Важен учёт и физиологических особенностей развития организма младшего школьника. Последние данные о развитии мозга и формирования познавательной деятельности в младшем школьном возрасте, полученные в институте физиологии РАО, подтверждают положение о том, что приспособление ребёнка к школьным условиям является огромным испытанием для его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей. Эта адаптация к новым учебным условиям определяется структурно-функциональной зрелостью физиологических систем маленького ученика и адекватностью воздействующих средовых факторов функциональным возможностям организма. В специальных комплексных нейрофизиологических и психофизиологических исследованиях было показано, что функциональная незрелость коры головного мозга детей 7 - 8 лет приводит к нес-формированности сенсомоторных координаций и трудностям зрительного и зрительно-пространственного восприятия. Известно, что при изучении языка (как родного, так иностранного) и в развитии познавательной деятельности ребёнка, большую роль играет зрительное восприятие. Физиологи установили, что возраст 6 - 7 лет является переломным моментом в развитии системы зрительного восприятия и есть ряд связанных с этим особенностей, которые нужно учитывать педагогам [6, с. 85]. Во-первых, отмечается несовершенство зрительной функции в этом возрасте, что связано с деятельностью центральных мозговых структур. Так, запоминание и опознание геометрических фигур происходит так же, как у взрослого, а идентификация и различение букв ещё затруднены. При поступлении в школу ребёнок начинает овладевать новыми формами речевого общения на родном языке - чтением и письмом - и совершенствовать связную устную речь. В формировании чтения и письма существенное значение наряду с регулированием речевого процесса имеет уровень развития мозговых механизмов, обеспечивающих такие функции, как тонкая моторика и зрительно-пространственная ориентация. Несформированность механизмов запечатления букв требует осторожности при оценке навыка чтения такого критерия, как его скорость. По крайней мере, говорят физиологи, этот критерий не может быть единым для всех. Выявленные трудности ребёнка, связанные с овладением чтением и письмом на родном языке, связаны с недостаточной зрелостью механизмов обеспечения этих функций и недоучётом этого фактора в обучении.
Библиографический список
Изучение особенностей внимания с точки зрения его нейрофизиологии также показало незрелость его мозгового обеспечения, что затрудняет формирование учебной деятельности на её начальных этапах. Слабо развита в этом возрасте и способность к распределению внимания (ребёнку трудно одновременно слушать объяснение и выполнять задание: он может или слушать, приостановив работу, или, наоборот, работать, не воспринимая речь учителя), невелика и устойчивость внимания [7, с. 113]. Есть и другие интересные данные, которые заставляют с осторожностью относиться к форсированию нагрузок на младшего школьника, и которые убеждают нас в правильности избранного нами развивающего подхода к обучению английскому языку младших школьников.
Важен, с точки зрения физиологов, и учёт шрифта в учебниках и их веса - не случайно была идея выпуска учебников для младших школьников по четвертям - четыре книжки вместо одной. Что касается шрифта, то острота зрения, определяющаяся способностью воспринимать мелкие предметы, у многих детей ниже, чем средние нормативы у взрослого. Отсюда очень важно на начальном этапе обучения использовать книги с крупным шрифтом и избегать зрительного переутомления.
Нельзя не упомянуть ещё об одном факторе, особенно важном для маленьких учеников - факторе успеха. При организации обучения иностранному языку вообще и контроля в частности важно создавать у учеников ситуацию успеха [8, с. 45]. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает их интерес к предмету.
Учёт психологических и физиологических особенностей детей 6 - 10 лет и их дальнейшее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения иностранному языку в начальной школе.
Таки образом, рассматриваемая тема актуальна на сегодняшний день. Изучение данной темы даёт возможность сравнить особенности физиологического развития младших школьников, показать сравнительный анализ психической и познавательной сфер деятельности учащихся данной возрастной группы. Данные исследования находятся в центре внимания педагогов при выборе методики обучения иностранным языкам в младшем школьном возрасте.
1. Леонтьев А.А. Избранные психологические сочинения. Москва, 1983; Т. 1: 286.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Под редакцией Д.Б. Эльконина. Москва, 1984; Т. 4. Детская психология.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Москва, 1968.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. Москва: Просвещение, 1990.
5. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии. 1966; 6.
6. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Москва, 1996.
7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. Москва: Просвещение, 1991.
8. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Москва: Просвещение, 1983.
References
1. Leont'ev A.A. Izbrannye psihologicheskie sochineniya. Moskva, 1983; T. 1: 286.
2. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij. Pod redakciej D.B. 'El'konina. Moskva, 1984; T. 4. Detskaya psihologiya.
