УДК 343
Собин Дмитрий Владимирович
аспирант кафедры уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет [email protected]
Профилактика дорожно-транспортных
происшествий в свете указа президента рф «о национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года»
Аннотация. В статье проведен анализ национальных целей и стратегических задач по организации деятельности органов исполнительной власти и правоохранительных органов по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, сформулированных в Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. Рассмотрены меры организационного, правового, в том числе уголовно-правового, характера, направленные на радикальное сокращение числа погибших, раненых в результате ДТП.
Ключевые слова: национальные цели, стратегические задачи, дорожное движение, дорожно-транспортные происшествия, общественно опасные последствия, профилактика, уголовная ответственность, стандарты обустройства автомобильных дорог.
Dmitry V. Sobin
post-graduate student of the department of criminal law and criminology Kuban State University [email protected]
Preventing road
accidents in the light of decree of the president of the russian federation «on national goals and strategic tasks of development of the russian federation for the period up to 2024 year»
Annotation. The article analyzes the national goals and strategic tasks for the organization of the activities of executive authorities and law enforcement agencies in the prevention of road traffic accidents formulated in Presidential Decree of May 7, 2018 № 202. The measures of organizational, legal, including criminally-legal, character, directed on radical reduction of number of the victims, wounded as a result of road accident considered.
Keywords: national goals, strategic tasks, road traffic, road and transport incidents, socially dangerous consequences, prevention, criminal liability, standards for equipping motor roads.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах России в
настоящее время обрела особую внутригосудар-
,
в Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В числе стратегических задач при разработке национального проекта в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в стране названы следующие. Прежде всего, необходимо снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий (далее -ДТП) в 3,5 раза по сравнению с 2017 г. Потери не должны превышать четырех человек на 100 тыс. населения. В перспективе, отмечено в Указе, необходимо стремиться к тому, чтобы к 2030 . «
смертности».
Названные стратегические задачи сформулированы в условиях, когда на дорогах всех стран,
, « ».
Так, результаты анализа отечественной и зарубежной статистики показывают, что ежегодно в мире регистрируется около 60 млн ДТП, в ре-
500 . -
бают и свыше 10 млн получают телесные повреждения различной степени тяжести. В этой «»
место в мире. В стране ежегодно регистрируется сотни тысяч нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (далее - ПДД). Например, в 2016 г. совершено 173694 ДТП, в результате которых погибло 20308 человек, 221140 человек ранены. На дорогах страны сложилась напряженная ситуация,
требующая принятия радикальных мер [1]. ,
количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы может превратиться в политическую. В новых социально-экономических условиях общество должно быть готово к систе-
матической разработке и осуществлению реалистических программ по контролю над преступными проявлениями, к которым относится, в том числе, «транспортная преступность», в строгих рамках закона.
Для решения отмеченных стратегических задач, определенных названным Указом, в нем сформулирована система предупредительных мер. Одно из важнейших направлений этой деятельности заключается в принятии мер, способствующих снижению на 10 % по сравнению с 2017 г.
доли автомобильных дорог федерального и ре,
перегрузки [2]. Снижение перегрузки дорожного движения должно способствовать и сокращению количества мест концентрации ДТП (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 г. Этот пункт Указа нацелен на повышение эффективности применения соответствующих положений Федерального закона от 03.07.2016 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и статью 4 Федерального « -
»«, . -дует отметить, что в ст. 2 Закона дано общее понятие аварийно-опасных участков. Во-первых, аварийно-опасный участок дороги - это место концентрации ДТП. Во-вторых, он представляет собой участок дороги либо улицы, не превышающий 1000 м. вне населенного пункта или 200 м. в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц. В-третьих, на этом участке в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида. В-четвертых, в результате этих ДТП погибли или были ранены люди [3]. Законодатель, принимая названный закон в дополнение к Федеральному закону от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О без»,
сложность ситуации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Это дополнение прежнего закона также направлено на предупреждение рассматриваемого вида преступлений.
Одно из положений Указа от 07.05.2018 г. № 204 ориентирует правоохранительные органы на «внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил до».
Указа этого направления деятельности требует от государственных органов активизации реализации постановления Правительства РФ от 30.05.2016 г. № 477 «О внесении изменений в
Правила дорожного движения Российской Феде». -
ветственность за опасное вождение. Следует отметить, что в Государственной Думе находится законопроект о введении ответственности за
. 12.38
.
заключается в следующем: )
при перестроении транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
)
движущегося впереди транспортного средства;
) ,
для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, а также препятствование обгону.
Необходимым условием привлечения водителя к административной ответственности при наличии отмеченных нарушений является создание реальной угрозы жизни, здоровью, серьезного материального ущерба третьим лицам. За совершение подобного предусмотрен штраф в разме-5 . .
Указ 07.05.2018 г. № 204 закрепляет требование об усилении ответственности за нарушение ПДД. Кроме того, предусмотрено повышение требований к уровню профессиональной подготовки водительского состава. Этот пункт Указа является как бы венцом системы мер правовой регламентации уголовной и административной ответственности, принятых в последние годы.
Тенденция интенсивного правотворчества обу-
,
собой пограничное правонарушение уголовно-правового и административно-правового характера. С этой спецификой исследуемого правонарушения связаны и особые проблемы противо-
[4].
,
2013 г. криминальную ситуацию в стране, особо отметил ее обострение в транспортной сфере.
Этими же обстоятельствами, в свое время была, вызвана необходимость разработки и принятия Правительством РФ концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности 2006-2012 ». предусматривала широкий комплекс мер, которые необходимо было принять правительству и органам исполнительной власти субъектов РФ. Правотворчество в исследуемой области Правительство РФ продолжило, утвердив «Стратегию безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» [5]. В распоряжении о введение ее в действие указано, что «Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на федеральном, региональном, муниципальном и ».
