реждения моббинга всех руководителей, проходящих первичное обучение, повышение квалификации и переподготовку; усиление в организации гласности принимаемых решений и ответственности, а также преодоление ролевых противостояний и группового эгоцентризма; выделение внутри службы по работе с персоналом лиц, отвечающих за профилактику моббинга и разрешение конфликтов в организации; создание консультативной сети, к которой привлечены как ведомственные, так и приглашенные извне специалисты-психологи, целью которых является проработка и устранение на рабочих местах конфликтных и моббинг-ситуаций.
В отечественных правоохранительных органах пока еще не отработан комплекс мер социально-правового, медицинского, психологического и иного характера по профилактике и разрешению моббинг-ситуаций. В то же время в практику зарубежных силовых структур (например, полиции ФРГ) внедрен соответствующий инструментарий, позволяющий успешно реализовывать в работе с сотрудниками следующий принцип; “Моббинг лучше предупредить, чем разрешать”. В этой связи в начатой реорганизации МВД России будут полезны такие меры, как:
- улучшение за счет трансформаций в оргкультуре и в стиле управления служебной совместимости, сплоченности и благоприятного морально-психологического климата в подразделениях и в целом в организации;
1 - повышение у сотрудников уважения к избранной про-
фессии и соблюдение норм профессиональной полицейской этики;
- развитие института поручительства за кандидатов на службу и при включении сотрудников в резерв кадров на повышение;
- расширение гласности в деятельности ОВД, а также наличие общественного контроля и критики со стороны общественных институтов и населения за их функционированием;
- формирование правильного отношения руководства и всех сотрудников к профдеформации и снятию остроты ее проявлений;
- создание инновационного климата для внедрения форм и методов управления и кадровой работы, способствующих профессионально-личностному росту сотрудников ОВД;
- разнообразие форм коллективного проведения досуга, так как сегодня значительная часть правонарушений и иных деликтов совершается во внеслужебное время.
Итак, если не предпринимать специальных мер, моббинг в коллективах ОВД, часто начинающийся из-за психологической несовместимости людей или из-за одной допущенной кем-либо профессиональной ошибки, позже, когда она даже публично признана лицом, ее допустившим, в дальнейшем развивается необратимым образом и в силу групповой динамики приводит к прогрессирующей социальной изоляции и выдавливанию притесняемого с рабочего места. Более того, из-за появления у согрудника-жертвы позиции, отражающей эскалацию недоверия и враждебности к обидчикам, усугубляется процесс антагонистического противостояния в коллективе. Притесняемый сотрудник в конечной стадии процесса моббинга может даже предпринять попытку суицида. Последнее уже воспринимается как “ЧГГ, причем как внутри организации, так и вне нее. По итогам проведенных по такому поводу обязательных служебных проверок, как правило, констатируется, что в произошедшем “виноваты конкретные руководители, не обеспечившие своевременного принятия управленческих решений или профилактических мер, а также должный контроль за деятельностью подчиненных”. Акцентируя подобный вывод, часто встречаемый в практике ОВД, нельзя игнорировать другие причины, ведущие к суициду: неудовлетворительная организация режима груда и отдыха сотрудников ОВД, недостаточное внимание руководителей к семейно-бытовой сфере подчиненных и другие обстоятельства (2). Нами лишь еще раз подчеркивается, что кроме необходимых по заключительной стадии моббинга оргвыводов и
взысканий его возникновение уже долгое время негативно сказывалось на деятельности конкретного подразделения организации. Это, возможно, проявлялось, во-первых, в снижении качества и производительности труда, во-вторых, в трате рабочего времени руководителей на разбор жалоб жертвы и урегулирование социальной напряженности в коллективе, а в-третьих, в уже произведенных выплатах по нетрудоспособности из-за болезни жертвы или ее преждевременного выхода на пенсию, что в итоге требовало усилий по поиску новых работников на место уволившегося из-за моббинга.
Учитывая психологические закономерности феномена моббинга, нами разделяется позиция немецкого ученого Ф. Нойбергера (1999 г.), что в моббинг-процессе активность воздействия присуща обеим сторонам, а поэтому не следует делать одну из них инициатором, а другую - пассивным получателем (жертвой) воздействий первой. Иначе говоря, за возникновение моббинг-ситуаций ответственность несут не только руководители, но и все сотрудники организации. Ведь, как убедительно подчеркивают немецкие ученые Линда и Аксель Ваниорек (1996 г.), “не оставайтесь безучастными к моббингу - следующей жертвой можете стать именно вы”.