3. Bozhovich L.I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste. Moskva, 1968.
4. Markova A.K. Formirovanie motivacii ucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1990.
5. Vygotskij L.S. Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka. Voprosy psihologii. 1966; 6.
6. Fel'dshtejn D.I. Psihologiya razvivayuschejsya lichnosti. Moskva, 1996.
7. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannomu yazyku v shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.
8. Amonashvili Sh.A. Zdravstvujte, deti! Moskva: Prosveschenie, 1983.
Статья поступила в редакцию 19.01.16
УДК 373.1
Petrov D.A., senior teacher, Department of Welfare Service and Tourism, Institute of Recreation, Tourism and Physical Education,
BFU n.a. I. Kant (Kaliningrad, Russia), Е-mail: [email protected]
PREVENTION OF INNOVATIVE CONFLICTS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. In the article a problem of development of a universal method of managing of innovative conflicts in an educational organization is revealed. The special attention is paid to overcoming of innovative conflicts in such educational organizations, which are welcome to modernization process. Within studying the process of innovation, the author studies existing tension points in processes of distribution and use of innovations, and also its interface to steady functioning of the educational organization. In the paper the dependence of conflicts on a stage of an innovative process is emphasized and the important role of the head of the educational organization who needs to see in due time the hidden resistance of the teacher of innovative activity is fixed. Mechanisms of preventive actions, which the principal needs to carry out before starting introducing an innovation, are described.
Key words: innovation, innovative conflict, innovative barrier, resistance to innovations, prevention of conflicts.
Д.А. Петров, ст. преп. каф. социально-культурного сервиса и туризма института рекреации, туризма и физической культуры БФУ им. И. Канта, г. Калининград, Е-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА ИННОВАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье раскрывается проблема разработки универсального метода управления инновационными конфликтами в образовательной организации. Особое внимание уделяется преодолению инновационных конфликтов в образовательной организации, вступившей на путь модернизации. В рамках изучения процесса нововведения, определяются существующие точки напряжения, которыми являются процессы распространения и использования новшества, а также его сопряжение с устойчивым функционированием образовательной организации. В статье подчёркивается зависимость конфликтов от стадии инновационного процесса и фиксируется важная роль руководителя образовательной организации, которому необходимо своевременно увидеть скрытое сопротивление педагога инновационной деятельности. Описываются механизмы профилактических мероприятий, которые необходимо осуществить директору школы, прежде чем начать внедрять инновацию.
Ключевые слова: нововведение, инновационный конфликт, инновационный барьер, сопротивление инновациям, профилактика конфликтов.
Образовательная система России функционирует и развивается в условиях общеполитических, экономических и социальных изменений в стране. Успех в их позитивном осуществлении и результативности во многом зависит от того, насколько ответственно и целеустремлённо будут выполнять свою образовательную роль все образовательные организации. Современная образовательная политика Российской Федерации переводит образовательные учреждения России на качественно новый уровень. Появляются реальные возможности общими усилиями всех российских педагогов сделать общеобразовательную школу значимой и престижной для детей и родителей, почетной для ветеранов, полезной для государства и общества. Процессы современного развития обуславливают динамичность и неоднозначность объема, содержания и характера образовательных инноваций в школах, в силу чего возникают определённые противоречия, которые и затрудняют дальнейшее развитие образовательной организации в целом. В работах авторов представлены обоснование, методика и опыт управления качеством образования, не сводимые лишь к обучению, но обогащенные новыми информационными технологиями.
В своей работе «Инновации в образовании: направления, сопротивление, управление инновационными процессами» М.Г. Синякова находит и положительные аспекты в наличие в образовательной организации противоречий, связанных с внедрением инноваций. В результате работы, направленной на профилактику и преодоление данных противоречий можно говорить о совершенствовании системы внутришкольного управления качеством образования с позиций современного менеджмента в образовательных учреждениях различных видов и на разных ступенях и уровнях. [1].
А.В. Хуторской в своей работе «Педагогическая инновати-ка» раскрывает тему педагогической инноватики соответственно (наука о создании, внедрении, освоении и применении новшеств в образовании). Автор рассматривает типы нововведений, специфику инновационной образовательной деятельности, особенности проектирования и реализации педагогических новшеств на разных уровнях [2].
Работа В.С. Лазаревой «Управление инновациями в школе» особенно интересна с точки зрения изучения инновационных процессов в современной школе. Автор поднимает вопрос системного развития образовательного учреждения. Особенно примечательна в этом аспекте глава «Системное развитие школы: проектирование желаемой образовательной системы», причем не столько в теоретическом, сколько практическом плане [3]. В работе «Теория обучения. Современная интерпретация» В.И. Загвязинский говорит об изменениях, с которыми столкнулась современная школа с точки зрения методологического обеспечения образовательного процесса. Автором рассматривается современное понимание сущности, структуры, развивающего влияния и принципов обучения в образовательной организации, даны сравнительные характеристики современных систем обучения, а также рекомендации по проектированию и реализации обучающей системы в рамках предметных и интегративных курсов.
