Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деструктивное поведение / сотрудники / уголовно-исполнительная система / сопровождение / профилактика / психологи / destructive behavior / employees / penal system / support / prevention / psychologists

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

В статье представлены основы организационно-методического обеспечения профилактики деструктивного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы. Автором раскрывается сущность данного явления (его определение, степень проявления, источники проявлений, формы и т.д.), определяются основные формы, направления, методы и средства профилактики организации деструктивных проявлений. Определены теоретико-методологические основы данной работы. В аспекте развития профессионально значимых качеств и профессиональных компетенций представлены направления совершенствования данного вида сопровождения профессионалов: предотвращение и профилактика деструктивного поведения, чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев с сотрудниками; поддержание оптимального уровня работоспособности и эффективности деятельности сотрудников; переподготовка путем развития самопрофилактики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the basics of organizational and methodological support for the prevention of destructive behavior of employees of the penal system. The author reveals the essence of this phenomenon (its definition, degree of manifestation, sources of manifestations, forms, etc.), determines the main forms, directions, methods and means of preventing the organization of destructive manifestations. The theoretical and methodological foundations of this work are determined. In terms of developing professionally significant qualities and professional competencies, directions for improving this type of support for professionals are presented: prevention and control of destructive behavior, emergencies and accidents with employees; maintaining an optimal level of performance and efficiency of employees; retraining through the development of self-prevention

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

- установка на усиление черного шума (тех сторон, срезов, видов реальности, что не просматривается, смазано при обычном восприятии объектов);

- установка на процессах, единичных операциях, разрезах объектов;

- установка на инструмент онтографии (онтография это единица - и система, и множество одновременно);

- установка на изобилие отдельных точек зрения на конкретное множество вещей;

- установка наносить основные межевые знаки и линии разрывов объектов;

- внимание студентов сосредотачивается на конфигуративной (постоянная геометрия) природе объектов;

- установка на реальную вещь, которая отстраняется от нас, и одновременно отказаться от утверждения, что она всегда должна быть соединена с чем-нибудь еще внутри сети отношений;

- полностью погрузиться в уникальность собственной логики объекта (знание, ни с чем не связанное, - такова логика реального).

Литература:

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель. - М.: Издательство «Э», 2016. - 448 с.

2. Богост, Иен. Чужая феноменология, или Каково быть вещью? / И. Богост. - Пермь: Гиле Пресс, 2019. - 200 с.

3. Латур, Б. Нового времени не было: Эссе по симметричной антропологии / Б. Латур. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021. - 296 с.

4. Мейясу, К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности / К. Мейясу. - М.: Кабинетный ученый, 2015. - 196 с.

5. Харман, Г. Четверояркий объект: метафизика вещей после Хайдеггера / Г. Харман. - Пермь: Гиле Пресс, 2015. - 147 с.

6. Харман, Г. О замещающей причинности / Г. Харман // Новое литературное обозрение. - 2012. - №2 (114).

7. Барабанов, Е. Истории после истории / Е. Барабанов // Нонконформисты. Второй русский авангард 1955-1988. Собрание Бар-Гера, 1996. - 580 с.

8. Изумленное пространство: размышление о творчестве Эдуарда Штейнберга. Сборник статей и эссе / Составитель Г. Маневич. - М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 352 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат психологических наук Казберов Павел Николаевич

Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва)

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье представлены основы организационно-методического обеспечения профилактики деструктивного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы. Автором раскрывается сущность данного явления (его определение, степень проявления, источники проявлений, формы и т.д.), определяются основные формы, направления, методы и средства профилактики организации деструктивных проявлений. Определены теоретико-методологические основы данной работы. В аспекте развития профессионально значимых качеств и профессиональных компетенций представлены направления совершенствования данного вида сопровождения профессионалов: предотвращение и профилактика деструктивного поведения, чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев с сотрудниками; поддержание оптимального уровня работоспособности и эффективности деятельности сотрудников; переподготовка путем развития самопрофилактики.

Ключевые слова: деструктивное поведение, сотрудники, уголовно-исполнительная система, сопровождение, профилактика, психологи.

Annotation. The article presents the basics of organizational and methodological support for the prevention of destructive behavior of employees of the penal system. The author reveals the essence of this phenomenon (its definition, degree of manifestation, sources of manifestations, forms, etc.), determines the main forms, directions, methods and means of preventing the organization of destructive manifestations. The theoretical and methodological foundations of this work are determined. In terms of developing professionally significant qualities and professional competencies, directions for improving this type of support for professionals are presented: prevention and control of destructive behavior, emergencies and accidents with employees; maintaining an optimal level of performance and efficiency of employees; retraining through the development of self-prevention.