Следует обратить внимание руководителей правоохранительных органов и коллег-психологов на то, что пора от упрощенного восприятия социально-психологических реалий в первичных коллективах переходить к формированию адекватного их восприятия и принятию мер по реализации комплексного подхода в профилактике их возникновения и разрешения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ваниорек Л., Ваниорек А. Моббинг: когда работа становится адом. - М., 1996.
2. Марьин М.И., Касперович Ю.Г., Рыбников В.Ю., Вой-цех В.Ф., Мягких Н.И. Профилактика самоубийств в органах и подразделениях внутренних дел: Методическое пособие. - М., 2004.
3. Brinkmann R.D. Mobbing. Bullying. Bossing. - Heidelberg, 1995.
4. Moderne Polizeipsychologie in Schlbsselbcgriffen / Von M. Hcrmanutz; C. Ludwig; H.P. Schmalzl. - 2-е akt. und erw. Aufl. -Stuttgart (u.a.): Boorbcrg, 2001.
5. Richter A. Mobbing - Kleinkricg am Arbeitplatz // Polizei Sachcn. - 1998. - № 1.
ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛОЛЕТНИХ
Канд. юрид. наук, доцент В.Л. Цветков, зам. начальника кафедры Московский университет МВД России
Результаты опроса сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних показывают, что одна из серьезных проблем - умение проводить высокоэффективную индивидуальную работу - одно из основных средств профилактики и преодоления асоциального поведения малолетних. Эта работа должна способствовать формированию у малолетних такого поведения, которое способствовало бы адаптации в социальной среде, умения правильно, с точки зрения норм морали и права, выходить из проблемных ситуаций, т.е. нормальной социализации малолетних. Для этого сотрудник милиции должен обладать необходимыми практическими навыками.
Данный подход может быть объяснен с позиции концептуальной теории социального научения А. Бандуры. Он заметил, что иногда людям с первой попытки удается относительно успешно справиться с какой-либо задачей. Например, когда мы впервые пытаемся играть в футбол или управлять автомобилем, нам не приходится учиться самым элементарным движениям и постепенно выстраивать из них более сложные действия - мы просто совершаем попытку и обычно до-
56
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Ns і(23)
биваемся вполне приличных результатов. Это может происходить только в том случае, если еще до первой попытки у нас сложилось мысленное представление об этих действиях. Такие представления формируются посредством наблюдений за тем, как такие же действия совершают другие люди. Если мы видим, как других людей вознаграждают за совершение определенных действий, то мы в большей степени склонны к повторению этих действий. Если других людей наказывают за какие-то поступки, то мы стараемся не совершать их.
А. Бандура продемонстрировал это в серии экспериментов, известных под названием “Исследования с куклой Бобо” (1963 г.). В конце 50-х-начале 60-х годов в США пользовались популярностью детские телепередачи, героем которых был клоун Бобо. В ходе одного из главных экспериментов Бандуры детям показывали фильм, в котором женщина, похожая на школьную учительницу, играла с разными игрушками, в том числе с большой надувной куклой Бобо. В одном варианте фильма женщина обращалась с игрушками вполне доброжелательно. В другом варианте она нападала на клоуна Бобо и “задавала ему трепку”. После просмотра одного из вариантов фильма детей приглашали в соседнюю комнату, где были игрушки, в том числе и кукла Бобо. Дети, которые посмотрели фильм, где была показана “разумная” игра, обычно тоже играли “разумно”. С другой стороны, дети, видевшие, как Бобо получил “трепку”, подражали действиям женщины и были склонны к такому поведению. Заметьте, что в процессе социального научения мы не получаем прямого поощрения или наказания - мы действуем согласно сформировавшейся у нас мысленной модели поведения.
Другими словами, можно сказать, что согласно теории социального научения А. Бандуры дети усваивают модели поведения взрослых и сверстников, находящихся в их непосредственном окружении.
Как показали результаты нашего исследования личности малолетних, процесс формирования первичных ценностных систем - вещь совершенно таинственная. В процессе воспитания есть какие-то моменты, непонятные и неведомые ни воспитателю, ни воспитуемому. Мы часто передаем ребенку совсем не то или не совсем то, что намеревались. Эффективность процесса “передачи себя” воспитуемому в значительной мере зависит от разнообразных жизненных образцов и ролей взрослого мира. Это гораздо важнее для социализации малолетнего, чем образование, бытовые условия, достаток или бедность.
Поэтому, исходя из опыта организации обучения в США, для реализации программ первичной профилактики и компетентной профессиональной деятельности в области ранней профилактики асоциального поведения малолетних, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, а также других служб нуждаются в тренинге навыков, связанных с их специализацией. Главным в такой подготовке является предоставление возможности сотрудникам пройти через фазу личностно-профессионального роста, почувствовать на себе, как она действует, и помогает увидеть собственные проблемы. Это положение основывается на том, что с точки зрения профилактики основным является признание важности психосоциальных факторов, принятие во внимание сложности проблемы и способов, которыми отдельные психологические, социальные факторы и внешняя среда влияют на поведение.
