13. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)
13.1. ПРОФИЛАКТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ В МИГРАЦИОННОЙ СФЕРЕ (НА
ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Шериев Альберд Малилевич, канд. юрид. наук, подполковник полиции. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специальных дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье анализируются миграционные вопросы на территории Кабардино-Балкарской Республики, динамика изменений численности населения и национального состава республики, анализ проводимой работы по недопущению развития негативных процессов, связанных с эскалацией межнациональной напряженности, а также вопросы реализации программ в сфере межнациональных отношений, профилактики преступлений и правонарушений в миграционной сфере.
Ключевые слова: население, миграция, национальность, межнациональные отношения, противодействие, взаимодействие, субъекты профилактики.
PREVENTION OF CRIMES AND OFFENSES IN THE MIGRATION SPHERE (ON THE EXAMPLE OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC)
Sheriev Alberd Malilevich, PhD at law, police lieutenant colonel. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: special disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article analyzes migration issues in the territory of the Kabardino-Balkarian Republic, the dynamics of changes in the population and the national composition of the republic, an analysis of the ongoing work to prevent the development of negative processes associated with the escalation of interethnic tension, as well as the implementation of programs in the field of interethnic relations, crime prevention and offenses in the migration sphere.
Keywords: population, migration, nationality, inter-ethnic relations, counteraction, interaction, subjects of prevention.
Вопрос незаконной миграции является крайне актуальным, особенно с учетом произошедших в последние несколько лет событий геополитического масштаба, для значительного числа стран. Незаконная миграция стала приобретать всеобъемлющий характер и в Российской Федерации в связи с событиями, происходящими на Украине, начиная с 2013 г., отчасти оказавшись неконтролируемой со стороны компетентных органов власти как федерального, так и регионального уровней. Как результат, на сегодняшний день незаконная миграция превратилась в устойчивое явление, оказывающее негативное воздействие на социально-
экономические и политические процессы как в нашей стране, так и в мире[1].
Миграция населения - это не просто переселение людей, а сложный общественный процесс, который затрагивает многие стороны социально-экономической и культурной жизни народов и государств[3].
Внешними факторами, способствующими незаконной миграции являются:
- нестабильность социально-экономической обстановки в странах исхода мигрантов;
- нестабильность политической обстановки в странах исхода мигрантов, последствия войн, вооруженных конфликтов, религиозной и расовой нетерпимости и т.п.;
- активная преступная деятельность организаторов незаконной миграции[4].
Миграционная обстановка на территории Кабардино-Балкарской Республики остается стабильной. Определяющими её факторами являются ситуация на внутреннем рынке труда, появившаяся возможность использования дешевого труда иностранных граждан, различие в уровне жизни со странами исхода, отсутствие мигрантофобии местного населения.
Население Кабардино-Балкарской Республики, с учетом результатов переписи населения России 2010 года (в сравнении с результатами переписи населения 2002 года) составляет 859 900 (901 500) человек, из которых кабардинцев - 490 500 (498 700), русских -193 200 (226 600), балкарцев - 108 600 (105 000), иных национальностей - 67 600 (71 200).
Динамика изменений численности населения и национального состава республики за анализируемые периоды (2002 и 2010 годов) свидетельствует о сохраняющемся плавном процессе убыли населения за счет отрицательного естественного прироста и миграционного оттока населения, вызванного экономической нестабильностью в регионе, отсутствием рабочих мест, низким уровнем заработной платы.
Убыль коренного населения активно возмещается за счёт мигрантов из стран Ближнего и Среднего Востока, закавказских государств, а также сопредельных регионов РФ. В настоящее время в республике сформировались диаспоры выходцев из Турции, Сирии, Азербайджана, Армении и Узбекистана, а также моноэтнические группы турок-месхетинцев.
Анализ складывающейся миграционной ситуации позволяет сделать вывод о том, что в целом, межнациональные отношения на территории КБР продолжают оставаться стабильными. Конфликтов на религиозной и национальной почве с участием мигрантов, вызвавших широкий общественный резонанс, не зафиксировано.
Миграционные потоки практически не влияют на криминогенный потенциал. Удельный вес совершенных в 2017 году иностранными гражданами преступлений составляет всего 0,2% от общего числа зарегистрированных.