Очевидно, что точками напряжения являются процессы распространения и использования новшества, а также его сопряжение с устойчивым функционированием образовательного учреждения. Известно, что конфликт важнее предупредить, чем разрешить.
Что профилактически может предпринять директор школы, прежде чем начать внедрять инновацию? К наиболее эффективным способам профилактики инновационных конфликтов в образовательной организации можно отнести [4]:
- Разъяснение значимости и важности осуществления инноваций для образовательного учреждения и для самого педагога (повышение результатов успеваемости, снижение в дальнейшем временных и психических затрат, возможность реализации творческих планов и т. д.).
- Усиление функции контроля за участием в инновациях. Мониторинговые исследования, широко распространенные во многих школах (в свое время они носили также инновационный характер), позволяют отслеживать последовательность и результативность инновационной деятельности.
- Организация и проведение переговоров с конфликтующими сторонами. В таких переговорах, как правило, происходит выяснение доминирующих в конфликте мотивов. Руководителем должны быть выявлены причины отказа от участия в изменениях с целью их устранения. Тогда и согласование интересов педагогов с задачами образовательного учреждения проходит быстрее.
- Участие руководителей образовательной организации в разрешении конфликтной ситуации в качестве медиатора (посредника). Как показывает практика, посредническая роль директора успешна в том случае, если ответственность за внедрение новшеств в большей части делегирована другому лицу (заместителю директора, методисту, научному консультанту).
- Использование приёмов воздействия на поведение оппонента. А именно применение следующих тактик: тактики давления (предъявление требований, указаний, приказов с учетом должностных обязанностей) и санкционирования (наложение запрета на агрессивные действия по отношению друг к другу); тактики коалиций (усиление своего ранга в конфликте путем объединения с кем-то, например: директор и завуч, завуч и руководитель методического объединения); тактики фиксации своей позиции (убеждение, просьба, критика); тактики дружелюбия (корректное обращение, подчеркивание общности, демонстрация готовности совместно решать проблему); тактики сделок (взаимный обмен уступками). Как правило, разумное сочетание всех этих тактических приемов приносит успех в педагогическом взаимодействии.
- Использование приёмов конструктивной критики, которая должна быть адресной, аргументированной, открытой, доброжелательно-щадящей и заканчиваться конкретным предложением.
В отличие от открытого проявления конфликта, который выявляется сразу, скрытые формы инновационных конфликтов руководителю трудно диагностировать. Но на практике конфликтующая сторона их использует чаще. Во многом это обусловлено психологической компетентностью педагогов, склонностью к манипулированию и стремлением к социально одобряемому поведению. В результате именно скрытые формы проявления конфликта значительно тормозят любые изменения в образовании, так как выпадают из поля зрения руководителя и внешне создают видимость инновационной деятельности [5].
В этой связи у руководителя возникают вопросы: «Как увидеть скрытое сопротивление педагога инновационной деятельности, являющееся основой конфликта в данной области? Что делать руководителю, чтобы в процессе инновационной деятельности снять конфликтную напряженность в коллективе?».
В качестве вариантов проявления скрытых форм инновационных конфликтов можно выделить[5]:
1. Формальное участие в инновациях. Педагог открыто не выражает своё несогласие, но использует любую возможность избежать участие в инновационной деятельности, уходя на больничный, ссылаясь на тяжелые семейные ситуации, плохое самочувствие и т. д. Если контроль за участием в инновационной деятельности отсутствует, то данное поведение выглядит естественным. В действительности же отказ от нововведений налицо.
2. Ситуация, когда происходит освоение лишь некоторых наиболее привлекательных и легко реализуемых элементов инновации, не требующих серьезных усилий. Так, например, в процессе освоения личностно-ориентированных технологий некоторые педагоги демонстрируют изменение образовательного пространства, сохраняя при этом традиционные методы обучения. Действенность и степень освоения нового может определить научный консультант - специалист в данном виде инноваций.
3. «Вечный эксперимент» - такая форма обеспечивает педагогу снижение контроля за результатами инновационной деятельности, поскольку пока идет внедрение, оценить результаты не представляется возможным. Руководители образовательных учреждений отмечают, что практически во всех школах есть педагоги, выбирающие такую тактику поведения. Периодическая отчетность помогает выявить тех, кто «стоит на месте», реально не осваивая новое.