Именно поэтому использование активных методов обучения - деловых игр, тренингов - и моделирование разрешения проблемных ситуаций позволяет тем, кто работает с трудными детьми, не только углубить и пополнить свои знания, но и усовершенствовать свои профессиональные навыки на основе активности в процессе обучения, анализа проблемных ситуаций и способов их решения. Опыт проводимых реформ в США, Германии и Англии показал, что перспективным направлением является введение программ тренингов, направленных на развитие “функционального повеления сотрудников” и “расширение их профессионального репертуара”, яв-
ляющихся необходимым условием обеспечения профилактики антиобщественного поведения у малолетних. В этой связи актуальной является разработка концептуально и теоретически обоснованной программы подготовки заинтересованных сотрудников, реализуемой в профессиональной деятельности с целью действенного предупреждения и преодоления асоциального поведения у малолетних, так как программы, составленные на основе концептуальной модели, более последовательны и лучше организованы, чем те, которые не опираются на модели.
Одним из возможных подходов к разработке программы личностно-профессиональной подготовки сотрудников милиции, работающих с малолетними в области превенции отклоняющегося поведения, может стать модель первичной профилактики асоциального поведения. Эта программа концептуально рассматривает преодоление проблемных ситуаций как деятельность личности, направленную на поддержание или сохранение равновесия между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Взаимодействие личности и среды регулируется двумя процессами: когнитивной оценкой и копингом.
Выделяется два вида оценочной когнитивной активности -первичная и вторичная оценка. Первичная оценка связана с информацией о том, что произошло и как влияет произошедшее изменение на благополучие индивида, и характеризует три вида стресса: 1) вред (ущерб), отражающий связь с предшествующим опытом; 2) угроза, отражающая предполагаемый ущерб; 3) вызов, обращенный к потенциальным ресурсам личности. Первичная оценка определяется степенью воспринимаемой угрозы, свойствами стрессора, психологической конституцией индивида и позволяет сделать выводы об оценке ситуации как угрожающей или как ситуации изменения, не несущей угрозы благополучию. Вторичная оценка дополняет первичную и определяет, какими методами возможно оказать влияние на негативные события и их исходы, т.е. определяет процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса.
Стратегия преодоления трудностей выполняет две функции: регуляцию эмоций и управление проблемами, вызывающими дистресс. Обе эти функции используются в стрессовых ситуациях, и соотношение каждой из этих функций изменяется в зависимости от оценки стрессовой ситуации. Стратегия преодоления трудностей, направленная на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, при помощи которых личность редуцирует эмоциональное напряжение и эмоциональный компонент дистресса. Действия, при которых личность пытается устранить угрозу (влияния стрессора), определяется как стратегия, направленная на проблему. Эффективная стратегия приводит к получению желаемого результата, который подкрепляется чувством компетентности и способствует поощрению будущих попыток преодоления стресса, а неэффективная стратегия разрешения трудных ситуаций вызывает чаще всего дополнительный стресс, приводящий к чувству неудовлетворенности.
Поведение личности, направленное на устранение или уменьшение интенсивности воздействия стрессора на личность называют активной стратегией разрешения трудных ситуаций. Преобладание ннтрапсихических форм преодоления стресса, предназначенных для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, рассматривается как пассивная стратегия разрешения трудных ситуаций.
Стратегия разрешения трудных ситуаций регулируется посредством применения стратегий на основе личностных и средовых стратегий-ресурсов.
Стратегии разрешения трудных ситуаций являются актуальными ответами личности на воспринимаемую угрозу как способ совладания со стрессом, а относительно стабильные характеристики личности и среды, с которой они взаимодействуют, определятся как стратегии-ресурсы. Они обеспечивают психологический фон для преодоления стресса и способствуют выбору стратегии разрешения трудной ситуации.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
57
К личностным стратегиям-ресурсам относятся Я-концен-, ция, локус контроля, восприятие социальной поддержки, эмпатия, аффцлиация, мораль и другие психологические конструкты личности. Одним из важных средовых стратегий-ресурсов является социальная поддержка, характеризуемая как обмен ресурсами по крайней мере между двумя индивидуумами, один из которых является: поставщиком социальной поддержки (например, сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних), а другой (непосредственно сам несовершеннолетний) - получателем с целью повышения благополучия.
