УДК 371.15
ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОГЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2013
Н.В. Ванюхина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология» А.И. Скоробогатова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Педагогическая психология и педагогика»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В статье рассмотрен конфликт интересов педагогов как фактор, способствующий возникновению коррупциогенного поведения в сфере образования. Было выявлено разграничение населением и педагогами понятий «подарок» и «коррупция» («взятка»), обнаружены их разграничительные признаки.
Ключевые слова: конфликт интересов педагогов, коррупция в образовании, распространенность коррупции в образовании, педагоги о коррупции в образовании.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
По данным опроса ВЦИОМ за 2013 г. [3], россияне признают, что коррупция в российском обществе сильно распространена. Около 80% граждан России сталкивались с теми или иными проявлениями коррупции. Несмотря на укоренившиеся предствавления о сфере образования, как области значительного распространения коррупции, в 2013 году на коррупцию в сфере образования указали только 13% опрошенных. Однако это может быть связано с тем, что понятие коррупции довольно расплывчато. В особенности данное утверждение касается субъектов образовательного процесса, которые оказываются связаны не только профессиональными, но достаточно тесными личными отношениями.
Попыткой законодательного регулирования профессиональных и личных отношений, связывающих учителя с учеником и его родителями, является введение в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статьи 2 о конфликте интересов, под которым понимается «ситуация, при которой у последнего при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» [4]. Однако данную попытку нельзя считать окончательным решением вопроса о профилактике коррупциогенного поведения в образовании, так как в учебном и воспитательном процессе может возникнуть конфликт интересов без других признаков коррупции и наоборот. Такого рода неопределенность порождает значительные трудности в определении коррупционной составляющей при анализе конкретной ситуации, как для самих педагогов, так и для администрации учебного заведения и контролирующих органов. Исходя из этого, при оценке конфликта интересов как фактора детерминанты коррупционного поведения в сфере образования необходимо уточнить данное понятие.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Современные исследователи проблемы коррупции, такие как В.П.Епихин [2], Кабанов П.А. [6], Бикеев И.И. [1] и др. отмечают, что в большинстве регионов России, в том числе и в Республике Татарстан, сложно обстоят дела с вовлечением населения и институтов гражданского общества в антикоррупционную политику. Особенно актуальна эта проблема в сфере образования.
Формирование целей статьи (постановка задания). С целью прояснения проблемы распространенности коррупции в сфере образования и разграничения коррупционного и некоррупционного поведения педагогов
был проведено анкетирование учителей средних школ одного из районов Республики Татарстан. В анкетировании приняло участие 65 человек. Из них 62 человека - женщины, четверо - мужчины (что соответствует традиционному соотношению полов в педагогическом коллективе). Средний возраст опрошенных - 35-50 лет, стаж работы в образовательном учреждении - 18-28 лет.
Результаты данного исследования можно сравнить с исследованием представления о коррупции, проведенного на группе населения без спецификации профессии респондентов [5].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
При ответе на вопрос: «Сталкивались ли вы с проявление коррупции в обыденной жизни?» большинство педагогов (95,5%) ответили положительно. При этом педагоги считают, что больше всего коррупция свойственна сферам государственной власти и медицине. Большинство респондентов указали, что сталкивались со взятками в размере от одной до пяти тысяч рублей. Только 6% респондентов указали суммы более пяти тысяч рублей, и 3% — более 50 тысяч рублей.
В сфере образования намного меньшее число респондентов (около 50%) сталкивалось с коррупцией. Необходимо подчеркнуть, что данный опрос показал разные подходы педагогов к определению понятия коррупции. Большая часть опрошенных (98%) считает, что коррупцией следует признавать только передачу денежного вознаграждения. Примерно половина также признает признаком коррупции дорогие подарки. Услуги и протекцию назвали коррупцией только 7,8% педагогов. В выборке людей, не принадлежащих к сфере образования, были получены похожие ответы. Основными проявлениями коррупции считается «блат», взятка, использование должностного положения в личных целях и корыстных интересах, предоставление льготных кредитов и заказов, подарки должностным лицам.
