товать квалифицированными кадрами территории юга области.
3. Уровень организации детской наркологической службы в структуре ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» позволяет оказывать адекватную комплексную наркологическую помощь несовершеннолетним на современном уровне.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ НАРКОТИЗАЦИИ
И АЛКОГОЛИЗАЦИИ ЗА РУЛЕМ
О.Н. Конищева
Тюменский ОНД
«Дорожные войны» - хлесткое название передачи становится все более и более распространенным явлением, и немаловажную роль здесь играют водители в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. И если раньше было принято говорить - пьяный за рулем - преступник, то сейчас все чаще приходится слышать - пьяный за рулем-убийца.
В большинстве государств законодательно приравнивают вождение автомобиля в состоянии наркотического опьянения к управлению автомобилем в состоянии алкогольного опьянения (Белоруссия. Великобритания, Германия, Испания, США, Украина, Финляндия, Франция). В Великобритании пьяного водителя могут посадить на 6 месяцев при условии, что тот не попадал в ДТП, и лишить лицензии на вождение на один год. А если по его вине случилась авария с пострадавшими, - закон предусматривает тюремное заключение сроком до 14 лет, штраф в размере 5 тыс. фунтов. Распространен и дифференцированный подход, так в США, если в первый раз водитель признан виновным в вождении по действием наркотиков или алкоголя, могут приговорить к тюремному заключению сроком до шести месяцев или потребовать уплаты штрафа в размере от 390 до 1000 долларов (плюс примерно в три раза большую сумму за судебные издержки). Транспортное средство может быть конфисковано, и за его хранение дополнительно выставлен счет. Повторно водитель может быть оштрафован на сумму в размере до 5 000 долларов плюс судебные расходы и другие взыскания. Такое лицо также может быть приговорено к лишению свободы сроком от 1 до 365 дней, с отбыванием наказания в тюрьме. Интересно то,
что «если обвиненный в вождении в нетрезвом состоянии страдает алкоголизмом, зависимостью от наркотических веществ наркотикам то, возможна отсрочка предъявления обвинения. При получении отсрочки, признание виновным в вождении в нетрезвом состоянии будет отложено до момента, когда будет пройден одобренный курс лечения от алкоголизма / наркотической зависимости. Также необходимо будет выполнить определенные требования Департамента выдачи водительских прав и разрешений и суда, которые могут включать в себя установку системы блокировки зажигания, приобретение установленной страховки и другие. После прохождения курса лечения и выполнения требований суда обвинения в управлении в нетрезвом состоянии могут быть сняты» [2]. В 2010 году был создан прецедент, когда за девятикратное нарушение запрета на вождение в пьяном виде 52-летний водитель был приговорен к пожизненному заключению. Во многих странах ЕС само вождение в пьяном виде считается уголовным преступлением: в Дании у водителя, трижды нарушившего это правило, конфискуют машину, в Испании предусмотрен тюремный срок от 3 месяцев до 2 лет, в Финляндии - до 4 лет лишения свободы. В Германии за пьяную езду - штраф до 3 тыс. евро, лишение прав на срок до шести месяцев и направление на медико-психологическое обследование на «базовую вменяемость» (Ию1еп1е81;) стоимостью 500 евро. При помощи так называемого Б1^еп8сгееш^ делаются попытки установить факт постоянного потребления наркотиков. Водитель неоднократно приглашается на обследование (причем срабатывать должен эффект неожиданности), и если обнаружится, что он употребляет наркотик, то ему придется проходить серьезное тестирование на разрешение выдачи водительского удостоверения, где шансов на получение разрешения на управления очень мало.
В Китае, вождение в нетрезвом виде (даже без совершения ДТП) рассматривается как уголовное преступление. Если же в результате ДТП погибли люди возможно вынесение смертного приговора. Так, в 2009 году к смертной казни приговорили нетрезвого водителя, сбившего пять человек. Аналогичное преступление в Таиланде может расцениваться как преднамеренное убийство, нанесение увечий и ущерба имуществу. В 2005 году пьяного водителя, сбившего в четырех ДТП восемь человек (четверо погибли), так же приговорили к смертной казни. Не думаю, что в российское законодательство, когда-нибудь, бу-
дет введено столь суровое наказание за управление транспортом в состоянии опьянения, но то, что наказание следует ужесточить, ввести уголовную ответственность за повторное задержание в состояние опьянения и усилить наказание за ДТП со смертельным исходом, давно обсуждается на самом высоком уровне. Считаем, что необходимо усилить контроль за выдачей медицинской справки на разрешение управление транспортом, что бы исключить случаи разрешения лицам, злоупотребляющим ПАВ и, конечно, законодательно закрепить объем диагно-стико - профилактических мероприятий с лицами, допустившими управление автотранспортом в состоянии опьянения.
