УДК 159.9 ББК 88.4
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВАХ ОВД КАК УСЛОВИЕ ПОДДЕРЖАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
АЙГУЛЬ ВИЛЬЕВНА ГАЙНУЛЛИНА,
доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД Уфимского юридического института МВД России, кандидат психологических наук E-mail: [email protected] Научная специальность 19.00.06. — юридическая психология
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрываются вопросы профилактики конфликтов в коллективах ОВД с целью поддержания благоприятного социально-психологического климата.
Ключевые слова: конфликт, коллектив, сотрудники ОВД, социально-психологический климат, руководитель.
Annotation. This article considers the questions of preventive conflicts in law enforcement departments with the aim to support good social-psychological climate.
Keywords: conflict, team, law enforcement bodies officers, social-psychological climate, boss.
Проблемам эффективного разрешения конфликтов и достижения взаимопонимания придают большое значение не только социологи, психологи и педагоги, но и сотрудники ОВД, так как основная часть их рабочего времени связана с общением с людьми.
Профессиональная деятельность сотрудников полиции требует навыков конструктивного взаимодействия с гражданами, обеспечивающих своевременное выявление конфликтных ситуаций, профилактику и управление конфликтами, умение вести переговоры, вырабатывать и применять оптимальные стратегии поведения в конфликте.
Одними из актуальных в юридической психологии являются также вопросы профилактики конфликтов в подразделениях МВД России, так как только сплоченный трудовой полицейский коллектив способен эффективно разрешать стоящие перед ним задачи. Проблемы психологии конфликтов в коллективах ОВД рассматривались в трудах юридических психологов: А.М. Столяренко, В.Л. Цветкова, И.Б. Пономарева, М.И. Марьина, А.И. Папкина, Н.В. Андреева, Н.М. Фатеева, В.П. Трубочкина, В.Е. Петрова и др.
Разделяя точку зрения прогрессивных психологов на позитивные функции конфликта в организаци-
ях в плане создания условий для учета различных точек зрения, принятия оптимального пути разрешения той или иной проблемы, активизации жизнедеятельности коллектива, следует отметить, что конфликт имеет и негативные проявления. Профилактика конфликтов в коллективах ОВД предполагает создание условий, которые сводят к минимуму возможность возникновения и деструктивного разрешения различных столкновений, сопровождаемых отрицательными эмоциональными состояниями. Всем известно, что предупредить конфликты гораздо легче, чем их конструктивно разрешить, так как для профилактики конфликтов не нужно прилагать столько много сил и средств.
Характер конфликтов в коллективах отражается на состоянии морально-психологического климата. Каждому сотруднику ОВД необходимо поддерживать в служебном коллективе благоприятный морально-психологический климат [1], а это значит, что он своими действиями не должен создавать почву для деструктивных конфликтов, а неминуемые в жизнедеятельности спорные ситуации разрешать цивилизованными способами. Тем более, что в отличие от гражданских организаций, полицейские коллективы имеют свою специфику, которая выражается в том, что сотрудни-
ки ОВД обязаны соблюдать уставные отношения, служебную дисциплину и субординацию.
Наряду с понятием «морально-психологический климат» в юридической психологии довольно часто употребляется понятие «социально-психологический климат», который определяется как «качественная характеристика межличностных отношений, проявляющихся в виде совокупности нравственных и психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [2].
Выделяются объективные и субъективные показатели климата в коллективах сотрудников ОВД. Так, к объективным (непсихологическим) показателям относятся: удовлетворенность содержанием служебной деятельности, заработной платой, материально-техническим обеспечением и т.д. Субъективные (психологические) показатели определяются характером восприятия сотрудниками ОВД сторон жизни и деятельности коллектива, степенью удовлетворённости положением дел, а также поведением большинства ее членов.
Благоприятный социально-психологический климат обеспечивает полноценную жизнедеятельность сотрудника ОВД, всестороннее формирование его личности, способствует проявлению воодушевления и инициативы, благодаря чему создается возможность для достижения высоких показателей оперативно-служебной деятельности с наименьшими затратами человеческих ресурсов. Основными чертами здорового социально-психологического климата являются: атмосфера доброжелательности и взаимного уважения, готовность прийти на помощь друг к другу, способность быть требовательным как к себе, так и другим, настроенность на конструктивный диалог для разрешения различных разногласий.
Неблагоприятный социально-психологический климат, характеризующийся недоброжелательностью, враждебностью и недоверием друг к другу, частыми и напряженными конфликтами, способен существенно дестабилизировать обстановку полицейских подразделений. В такой атмосфере сотрудникам ОВД невозможно эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, так как они постоянно находятся в напряженной и стрессогенной обстановке, испытывая чувство вины, обиды, а порой, и агрессии по отношению друг к другу.