Показательно, что на вопрос: «В процессе работы в системе образования Вам предлагали подарок или Вы сами предлагали подарок?» только 64,6% педагога дали ответ; остальные пропустили данный пункт (хотя анкета была анонимной). Из тех, кто ответил на вопрос, большая часть пояснила, что они получали подарки, которые вряд ли можно считать коррупционными, так как, в основном, это были цветы и небольшие (в денежном отношении) сувениры, часто сделанные своими руками. Причем данные подарки делаются без просьб или намеков со стороны учителя бывают приурочены к общественным праздникам (День учителя, Новый год и др.) и личным датам (День рождения).
Признаками взятки большая часть опрошенных педагогов (73,8%) называют деньги и наличие личной выгоды. Некоторые респонденты указали даже приблизительную стоимость, при которой подарок перестает быть выражением внимания, и становится взяткой — 500 рублей. Для других респондентов границей, отделяющей взятку от выражения благодарности и внимания, становится способ изготовления: сделано или нет своими
руками. Поделки детей и родителей считаются желанными, так как «ребенок делает ее с душой, желанием» и с мыслями «учительница меня похвалит». Также, по мнению 46% опрошенных, цветы «из своего огорода», несомненно, не могут считаться взяткой.
Люди, не принадлежащие к сфере образования, в данном вопросе склонны согласиться с педагогами. Цветы, коробка конфет и спиртное рассматриваются как взятка только подростками. Начиная с юношеского возраста, взяткой считается бытовая техника, автомобиль, недвижимость и однозначно деньги.
Следует отметить, что некоторые респонденты, не относящиеся к сфере образования, считают коррупцию приемлемой и даже удобной («бороться с бюрократией можно только взяткой или связями»). В сфере образования подарки также стали выполнять дополнительные функции, превратившись в определенный социально значимый ритуал, когда важным становится не только сам факт получения сувенира или цветов, но и своевременность, материальная стоимость, символическая значимость. Так, крем от целлюлита, хотя и является более дорогим подарком, чем, к примеру, коробка конфет, но вызывает только негативные эмоции и воспринимается как оскорбление. В подобной ситуации подарок перестает быть только личностно значимым и проходить на уровне коммуникации двух субъектов — дающего и берущего. Подарки начинают рассматриваться и оцениваться другими учителями и влияют на неформальный статус педагога в коллективе. В то же время в ситуации, когда родительский комитет решает подарить всем учителям одинаковые символические подарки с целью уравнения всех педагогов, учителя также чувствуют неловкость (вроде и подарок есть, но вот куда девать пятую корзиночку для хлеба). В качестве подобных подарков были упомянуты шоколадки, коробки конфет, корзинки для хлеба, небольшие мягкие игрушки, вазочки для конфет, носовые платки и т.п.
Также неоднозначное отношение опрошенные показали к репетиторству. Репетиторство является наиболее очевидным примером, когда в деятельности педагогического работника может возникать конфликт интересов. Подготовка к ЕГЭ и ГИА, «подтягивание» отстающих, по сути, является одним из видов профессиональной деятельности педагога. Кроме того, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ст. 47 указано, что «в рабочее время педагогического работника включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися» [3]. Таким образом, индивидуальная работа с обучающимися уже входит в основную деятельность педагога, и оплачиваться отдельно не должна. Практика же показывает, что на определенных этапах педагогического процесса обучающемуся могут потребоваться дополнительные занятия и родители готовы эти занятия оплачивать. В данном случае нельзя считать приемлемым выходом обращение к учителям соседней школы или индивидуальным предпринимателям, так они не знают всех возможностей и затруднений ученика. Проведение подобной педагогической диагностики требует дополнительных материальных средств, а также может привести к росту текущих педагогических трудностей у ученика.