За рубежом, для тех, кто нарушил закон впервые, разработана 3-х месячная программа АВ-541 стоимостью $502. Оплата полной стоимости программ производится самими нарушителями. Занятия проходят один раз в неделю в течение 12 недель. Программа для вторичных нарушителей 8Б-38 длится 18 месяцев. Ее стоимость составляет уже $1534. В течение первого года в программе 8Б-38 занятия также проходят еженедельно. После выполнения всех требований первого года обучения, клиент посещает вторую серию занятий, которая длится 6 месяцев, получает разрешение, на основание которого выдаются где водительские свидетельства. Когда в 1977 году эти программы только вводились в США, около 75% автомобилистов, уличенных в вождении в нетрезвом виде, нарушали закон снова. Теперь этот показатель снизился до 25%.
Минздравсоцразвития России также предлагает установить контроль за водителями, лишенными прав за управление транспортом в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, осуществляя профилактическое либо диспансерное наблюдение с периодическим лабораторным контролем отсутствия факта употребления токсических веществ. Санкции, применяемые к водителям, предлагались вводить идентичные зарубежным (США, Скандинавия). Там, в ходе программы реабилитации водителям предоставляются знания о различных негативных последствиях употребления алкоголя, анализируются их отношения с алкоголем. С участниками программы психологической помощи разбирают последствия недопустимого поведения в прошлом, связанного с выпивкой, стараются сформировать у них новые привычки. Выполнение водителями условий программы
отслеживается, о результатах информируется суд и другие службы.
При анализе информации о лицах, лишенных управления транспорта за 2011 год, любезно представленной ГИБДД Тюменской области, становится очевидно, что из 1963 лишенных за управление транспортом в состоянии опьянения, одурманивания на учете с диагнозом зависимость от алкоголя состоят 2 - человека, зависимостью от наркотических веществ 24 человека. После проведенного анализа амбулаторных карт, состоящих на учете, стало очевидно, что разрешение на управление транспортом, в соответствии с действующим законодательством было выдано по решению Врачебной комиссии Тюменского ОНД больным наркоманией только в 4 случаях, (ремиссии от 1 г. 6 мес. до 5 лет и более). Больным алкоголизмом (этим двум диспансерным больным) разрешение на управление транспортом не давалось. На круглосуточном посту экспертизы данные водители освидетельствованы не были, были освидетельствованы на посту сотрудниками ГИБДД с алкогольным опьянением. За период 2009-2011 год только больным наркоманией, состоящим на диспансерном было выдано 160 разрешений на управление транспортом категории «В» без права работы по найму.
За 2009 год за разрешением получения справки на вождение обращались 65 пациентов больных с зависимостью от опиатов средней стадии, отказано в выдаче разрешении - 0. Ремиссию более 5 лет имели 16 пациентов с зависимостью от опиатов средней стадии, которым было разрешено управление транспортом категории В без права найма на работу, сроком на 1 год, ремиссии более 4 лет - 18 пациентов, ремиссии более 3 лет - 16 пациентов, более 2 лет -8 пациентов, более 1 года - 7 пациентов с зависимостью от опиатов средней стадии.
За 2010 год за разрешением получения справки на вождение обращались 43 пациента больных с зависимостью от опиатов средней стадии, отказано в выдаче разрешении - 1. Ремиссии более 5 лет имели 9 пациентов с зависимостью от опиатов средней стадии, которым было разрешено управление транспортом категории В, без права найма на работу, сроком на 1 год, ремиссии более 4 лет - 2 пациента, ремиссии более 3 лет - 10 пациентов, более 2 лет - 9 пациентов, более 1 года - 12 пациентов с зависимостью от опиатов средней стадии.
