей профилактики и организации семейного устройства детей. Использование механизмов: переговорные площадки, проектные мероприятия. Подход к разработке идеологии строится на мысли «Каждый ребенок живет в семье».
Кадровое - отбор и обучение, системы продвижения специалистов для работы с семьей, создание банка специалистов других систем, полезных для привлечения; создание системы, использование механизма «Кадрового клуба» как площадки общения специалистов для обсуждения профессиональных проблем, создания атмосферы творчества.
Методическое - разработка совместно с государственными и общественными организациями технологий, их описание к применению для решения задач развития и функционирования системы в целом и ее отдельных элементов. Использование механизмов «Методического Совета», опорных площадок для разработки технологий.
Информационное - формирование через «Методологический семинар», «Кадровый клуб», «Методический совет» информационного пространства, позитивно настроенного к системе и ее элементам. Создание системы просвещения населения о семейном устройстве детей, информационных каналов (в том числе и виртуальных) для специалистов системы и специалистов иных систем, желающих участвовать в ее развитии (в том числе), для общения родителей со специалистами, канала поддержки детей.
На эффективность процесса реструктуризации системы семейного устройства, как показывает практика, влияют уровень взаимодействия с общественными, некоммерческими организациями, действующими в регионах в вопросах разработки требований к семьям, кандидатам на прием ребенка; создание информационного канала для населения о детях, готовых к переходу в семьи с их полным портретом (резюме); сопровождение семей, принявших детей; включение детей из принимающих семей в проекты и программы общественных организаций, способствующих развитию самоорганизации, приобретению навыков организаторской, проектной, нормативной, коммуникативной и корпоративной культуры; организация каникулярных образовательных проектов; вовлечение родителей, детей, находя-
щихся в трудной жизненной ситуации в деятельность местного сообщества.
Для эффективной работы Центр должен иметь в каждом муниципальном образовании специальные службы, организующие деятельность по семейному устройству, включающую подготовку и сопровождение «замещающих семей».
Важно, чтобы данные службы строились на одинаковых принципах работы, владели одними и теми же технологиями, и, соответственно, отслеживали и оценивали результаты деятельности по семейному устройству детей в регионе в целом.
Это будет возможно, когда ее деятельность будет целостной и системной, гибкой и ориентированной, прежде всего, на защиту и представление прав ребенка в обществе. Для этого службой организуется сопровождение семей всех форм семейного устройства и обеспечивается контроль за проживанием и воспитанием ребенка в новой семье.
Служба является главным заказчиком и организатором РЯ-кампаний для создания позитивного имиджа замещающей семьи, информирования населения об организациях, оказывающих помощь и поддержку в сфере детства, а также о конкретных детях, подлежащих устройству в семьи. Также службы работают и с выпускниками детских учреждений на этапе постинтернатной адаптации.
К приоритетам деятельности служб можно отнести следующие:
- подготовка ребенка (в первую очередь -психологическая) к проживанию в семье;
- создание портрета ребенка для включения его данных в единую информационную систему;
- подготовка пакета документов для передачи ребенка в семью;
- сбор материалов по характеристике семьи;
- организация занятий Школы приемных родителей для членов семьи, готовящейся к приему ребенка;
- организация взаимодействия с семьей по адаптации к новым условиям жизни членов семьи;
- организация различных форм взаимодействия с ребенком, переданным в семью (обратная связь);
- взаимодействие с местным сообществом по пропаганде ценностей семейного воспитания, ценности каждого ребенка для местного сообщества, подбору кандидатов для приема детей в свою семью;
- создание позитивной атмосферы при приеме детей в свои семьи жителями местного сообщества;
- создание системы общественной поддержки семей, принявших детей;
- создание органами местного самоуправления системы поддержки семей, принявших детей.
Центр с разветвленной сетью служб сопровождения представляет собой эффективный инструмент для изменения условий семейного устройства в регионе, если создана нормативно-правовая база отношений Центра с другими социальными институтами, действующими в регионе; в Центре работает высокопрофессиональная, владеющая современными технологиями семейного устройства детей, команда; существует необходимая материально-техническая база, достаточная для реализации программ деятельности Центра.
Целевое назначение Центра обусловлено тремя установками:
1. интеграция возможностей семейного устройства детей и государственной поддержки психолого-педагогического, медико-социального сопровождения замещающих семей; 2. формирование эффективных технологий профилактики социального сиротства и семейного устройства детей;
3. оценка изменений социально-
экономических связей, направленных на повышение качества жизни населения регионов РФ.
Задачи деятельности Центра:
- Создание и апробация технологий профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей;
- Формирование вариативных программ, ориентированных на защиту и представление прав детей в обществе;
- Создание системы формирования развития и оценки родительских компетенций у принимающих родителей;
- Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающих семей;
- Разработка и внедрение информационных технологий в сфере профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на повышение качества жизни принимающих семей.
Выбор научно-методических оснований для разработки структуры Центра определяется целями и задачами Центра, региональными осо-
бенностями и сложившейся системой профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, социально-экономическими приоритетами развития региона.
Целевыми группами деятельности Центра являются кандидаты в принимающие родители, замещающие семьи (все формы семейного устройства), дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в замещающих семьях.
Для функционирования Центра используются механизмы общественно-государственного
управления, создаются коллегиальные органы. Попечительский Совет создается на основании решения администрации Центра. В компетенции попечительского Совета входит содействие Центру в вопросах укрепления статуса, привлечения внебюджетных средств, содействия в осуществлении проектов и программ.
Координационный Совет является представительским органом социальных партнеров Центра, определяющим приоритет деятельности в местном сообществе, содействует координации внутренних и внешний проектов, направленных на представление и защиту прав детей.
Научно-методический Совет - консультативный представительский орган, в ведении которого находятся вопросы реализации и экспертизы образовательных, развивающих, информационных соцально-ориентированных программ и проектов. А также включены вопросы повышения квалификации и аттестации сотрудников Центра.
Общественный Совет родителей является общественно-координационным, экспертным органом и опирается в своей деятельности на взаимодействие родителей как социальных партнеров Центра. Совет создается для обеспечения конструктивного взаимодействия всех субъектов процесса семейного устройства, привлечения родителей из замещающих семей к деятельности Центра.
Центр координирует работу по приведению в соответствие нормативно-правовой базы и распределению полномочий в части защиты прав и интересов детей между социальными институтами воспитания.
Разрабатываются и реализуются совместные социально-реабилитационные программы, проекты, направленные на создание максимально благоприятных условий для развития, обеспечение физической и эмоциональной безопасности ребенка.
Проводятся мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения местного сообщества к адаптации ребенка в новой социальной среде (детском доме, школе, учреждении дополнительного образования, учреждении профессионального образования). На базе Центра регулярно проводятся совместные психолого-медико-педагогические консилиумы, общественные слушания для оценки эффективности существующих мер, организуются мероприятия по повышению профессиональной квалификации и формированию профессиональных компетенций специалистов сферы защиты детства.
Создание региональных Центров позволяет
систематизировать и технологизировать процессы семейного устройства. Опыт, а также программы Детского Фонда «Виктория», реализуемые на территории Новосибирской, Тамбовской, Смоленской областях, Алтайском и Пермском краях, Республике Башкортостан показывают необходимость объединения ресурсов социальных институтов и координацию деятельности по развитию семейного устройства детей вокруг Центров профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью повышения качества жизни детей, которые сегодня находятся в наиболее трудной жизненной ситуации.