Научная статья на тему 'Профилактика асоциального поведения студенческой молодежи средствами физической рекреации'

Профилактика асоциального поведения студенческой молодежи средствами физической рекреации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ANTISOCIAL BEHAVIOR / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / PHYSICAL RECREATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / SOCIAL EXPERIENCE / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / MODEL OF PEDAGOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джаубаев Ю. А., Саркисова Н. Г.

В статье представлена авторская идея решения проблемы профилактики асоциального поведения в студенческой среде. Приведены данные социологического опроса студентов, выявляющие их отношение к собственному здоровью, вредным привычкам и физической рекреации как фактору предупреждения асоциальных форм поведения. Раскрыта сущность и значение физической рекреации, определены основы построения модели педагогической системы профилактики и технология ее реализации. Приведены данные экспериментальной работы, подтверждающие эффективность авторской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джаубаев Ю. А., Саркисова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of anti-social behavior of students by means of physical recreation

The authors present an original way of solving the problem of antisocial behavior prevention among students. The article considers the data of the sociological survey of students, revealing their attitude to their own health, bad habits and physical recreation as a factor preventing anti-social behavior. The authors describe the essence and value of the physical recreation, discuss the basis of the model of pedagogical prevention and the technology of its implementation. The experimental work confirming the efficiency of the authors' system is also reviewed.

Текст научной работы на тему «Профилактика асоциального поведения студенческой молодежи средствами физической рекреации»

УДК 614.8.084

Джаубаев Юруслан Ахметович

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета

Саркисова Нелли Григорьевна

Dzhaubaev Yuruslan Akhmetovich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Dean of the Physical Education Faculty, Karachay-Cherkessia State University

Sarkisova Nelli Grigorievna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Sport Disciplines Department, Karachay-Cherkessia State University

кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ

Аннотация:

В статье представлена авторская идея решения проблемы профилактики асоциального поведения в студенческой среде. Приведены данные социологического опроса студентов, выявляющие их отношение к собственному здоровью, вредным привычкам и физической рекреации как фактору предупреждения асоциальных форм поведения. Раскрыта сущность и значение физической рекреации, определены основы построения модели педагогической системы профилактики и технология ее реализации. Приведены данные экспериментальной работы, подтверждающие эффективность авторской системы.

Ключевые слова:

профилактика, студенческая молодежь, здоровый образ жизни, асоциальное поведение, физическая рекреация, социальный опыт, модель педагогической системы.

PREVENTION OF ANTI-SOCIAL BEHAVIOR OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL RECREATION

Summary:

The authors present an original way of solving the problem of antisocial behavior prevention among students. The article considers the data of the sociological survey of students, revealing their attitude to their own health, bad habits and physical recreation as a factor preventing anti-social behavior. The authors describe the essence and value of the physical recreation, discuss the basis of the model of pedagogical prevention and the technology of its implementation. The experimental work confirming the efficiency of the authors' system is also reviewed.

Keywords:

prevention, students, healthy lifestyle, antisocial behavior, physical recreation, social experience, model of pedagogical system.

В условиях сложившейся социокультурной ситуации в России наиболее подверженной социальным стрессам оказалась молодежь. В настоящее время наблюдается резкий рост девиаций в молодежной среде, поэтому проблема профилактики асоциальных явлений в образовательных учреждениях является актуальной.

Стратегическими задачами социальной политики России является сохранение и укрепление здоровья, организация культурного досуга и физического развития молодежи. Эти задачи нашли отражение в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», которая ориентирует на широкое использование средств физической культуры, спорта и активного отдыха в работе с молодежью. Реализация программы актуализировала поиск перспективных направлений профилактики асоциальных явлений посредством популяризации активного отдыха, здорового образа жизни и приобщения молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Анализ специальной литературы и практического опыта показал, что проблема профилактики асоциальных явлений в молодежной среде рассматривалась представителями многих наук, однако до сих пор не разработана эффективная система профилактики этих явлений. Одним из перспективных подходов к решению проблемы может быть использование потенциала физической рекреации, имеющего мощные ресурсы для педагогического воздействия на развитие личности, формирующие ее позитивный социальный опыт.