Key words: destructive behavior, employees, penal system, support, prevention, psychologists.

Введение. Профилактика чрезвычайных происшествий среди сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, является актуальной на сегодняшний день. Постоянный контакт с криминогенной средой, властный характер полномочий, высокий уровень стрессовых нагрузок являются факторами, деструктивно влияющими на личность сотрудника.

Этимологически слово «деструкция» с латинского «destructi» означает «нарушение» или «разрушение».

В «Большом энциклопедическом словаре» деструкция понимается как нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо [2].

В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» данное понятие трактуется как разрушение, нарушение правильного, нормального строения чего-либо, а деструктивность - это разрушительность; стремление к порче; неплодотворность [7].

В той или иной степени, проблема профилактики и противодействию развитию профессиональных деструкций рассмотрена в работах В.М. Бодрова, Е.М. Борисовой, Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк, Л.А. Китаева-Смыка, А.К. Марковой, Ю.П. Поваренкова, Е.Л. Солдатовой, Г.Ю. Фоменко, А.А. Шевченко и др.

Так, Э.Ф. Зеер с Э.Э Сыманюк выделяют несколько уровней профессиональных деструкций [4, С. 158-159]: общепрофессиональные деструкции, специальные профессиональные деструкции, профессионально-типологические деструкции.

А.К. Маркова рассматривает профессиональные деструкции как профессиональный дизонтогенез - нарушение профессионального развития путем ослабления или угасания позитивных психических качеств под влиянием условий

труда, прекращение соответствия «социальной профессиональной норме (то есть требованиям профессии к человеку) или индивидуальной профессиональной норме (требованиям человека к самому себе) ...» [6, С. 119-120].

Изложение основного материала статьи. Проведенное исследование научной литературы показывает, что нет единого подхода к его проявлениям, феноменология явления «профессиональные деформации личности» составляет множество понятий среди которых наиболее известны: синдром асоциальной перцепции; феномен недоверия; административный восторг; синдромы: вседозволенности, эмоционального (профессионального) выгорания, отчуждения, сострадательной усталости; социальное лицемерие; виктимизация; дефектоцентризм; ролевой экспансионизм; профессиональные демонстративность, догматизм, агрессия, интолерантность, фетишизм, инструментализм, работоголизм (трудоголизм), формализм, бюрократизм и т.д. [1, 4, 5, 8, 9].

Основными источниками профессиональных деструкций, по мнению исследователей, остаются проблемы профессиональной адаптации личности сотрудника к условиям и требованиям профессиональной деятельности, несоответствие индивидуально-личностных особенностей и профессиональных требований, а также особенности службы как длительного (хронического) так и кризисного характера.

По уровню нарушения или глубине деструкции выделяют профессиональную девиацию (незначительные поведенческие изменения, например, использование жаргона, ненормативной лексики), профессиональную деформацию (добавляются личностные изменения, например, грубость, агрессия, необоснованное использование физической силы) и профессиональную деградацию (крайняя степень, включающая все уровни поведенческих, личностных и морально-нравственных изменений).

Деструктивное поведение может принимать различные формы: агрессия, формирование аддикций, противоправные действия и т.д.

Среди характерных форм деструктивного поведения у сотрудников, работающих с осужденными, можно выделить: импульсивность и агрессивность поступков; деструктивные способы снятия стрессового напряжения, выражающиеся в употреблении психоактивных веществ; неадаптивные способы решения проблемных ситуаций; снижение качества служебных задач, дисциплинарные проступки. В любом случае, деструктивное поведение создает риск негативного влияния на деятельность сотрудника и эффективность этой деятельности, что обуславливает необходимость организации профилактики деструктивного поведения, психологической перегрузки и повышение требований к уровню профессиональной психологической подготовки данной категории сотрудников.

Таким образом, развитие и выраженность деструктивных явлений во многом зависит от того, насколько сформирована профессиональная «Я-концепция» сотрудника (профессиональная направленность личности, система доминирующих потребностей и мотивов, ценностных ориентаций, установок, профессиональная позиция, статус и др.), а также на сколько удовлетворен сотрудник как службой в целом, так и профессиональным окружением.

