ЛЕКЦИИ
© ВЛАСОВА И.А., АГАПИТОВ А.Е., ГУБИН Г.И., ГУБИН Д.Г. -
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА: ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ
(лекция 2)
И.А. Власова, А.ЕАгапитов, Г.И. Губин, Д.Г. Губин
(ГУЗ Иркутский областной врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье», гл. врач — д.м.н. Г.И. Губин; ОГУ «Иркутский Областной центр медицинской профилактики», гл. врач — А.Е. Агапитов; Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов)
Резюме. Профилактическая медицина названа одним из приоритетнык направлений медицинской науки, становление и развитие которой в первую очередь определяется систематизацией понятий, входящих в ее предмет и содержание. В настоящей статье представлены современные трактовки основных дефиниций профилактической медицины.
Ключевые слова. Профилактическая медицина, профилактика заболеваний, здоровье, факторы риска, диагностика.
Медицина — система научный знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней.
Профилактическая медицина — раздел медицины, который занимается здоровьем отдельных личностей и групп населения для защиты, поддержания и улучшения здоровья и благополучия, а также предупреждения заболеваний, инвалидности, преждевременной смертности.
Профилактическая медицина осуществляет свою деятельность посредством реализации различных профилактических программ. Под эффективной профилактикой понимается такая программа, в результате которой произойдет снижение заболеваемости на определенную запланированную величину. Целью таких интегрированных программ является объединение усилий как отдельного человека, так и государственно-общественных структур в укреплении здоровья нации и профилактики заболеваний. Составляющими деятельности медицинской профилактики являются компенсация внешних управляемых факторов риска, повышение защитных и адаптационных возможностей человека, информационно-пропагандистская работа.
В качестве основного инструмента при осуществлении своей деятельности профилактическая медицина использует вышвле-ние групп риска среди практически здорового населения и проведение соответствующих мероприятий, направленных на противодействие факторам риска развития заболеваний.
В настоящее время основные (дестабилизирующие) факторы риска связаны с катастрофическим падением уровня жизни большей части населения.
Важна не простая констатация факторов риска, а определение тех пороговых значений устойчивости здоровья, за пределами который наступает деградация попу-
«Первые понятия, с которыми начинается какая-нибудь наука, должны быть ясны и сведены к самому наименьшему числу.
Только тогда они могут служить прочным и достаточным основанием для учения».
Н.И. Лобачевский
ляции (снижение естественного прироста и его отрицательные величины). Считается ошибочным и отождествление факторов риска с причинами болезней.
Профилактика заболеваний — деятельность и подходы, снижающие вероятность их появления или расстройств у индивидуумов и способствующие прерыванию патологического процесса или замедлению его прогресса, или снижению уровня нетрудоспособности. Медицинская профилактика представляет собой определенные виды деятельности, имеющие врачебно-ме-дицинскую составляющую.
Указанная система действий включает общепрофилактические мероприятия, первичную, вторичную и третичную профилактику.
Общепрофилактические мероприятия предусматривают комплекс социальных и санитарно-гигиенических мер, направленных на формирование здорового образа жизни, оптимизацию условий труда и быта, охрану и оздоровление окружающей среды.
Первичная профилактика — это система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательный мер, направленных на предупреждение заболеваний путем
устранения риска их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Первичная профилактика направлена на сохранение здоровья здоровых людей, исключение факторов, способных вызвать патологические изменения.
Вторичная профилактика предусматривает комплекс медико-социальных мер, обеспечивающих стабилизацию патологического процесса и предупреждение про-грессирования хронических заболеваний. Она может быть направлена и на раннее выявление заболеваний.
Канадской группой по регулярному медицинскому наблюдению (Оттава, 1980) выделен третий уровень профилактики (третичная профилактика), который фокусируется на том этапе заболеваний, когда возникают необратимые нарушения и все усилия направлены на их минимизацию и снижение нетрудоспособности.
Все формы профилактики тесно взаимосвязаны и предполагается их реализация на домашнем, производственном, социальном, государственном уровнях как в индивидуальном, так и коллективном виде.
Профилактическая медицина как раздел, занимающийся здоровьем, должен решать вопросы его диагностики, прогнозирования и управления, а также формирования мотивации к коррекции образа жизни и реализации оздоровительных программ.
Диагностика здоровья. «Диагноз» в переводе с греческого — «распознавание», «определение». Диагностика — раздел медицины, изучающий методы и принципы, при помощи которых устанавливается диагноз, а также соответствующий им вид врачебной деятельности. Выделяют два класса особенностей диагностического процесса: общие, свойственные не только медицинской, но и другим видам распознавательной деятельности, и специфические, определяемые характером врачебной деятельности. По сложившейся медицинской практике, понятие «диагноз» характеризует сотрудничество врача и больного по схеме «болен — не болен», что достаточно конкретно представлено в следующей его трактовке:
«Диагноз — это медицинское заключение о патологическом состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании (травме) или о причине смерти, выраженное в терминах, предусмотренных принятыми классификациями и номенклатурой болезней». Поскольку, никакие состояния, кроме болезней, не отражены в вышеуказанных классификациях и номенклатуре болезней, то, очевидно, что понимание диагностики, как вида врачебной деятельности, сужено до идентификации болезней. В настоящее время здоровье как диагностическая проблема и тем более эталон для оценки состояния человека не является целью современной клинической медицины. Считается, что диагноз «здоров» обоснован, если не обнаружены явные признаки болезни, что исключает выделение других предпатоло-гических состояний без их манифестации.