В работе В.М. Выдрина были определены основные функции рекреации: 1) удовлетворение биологических потребностей человека в двигательной активности; 2) удовлетворение потребности в развлечении, получении удовольствия, наслаждения; 3) переключение с одного вида

деятельности на другой; 4) активизация деятельности организма с помощью физических упражнений; 5) профилактика неблагоприятных воздействий; 6) восстановление сниженных или временно утраченных функций организма [1].

Понятие «Физическая рекреация» является базовым в теории и методике физического воспитания, оздоровительной физической культуре, педагогике здоровья и валеологии. «Физическая рекреация» представляет собой социально организованный процесс, направленный на восстановление и поддержание физического и духовного потенциала личности. Рекреационный эффект определяется степенью удовлетворения потребностей общества и личности в активном отдыхе и восстановлении работоспособности после физической, психической и умственной нагрузки, состоянием здоровья и наличием положительного социального опыта [2].

В образовательном процессе высшей школы России слабо используются педагогические возможности рекреационной среды вуза для профилактики асоциальных явлений. Установлено, что рекреационная среда вуза имеет значительный потенциал в формировании готовности студентов к жизнедеятельности и воспитании у них здорового образа жизни [3]. Они реализуются в двух видах рекреации: двигательной (физической), которая связана с выполнением широкого комплекса двигательных действий и специальных физических упражнений, и интеллектуальная, предусматривающая развитие познавательной активности посредством умственных заданий, игр и развлечений [4; 5].

Рекреация тесно связана с социокультурной и досуговой деятельностью, с игрой, творческими развивающими занятиями и другими видами активности человека, специально организованными для решения социально значимых целей, которые помогают ему приобрести социальный опыт, снять утомление, преодолеть стрессовые ситуации. Цель рекреации заключается в том, чтобы сформировать здоровую, социально активную личность, способную успешно функционировать в современном мире [6].

В исследовании, организованном и проведенном в 2009-2015 гг. на базе Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, опросом было охвачено 1017 студентов, их них юношей - 34 % и девушек - 66 %.

В результате исследования было выявлено, что более половины опрошенных студентов оценивают состояние собственного здоровья как «хорошее» (70 %), как «удовлетворительное» (26 %) и лишь 4 % - как плохое.

Информацию о вреде курения считают нужной - 89,8 % студентов и ненужной - 10,2 %, вредной - 99 %, полезной - 7,7 %.

Большинство опрошенных респондентов ответило, что они не употребляют алкоголь вообще - 81,2 %, употребляют - 18,8 %. Употребление алкоголя считают полезным для здоровья -2,8 %, полезным и вредным, зависящим от его количества - 20,2 %, вредным - 77 % опрошенных студентов. Информацию о вреде алкоголя считают: необходимой - 57,7 %; полезной - 28,3 % и бесполезной - 145 опрошенных.

Употребление наркотиков для здоровья и жизни считают: вредным - 97,7 %, полезным -2,3 % опрошенных. К наркотикам относятся отрицательно - 81,3 %, безразлично - 17 % и положительно - 1,7 % респондентов. По мнению студентов, люди, которые употребляют наркотики, вызывают: сочувствие - 40 %, осуждение - 29,3 % и безразличие - 30,7 %. Информацию по употреблению наркотических и психотропных веществ считают необходимой - 85 % опрошенных студентов, и 15 % ответили, что нет необходимости.

Относительно значимости физической рекреации как фактора профилактики асоциальных форм поведения положительно высказались 77,8 % опрашиваемых студентов, однако практическими методами ее использования в формировании основ здорового образа жизни владеют лишь 12,6 % студентов.

