Научная статья на тему 'Профилактика конфликтов в сфере правоохраны: уровни, меры, нравственная составляющая'

Профилактика конфликтов в сфере правоохраны: уровни, меры, нравственная составляющая Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
602
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW ENFORCEMENT / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / CONFLICT PREVENTION / ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТИКА / LEGAL ETHICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купцова Ольга Владимировна

Проанализированы уровни и меры профилактики юридических конфликтов применительно к правоохранительной деятельности. Предпринята попытка оценки норм юридической этики как фактора предупреждения вовлечения сотрудников правоохранительных органов (организаций) в конфликты.Обоснована значимость этих норм в предотвращении конфликтов в отношениях сотрудников правоохранительных органов с гражданами, коллегами, представителями органов власти и институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICTS PREVENTION IN THE LAW ENFORCEMENT SPHERE: LEVELS, MEASURES, MORAL COMPONENT

Levels and measures of legal conflicts prevention with regard to law enforcement activities are analyzed. An attempt was made to assess the legal ethics norms as a factor in preventing the involvement of law enforcement officers (organizations) in conflicts. The importance of these norms in conflicts preventing in the relations of law enforcement officers with citizens, colleagues, representatives of government bodies and civil society institutions is substantiated.

Текст научной работы на тему «Профилактика конфликтов в сфере правоохраны: уровни, меры, нравственная составляющая»

УДК 340.115.7

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНЫ: УРОВНИ, МЕРЫ, НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Купцова Ольга Владимировна

Канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры правовых дисциплин Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Россия E-mail: sabrina03@list.ru

CONFLICTS PREVENTION IN THE LAW ENFORCEMENT SPHERE: LEVELS, MEASURES, MORAL COMPONENT

Olga Kuptsova

Candidate of law, docent, docent of the legal disciplines chair Ogarev Mordovia State University, Saransk

АННОТАЦИЯ

Проанализированы уровни и меры профилактики юридических конфликтов применительно к правоохранительной деятельности. Предпринята попытка оценки норм юридической этики как фактора предупреждения вовлечения сотрудников правоохранительных органов (организаций) в конфлик-ты.Обоснована значимость этих норм в предотвращении конфликтов в отношениях сотрудников правоохранительных органов с гражданами, коллегами, представителями органов власти и институтов гражданского общества.

ABSTRACT

Levels and measures of legal conflicts prevention with regard to law enforcement activities are analyzed. An attempt was made to assess the legal ethics norms as a factor in preventing the involvement of law enforcement officers (organizations) in conflicts. The importance of these norms in conflicts preventing in the relations of law enforcement officers with citizens, colleagues, representatives of government bodies and civil society institutions is substantiated.

Ключевые слова:конфликт; правоохранительная деятельность; предупреждение конфликтов; юридическая этика.

Keywords: conflict; law enforcement; conflict prevention; legal ethics.

Вовлеченность сотрудников правоохранительных органов в конфликты в качестве их субъектов - явление, крайне нежелательное для государства, поскольку свидетельствует о ненадлежащей реализации функции правоохраны, подрывает доверие граждан к правоохранительным органам, дезорганизует работу государственного аппарата. Во избежание подобных явлений государством используется система мер, направленных на предупреждение (профилактику) конфликтогенного поведения лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Профилактика (предупреждение) конфликта предполагает создание и поддержание социальных условий, при которых исключается возможность возникновения противоборства субъектов. В этих целях оказывается воздействие на основных участников конфликта, мотивы их поведения, объективные элементы (объекты, используемый потенциал (силы, средства)), устраняются причины противоборств.

Предупреждение конфликтов осуществляется как на общесоциальном, так и на общеправовом и индивидуальном уровнях [10, с. 45-51]. Дополнительно можно выделить институциональный уровень профилактики конфликтного поведения в правоохранительной системе, поскольку профилактика конфликтов обеспечивается силами того или иного правоохранительного органа (правоохранительной организации): создаются корпоративные нормы, направленные на профилактику конфликтов с участием сотрудников данного органа (организации), формируются специальные подразделения, занимающиеся профилактикой конфликтов (например, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов), реализуются меры, направленные на повышение уровня правовой культуры сотрудников (в рамках курсов повышения квалификации, организации научных и культурно-массовых мероприятий и др.), на поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т. д.