Конфликты между сотрудниками ОВД в коллективах относятся к разряду межличностных конфликтов — противоборств личностей в процессе социального взаимодействия, возникающих на основе противоположно направленных мотивов, суждений и личных антипатий [3, с. 175]. Поведение сотрудников
ОВД в межличностном конфликте во многом определяют его темперамент, характер, направленность, самооценка и уровень притязаний.
С целью изучения причин конфликтов в коллективах ОВД и определения мер их профилактики нами было опрошено 63 сотрудника ОВД из числа слушателей факультета заочного обучения. Одними из основных объективных факторов, способствующих напряженным взаимоотношениям в коллективах, по мнению опрошенных, являются: несовершенная система оценки деятельности сотрудников ОВД — 50,8%; ненормированный рабочий день — 42,9%; нерациональное распределение обязанностей между сотрудниками — 38,1%; нерешенность жилищно-бытовых вопросов — 38,1%; недостаточная материально-техническая оснащенность — 25,4%; недостаточный уровень заработной платы — 23,8%, а также высокий уровень физической и нервной нагрузки — 22,2%.
Таким образом, ведущими объективными кон-фликтогенными факторами в коллективах, по результатам опроса, является несовершенная система оценивания труда сотрудников ОВД, преимущественно по количеству выявленных преступлений и административных правонарушений, а также ненормированный рабочий день, что вызывает недовольство опрошенных.
Среди основных субъективных факторов, способствующих напряженным взаимоотношениям в коллективах, сотрудники ОВД выделили: узкоэгоистичные цели членов коллектива, когда каждый думает только о собственных интересах — 44,4%; наличие в коллективе конфликтных типов личностей, которые провоцируют напряженные взаимоотношения — 31,7%; несовместимость некоторых членов коллектива между собой — 28,6%.
Исходя из изложенного, одной из основных причин межличностных конфликтов в коллективах опрошенными признается нежелание коллег учитывать мнение и интересы окружающих, ориентируясь лишь на свои потребности. Росту напряженности в коллективах, по мнению респондентов, зачастую способствуют конфликтные типы личностей, которым свойственны такие характерологические особенности как: агрессивность, грубость, упрямство и неадекватная самооценка; поэтому необходимо проявлять пристальное внимание выявлению кандидатов на должности с данными характерологическими особенностями еще на стадии профессионально-психологического отбора.
В целях профилактики конфликтов в коллективах ОВД практическим психологам при назначении на должности и расстановке нарядов на службу необходимо учитывать взаимное приятие сотрудников ОВД, совпадение их социальных установок и психологиче-
ских характеристик, т.е. совместимость между собой
[4].
Около половина опрошенных (49,2%) отметили, что охотно принимают участие в проведении досуга с коллегами в неформальной (внеслужебной) обстановке, а 23,8% опрошенных нередко выступают в роли посредников при урегулировании конфликтов межу коллегами.
Особое психологическое явление, характеризуемое «как интегративное выражение совокупности психологических явлений и процессов среди личного состава сотрудников ОВД, которая может быть использована при решении оперативно служебных задач» [5, с. 344] — это психологический потенциал. Он выражается в готовности членов коллектива к конструктивному обсуждению спорных ситуаций, в настроенности на плодотворную работу, и побуждении друг друга к совместному достижению стоящих перед органами внутренних дел задач.
57,1% респондентов отметили, что стремятся проявлять инициативу по совместному достижению коллективом наиболее высоких результатов; 39,7% опрошенных принимают лишь самое необходимое участие в делах коллектива и только 3,17% стараются особо не принимать участия в коллективных делах. Это говорит о том, что у большинства опрошенных сотрудников преобладает позитивный настрой на работу, они осознают значимость личного вклада в дела всего коллектива, ориентируясь на групповые интересы.
Существенную роль в профилактике конфликтов в органах внутренних дел играют руководители, которые должны обладать конфликтной компетентностью, а именно — профессионально владеть проблематикой конфликтов при работе с персоналом, основываясь на соответствующих знаниях, навыках, умениях и качествах [6, с. 430]; изучать конкретные конфликты, урегулировать их, разрешать и предупреждать [7, с. 7].
Основными социально-психологическими причинами конфликтов, связанных с деятельностью начальника подразделения, по мнению опрошенных, являются: несправедливое распределение нагрузки между сотрудниками — 38,1%; несправедливая система поощрений и наказаний в подразделении — 31,7%; неумение, нежелание признать допущенную ошибку — 31,7%; необъективное оценивание результатов труда подчиненных — 30,2%; непомерно завышенные требования — 22,2%; неподготовленность, неопытность руководителя в работе с людьми — 22,2%, а также неадекватный стиль управления непосредственного начальника — 22,2%.
Как видим, ведущими психологическими причинами конфликтов в подразделениях является неумение руководителей планомерно распределять нагрузку
между сотрудниками, обеспечивать требовательность ко всем без исключения подчиненным, неумение видеть себя со стороны, подвергать самоанализу принятые решения и действия.