Наиболее многочисленными диаспоральными этническими группами в КБР, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, являются: турки-месхетинцы - 14 тыс. человек (1,63% от общего числа жителей республики), армяне - 5 тыс. чел. (0,58%), ук-
раинцы - 4,8 тыс. чел. (0,56%), корейцы - 4 тыс. чел. (0,46%), евреи - 2 тыс. чел. (0,22%), грузины и немцы по 1,5 тыс. чел (0,17%), азербайджанцы - 2,1 тыс. чел. (0,24%).
Представители других национальностей (узбеки, поляки, эстонцы, белорусы, греки и лица, не указавшие национальную принадлежность), составляют 18,4 тыс. человек.
Географической сферой проживания турков-месхетинцев преимущественно выступают г.о Нальчик, Урванский (г.о. Нарткала, с.п. Нартан, Шитхала, Псыкод, Морзох, Черная Речка), Терский (с.п. Новая Балкария, Красноармейское, Опытное), Прохладнен-ский (с.п.с.п. Пролетарское, Виноградное, Ульяновское, Прогресс, Красносельское, Степное, Гвардейское, п. Дальний), Майский (с.п.с.п. Сарский, НовоКурский, Ново-Ивановское), Чегемский (с.п.с.п. Нартан, Чегем - 2) и Лескенский районы (с.п.с.п. Ерокко, Лес-кен-2).
Высокие темпы естественного прироста указанного этноса (за последние 30 лет численность представителей в КБР выросла с 350 человек до 14 тыс. человек), их миграция в русскоязычные районы республики (с 2002 года фактически выросла в 1,5 раза) способствуют изменению этнической структуры населения (в отдельных населенных пунктов Прохладненского и Майского районов доля проживающих турок-месхетинцев составляет порядка 60-80 % от местного русскоязычного населения).
Отдельное внимание обращает на себя факторы постепенного увеличения количества граждан Сирийской Арабской Республики прибывающих на территорию Российской Федерации (в частности, субъект федерации - КБР) с 2012 года с начала военных действий.
В настоящее время на территории республики в статусе беженцев проживает свыше 800 граждан САР, из которых 58 человек размещены в санатории «Терек» г.Нальчика (на временное проживание), а 748 человек проживают в жилых секторах населенных пунктов республики, в том числе 336 - в г.Нальчике, 45 - в н.п.Нарткала, Кахун, Ерокко, Анзорей, 46 - н.п. Крем-Константиновское и 52 - н.п. Благовещенка.
В целом, миграция указанной категории граждан носит преимущественно краткосрочный и цикличный (сезонный) характер, занятых в торгово-посреднической деятельности, строительстве и других сферах, широко использующих неквалифицированный труд, на который коренное население не претендует из-за низкой оплаты труда.
Объективно подтвержденных данных о причастности и использовании представителей некоренных народов и народностей (диаспор) в террористической деятельности, организации каналов поставок оружия и боеприпасов, перемещения боевиков с территории вооруженного конфликта в Сирии, а также провокаций конфликтов на религиозной и национальной почве, в том числе с использованием сети «Интернет», не имеется.
В реестре некоммерческих организаций Управления Минюста России по КБР содержатся сведения о 7 зарегистрированных в республике общественных объединениях, созданных по национальному признаку (национально-культурные центры, общества), представляющие интересы некоренных народов Российской Федерации и декларирующие в учредительных документах сохранение и развитие языка и культуры, национальных традиций, укрепление связей лиц своего национального происхождения.
Кроме этого, при фонде Культуры КБР действуют национально-культурные центры, являющиеся общественными объединениями без образования юридического лица и не зарегистрированные в Управлении Минюста России по КБР.
Указанные общественные структуры объединяют, в основном, представителей своих национальностей из числа коренных жителей КБР, занимаются деятельностью культурно-просветительского характера (количество активистов не превышает 60 человек), а также участвуют в различных общественных мероприятиях, проводимых республиканскими властями.
В рамках проведенных в текущем году, в том числе прокуратурой республики, проверок, нарушений порядка создания и регистрации указанных организаций, несоблюдения предъявляемых к их учредителям, членам (участникам) требований, наличия дискриминационных положений в учредительных документах и принимаемых руководящими органами решениях, случаев подмены уставных целей и задач, либо выхода за их пределы, не выявлено. Фактов осуществления деятельности по планированию, организации и совершению экстремистских правонарушений, приглашения и привлечения в этих целях к трудовой деятельности иностранных граждан, причастных к преступлениям террористической и экстремистской направленности, оказания таким лицам содействия в легализации на территории России, трудоустройстве, решении иных вопросов, не установлено.
