ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В. А. КАБАЧКОВ, В.А. КУРЕНЦОВ,
ВНИИФК
Аннотация
В работе рассматриваются проблема наркомании и подростковой преступности, факторы, способствующие формированию нарко-и токсикозависимости у несовершеннолетних. Приводятся наиболее эффективные методики, позволяющие вгыявитъ детей и подростков, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ, а также резулътаты проведенных
исследований.
Abstract
In this work the problem of drug dependency and teenager criminality factors promoting formation drug and toxic dependence at the minor is considered. The most effective techniques allowing to reveal potentially dependent children and the teenagers, are given.
Ключевые слова: психоактивные вещества, наркомания, преступность, профилактика.
В сложившейся ситуации, когда количество лиц, употребляющих психоактивные вещества, увеличилось более чем в 3 раза, приоритетным направлением борьбы с наркоманией является создание системы, ориентированной не на последствия приема психоактивных веществ (ПАВ), а на раннее выявление лиц, предрасположенных к их употреблению [2].
Именно путь, ведущий к раннему выявлению детей и подростков, предрасположенных к употреблению наркотических веществ, позволит применить разнообразные средства и методы по коррекции, и тем самым предотвратить развитие наркозависимости [9]. Совершенно очевидно, что методы раннего обнаружения нарко- и токси-козависимости должны быть прежде всего применены при обследовании подрастающего поколения.
В течение 2002-2004 гг. на базе физкультурно-спортивных центров городов Вольск, Астрахань, Ярославль, в рамках Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками» были изучены основные факторы, способствующие формированию нарко- и токсикозависимости среди детей и подростков различных возрастных групп (11-12; 13-14 и 15-16 лет).
В исследованиях приняли участие две группы подростков - социально-адаптированные (благополучные) и социально-дезадаптированные (группа риска), но не замеченные в употреблении психоактивных веществ.
Результаты социологических исследований
1. Состав семьи, ее материальное положение, жилищные условия, образовательный статус родителей не являются основополагающими факторами формирования зависимости детей и подростков от психоактивных веществ. Установлено, что факторами приобщения учащихся к употреблению психоактивных веществ, являются особенности семейного воспитания, взаимоотношения в семье, отсутствие контроля родителей за поведением и учебной деятельностью детей.
2. Во всех семьях по мере взросления детей:
- увеличивается количество конфликтов между родителями и детьми с 15,7% в 11-12-летнем возрасте до 33,8 и 28,6% в 13-14 и 15-16 лет;
- снижается контроль родителей за поведением и учебной деятельностью на 21,1% к 13-14 годам и на 46,7% к 16-летнему возрасту;
- ухудшается успеваемость по общеобразовательным предметам и, как правило, увеличивается количество подростков с равнодушным, а порой и негативным отношением к учебе с 35,3% в 11-12 лет до 53,6 и 69,7% в старшем возрасте;
- с 13-14-летнего возраста происходит переориентация потребностей и интересов, к 15-16 годам снижается (на 12,3%) интерес к социально значимым видам деятельности и увеличивается их однонаправленность на 18,2%; начиная с 12-летнего возраста отмечается приобщение детей к курению (2,6%) и употреблению алкогольных напитков (6,5%), к 16-летнему возрасту их число возрастает и составляет 20,2 и 36,1%.
3. Наиболее опасный возраст приобщения детей к употреблению психоактивных веществ отмечается в городах: Астрахани - 11-12 лет (10,3%), Вольске и Туле -13-14 лет (25,0 и 10,0%), Ярославле - 15-16 лет (16,7).
Рассматривая возрастную динамику употребления ПАВ по данным анкетирования, в котором приняли участие 722 человека, можно сделать следующее заключение:
- наблюдается постоянный рост количества, употребляющих ПАВ в период от 10 до 17 лет;
- резко помолодел возраст начала приобщения к употреблению ПАВ - первое знакомство с наркотическими веществами приходится на 9-10 лет;
- существенный рост начала употребления ПАВ отмечается в 13-14-летнем возрасте, а пиковые показатели зарегистрированы в возрасте от 15 до 17 лет;
- после 17 лет наблюдается существенное снижение процента употребляющих ПАВ.