Опрошенными сотрудниками были определены следующие предложения по совершенствованию социально-психологического климата в коллективах ОВД: справедливое распределение нагрузки — 49,2%; повышение психологической компетентности руководителей подразделений — 38,1%; учет психологической совместимости сотрудников при расстановке нарядов, формировании коллективов — 28,6%; проведение тренинговых занятий командообразования по сплоченности коллективов — 28,5%; улучшение кадрового отбора сотрудников ОВД — 25,4%; систематическое изучение социально-психологического климата в коллективах — 19,1%; обучение сотрудников ОВД конструктивному разрешению конфликтов — 7,94%.
Как видим, опрошенные сотрудники ОВД считают, что атмосфера подразделений в основном определяется уровнем профессиональной психологической подготовленности руководителя ОВД, его объективностью в работе с людьми, готовностью учитывать в работе с персоналом современные достижения психологической науки и практики.
Вместе с тем, опрошенные сотрудники ОВД не придают существенное внимание систематическому изучению социально-психологического климата в коллективах ОВД, что говорит более о формальном подходе к данному исследованию, как со стороны практических психологов, так и руководства.
Не уделяют должное значение опрошенные также и повышению собственной профессионально-психологической подгот овленности к взаимодействию с людьми, более полагаясь на собственный опыт и интуицию. Вследствие чего, при проведении занятий по дисциплине «Психология конфликта», а также в рамках морально-психологической подготовки следует, прежде всего, мотивировать обучающихся к повышению социально-психологической компетентности по разрешению конфликтов, применяя активные и интерактивные методы обучения.
В целом, эффективная профилактика конфликтов в коллективах ОВД должна включать комплекс мероприятий, предусматривающих своевременное предупреждение объективных и организационно-управленческих предпосылок возникновения конфликтов [8, с. 196-212]. И, если объективные предпосылки профилактики конфликтов (создание благоприятных условий жизнедеятельности сотрудников ОВД, обеспечение их комфортными условиями несения службы и т.д.) по результатам исследования опрошенными не акцентируются как крайне важные, то организационно-управленческие,
наоборот, играют значительную роль.
Среди организационно-управленческих условий профилактики конфликтов на первый план выдвигаются ситуативно-управленческие, характеризующие деятельность руководителя, объективность принятых им решений относительно интересов всех членов коллектива. И здесь существенное внимание руководителями должно уделяться гласному обоснованию своих действий, формированию у подчиненных позитивной мотивации к выполнению своих профессиональных обязанностей.
Литература
1. Приказ МВД России № 777 от 10.08.2012 г. «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.05.2017 г.).
2. Приказ МВД России № 80 от 11.02.2010 г. «О Морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.05.2017 г.).
3. Цветков В. Л. Психология конфликта. От теории к практике : Учеб. пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
4. Приказ МВД России от 02 сентября 2013 г. № 660. «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» // [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.05.2017 г.).
5. Черненилов В.И. Психологический потенциал коллектива правоохранительных органов // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2003.
6. Трубочкин В.П. Конфликтная компетентность в работе с персоналом // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
7. Цветков В.Л., Божко Н.В. Влияние личностных особенностей руководителя на преду-
преждение конфликтов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 4(43). С. 3-7.
8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд. СПб: Питер, 2014.
Reference
1. Prikaz MVD Rossii № 777 ot 10.08.2012 g. «Ob organizacii moral'no-psihologicheskoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // [Jelektronnyj resurs] SPS «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija: 12.05.2017 g.).
2. Prikaz MVD Rossii № 80 ot 11.02.2010 g. «O Moral'no-psihologicheskom obespechenii operativno-sluzhebnoj dejatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // [Jelektronnyj resurs] SPS «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija: 12.05.2017 g.).
3. Cvetkov V. L. Psihologija konflikta. Ot teorii k praktike : ucheb. posobie. M. : JuNITI-DANA, 2013.
4. Prikaz MVD Rossii ot 02 sentjabija 2013 g. № 660. «Ob utverzhdenii polozhenija ob osnovah organizacii psihologicheskoj raboty v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // [Jelektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija: 12.05.2017 g.).
5. Chernenilov VI. Psihologicheskij potencial kollektiva pravoohranitel'nyh organov // Jenciklopedija juridicheskoj psihologii / pod obshh. red. prof. A. M. Stoljarenko. M. : JuNITI-DANA, 2003.
6. Trubochkin V.P. Konfliktnaja kompetentnost' v rabote s personalom // Jenciklopedija juridicheskoj psihologii / pod obshh. red. prof. A.M. Stoljarenko. M. : JuNITI-DANA, 2003.
7. Cvetkov V.L., Bozhko N.V. Vlijanie lichnostnyh osobennostej rukovoditelja na preduprezhdenie konfliktov // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2010. № 4(43). S. 3-7.
8. Ancupov A.Ja., Shipilov A.I. Konfliktologija: uchebnik dlja vuzov. 5-e izd. SPb: Piter, 2014.