За 2011 год за разрешением получения справки на вождение обращались 52 больных наркоманией, 8 человек - отказано в выдаче раз-
решения на управление транспортом, 44 - дано заключение о разрешении к управлению транспортом категории «В», без права работы по найму, сроком на 1 год.
Ремиссии более 5 лет имел 22 пациента с зависимостью от опиатов средней стадии, которым было разрешено управление транспортом категории В, без права найма на работу, сроком на 1 год, ремиссии более 4 лет - 5 пациента, ремиссии более 3 лет - 9 пациентов, более 2 лет - 6 пациентов, более 1 года - 2 пациента с зависимостью от опиатов средней стадии. Все разрешения давались Врачебной комиссией, учитывались наличие ремиссии, регулярность динамического наблюдения, сведения от родственников, данные бытовых и производственных характеристик, экспресс-тестирования, экспериментально-психологического тестирования. Ведь достоверно известно, что больные наркоманией опасны за рулем не только в состоянии одурманивания, но и в абстинентном синдроме [1]. Проанализировав статистику, становится очевидным, что только 1,3% из тех, кто лишен водительских прав за управление транспортом в состоянии опьянения, состоят на диспансерном учете в наркологическом диспансере и к ним могут быть применены определенные законодательные ограничения в выдачи разрешения на управления транспортом, которые, кстати, по нашему опыту дисциплинируют пациента, делают его заинтересованным в регулярном динамическом наблюдении и длительной ремиссии. Остальная многочисленная категория нуждается в серьезных ди-агностико - профилактических мероприятиях для предупреждения случаев повторного управления автотранспортом в состояние алкогольного, наркотического опьянения и выявления лиц, склонных к немедицинскому потреблению наркотических и психоактивных веществ, злоупотреблению алкоголем.
В ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» разработана и внедрена внутриучре-жденческая медицинская технологическая карта на обследование лиц, освидетельствованных на посту экспертиза, имеющих заключение об установлении состояния алкогольного опьянения, одурманивания наркотическими, токсическими веществами. Обследование проводится при обращении лица, относящегося к группе риска, в Областной наркологический диспансер для выдачи справки от врача психиатра-нарколога, хотя направление на консультацию к психиатру-наркологу освидетельствуемый получает уже на посту экспертизы при наличии данных об упот-
ребление наркотических, токсических веществ. Кроме приема у врача психиатра-нарколога, сбора анамнеза, проведения рациональной психотерапии для мотивации на трезвый образ жизни, проводится исследование мочи иммунохро-матографическими экспресс-тестами (без лабораторного исследования биосред), крови на наличие биохимических маркеров алкоголизма, экспериментально-психологическое тестирование с целью выявление степени аддиктивности лица и формированию установки на воздержание от приема наркотических, токсических веществ, алкоголя. Данные полученные при сборе анамнеза, обследования подтверждаются информацией от родственников, бытовой, производственной характеристикой, на основании чего Врачебная комиссия выносит решение о наличии наркологического заболевания, необходимости диспансерного или профилактического наблюдения, разрешения выдачи справки. Автоматическая постановка на профилактический учет лица, освидетельствованного на посту экспертизы и имеющего заключение об установлении состояния алкогольного опьянения не осуществляется, так как это противоречит действующему законодательству (Приказ Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", Приказ Минздрава России от 31 декабря 2002 г №420 "Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений"). Имеющаяся на сегодня судебная практика (О признание действий незаконными от 07.05.2011 года №2-999/11 Красноярский районный суд (Самарская область)) так же подтверждает данный факт. В настоящее время, в Областном наркологическом диспансере закупается оборудование и комплектующие для внедрения инновационного метода «Дианарк», который позволяет по образованию специфичных маркеров - антител - в сыворотке крови человека установить факт приема наркотических веществ в отдаленные сроки после последнего приема, даже спустя 2-4 месяца. Мы надеемся на то, что данная методика на порядок повысит уровень диагностических мероприятий по ранней диагностики наркомании. Повышению уровня профилактических мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, совершенных лицами группы риска по немедицинскому потреблению психоактивных веществ, на наш взгляд, будет способствовать и обязательное проведение профилактического
курса о вредных последствиях употребления психоактивных веществ и управлении транспортом в состоянии опьянения (одурманивания). Такие занятия уже проводятся в Областном наркологическом диспансере. О результатах говорить еще рано, ясно одно, что если ужесточение мер по снижению уровня наркотизации и алкоголизации населения, употреблению психоактивных веществ за рулем, повышению уровня ответственности, дисциплины за рулем приведет, хотя бы к незначительному успеху - это чьи-то сохраненные жизни, здоровье, возможности.