Результаты тестирования физического состояния подростков различных возрастных групп не позволили выявить ярко выраженных различий в уровне физического развития двух групп испытуемых. Существенные различия наблюдались лишь в некоторых показателях двигательной подготовленности. В частности, социально-дезадаптированные подростки показали достоверно ниже результаты в видах испытаний, требующих проявления быстроты (бег 30 м), координационных способностей (5 х 10 м) и способностях к дифференцировке мышечных усилий. Эти различия наиболее существенны в 13-14 и 15-16 лет.
Исследование психофизиологических особенностей проводилось с помощью теппинг-теста, позволяющего изучить силу нервной системы, ее подвижность, уравновешенность [9].
Анализ возрастной динамики суммарного показателя всех серий (рис. 1) показал следующее. В группе благополучных учащихся данный показатель достоверно (р < 0,01) улучшается в каждой возрастной группе и максимального уровня достигает в 16 лет. У подростков второй группы
Правая рука
возраст
+— благополучные - группа риска
Левая рука
возраст
+— благополучные --.д.-. группа риска
Рис. 1. Возрастная динамика суммарного показателя теппинг-теста у испыгтуемыгх различныгх возрастныгх групп
суммарный показатель всех серий достоверно повышается (р < 0,01) к 13-14-летнему возрасту с последующим существенным ухудшением (р < 0,01) к 15-16 годам. Существенные различия между испытуемыми первой и второй групп в пользу благополучных выявлены только в группе 13-14- и 15-16-летних подростков.
Изучение особенностей функционирования психомоторных свойств личности двух групп испытуемых показало следующее (рис. 2). В показателях силы мышц левой и правой руки достоверных различий во всех возрастных группах выявлено не было (р > 0,05). Однако величина ошибки при воспроизведении усилия, равного 50% от максимального показателя без зрительного контроля, у 58,9% испытуемых группы риска в среднем достоверно выше (р < 0,01), чем у благополучных. Это свидетельствует о том, что у юношей первой группы способность к дифференцированию усилий находится на более высоком уровне. Данная тенденция характерна для учащихся всех возрастных групп.
Аналогичные данные получены и в показателях прыжка в длину с места, выполняемого испытуемыми в стандартных и усложненных условиях, а также в челночном беге 5 х 10 м.
Таким образом, проведенные исследования позволили выявить значительные отклонения в состоянии психомоторных качеств и психофизиологических свойств высшей нервной деятельности детей, подростков и молодежи группы социального риска. Установлены значительные отклонения в проявлении дифференцировки мышечных усилий и тестах, характеризующих двигательную координацию, социально-дезадаптированные учащиеся показали достоверно хуже результаты, чем их благополучные сверстники. Эта закономерность отмечается уже в возрастной группе 13-14-летних, а наиболее существенные различия выявлены в 15-16 лет.
Диагностика психофизических факторов зависимости от психоактивных веществ испытуемых различных возрастных групп проводилась с использованием компьютерной программы [8].
Изучались следующие показатели: тревожность и ее виды (общая, школьная, самооценочная и межличностная); самооценка личности и структура темперамента.
Изучение различных видов тревожности (рис. 3) свидетельствует о том, что показатели общей тревожности у благополучных подростков с возрастом практически не изменяются - несущественно снижаются к 13-14 годам и повышаются достоверно (р < 0,05) к 15-16-летнему возрасту.
В среднем у 57% испытуемых данный показатель находится в пределах нормы. Несколько иная картина отмечается в группе риска. Психическая напряженность отмечается уже в 11-12-летнем возрасте. Поименная оценка результатов тестирования младших школьников показала, что у 45 и 25% испытуемых зарегистрирован повышенный и высокий уровень общей тревожности и чрезмерное спокойствие выявлено у 30%.
Челночный бег 5 х 10 м
си
о.
со
18,5-
18-
17,5-
17-
16,5-
16-
15,5-
15-
14,5-
14-
13,5-
13
12,5-
12-
12
11
аз 10
ю 9
3 8
о о; 7
к і 6
с[ 0 5
о. О 4
3
2
1
0
ю
3
о
о;
7-
6-
6,5-
5-
5'
4,5"
4'
3,5
3.