В республике проводится целенаправленная работа по предупреждению нелегальной миграции, предотвращению проникновения в республику эмиссаров международных террористических центров и распространителей экстремистской идеологии, а также проводится проверка законности трудоиспользования иностранцев, осуществляется контроль над иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывающими в КБР. Кроме того проводится профилактическая работа по предотвращению правонарушений с их стороны и предупреждение преступных посягательств на иностранных граждан.
Так МВД по КБР совместно с Государственным комитетом КБР по занятости населения в целях недопущения ущемления прав иностранных граждан, предпринимателям, нанимающим на работу трудовых мигрантов разъясняют меры уголовной и административной ответственности за нарушения миграционного законодательства в сфере нелегального использования иностранной рабочей силы и нарушения прав граждан.
Таким образом, необходимо уделять особое внимание вопросам прогнозирования при проведении предупредительных мер по недопущению развития негативных процессов, связанных с эскалацией межнациональной напряженности между коренными народами и группами компактно проживающих представителей иных национальностей, мигрировавших с территории других стран (в том числе турок-месхетинцев, а также лиц, прибывших с территории Сирийской Арабской Республики), их возможной причастности и использования в террористической деятельности, организации каналов поставок оружия и боеприпасов, перемещения боевиков с территории вооруженного конфликта в Сирии, а также провокаций на религиозной и национальной почве.
Кроме того, регулярно проводятся беседы с преподавательским составом высших и средних специальных учебных заведениях, комендантами общежитий и вахтерами о принятии дополнительных мер по соблю-
дению иностранными студентами требований Российского законодательства, установленных правил поведения в учебных заведениях и в общежитиях.
Нормативно-правовым обеспечением противодействия экстремистским и террористическим проявлениям в миграционной сфере на территории Кабардино-Балкарской Республики является Государственная программа КБР «Взаимодействие с общественными организациями и институтами гражданского общества в КБР», утвержденная Постановлением Правительства КБР от 30.03.2016 №46-ПП далее Подпрограм-ма)[6].
Особое значение вопросам социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактики межнациональных конфликтов уделяется в формате межведомственного взаимодействия.
На состоявшемся 30.11.2017 координационном совещании руководителей правоохранительных органов Кабардино-Балкарской Республики, а также заседании межведомственной рабочей группы по противодействию терроризму, экстремизму и посягательствам на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, лиц, осуществляющих правосудие и предварительное следствие (18.09.2017) обсуждены вопросы эффективности укрепления гражданского единства, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, рационального использования духовно-нравственного и патриотического потенциала религий. Сформулирована однозначная позиция, что без должного разрешения задач профилактики на всех существующих уровнях, искоренить либо серьезно снизить имеющиеся угрозы не удастся.
Проанализированы реализация мероприятий республиканских программ в сфере межнациональных отношений, состояние законности в сфере противодействия террористической деятельности и эскалации межнациональной напряженности, установление каналов поставок оружия и боеприпасов, перемещения боевиков, в том числе мигрантов с территории вооруженного конфликта в Сирии, а также провокации конфликтов на религиозной и национальной почве, эффективность работы в учреждениях УФСИН.
Реализацией указанного механизма обеспечивается взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления, прокуратуры и иных субъектов.
Следственные органы и оперативные подразделения ориентированы на необходимость первоочередного пресечения противоправной деятельности конкретных лиц (групп лиц) и ограничения доступа к информационному материалу (источнику) в сети Интерент, выявления и привлечения к ответственности непосредственных идеологов и распространителей, актуальных для республики и вопросам обеспечения ее безопасности.
Указом Главы КБР от 19.05.2016г. №55-УГ «Об общественном совете при Главе КБР по вопросам духовно-нравственного воспитания»[7], из представителей общественных объединений, религиозных организаций, молодежных движений, научных, образовательных, спортивных организаций, бизнес-сообщества сформирован Совет, призванный содействовать сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных и патриотических ценностей, воспитанию высоких моральных качеств у детей и молодежи, приобщению их к культурным ценностям.
В целях консолидации усилий по решению вопросов миграционной политики, содействия гармонизации межнациональных отношений на территории республики функционирует Ситуационный Центр МВД России по КБР по мониторингу за состоянием дел в социальных сферах и сфере миграции.
