Научная статья на тему 'Профилактика коррупции в сфере высшего образования'

Профилактика коррупции в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1584
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЙ ОБОРОТ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / МОНИТОРИНГ / INSTRUCTION SUPéRIEURE / HIGHER EDUCATION / CORRUPTION / CORRUPTION TURNOVER / PROPHYLACTICS / COUNTERACTION / MONITORING / ROULEMENT DE CORRUPTION / PROPHYLAXIE / CONTREACTION / HOCHSCHULBILDUNG / KORRUPTION / KORRUPTIONSUMLAUF / VORBEUGUNG / WIDERSTAND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибков М. А.

Коррупционный оборот в России составляет около 50% валового внутреннего продукта. Образование является одним из видов деятельности, особо подверженных коррупции. Наиболее коррупционно опасными сферами деятельности в вузах являются поступление в ВУЗ и сдача экзамена/зачета. В контексте профилактики коррупции в сфере высшего образования, большое значение играет мониторинг. Показана практика антикоррупционной работы в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грибков М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILACTICS OF CORRUPTION IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION

Corruption turnover in Russia makes at present about 50% of Gross Internal Product. Higher education is one of most corruption prone activity fields. Spheres of higher education most subject to corruption are entry to higher schools and passing exams/tests. In the context of anticorruption measures, monitoring is of special importance. Anticorruption practice in Russian Plekhanov University of Economics is discussed.

Текст научной работы на тему «Профилактика коррупции в сфере высшего образования»

с

ИННОВАЦИИ

ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROFILACTKS OF CORRUPTION IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION

М. А. Грибков,

ассистент

Коррупционный оборот в России составляет около 50% валового внутреннего продукта. Образование является одним из видов деятельности, особо подверженных коррупции. Наиболее коррупционно опасными сферами деятельности в вузах являются поступление в ВУЗ и сдача экзамена/зачета. В контексте профилактики коррупции в сфере высшего образования, большое значение играет мониторинг. Показана практика антикоррупционной работы в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова. Corruption turnover in Russia makes at present about 50% of Gross Internal Product. Higher education is one of most corruption prone activity fields. Spheres of higher education most subject to corruption are entry to higher schools and passing exams/tests. In the context of anticorruption measures, monitoring is of special importance. Anticorruption practice in Russian Plekhanov University of Economics is discussed. Roulement de corruption en Russie fait à peu près 50% du Gros Produit Interne à présent. Instruction supérieure est parmi les champs d'activité qui sont soumis à corruption le plus fort. Les sphéres d'instruction supérieure le plus exposées à corruption sont l'admission à l'institution et le temps quand on pass un examen ou une épreuve. En contexte des mesures anticorruptionnelle le monitoring revêt un intéret particulièr. On présent la pratique d'activitées anticorruptionnelles en Plehanov Université d'Economique de Moscou.

Korruptionsumlauf in Russland macht heute ungefähr 50% Großer Inneren Produkts. Hochschulbildung ist unter Aktivitätsbereiche die für Korruption meist anfällig sind. Besonders Korruptionsgefährlich sind solche Hochschultätigkeitsarte wie Einnahme in die Schule und Prüfungoder Zwischenprüfungsablegen. Im Kontext der Antikorruptionsaktivität, Monitoring wird von große Wichtigkeit. Man präsentiert die Erfahrung der Antikorruptionstätigkeit in Moskauer Plechanov Wirtschaftuniversität.

Ключевые слова: высшее образование, коррупция, коррупционный оборот, профилактика, противодействие, мониторинг. Key words: higher education, corruption, corruption turnover, prophylactics, counteraction, monitoring. Mots clefs: instruction supérieure ; corruption, roulement de corruption, prophylaxie, contreaction, monitoring. Schlüsselwörter: Hochschulbildung, Korruption, Korruptionsumlauf, Vorbeugung, Widerstand, Monitoring.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (СНБ) коррупция отнесена к числу основных источников угрозы национальной безопасности 1.