Самостоятельным уровнем профилактики юридического конфликта выделяется самопрофилактика как сознательная целенаправленная деятельность потенциальных субъектов конфликта по преодолению у самих себя деструктивных качеств конфликтности и повышению уровня правового сознания и правовой культуры [9, с. 189]. Данный уровень может рассматриваться и как внутренняя (исходящая от самого субъекта, в отношении которого осуществляется предупредительная деятельность) составляющая индивидуального уровня профилактики. При этом «внешняя профилактика всегда «рассчитывает» на готовность личности к самопрофилактике, а самопрофилактика дополняет и обогащает внешнюю профилактику» [9, с. 190].

Для предотвращения конфликтов в правоохранительной деятельности могут быть использованы различные меры: повышение степени и качества информирования сотрудников об их правовом статусе, о возможных случаях конфликта интересов; ознакомление сотрудников с эффективными способами и средствами предупреждения и урегулирования конфликтов в профессиональной деятельности; подготовка методических разработок по вопросам запретов и ограничений в случае конфликтной ситуации в профессиональной сфере; использование услуг специалиста-конфликтолога для предупреждения и урегулирования межличностных конфликтов и конфликтов «личность-группа», оказания содействия в профилактике и разрешении внутриличностных конфликтов [7, с. 127]. Немаловажным фактором профилактики конфликтов в правоохранительной деятельности видятся надлежащий морально-психологический климат в коллективе и самодисциплина сотрудников.

Нравственные качества, знание моральных принципов и норм и умение применять их в повседневной деятельностизанимают особое место в системе профилактики конфликтов. «И наука и практика свидетельствуют о том, что знание этики, этических норм общения и применение их в жизни могут способствовать выбору такого стиля общения, который снимет негатив и предупредит конфликт» [8, с. 21].

Нормы профессиональной морали направлены на предотвращение конфликтов между представителями правоохранительных органов и населением, внутри коллектива правоохранительного органа, между сотрудниками правоохранительных органов и представителями внешних (по отношению к данному органу) структур (СМИ, организации, иные органы власти). При этом общение со всеми субъектами требует уважения их чести и достоинства, корректности, сдержанности, внимательности.

Требования профессиональной этики, направленные на предупреждение конфликтов в правоохранительной сфере, могут быть более или менее конкретными, то естьнорма профессиональной морали может содержать непосредственно требование о предупреждении конфликта или иметь профилактическую направленность без прямого указания на необходимость предотвращения конфликта.

Так, сотрудники следственных органов обязаны избегать конфликтных ситуаций, наносящих ущерб личной репутации или авторитету Следственного комитета Российской Федерации[5, подп. «л» п. 9, п. 26]. Схожая норма закреплена и в отношении прокурорских работников [6, п. 1.4].Судью от конфликта интересов, конфликтных ситуаций непосредственно «предостерегают» пункт 3 статьи 5, статьи 8, 9, 10, 17 Кодекса судейской этики[3], адвоката - пункт 2 статьи 11 Кодекса профессиональной этики адвоката[2].В тоже время иные нормы менее выраженно ориентируют на неконфликтное поведение. Например, служащим Следственного комитета Российской Федерации предписывается проявлять корректность и внимательность в общении с гражданами (без проявлений высокомерия, бюрократизма, формализма, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан), сохранять выдержку и эмоциональную устойчивость, запрещается истребовать от физических и юридических лиц информацию, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом, поддерживать конструктивное сотрудничество с коллегами [5, п. 24-26]. Аналогичные рекомендации и требования предъявляются к поведению госу-

дарственных служащих системы органов внутренних дел и прокуратуры [1, подп. 3, 6 п. 1 ст. 13;4, п. 10, 25, 26; 6,п. 2.1.7, 2.1.8, 2.1.12, 2.1.14, 3.1, 4.1].