Литература:
1. Зобин М., Яровой В. Опиоидная зависимость и управление автотранспортом // Наркология. - 2010. - № 8. -С. 34-46.
2. Руководство водителя Штата Вашингтон. Департамент выдачи водительских удостоверений и разрешений. -Вашингтон, 2011.
3. news.mail.ru
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬФА-СТИМУЛИРУЮЩЕГО ТРЕНИНГА В ТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ КРИЗИСНОГО СТАЦИОНАРА
А.А. Лопатин, Н.П. Кокорина, М.А. Шевцова, Е.А.Кириченко
Кемеровский ОКНД, г. Кемерово
E-mail авторов: [email protected]
В 1993 году в г. Кемерово создана и успешно функционирует независимая от психиатрической суицидологическая служба. Необходимость появления такой структуры была вызвана значительным ростом пограничных психических расстройств, суицидальной активности среди жителей Кемеровской области, в том числе и в г. Кемерово.
За время существования службы определился контингент пациентов, составляющих группу риска по развитию кризисных состояний и суицидального поведения. Одним из наиболее многочисленных оказался контингент лиц, страдающих зависимостью от алкоголя или наркотиков, при этом, по нашим данным, у 43,7% из них преморбидный фон осложнен аффективными расстройствами (депрессии различной степени выраженности, стертые варианты биполярного аффективного расстройства, колебания настроения в рамках циклотимии, дистимия), что подтверждается и литературными данными [3, 9, 10]. Желание нейтрализовать негативные эмоциональные переживания, ослабить чувство тос-
ки, страха заставляет человека прибегнуть к употреблению психоактивных веществ. Первоначально алкоголь и наркотики действительно облегчают состояние, однако их постоянное употребление только усиливает аффективные нарушения, а в дальнейшем приводит к развитию патологического пристрастия.
В результате наряду с лечением собственно кризисных состояний (ситуационные реакции, острые невротические реакции, невротические состояния и т.п.) и коррекции аффективных нарушений для такого рода пациентов возникает необходимость одновременного проведения терапии патологической зависимости от алкоголя или наркотиков.
Несмотря на появление новых, все более совершенных психотропных препаратов, их использование нередко имеет ряд существенных недостатков (трудность индивидуального подбора терапевтических доз, быстрое привыкание к «отработанным» дозировкам, побочные явления, наличие противопоказаний). Все это обратило нас к поиску новых, немедикаментозных методов коррекции аффективных нарушений, и вторично возникающей зависимости от психоактивных веществ.
Одной из современных медицинских технологий является нейробиоуправление, которое базируется на адаптивной элекроэнцефологра-фической биообратной связи [6, 7, 11].
В своей работе мы применяли метод альфа-стимулирующего тренинга на основе аппаратуры и программного обеспечения, разработанного НИИ Молекулярной Биологии и Биофизики СО РАМН [2, 8]. Курс биоуправления был проведен пациентам, обратившимся в кризисный стационар и имеющим патологическую зависимость от наркотических веществ и алкоголя (всего 46 человека, от 19 до 53 лет). Из них с алкогольной зависимостью - 30 человек, с зависимостью от наркотических веществ опийного ряда - 16 человек. Всем пациентам проводилось стандартное клиническое исследование, патопсихологическое обследование личности с использованием ММР1, цветового теста Люшера, депрессивного опросника Бехтеревского института, проективного метода, ЭЭГ головного мозга. Данные обследования позволили разделить пациентов на две группы. Первую (п=22) составили лица с гипотимическим фоном настроения, заниженной самооценкой, преобладанием чувства одиночества, трудностями в противостоянии стрессам. В анамнезе имелись указания на эпизоды колебания настроения, которые отмечались с подрост-