По оценке антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки», коррупционный оборот 2 в России составляет около 50% ВВП, что практически соответствует данным Всемирного банка - 48% ВВП 3. В денежном выражении эта сумма составляет примерно 20 трлн. руб. Такой объем коррупции обычно свидетельствует о неэффективном управлении, которое проявляется в распространении различных форм коррупции, основного фактора сдерживания инвестиций и экономического роста 4.

«Признание почти всеми экспертами невозможности полного искоренения коррупции (по крайней мере, в условиях когда-либо существовавших ти-

пов социального устройства) не дает государству права ограничиваться лишь декларированием социально негативного характера коррупции и наказанием коррупционеров» 5.

Для профилактики и минимизации коррупционных проявлений государственным органам и частным организациям необходимо постоянно проводить мониторинг коррупционной ситуации. Под мониторингом коррупционной ситуации целесообразно понимать инструмент профилактики коррупции, нацеленный на систематический и непрерывный сбор, а также обработку информации о коррупционных проявлениях в целях выработки и принятия адекватных решений по противодействию коррупции.

Рассмотрим более подробно механизм проведения мониторинга на примере сферы образования.

1 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

2 Авт. коррупционный оборот складывается из денежных сумм, уплаченных или полученных в качестве взятки или отката по доказанным, в установленном законом порядке, коррупционным правонарушениям за условный период времени.

3 Опубликовано на сайте http://www.rbcdа¡ly.ru/Коррупция прирастает Москвой от 02.08.2010.

4 Кампоса Э., Прадхана С. Многоликая коррупция: Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления: пер. с англ. М.: Альпина Паблишерс, 2010.

5 Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008.

МИР

М. А. Грибков

Профилактика коррупции в сфере высшего образования

«Одним из негативных последствий коррупции в ВУЗах является вовлечение в практику коррупции молодого поколения. Пройдя такую «школу», выпускник в дальнейшем начинает относиться к взятке как к норме, поддерживая, таким образом, эту порочную социальную практику, расшатывающую государство и общество» 1. В целях устранения таких последствий целесообразно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на профилактику коррупции в высших учебных заведениях.

В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова по итогам заседания Комиссии по противодействию коррупции, проведенного в ноябре 2010 г., было принято решение о разработке условий и механизма реализации мониторинга кор-рупционно опасных сфер деятельности в университете. Однако, уже с 2009 года в рамках курса «Государственная антикоррупционная политика», проводимого 2 преподавателями кафедры Государственного и муниципального управления, осуществляются локальные обследования по данной тематике в среде старшекурсников университета .

В результате таких обследований было выявлено, что количество студентов, лично столкнувшихся с коррупцией в ВУЗе в 2010 году, снизилось, по сравнению с 2009 годом, в то время как количество обучающихся, слышавших о коррупционных ситуациях в сфере образования, увеличилось (рис. 1).

Рис. 1. Сталкивались ли Вы с коррупцией в ВУЗе?

Возможно, это связано с увеличением активности СМИ по освещению коррупционных проявлений.

По мнению опрошенных студентов, наиболее кор-рупционно опасными сферами деятельности в образовательных учреждениях являются поступление в ВУЗ и сдача экзамена/зачета (рис. 2).

В целях противодействия коррупции студенты предлагают преимущественно применять жесткие

Рис. 2. В какой сфере деятельности ВУЗа коррупция наиболее распространена?

административные меры. Примечательно, что довольно большое количество студентов считает, что с коррупцией бороться бесполезно в принципе (рис. 3).

Рис. 3. Какие методы противодействия коррупции в ВУЗе вы предлагаете?

В результате проведенных исследований, были выявлены узлы (сферы) проблем, связанных с инцидентами коррупции на основных этапах процесса обучения.

При поступлении в высшие учебные заведения выделяются такие коррупционно опасные сферы, как: репетиторство (осуществление репетиторской деятельности, противоречащей официальным положениям о порядке её осуществления, предоставление ложных или действительных способов для зачисления, противоречащих установленным требованиям о зачислении); вступительные экзамены (зачисление абитуриентов в вузы на основании критериев, не соответствующих обязательным требованиям, конкурсным баллам или иным значимым показателям); получение различных приви-

1 Нараев В.Н., Аркин П.А., Гуркин А.Б. и др. Профилактика проявления коррупции. Возможные последствия для общества: учебное пособие. СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2008.