Перечисленные разновидности деструктивного поведения коррелируют с различными формами дезадаптивных состояний личности, негативными стереотипами, кризисными и стрессовыми ситуациями, психотравмирующими событиями, индивидуально-психологическими особенностями сотрудников возможностями профессионального роста и развития.

Деструктивное поведение необходимо рассматривать как поведение, которое сосредоточено на разрушении чего-либо и нанесение вреда человеку.

Цель статьи на основе анализа психологической подготовки сотрудников, как средства профилактики деструктивных проявлений подготовить предложения по повышению эффективности психологической профилактики различных форм деструктивных проявлений у сотрудников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с взаимодействиями с сужденными.

Проведенный анализ основных принципов, форм и методов психологической профилактики различных форм деструктивных проявлений у сотрудников, позволил определить направления в данной работе, а также имеющиеся особенности характерные для конкретного территориального округа.

Основные формы и направления психологической профилактики деструктивных проявлений у сотрудников, связанных с осуществлением профессиональной деятельности это:

своевременное, раннее выявление деструктивных проявлений; регулярные профилактические информационные мероприятия;

коррекция и динамический контроль выявленных деструктивных проявлений (мониторинг, углубленное психологическое исследование, экспресс-диагностика);

обучение работников и курсантов самопрофилактике негативного влияния служебной деятельности; психологическое просвещение (лекции, беседы, стенды наглядной агитации, памятки) направленное на формирование профессионально-важных качеств сотрудника УИС;

проведение теоретических занятий по вопросам психологии общения, конфликтных ситуаций, признаков суицидального поведения, эмоциональной саморегуляции и т.п.;

психологическое консультирование, которое проводится по следующим направлениям: по профессиональным вопросам (психология профессионального общения в коллективе, конструктивные приемы преодоления конфликтов, особенности профессионального взаимодействия в коллективе и т.д.), личностным проблемам; результатам психологического обследования;

психокоррекционные занятия (развитие навыков эффективного общения, обучение приемам психологической саморегуляции, разбор семейных проблем; развитие навыков преодоления возникающих стрессов, формирование установки на преодоление трудностей, повышение психологической устойчивости, и др.); социально-психологические тренинги;

анализ социального окружения, социально-бытовых условий проживания, семейных отношений; изучение обзоров о состоянии чрезвычайных происшествий среди сотрудников (причины и условия). Работа по профилактике у сотрудников деструктивных проявлений организуется в соответствии со следующими задачами и принципами:

- вооружить сотрудника профессионально значимыми психологическими знаниями;

- профессиональное развитие ряда психологических качеств;

- формирование профессионально-психологических умений;

- формирование психологической устойчивости и умение управлять собой в сложных ситуациях;

- формирование психологической готовности к выполнению своих служебных обязанностей.

Кроме этого психологами проводятся лекционно-практические занятия по темам: «Психология конфликта. Способы разрешения конфликтов», «Этика взаимоотношений сотрудников с осужденными», «Стресс. Методы, способствующие

снятию стрессового состояния», «Психология влияния и противостояния влиянию», «Способы психологической защиты в ситуации проявления внешней агрессии».

В алгоритме психологического сопровождения сотрудников определен порядок организации работы, сроки и периодичность проведения психологических мероприятий. Согласно алгоритма основными целями и задачами психокоррекционных, консультативных, просветительских мероприятий с личным составом являются: развитие профессионально значимых качеств, обеспечивающих оптимальное выполнение должностных инструкций; профилактика деструктивного поведения сотрудников, посредствам оказания психологической помощи в кризисной ситуации и в решении личностных психологических проблем, развития эмоционально-волевых качеств сотрудников; формирование.

При подготовке молодых сотрудников проводятся занятия по формированию навыков антиманипулятивного поведения, а также разработаны памятки для сотрудников по данной теме. Кроме этого проводится тренинговые занятия на следующие темы: «Тренинг уверенного поведения»; «Тренинг на развитие профессионально важных качеств»; «Тренинг саморегуляции»; «Понятие о психологических защитных механизмах»; «Способы психологической защиты в профессиональной деятельности»; «Психологические аспекты построения бесед сотрудников с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными».

Особое внимание психологами учреждений уделяется профессионально-психологической подготовке сотрудников. Проводятся лекционно-просветительские занятия, которые способствуют повышению психологической компетенции сотрудников в работе с осужденным. С целью выявления индивидуально-психологических особенностей и имеющихся выраженных негативных качеств необходимо не только обеспечить нормализацию состояния сотрудника, но и активизировать его усилия по самостоятельной нормализации жизнедеятельности.