Еще более важным и запутанным является вопрос о дополнительных занятиях с интеллектуально одаренными детьми. Строго говоря, в обязанности учителя не входит проведение систематических занятий сверх
установленной образовательной программы. Возможно, в этой ситуации следует возложить на учителя обязанности по дополнительному обучению интеллектуально одаренных детей и ввести систематическую доплату за постоянные дополнительные уроки. В противоположном случае альтернативы оплачиваемому родителями репетиторству нет.
Если учитель занимается репетиторством за оплату родителей, остается актуальным вопрос о способах доказательства этого факта, а также о том, кто заинтересован в подобных расследованиях. Администрация учебного заведения не заинтересована в выявлении репетиторов, так как повышается уровень успеваемости учеников, показатели участия в научных конкурсах и предметных олимпиадах. Родителям учеников может потребоваться доказательство предоставления дополнительных оплачиваемых образовательных услуг только тогда, когда они навязываются учителем. Причем, если учитель настойчиво рекомендуют родителям водить ребенка к определенному репетитору, то в данном случае конфликта интересов формально нет, однако признаки коррупционного поведения наличествуют. В том случает, если приглашение репетитора является добровольным решением родителей, то, несомненно, они не заинтересованы в каких-либо расследованиях.
Возможны и иные ситуации возникновения конфликта интересов в сфере образования: например, участие педагогических работников в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся; принятие участия в распределении различных льгот, поездок, стажировок и иных бонусов для обучающихся; вступление педагогического работника в отношения гражданско-правового характера (приобретение товаров, получение услуг и др.) с самими обучающимися или их родителями и др.
Большая часть опрошенных, в целом соглашается с требованиями данной статьи о недопустимости конфликта интересов и способах его преодоления. Но при этом респонденты считают, что в школе вообще не следует искать коррупционную составляющую. Педагоги обосновывают такую точку зрения тем, что «и так нет средств к существованию школы», «если педагог морально устойчив — то никакие законы не нужны, а если нет — то никакими законами его не остановишь». В качестве профилактики опрошенные предлагают увольнение педагогических работников, уличенных в коррупции, «по статье», полный «запрет на ведение платных услуг в учреждении, в котором работает педагог», «никогда ничего не брать от учеников и их родителей», «отмена ЕГЭ и ГИА», «повышение зарплаты педагога настолько, чтобы не было личной заинтересованности» и др.
Закон «Об образовании в РФ» показывает пока один способ — работа комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. На данный момент никто из респондентов с такой комиссией не сталкивался и о возможности ее создания узнали впервые, хотя признают, что в школе существуют и другие органы, которые берут на себя функции урегулирования споров: педагогический совет, совет старшеклассников, родительский комитет.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, нами было выявлено, что педагоги в недостаточной степени знакомы с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Также было выявлено, что учителя строго разграничивают понятия «подарок» и «коррупция» («взятка»), предлагая при этом собственные разграничительные признаки, что совпадает с мнением людей, не принадлежащих к сфере образования. Педагоги убеждены, что в педагогическом процессе неизбежны проявления личной привязанности, выражение внимания, которые нельзя считать коррупционными. Учителя в целом
соглашаются, что конфликт интересов недопустим в образовательном учреждении. Однако, предлагают более четко описать иллюстрирующие его ситуации, так как считают данное понятие размытым и неясным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бикеев, И. И. Коррупциогенность и коррупцио-генные сферы в современном российском обществе // Следователь. - 2009. - №2(130). - С. 15-17 .