4. «Отчётное внедрение», где изменения осуществляются только на бумаге, в реальности всё остается по-прежнему. Многолетний опыт работы с педагогами позволяет нам предположить, что такая форма инновационных конфликтов встречается довольно часто. При внедрении педагогического мониторинга в образовательный процесс, многие педагоги «рисуют» его результаты в последнюю ночь перед проверкой. Опыт экспертов инновационной деятельности образовательных учреждений демонстрирует, что такое поведение не характерно для отдельных педагогов, но как реакция на декларативные инновации «сверху» часто проявляется в деятельности самых разнообразных образовательных учреждений.
5. «Параллельное внедрение», которое предполагает сосуществование нового наряду со старым. К такой форме по-
Библиографический список
тенциально готовы только опытные педагоги, которые в силу своих педагогических убеждений, основываясь на собственном педагогическом опыте, принципиально не соглашаются с внедряемой инновацией. Однако идти на открытое столкновение они не готовы (есть риск попасть в число консерваторов, тормозящих развитие образования) и предпочитают реализо-вывать в ситуации контроля новую технологию, а в обычной деятельности используют привычные способы работы. Определить, насколько возможно в действительности сочетание современных образовательных технологий, методик, программ и др. с традиционным набором педагогических средств, может научный консультант, имеющий не только большой педагогический опыт, но и высокую научную квалификацию в области педагогики.
Вышеназванные формы проявления инновационных конфликтов зависят от опыта и стажа работы их участников. Так, психологи подчеркивают, что склонность к подобным конфликтам меньше у молодых педагогов, у которых еще не сформировались чёткие «стандарты» профессиональной деятельности. В этой связи следует отметить, что чрезмерное стремление директоров к формированию опытного педагогического коллектива неизбежно приводит к трудностям при введении образовательных инноваций и конфликтным ситуациям внутри коллектива [6].
Что же делать руководителю, чтобы в процессе инновационной деятельности снять конфликтную напряженность в коллективе?
Поскольку избежать конфликтных ситуаций не представляется возможным, необходимо предвидеть и управлять ими. Управление инновационными конфликтами осуществляется в рамках основных управленческих функций: планирования, мотивации, организации и контроля.
Итак, рассмотренные направления обеспечивают снижение уровня инновационных конфликтов, их своевременное предупреждение и регулирование в рамках управленческой деятельности. От умения руководителя образовательной организации управлять инновационными конфликтами, от его психологической готовности действовать в ситуации сопротивления со стороны педагогов во многом зависит успешность развития не только образовательного учреждения в целом, но и каждого субъекта образовательной деятельности в частности.
1. Синякова М.Г. Инновации в образовании: направления, сопротивление, управление инновационными процессами. Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования: сборник научных статей: в 2 ч. Под редакцией А.А. Симоновой, Э.Э. Сы-манюк. Екатеринбург: Издательство УрГПУ, 2006; Ч. 2.
2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учебное пособие. Москва: Центр педагогического образования, 2008.
4. Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе. Успехи современного естествознания. 2010; 9.
5. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
6. Омарова В.К., Рачинская Н.П., Баринова О.Н., Шевченко Л.В. Педагогический менеджмент и управление современной школой: учебно-методическое пособие. Павлодар: ПГПИ, 2011.
References
1. Sinyakova M.G. Innovacii v obrazovanii: napravleniya, soprotivlenie, upravlenie innovacionnymi processami. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: problemy nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej: v 2 ch. Pod redakciej A.A. Simonovoj, 'E.'E. Symanyuk. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UrGPU, 2006; Ch. 2.
2. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.
3. Lazarev V.S. Upravlenie innovaciyami vshkole: uchebnoe posobie. Moskva: Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2008.
4. Sinyakova M.G., Symanyuk 'E.'E. Upravlenie konfliktami v pedagogicheskom kollektive. Uspehisovremennogo estestvoznaniya. 2010; 9.
5. Ancupov A.Ya. Profilaktika konfliktov vshkol'nom kollektive. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2003.
6. Omarova V.K., Rachinskaya N.P., Barinova O.N., Shevchenko L.V. Pedagogicheskij menedzhment i upravlenie sovremennoj shkoloj: uchebno-metodicheskoe posobie. Pavlodar: PGPI, 2011.
Статья поступила в редакцию 30.01.16
УДК 378
Popova R.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Methods of Teaching Life Safety, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
SYSTEM OF METHODICAL TRAINING OF MA STUDENTS WHO MAJOR EDUCATION IN THE FIELD OF HEALTH AND SAFETY. The article reveals the contents of concepts "a methodical system" and "a system of methodical preparation", which allows identifying the structural components of methodical system: the purpose of the formation of modes of action of methodical activities. The research describes theoretical and practical contents of methodical activities, as well as methods, forms and means of teaching