Э
О 2,5. 2. 1,51 0-
I
£Д7,9
і ►46,8 Л с с
і 5ДЬ,0
><15,8 1 Ь-15,6-
► 14,4
возраст
-♦— благополучные —-д--- группа риска
Прыжок в длину с места в стандартных и усложненных условиях
.Л 11,5
1 >'9,6
''
) ( с н
Л 0,1
к. ' ►з
2,2
1.5
возраст
-♦— благополучные —-д--- группа риска
Дифференцировка мышечных усилий
г6
) V
^ 3,7
к.
о 5 ^2,4
возраст
— благополучные —-д--- группа риска
Рис. 2. Возрастная динамика психомоторных качеств испытуемых группы риска и благополучных учащихся
Общая
Самооценочная
50-
40-
I 30-
аз
Ш
20
10
11-12
40 \ - - і 1 44 1 Л О
) \ 4о
І. Л ► 32
28 ^26
15-16
13-14 возраст
— благополучные —д—- группа риска
20-
19-
18-
17-
16-
15-
14-
13-
ш 1211 1098765-
И6
12,8
г
9,8
1 А “ ► 9,7
►* 7,9
и= 6
возраст
— благополучные ---д--- группа риска
Школьная
с;
с;
03
0
.0
1
о.
03
>
о
20-
19-
18-
17-
16-
15-
14-
13-
12-
11
10-
9-
8-
7-
6-
5-
возраст — благополучные ---Д-
; 17
15,5 Г'/
/
ґ13
7
11
у ^
10 9,5
группа риска
Рис. 3. Динамика возрастных изменений показателей различных видов тревожности у испытуемых группы риска и благополучных учащихся
По шкале школьная и самооценочная тревожность достоверных различий в группах 11-12-летних учащихся выявлено не было (р > 0,05). Но у подростков группы риска эти показатели выше в среднем на 4,8 и 0,6 балла. Это свидетельствует о том, что ситуации, связанные со школой, общением с преподавателями, вызывают у подростков группы риска повышенную тревожность, неуверенность, по сравнению с их благополучными сверстниками.
К 13-14 годам в среднем у 53,6% социально-дезадаптированных подростков изучаемые показатели ухудшились. Достоверно повысился уровень школьной тревожности (р < 0,05) и несущественно повысился уровень самооценочной. Последующее тестирование испытуемых свидетельствует о том, что школьная тревожность к 15-16 годам снижается несущественно (р > 0,05), однако у большей части подростков остается на достаточно высоком уровне. В группе благополучных учащихся данные показатели с возрастом изменяются несущественно (р > 0,05).
Что касается межличностной тревожности, наиболее существенные различия выявлены между группами испытуемых 11-12 и 13-14 лет. К 15-16 годам показатели этого вида тревожности ухудшаются в группе риска, но эти изменения несущественны при 5% уровне значимости.
Возрастная динамика межличностной тревожности свидетельствует о том, что подростки, склонные к употреблению психоактивных веществ, испытывают трудности межличностного общения, что связано с конфликтностью самооценки, наличием противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе, о психической неустойчивости в отношениях со сверстниками. Наиболее существенное проявление этих особенностей выявлено в 13-14-летнем возрасте.
Изучение самооценки испытуемых проводилось с помощью авторской методики сотрудников психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Как показали результаты тестирования, на всех этапах возрастного развития среднестатистический показатель самооценки личности
в группе благополучных подростков достоверно выше, чем у их сверстников, относящихся к группе риска (< 0,01). При существенном повышении уровня общей тревожности у испытуемых группы риска к 13-14 годам достоверно снижается и самооценка личности (рис. 4).
Так, если в 11-12-летнем возрасте низкий показатель самооценки зарегистрирован в среднем у 35,4% испытуемых, то к 13-14 годам число подростков с низким показателем возросло до 48,3%. К 15-16 годам отмечается незначительное снижение уровня общей тревожности, однако число юношей с низкой самооценкой личности осталось на прежнем уровне.