Теоретическим подходом к разработке программы подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних* а также сотрудников других служб, занимающихся проблемами малолетних, к проведению первичной профилактики асоциального Поведения у малолетних может стать рассмотрение стратегии разрешения трудных ситуаций й‘ профессионально значимых качеств (личностно-средовых стратегий ресурсов сотрудников различных служб органов внутренних дел) в рамках разработанной модели первичной ко-пинг-профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским/Ее цель заключается в формировании активного, функционального адаптивного поведения, направленного на профилактику асоциального поведения малолетних. ' !
Основным способом реализаций стратегии разрешения трудных ситуаций с малолетними нарушителями является, прежде всего, по нашему мнению, обучение сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних социальным навыкам и умениям преодоления стрессовых и проблемных ситуаций, а также оказание социальной поддержки малолетним.
ЛИТЕРАТУРА
1. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - М., 2004.
2. Реан А.А. Семья и дети группы риска: проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Мир детства. -2004. - № 1.
3. Цветков В.Л. Проблемы совершенствования профилактической работы асоциального поведения малолетних в деятельности сотрудников внутренних дел: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. - М., 2004.
4. Цветков В.Л. Психология асоциального поведения малолетних. Монография. - М.: Щит-М, 2004.
'5. Цветков В.Л. Психология деятельности сотрудников органов внутренних дел по профилактике и преодолению асоциального поведения. Монография. - М.: Моек, ун-т МВД России, 2004.
6 Bandura A.- Social learning. Theority. - Englewood Cliffs, N.-Y. Prertice-HalE*1977.
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОМПОНЕНТЕ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
З.Р. Танаева, ст. преподаватель
Учебный центр ГУВД Челябинской области
Эффективная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних предполагает комплекс мероприятий, успешное осуществление которых во многом зависит от специалистов, работающих с несовершеннолетними правонарушителями. Однако среди множества факторов, обусловливающих проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, можно выделить и недостаточную подготовленность
специалистов, работающих с данной категорией лиц. Теоретико-экспериментальные исследования показали, что содержание образования юридических вузов является отражением важнейших изменений, происходящих в обществе, однако в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних даннай проблема в настоящее время относится к числу менее разработанных.
Существующие программы высших юридических образовательных учреждений создают необходимую психологическую основу для подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, играют существенную роль в повышении правовых знаний в области расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, однако они не рассчитаны на специфику работы с данной категорией лиц, в них не предусмотрено обучение методике организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Кроме того, отдельные аспекты подготовки к этому виду деятельности рассматриваются в разных дисциплинах обособленно.
Для обеспечения высокого уровня подготовки выпускников юридических вузов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, способных решать профессиональные задачи в условиях изменяющейся социально-политической обстановки, увеличения уровня и качественного изменения преступности несовершеннолетних, необходимо решить проблему научно обоснованного построения всего учебно-методического обеспечения процесса подготовки специалиста к данному виду деятельности. В этой связи особую актуальность, на наш взгляд, приобретает разработанная нами междисциплинарно-правовая педагогическая система подготовки будущего юриста к работе с подростками-правона-рушителями, определяющаяся интеграцией ее компонентов: психолого-педагогического (ознакомление с научно обоснованной методикой организации работы с несовершеннолетними правонарушителями), правового (овладение необходимыми теоретическими знаниями в области права) и поведенческого (развитие положительной, устойчивой мотивации обучаемых к работе с несовершеннолетними правонарушителями).
Остановимся подробно на психолого-педагогическом компоненте разработанной нами системы. Психолого-педагогический компонент системы подготовки будущего юриста к работе с несовершеннолетними правонарушителями позволяет научно обосновать требования к процессу профилактики подростковой преступности и выработать научно обоснованную методику организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Возможности психолого-педагогических методов в перевоспитании девиантных подростков доказаны многими исследователями (А.Г. Антонова, И.Т. Буху-лейшвили, Н.Н. Верцинская, А.С. Новоселова, Т.В. Писарева, В.А. Родионов и др.).
Актуальность овладения психолого-педагогическими знаниями в работе с несовершеннолетними правонарушителями также очевидна. Поскольку нормативные документы (приказы, директивы, указания) ставят перед специалистами задачи, регламентирующие круг обязанностей, предписывают, что необходимо делать, но не дают ответа на вопрос, как это делать, на местах отсутствует научно обоснованная методика организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. Поэтому большинство специалистов, работающих с данной категорией лиц, испытывают трудности в проведении обследования по выявлению сущности и причин отклоняющегося поведения подростков; в анализе полученных результатов; в выборе форм и методов работы, адекватной уровню и виду отклоняющегося поведения подростков; в проведении групповой и индивидуальной профилактической работы с данной категорией подростков и их родителями; в составлении психолого-педагогической характеристики на правонару-
58
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)