Психокоррекционная работа включает в себя использование следующих методов и техник:

1) техники релаксации и саморегуляции (с использованием видео и аудиоматериала);

2) ароматерапия и фитотерапия;

3) использование современного психокоррекционного оборудования (приборы аудиовизуальной стимуляции, массажные кресла, аудио и видеотехника);

4) арт-терапия, направленная на проработку негативных чувств и эмоций;

5) аутогенная тренировка;

6) социально-психологические тренинги, направленные на развитие навыков деловой и конструктивной беседы, разрешение межличностных конфликтов.

К факторам, предупреждающим возникновение поведенческих деструкций, направленных во вне, на окружение (все формы агрессии, использование жаргонизмов, нарушения законности, совершение преступлений, др.) у сотрудников УИС, относятся:

- владение навыками саморегуляции и самоконтроля,

- осознанное использование в служебной деятельности навыков ассертивного поведения,

- наличие высокого уровня развития правосознания, основанного на принятии и признании закона на уровне общечеловеческих ценностей, уважении к праву,

- наличие здорового организационного климата.

Особое внимание уделяется психологическому сопровождению сотрудников, включенных в «группу психологического сопровождения». На учете состоят сотрудники, личностные качества и особенности поведения которых, могут негативно сказаться на эффективности деятельности учреждения или привести к чрезвычайным ситуациям, нарушениям законности и служебной дисциплины, а также угрожающие психическому и физическому здоровью сотрудников.

Выводы. Проведенный анализ работы с сотрудниками показал, что основные цели включения и последующего сопровождения сотрудников:

- предотвращение и профилактика деструктивного поведения, чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев с сотрудниками;

- поддержание оптимального уровня работоспособности и эффективности деятельности сотрудников.

Еще одним направлением профилактической работы с данной категорией сотрудников, является психопросвещение. При исполнении данного направления психологи проводят лекционные занятия, индивидуальные и групповые беседы, раздают памятки с психологической информацией сотрудниками учреждения, а также оформляют стендовую наглядную агитацию. Темы лекций, используемые психологами: «Развитие у сотрудников способности противостоять агрессивным воздействиям и провокациям со стороны осужденных»; «Особенности личности осужденных за различные виды преступлений и способы психологического воздействия на них»; «Способы психологической защиты в ситуации проявления внешней агрессии»; «Разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников УИС». А также в повседневной деятельности психологами учреждений налажено взаимодействие с руководителями отделов и служб, с целью обмена упреждающей информации о эмоциональном состоянии сотрудников учреждения (наличие проблем по службе, семейные проблемы).

Сотрудниками межрегионального отдела психологической работы в рамках проводимых методических семинаров с психологами проводится обучение современным методам психологической коррекции личности сотрудника, на следующие темы: «Пуговичная терапия», «Маскотерапия», «Интуитивное (правополушарное) рисование», «Ароматерапия, с элементами релаксации и саморегуляции», «Психологическое консультирование с использованием метафорических ассоциативных карт», «Коллажирование», «Песочная терапия», «Деловые игры на развитие коммуникативных навыков», «Стеклохождение».

Таким образом, важнейшим условием профилактики деструктивных явлений являются, во-первых, профессиональная среда и коллектив, в котором находится сотрудник, а, во-вторых, стремление самого сотрудника к самовоспитанию.

Отдельным направлением осуществления воспитательной работы, направленной на профилактику деструктивного поведения можно рассматривать развитие профессиональной этики сотрудников. Здесь можно выделить следующие профилактические мероприятия: постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, повышение общей культуры, создание компенсирующих условий для расширения социальных связей, вовлечение в коллективные мероприятия (походы, экскурсии).

Одним из основных видов психологической помощи, направленный на формирование (оптимизацию) необходимых качеств человека, с целью повышения его адаптационных возможностей к социализации применяется психологическая коррекция. применение техник психологической саморегуляции не только способствует повышению стрессоустойчивости, личностного саморазвития, но также весьма эффективно при кризисных состояниях, разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе служебной деятельности, что особенно значимо для сотрудников УИС. Для достижения целей и задач профессиональной психологической подготовки сотрудников и формирования устойчивых знаний, умений и навыков применяются формы занятий, приближенные к реальным условиям их деятельности. Эта часть подготовки может быть

представлена проведением мастер классов, ситуационными задачами и блиц-играми, ролевыми играми, отражающими специфику служебных задач.