Рабочая группа Ситуационного центра осуществляет постоянный анализ состояния миграционной ситуации на рынке труда, учет высвобождаемой иностранной рабочей силы и результатов совместных профилактических мероприятий. Как следствие, в республике не зарегистрировано протестных акций со стороны мигрантов, криминогенная обстановка в этой части остается контролируемой.
В целях религиозного просвещения, на постоянной основе функционирует официальный сайт Духовного управления мусульман КБР, разделы которого освещают деятельность ДУМ КБР по профилактике асоциальных проявлений в обществе, снижению уровня радикализма.
Использование в работе сайта миротворческого потенциала религии, способствует распространению идей духовного единства, формированию толерантно ориентированных поведенческих стереотипов, поддержанию межконфессионального и межнационального согласия в республике, идеологическому противодействию религиозному экстремизму.
Следует отметить, что исполнение запланированных мероприятий позволило повысить эффективность социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактики межнациональных конфликтов, снизить последствия распространения идеологии терроризма и экстремизма.
Список литературы:
1. Андрюшенков В.А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Омская академия МВД РФ 2016г.
2. Колчевский И.Б. К вопросу о месте миграционных процессов в факторном комплексе социальной напряженности и преступности в Российской Федерации. Актуальные проблемы миграции [Текст]: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А.В. Куракина; сост. А.Н. Бадальянц. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2017. - 84 с.
3. Дорощенок И.Л. О противодействии незаконной миграции и торговле людьми в Республике Беларусь в 2014 году и за истекший период 2015 года. Актуальные проблемы миграции [Текст]: материалы межведомственной научно-практической конференции / сост. Л.В. Иванова, Е.В. Дрёмова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2016. - 92 с.
4. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Взаимодействие с общественными организациями и институтами гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике" от 30 марта 2016 года N 46-ПП».
5. Указ Главы КБР от 19.05.2016г. №55-УГ «Об общественном совете при Главе КБР по вопросам духовно-нравственного воспитания».
6. Шхагапсоев З.Л., Голяндин Н.П. Криминологический анализ современного состояния организованной преступности в Северо-Кавказском федеральном округе. В сборнике: стратегии противодействия вызовам преступности в России на современном этапе мате-
риалы XIX Международной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. 2016. С. 3-9.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,52%
Рецензия
на статью старшего преподавателя кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидата юридических наук, подполковника полиции Шериева Альберда Ма-лилевича «Профилактика преступлений и правонарушений в миграционной сфере (на примере Кабардино-Балкарской Республики)».
Профилактика правонарушений в общем смысле означает предохранение людей, общества, государства от преступных посягательств путем реализации сложного комплекса разнообразных мер упреждающего воздействия. Цели предупреждения предопределены главными целями борьбы с преступностью, которыми в современных условиях являются стабилизация, сдерживание и возможное последующее сокращение преступности, снижение уровня ее общественной опасности.
Рецензируемая работа А.М. Шериева посвящена весьма актуальной теме, научная и практическая значимость которой предопределяется новыми для Российской Федерации вызовами. Правонарушения представляют существенную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, поэтому вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеют комплексный, многогранный характер и непосредственно связаны с необходимостью защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Вопрос незаконной миграции является крайне актуальным, особенно с учетом произошедших в последние несколько лет событий геополитического масштаба.
Автор в статье анализирует деятельность субъектов профилактики по предупреждению нелегальной миграции, предотвращению проникновения в республику эмиссаров международных террористических центров и распространителей экстремистской идеологии, а также проверки законности трудоиспользования иностранцев, осуществлении контроля над иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывающими в КБР.
Проведенный анализ, конечно же, не отражает всю полноту форм и методов работы по предупреждению преступлений и правонарушений в миграционной сфере. Вместе с тем, автор, анализирует в целом объем проводимых мероприятий, с учетом проблем и недостатков.
Автор в конце исследования в целях совершенствования системы профилактики преступлений и правонарушений в миграционной сфере приводит определенные меры по улучшению профилактической работы в исследуемой сфере.
Статья А.М. Шериева «Профилактика преступлений и правонарушений в миграционной сфере (на примере Кабардино-Балкарской Республики)» рекомендуется для опубликования.
Начальник кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции М.М.Ардавов