2. Епихин, В. П. Устранение конфликта интересов как форма борьбы с коррупцией /В. П. Епихин. //Вестник Волгоградского государственного университета: Серия «Юриспруденция». - 2012. - № 1. - С. 211 - 213
3. Коррупция в России: мониторинг [Электронный
ресурс] // ВЦИОМ. - Пресс-выпуск №2437. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114572
4. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета - Федеральный выпуск. - 31.12.2012. - №5976. -С.2
5. Ванюхина, Н.В. Социально-психологические основы коррупции / Н.В.Ванюхина, О.В.Григорьева, А.М.Шевцов // Актуальные вопросы экономики и права. - 2010. - №4(16). - С.16-27
6. Кабанов, П.А. Институционализация антикоррупционной политики в субъектах Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. - № 4(16). - С. 64-73.
PREVENTION OF CORRUPTION IN EDUCATION
© 2013
N. V. Vanyukhina, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the chair
«Developmental psychology and psychophysiology» A.I. Skorobogatova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair
«Educational Psychology and Pedagogy» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The article describes the conflict of interests of teachers as a factor of corruption in education. There was revealed distinction between concepts "gift" and "corruption" ("bribe") that is drawn by both general population and teachers; there were found their demarcation signs.
Keywords: conflict of interests of teachers, corruption in education, occurrence of corruption in education, teachers about corruption in education.
УДК 159.9
ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПСИХОЛОГОВ - СТРАТЕГИЯ БИЗНЕС-УСПЕХА
© 2013
О.В. Григорьева, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Психология развития и психофизиология» Н.Г. Климанова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Психология труда и предпринимательства» Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Различные исследования, проводимые кадровыми агентствами, фиксируют постоянное увеличение спроса со стороны современного бизнеса на квалифицированный персонал - современному бизнесу нужны высококлассные специалисты, способные приступить к работе непосредственно после окончания ВУЗа. В статье рассматривается вопрос, как сделать систему подготовки организационных психологов более эффективной, отвечающей требованиям современного бизнеса.
Ключевые слова: организационный психолог, организационная психология, кадровое агентство, рекрутмент, бизнес, эффективность, рынок труда, карьера, персонал-ассесмент, оргдиагностика, образовательные услуги. Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ-
ными научными и практическими задачами. ВУЗ, являясь в основном производителем образовательных услуг и осуществляя на их основе подготовку специалистов, действует одновременно на двух взаимосвязанных рынках - рынке образовательных услуг и рынке труда.
Сегодня бизнес предъявляет спрос на подготовку высококлассных специалистов, способных приступить к работе непосредственно после ВУЗа. Однако выпускники учебных заведений далеко не всегда отвечают требованиям работодателей и большинство работодателей вынуждено создавать механизмы переучивания специалистов, их «доводки» и «подгонки» в соответствии с требованиями конкретной компании или отрасли. Сегодня Вузам необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как сделать систему подготовки специалистов эффективной, отвечающей требованиям современного бизнеса?
- Как решить проблему качества подготовки выпускников?
- Как наладить взаимосвязь власти, образовательных учреждений, бизнеса и сделать их партнерами в образовательных программах?
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Качественная подготовка психологов, несомненно, необходима: для
предприятий и организаций важно получение «готовых» высококвалифицированных специалистов для своих организаций [1, 2, 3]. Довольно интенсивно развивающееся в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом направление - организационная психология [4]. Много говорится о необходимости повышения психологической грамотности сотрудников организация [1, 3, 5], но мало в каких источниках оговаривается связь между наличием «своего» специалиста-психолога с успехом организации на рынке. В доступной литературе мы не столкнулись с тем насколько значимы специалисты-ор-ганизационные психологи для достижения бизнес-успеха. И, тем более, не прослеживается анализ взаимосвязи качества подготовки специалистов в данной области для современного бизнеса.
Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с актуальностью проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов для сферы бизнеса и недостаточным освещением данного аспекта в литературе, мы поставили задачу изучить вопросы подготовки организационных психологов в вузе как одну из стратегий бизнес-успеха.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Так как цикл подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах по существующим учебным программам длителен и приводит к тому, что количественно и качественно структура подготовки «новых» специ-