Указанные нормы и ряд иных положений законодательства и кодексов юридической этики выступают гарантией предотвращения конфликтов в правоохранительной деятельности, поскольку призваны снять психологическую напряженность в отношениях, ориентировать на добросовестное, качественное выполнение профессиональных функций, что является залогом недопущения разногласий как внутри коллектива, так и в отношениях с населением, с иными органами власти, институтами гражданского общества.

Список литературы:

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции:Федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

2. Кодекс профессиональной этики адвоката [Принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.] // Рос. газ. 2003. № 4.

3. Кодекс судейской этики [Утв. VIII Всероссийским съездом судей от 19 дек. 2012 г.] // Бюллетень актов по судебной системе. 2013. № 2.

4. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации [Утв. приказом МВД РФ от 22 июля 2011 г. № 870] [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-справочн. системы «КонсультантПлюс».

5. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации [Утв. Председателем Следственного комитета Российской Федерации 11 марта 2011 г.] [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-справочн. системы «Гарант».

6. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации [Утв. Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 114] // Законность. 2010. № 6.

7. Ахметова Н. А. Конфликт интересов на государственной службе // Власть. 2013. №12. С. 124-127.

8. Кочерина Н. И. Этика деловых отношений и предупреждение конфликтов // Труд и социальные отношения. 2010.№ 10. С. 20-24.

9. Садыкова З. А. Виктимологическая теория как способ предупреждения юридического конфликта // Правовое поле современной экономики. 2013. № 10. С. 186-192.

10. Худойкина Т. В., Васягина М. М. Профилактика юридического конфликта: теория и практика: монография. Саранск, 2007. 196 с.

References:

1. O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii iz-menenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 30 nojabrja 2011 g. № 342-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2011. № 49 (ch. 1). St. 7020.

2. Kodeks professional'noj jetiki advokata [Prinjat pervym Vserossijskim s#ezdom advokatov 31 janvarja 2003 g.] // Ros. gaz. 2003. № 4.

3. Kodeks sudejskoj jetiki [Utv. VIII Vserossijskim s#ezdom sudej ot 19 dek. 2012 g.] // Bjulleten' aktov po sudebnoj sisteme. 2013. № 2.

4. Kodeks jetiki i sluzhebnogo povedenija federal'nyh gosudarstvennyh gra-zhdanskih sluzhashhih sistemy Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii [Utv. prikazom MVD RF ot 22 ijulja 2011 g. № 870] [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz in-form.-spravochn. sistemy «Konsul'tantPljus».

5. Kodeks jetiki i sluzhebnogo povedenija federal'nyh gosudarstvennyh sluzhashhih Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii [Utv. Predsedatelem

Mnp HayKH h o6pa3oeaHHH. 2018. № 1(13)

Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii 11 marta 2011 g.] [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz inform.-spravochn. sistemy «Garant».

6. Kodeks jetiki prokurorskogo rabotnika Rossijskoj Federacii [Utv. Prikazom General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii ot 17 marta 2010 g. № 114] // Za-konnost'. 2010. № 6.

7. Ahmetova N. A. Konflikt interesov na gosudarstvennoj sluzhbe [Conflict of interest in the civil service]. Vlast', 2013,no 12, pp. 124-127.

8. Kocherina N. I. Jetika delovyh otnoshenij i preduprezhdenie konfliktov [Ethics of business relations and conflict prevention]. Trud i social'nye otnoshenija, 2010,no 10,pp. 20-24.

9. Sadykova Z. A. Viktimologicheskaja teorija kak sposob preduprezhdenija juridicheskogo konflikta [Victimological theory as a way to prevent a legal conflict]. Pravovoe pole sovremennoj jekonomiki, 2013,no 10,pp. 186-192.

10. Hudojkina T. V., Vasjagina M. M. Profilaktika juridicheskogo konflikta: teorija i praktika: monografija[Prevention of legal conflict: theory and practice: monograph]. Saransk, 2007. 196 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.