Полученные в результате опроса данные позволяют сделать вывод, что физическая рекреация может являться эффективным средством профилактики асоциальных форм поведения при условии понимания и реализации в жизнедеятельности студентов ее истинной культурной сущности, направленности ее на всестороннее и гармоническое развитие личности, с учетом их физического и психофизического состояния. При этом необходимо, чтобы данный процесс являлся опережающим по своему воздействию и предвосхищающим формирование асоциальных форм поведения. Этого можно достичь при построении научно обоснованной педагогической системы профилактики асоциальных форм поведения на основе физической рекреации.

Разработанная структурно-функциональная модель этой системы направлена на профилактику социально-негативного поведения студентов и включает в себя компоненты: целевой (определяется задачами социальной политики государства, требованиями социума, потребностями лич-

ности), функциональный (определяется совокупностью функций, реализуемых физической рекреацией), содержательный (включает программно-методическое обеспечение), операциональный (состоит из алгоритмов операций и способов осуществления физической рекреации).

Технология реализации авторской модели имеет следующие этапы: диагностический, ознакомительный, специализированный, коррекционный. Каждый этап характеризуется спецификой содержания и методов профилактического воздействия на студентов, позволяющих достигнуть запланированного результата, нивелировать проявление асоциальных явлений и формировать качества личности, обеспечивающие социально-позитивное поведение молодежи.

В ходе работы выявлены организационно-педагогические условия профилактики асоциального поведения молодежи, включающие: совместную профилактическую деятельность социальных педагогов, психологов, сотрудников МВД и преподавателей вуза; учет интересов подростков в процессе секционных занятий; программно-методическое обеспечение физической рекреации студентов; подбор адекватных педагогических методов, приемов и форм организации занятий, направленных на профилактику асоциального поведения; создание благоприятного эмоционального и психологического климата на занятиях; методическое и диагностическое обеспечение.

В результате опытно-экспериментальной проверки эффективности авторской системы, технологии ее реализации и условий профилактики асоциального поведения молодежи были выявлены следующие изменения в изучаемых параметрах. Повысился уровень социальной активности студентов с 27,8 % до 42,6 %, что стимулировало повышение дисциплинированности на 12,8 % по отношению к исходной. Зафиксировано значительное снижением конфликтности в образовательной и бытовой среде с 25,7 % до 9,4 %. Отмечено снижение проявлений негативных интересов и потребностей с 60,5 % до 23,3 %, изменилась мотивация учебной деятельности на 25,17 %.

Таким образом, физическая рекреация является эффективным средством профилактики асоциальных форм поведения студентов. Ее использование в образовательном пространстве вуза способствует организации активного отдыха и культурного досуга, дружеского общения, укреплению здоровья, формирует социальный опыт и влияет на качество жизни молодежи.

Ссылки:

1. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры // Теория и практика физкультуры. 1989. № 3. С. 2-4.

2. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Рекреационная среда вуза как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2014. № 4 (146). С. 22-27.

3. Там же.

4. Там же.

5. Петьков В.А., Чувилова Н.А. Проектирование саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 8-11.

6. Петьков В.А. Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 67-71.

References:

1. Vydrin, VM 1989, 'Physical recreation - type of physical training', Theory and Practice of Physical Education, no. 3, p. 2-4.

2. Bessarabova, YV & Petkov, VA 2014, 'The recreational environment of high school as means of formation of readiness of students with disabilities for life activity', Herald of Adygeya State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology, no. 4 (146), pp. 22-27.

3. Bessarabova, YV & Petkov, VA 2014, 'The recreational environment of high school as means of formation of readiness of students with disabilities for life activity', Herald of Adygeya State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology, no. 4 (146), pp. 22-27.

4. Bessarabova, YV & Petkov, VA 2014, 'The recreational environment of high school as means of formation of readiness of students with disabilities for life activity', Herald of Adygeya State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology, no. 4 (146), pp. 22-27.

5. Petkov, VA & Chuvilova, NA 2008, 'Designing self-physical potential of students of high school', Teacher education and science, no. 8, pp. 8-11.

6. Petkov, VA 2012, 'Organization of physical potential of self-development of students of high school', Herald of Adygeya State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology, no. 2, pp. 67-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.