Реализация положений Указ от 07.05.2018 г.
204 -
ние ПДД и необходимости повышения уровня профессиональной подготовки водителей требует жесткого и неукоснительного соблюдения
норм уголовного и административного законода-.
наблюдаем противоположную картину. Так, можно ли говорить о жесткости и неотвратимости административного наказания, когда, например, за 10 мес. 2016 г. Госавтоинспекция направила в Федеральную службу судебных приставов 5,5 млн постановлений для принудительного взыскания не оплаченного в установленный законом срок административного штрафа. При этом удивляет беспомощность власти перед
циничными правонарушителями. Проиллюстрируем это следующим примером. В г. Улан-Удэ женщина-юрист накопила 109 административных штрафов за нарушение ПДД. В конечном итоге судебные приставы арестовали ее автомобиль, поместив на специализированную стоянку. Вла-
203 . .
штрафа [6]. Трудно представить, чтобы в цивилизованном обществе с развитой правовой системой водитель мог бы иметь более ста неоплаченных административных штрафов, назначенных за нарушение ПДД [7].
Трудно не согласиться с редактором журнала «За рулем» С. Смирновым, что, в основном, нарушают ПДД те, для кого заплатить штраф в 5 . . .
случаи, когда водители автотранспорта отказываются проходить медицинское освидетельствование на установление факта опьянения. Подобное поведение лиц, допустивших админи-
,
,
иначе как парадоксальной не назовешь. Поучительным примером является трагедия, разыгравшаяся 04.12.2016 г. в районе г. Нефтеюганска. В результате столкновения грузового автомобиля и автобуса, перевозившего из г. Ханты-Мансийска команду спортсменов, погибли 12 , 24
ранения и в критическом состоянии были госпитализированы [8]. Изучение этой ситуации продемонстрировало низкую эффективность административной практики по предупреждению ДТП. Так, по данным ГИБДД, водитель автобуса за 2015 и 2016 г г. 7 раз привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД, но , ,
. -туация связана с водителем грузового автомобиля С., индивидуальным предпринимателем [9].
Литература:
1. Собин ДВ. Эффективность уголовно-правовой политики противодействия дорожно-транспортным преступлениям: анализ трех основных корреляционных величин криминальной ситуации // Российский следователь. 2017. № 4. С. 47.
2. Указ Президента РФ 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. 2018. 9 мая.
3.
от 03.07.2016 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности до» 4 « -
» // . 2016. 9 .
4. Войтенков ЕЛ. Государственно-правовое
обеспечение безопасности дорожного движения
: :
автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014; Арза-. ,
дифференцирующих административную и уго-
Его 12 раз привлекали к административной ответственности за нарушения ПДД различного вида. Причем к моменту аварии он уже был лишен прав за управление автомобилем в состоя.
Анализ стратегических задач, сформулированных в Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204, позволяет сделать следующие выводы:
- основная задача заключается в снижении смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 г.; потери не должны превышать 4 человек на 100 тыс. населения, а в перспективе - к 2030 г. на дорогах следует достичь «нулевой уровень
смертности»;
-
нарушений ПДД заключается в принятии мер, способствующих снижению на 10 % по сравнению с 2017 г. доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих
в режиме перегрузки; -
на внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного
движения и обеспечение контроля за соблюде-
;
-
быть эффективно использованы меры уголовно-
правового и административно-правового воздей-
;
- -
тельности, неисполнение предписаний об обеспечении безопасности дорожного движения, постановлений о привлечении к административной ответственности повышает перспективу для правонарушителя стать преступником.
Literature:
1. Sobin D.V. Efficiency of criminal and legal policy of counteraction to road and transport crimes: analysis of three main correlation sizes of a criminal situation // Russian investigator. 2017. № 4. P. 47.
2. The decree of the Russian President of 07.05.2018 № 204 «About the national purposes and strategic problems of development of the Russian Federation until 2024» // the Russian newspaper. 2018. May 9.
3. The federal law of the Russian Federation of 03.07.2016 № 296-FZ «About introduction of amendments to the Federal law «About Traffic Safety» and article 4 of the Federal law «About Standardization in the Russian Federation» // the Russian newspaper. 2016. July 9.
4. Voytenkov E.A. State legal support of traffic safety in Russia: historical experience and prospects : aBTopecf). yew.... Dr.s ropufl. sciences. M., 2014; Arzamastsev M. Rules of assessment of signs of the acts differentiating administrative and
ловную ответственность // Уголовное право. 2017. № 2. С. 12-14.
5.
Федерации от 08.01.2018 г. № 1-рг «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» // Российская газета. 2018. 25 января.
6. . // газета. 2016. 18 ноября.
7. . . - -ствие как пограничное правонарушение административно-правового и уголовно-правового ха-
: // -тарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. С. 124-127.
8. . // -екая газета. 2016. 5 декабря.
9. . // -
екая газета. 2016. 16 декабря.
criminal liability // Criminal law. 2017. № 2. P. 12-14.
5. Order of the Government of the Russian Federation of 08.01.2018 No. 1 of the RG «Strategiya Be-zopasnosti Dorozhnogo Dvizheniya V Rossiyskoy Federatsii Na 2018-2024 Gody» // Russian newspaper. 2018. January 25.
6. Kulikov V. Sandpipers of Century. Hunting for invisible beings // Russian newspaper. 2016. November 18.
7. Sobin D.V. Road accident as boundary offense of administrative and legal and criminal and legal character: counteraction problems // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2017. P. 124-127.
8. Dobrynina S. Have flown under the truck // the Russian newspaper. 2016. December 5.
9. Tolstoukhova N. The tractor without rules // the Russian newspaper. 2016. December 16.