Исходя из проведенного анализа, видно, что имеющиеся нормативно-правовое регулирование психологической деятельности, программы психокоррекционных занятий, материалы психологического просвещения позволяют в полной мере осуществлять качественную профессиональную психологическую подготовку учитывая актуальность проблемы организации психологического сопровождения сотрудников, есть необходимость в проведении следующих мероприятий: определение частных (специфичных) мишеней психокоррекционного воздействия; разработке краткосрочных целевых психокоррекционных программ (снижение агрессии, развитие коммуникативных навыков; формирование навыков антиманипулятивного поведения и т.д.).

Литература:

1. Болдырева, Т.А. Деформации личности: попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности. / Т.А. Болдырева // Вестник Оренбургского государственного университета, 2014. - №2 (163). - С. 195-198

2. Большой энциклопедический словарь: [А-Я] / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, - 1997. - 1434 с.

3. Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь / В.Г. Власов. - СПб: Икар. - 1993. - С. 67.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2005. - 240 с.

5. Калманов, Г.Б. Предупреждение деструктивных форм поведения сотрудников УИС: методические рекомендации / Г.Б. Калманов, А.В. Кокурин, А.Н. Котляров, А.И. Мокрецов. - М.: ОПС ГУИН Минюста России; НИИ УИС Минюста России, - 2005. - 96 с.

6. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», - 1996. - 308 с.

7. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: Современный литератор. - 2004. - 976 с.

8. Федорова, Е.М. Проблемы психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы: аналитический обзор с предложениями / Е.М. Федорова, С.В. Кулакова, Л.В. Мешкова, О.Л. Дегтярева ФКУ НИИ ФСИН России. - М. - 2014. - 53 с.

9. Черкасова, М.А. Психологический мониторинг профессионального выгорания сотрудников УИС России: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06 / М.А. Черкасова Вологда. - 2014. - 187 с.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат психологических наук, доцент Камакина Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье представлен опыт исследования социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста. Описана актуальность и специфика изучения проблемы адаптации к школьному обучению школьников. Создание благоприятной социально-психологической адаптации в начальной школе является одной из важнейших задач в деятельности современной образовательной организации в период адаптации первоклассников. ФГОС НОО устанавливает психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования, которые в свою очередь должны обеспечивать социально-психологическую адаптацию обучающихся к условиям образовательной организации с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной среде. В современной ситуации серьезных изменений образовательной среды: цифровизация, расширение форм обучения, диверсификация образовательного процесса, инклюзивное образование проблема адаптации все более тревожит педагогов и родителей. Проанализированы результаты последних исследований педагогов и психологов в данной области. Проблема социально-психологической адаптации имеет междисциплинарный характер, изучается в разных отраслях научного знания. В статье описаны результаты исследования особенностей социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста в образовательных организациях разного типа. Выдвинута гипотеза о качественных различиях в социально-психологической адаптации первоклассников, обучающихся в городских и сельских школах. Выявлены положительные и отрицательные корреляционные связи между уровнем адаптации и определенными параметрами социально-психологической адаптации первоклассников.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, младший школьник, образовательная организация, начальная школа, образование.

Annotation. The article presents the experience of researching the socio-psychological adaptation of children of primary school age. The relevance and specificity of studying the problem of adaptation to school education of schoolchildren is described. Creating a favorable socio-psychological adaptation in primary school is one of the most important tasks in the activities of a modern educational organization during the period of adaptation of first-graders. The Federal State Educational Standard of NEO establishes the psychological and pedagogical conditions for the implementation of the primary general education program, which in turn should ensure the socio-psychological adaptation of students to the conditions of the educational organization, taking into account the specifics of their age-related psychophysiological development, including the features of adaptation to the social environment. In the current situation of serious changes in the educational environment: digitalization, expansion of forms of education, diversification of the educational process, inclusive education, the problem of adaptation is increasingly worrying teachers and parents. The results of recent research by teachers and psychologists in this area are analyzed. The problem of socio-psychological adaptation is interdisciplinary in nature and is studied in different branches of scientific knowledge. The article describes the results of a study of the characteristics of socio-psychological adaptation of children of primary school age in educational organizations of various types. A hypothesis has been put forward about qualitative differences in the socio-psychological adaptation of first-graders studying in urban and rural schools. Positive and negative correlations were revealed between the level of adaptation and certain parameters of socio-psychological adaptation of first-graders.

Key words: socio-psychological adaptation, junior schoolchild, educational organization, primary school, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.