Поименная количественная оценка результатов тестирования испытуемых показала, что средний показатель в группе благополучных учащихся составляет свыше 4 баллов, а в группе риска 3,3 балла в 11-12 лет и 2,9 балла в 13-14- и 15-16-летнем возрасте.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить значительные отклонения в психоэмоциональном состоянии подростков группы риска, по сравнению с социально-адаптированными учащимися:
- психическая напряженность уже отмечается в младшем школьном возрасте; основным источником тревоги для большинства социально-дезадаптированных подростков является ситуация, связанная со школой, общением с преподавателями и межличностные отношения со сверстниками;
- показатели тревожности (общей, школьной и межличностной) к 13-14 годам достоверно повышаются, а в 15-16 лет практически остаются на этом же уровне; повышение тревожности с существенным снижением в среднем у 48,3% испытуемых самооценки личности по-
110
100
90-
5 80-
Ш
70-
60-
50-
.105
^ 99
1 бэ"""- """3! ^ 61,9 ^ 61,2
11-12
15-16
13-14 возраст
— благополучные ---д--- группа риска
Рис. 4. Возрастная динамика самооценки личности у испытуемых группы риска и благополучных учащихся
рождает у значительной части подростков группы риска неуверенность в себе, трудности межличностного общения, психическую неустойчивость в общении с преподавателями и сверстниками.
Согласно имеющимся данным (Родионов А.В., 2003; Данилин А., Данилина И., 2001; и др.), подростки, которые болезненно реагируют на неудачи, возникающие проблемы, подверженные резким переменам настроения, тревожны и крайне чувствительны и могут при определенных условиях приобщиться к употреблению психоактивных веществ. Изучение особенностей этих проявлений осуществлялось с помощью опросника структуры темперамента (тест Русалова).
Установлено, что показатели, характеризующие общую активность (предметная и социальная эргичность, пластичность и социальная пластичность), эмоциональное состояние (эмоциональность, социальная эмоциональность), у социально-дезадаптированных подростков достоверно хуже, чем у их благополучных сверстников. Эти особенности темперамента проявляются в пассивности, в нежелании умственного напряжения, низкой вовлеченности в процесс деятельности, замкнутости, низкой потребности к вступлению в социальные контакты. Низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, ощущение неуверенности и тревоги, высокое беспокойство по поводу учебы, высокая чувствительность к неудачам - эти психологические особенности эмоционального состояния зарегистрированы в среднем у 42,5% подростков группы социального риска. Эти особенности темперамента уже проявляются в младшем возрасте, а наиболее существенные различия отмечаются в 13-14 и 15-16 лет.
Подводя итог проведенным исследованиям следует отметить, что к наиболее информативным тестам диагностики предрасположенности детей, подростков и молодежи к употреблению ПАВ следует отнести: теппинг-тест (состояние нервной системы); тест Кондыша (оценка различных видов тревожности), тест Русалова (оценка структуры темперамента); динамометрию (дифференцирование мышечных усилий); челночный бег 5 х 10 м (координация); прыжок в длину с места (в стандартных и усложненных условиях).
Учебно-воспитательный процесс с профилактической направленности с использованием средств и методов физической культуры и спорта необходимо начинать на ранних этапах формирования личностной предрасположенности к употреблению психоактивных веществ в 10-11 лет. В старшем возрасте эти отклонения стабилизируются и потребуют гораздо больших усилий по их коррекции.
На основании полученных результатов разработаны методические рекомендации «Диагностика личностной предрасположенности подростков к зависимости от психоактивных веществ» и методическое пособие «Профилактика наркомании среди несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта».
Литература
1. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. - М.: Центрполиграф, 2001. - 348 с.
2. Жуков М.Н., Кабачков В.А., Куренцов В.А. Социально-педагогические основы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних средствами ФК и спорта // В сб.: Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи. - М., 2000. -С. 92-101.
3. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985. - 415 с.
4. Личко А.Е., Битенскии В.С. Подростковая наркология. - Л.: Медицина, 1991.- 286 с.
5. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.
6. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. - 1988. -№ 3. - С. 93-94.
7. Методики психодиагностики в спорте // Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1980. -
С. 254.
8. Родионов A.B., Родионов В.А. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними. - М., 2003.- С. 167.
9. Родионов A.B., Родионов В.А. Применение компьютерной программы психодиагностики зависимости от психоактивных веществ. - М.: ВНИИФК, 2003. - 16 с.