2 Грибков М.А., Орлов А.В.; Рабочие тетради для лекций, семинаров, круглых столов, научных конференций по курсу Государственная антикоррупционная политика. М: ООО НВП «ИНЭК», 2010.

Научно-практический журнал декабрь-февраль 2011/2012

легий и благ на внеконкурсной основе (например, получение общежития и т.д.).

В процессе обучения опасными сферами можно считать: сдачу экзаменов и зачетов (вымогательство взяток со стороны преподавателей, принуждение к взяточничеству со стороны студентов, злоупотребление служебным положением или обладаемой информацией); получение различных благ (поездки, конкурсы, стажировки и т.д. на внеконкурсной основе или при отсутствии соответствия необходимым критериям); назначение стипендий, пособий, грантов (выдача или получение на основании доводов или критериев, не являющихся первостепенными); заполнение ведомостей (выдача ведомостей студентам, подделка ведомостей).

На этапе завершения обучения важно предупреждать коррупционные проявления при проведении государственных аттестационных и экзаменационных мероприятий: организация процесса сдачи экзамена в виде, противоречащем внутренними правилами высших учебных заведений; проведение вступительных испытаний в магистратуру или аспирантуру (зачисление на основании критериев, не соответствующих обязательным требованиям, конкурсным баллам или иным значимым показателям).

С учетом выявленных в процессе проведения исследований коррупционно опасных сфер, предлагаются следующие меры по профилактике коррупции.

Для минимизации коррупционных проявлений на стадии поступления необходимо: совершенствовать текущую систему и практику проведения ЕГЭ; четко определять и закреплять критерии для отбора абитуриентов в списки перспективных студентов; учреждать единую централизованную организацию по обработке, анализу и принятию решений о зачислении определенных абитуриентов в студенты на основе собранной и проанализированной информации.

В процессе обучения следует: наряду с предполагаемыми формами самостоятельной работы и контроля, публиковать программы и планы обучения по каждому отдельно взятому предмету; разрабатывать, утверждать и анонсировать чет-

кие критерии и требования, которым должен соответствовать каждый студент, претендующий на определенную оценку/отметку на экзамене/зачете; проводить обучение и осуществлять контроль полученных знаний, основанных на новейших компьютерных и информационных технологиях (оп-Ьпе обучение); представлять ведомости в электронном виде на сайте высшего учебного заведения после проведения соответствующей формы контроля; разрабатывать, утверждать и создавать единые формы сдачи, сбора информации о сдаче экзамена/зачета для создания единой электронной базы по каждому студенту и предмету; создавать на текущем сайте ВУЗа дочерние сайты или встроенные модули, посвященные проблемам коррупции (для размещения публикаций, распространения анкет, с последующим сбором и анализом полученных результатов);

На этапе завершения обучения при проведении государственных аттестационных и экзаменационных мероприятий целесообразно привлекать специалистов сторонних высших учебных заведений в целях более объективной оценки знаний выпускников.

Библиографический список

1. Грибков М.А., Орлов А.В.; Рабочие тетради для лекций, семинаров, круглых столов, научных конференций по курсу Государственная антикоррупционная политика. М: ООО НВП «ИНЭК», 2010.

2. Э. Кампоса, С. Прадхана; Многоликая коррупция: Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления: пер. с англ. М.: Альпина Паблишерс, 2010.

3. Нараев В.Н., Аркин П.А., Гуркин А.Б. и др. Профилактика проявления коррупции. Возможные последствия для общества: учебное пособие. СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2008.

4. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др.; Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008.

Грибков М. А. - ассистент Российского Экономического Университета имени Г.В. Плеханова Gribkov M. A. - Assistant Lecturer, Russian Plekhanov University of Economics e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.