Сложившийся вокруг понятия «здоровье» диагностический вакуум разрывает другое понятие «диагноза», как комплексная качественная или количественная оценка жизненных функций человека, соответствующая одному из медико-биологических критериев. Такая трактовка понятия «диагноз», при сохранении его нозологической приверженности, возвращает ему широкое значение и в качестве одной из диагностических
моделей (нозологической) используется в профилактической медицине для определения состояния «здоров» или отсутствия болезней.
Другой важной проблемой становится трактовка понятия «здоровье».
Широкую известность получило определение здоровья, данное ВОЗ: это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Такая его трактовка привлекла внимание многих ученых разного профиля со всем многообразием критического осмысления данного понятия, что способствовало появлению более глубоких и конкретных формулировок здоровья, на которые опирается и профилактическая медицина. Здоровье рассматривается как целостное многомерное динамическое состояние (включая позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять свои биологические и социальные функции. Отдельно анализируются психические и соматические аспекты здоровья. Среди последних наиболее существенными элементами системы «здоровья», интегрально характеризующих ее различные стороны, выделяют: уровень и гармоничность физического развития, функционального состояния организма, резервные возможности основных физиологических систем, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты. Отсутствие тех или иных факторов, необходимых для нормального осуществления функций организма, приводит к соответствующей перестройке жизнедеятельности, к развитию патологических процессов. Другими словами, здоровье представляется как более общая категория, чем болезнь, а возникновение болезни связывается с дефектами или недостаточностью механизмов здоровья.
Процесс анализа понятия «здоровье» сочетается с неуцовлетворенностью ученых только его качественными оценками, что привело к активному поиску количественных критериев. «Только совмещение количественных и качественных подходов позволяет правильно определить меру исследуемого явления. Переход к количественным методам всегда обеспечивает подъем исследования на качественно более высокий уровень» (АГ.Щедрина, 1989). Последнее связано с количественной оценкой феномена «безопасного» уровня здоровья, выше которого практически не выявляются факторы риска и признаки хронических соматических заболеваний; «третьего состояния», переходного между здоровьем и болезнью, которое в дальнейшем стало характеризоваться как «неполное» здоровье. Более детальное изучение «третьего состояния» позволило его разделить на «предболезнь» (возможность саморазвития патологического процесса без изменения силы воздействующих факторов) и неманифестированный патологический процесс.
Все вышеуказанное легло в основу создания других моделей диагностики здоровья: донозологической и по прямым показателям.
Помимо индивидуального здоровья, о котором шла выше речь, следует выделять и популяционное или общественное здоровье. Последнее складывается из здоровья индивидуумов, но обладает новыми признаками,
системными качествами, измеряемыми медико-статистическими показателями и является предметом социальных изысканий.
Прогнозирование здоровья. Это поиск информативных маркеров повышенного риска развития заболеваний, определение их характера и выраженности с последующим построением собственно прогноза.
Прогностически значимыми критериями являются: возраст, пол, наследственность, темп старения, факторы риска, типы кровообращения, уровень соматического здоровья.
В этом контексте важное значение имеют и факторы, определяющие здоровый образ жизни человека.
Факторы, определяющие здоровый образ жизни
1. Объективные факторы — качество окружающей среды, условия труда, доступность приобретения продуктов питания и товаров, уровень доходов, жилищные условия, развитость социальной инфраструктуры.
2. Образ жизни — рациональное питание, двигательная активность, досуг, отношение к своему состоянию здоровья, ограничение вредных привычек. По определению ВОЗ, образ жизни — это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения человека. Здоровая модель поведения для конкретных условий уменьшает риск возникновения заболеваний.
3. Субъективные факторы — удовлетворенность местом проживания, условиями труда, уровнем доходов, возможностью отдыха, лечения, занятиями физической культурой и спортом, развитием социально-культурных потребностей, уровнем информированности о ценно-
сти здоровья в ряде других ценностей.
Управление здоровьем. Под данным термином понимается управление механизмами самоорганизации живой системы, обеспечивающими ее динамическую устойчивость. При этом выделяют аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья. Под формированием здоровья человека понимается создание гармоничной с высоким энергетическим потенциалом психосоматической системы. Под сохранением здоровья понимается соблюдение принципов здорового образа жизни, возвращение утраченного здоровья, если уровень его приобрел тенденцию к снижению. Под укреплением здоровья понимают приумножение его за счет различных тренирующих воздействий.
Основные рычаги управления здоровьем.
1. Правильное питание (рациональное, сбалансированное, соответствующее возрасту). В настоящее время 43% лиц употребляют вкусную, но не здоровую пищу.
2. Достаточная двигательная активность. Только 812% населения уделяют внимание этому аспекту.
3. Естественные и преформированные факторы.
4. Психоэмоциональная коррекция.
5. Специальные методы воздействия.
6. Фармакология здоровья.
7. Реализация духовных потребностей.
8. Социально-экономическое благополучие.
Основной акцент делается на немедикаментозные
технологии.
Таким образом, сегодня можно с уверенностью говорить о формировании и развитии самостоятельного раздела медицины, имеющего свой предмет научного познания, методологические основы, цели и задачи, а также методы их решения.
PREVENTTVE MEDICINE: THE SUBJECT AND THE CONTENTS (lecture 2)
I.A.Vlasova, A.E. Agapitov, G.I.Gubin, D.G.Gubin (Irkutsk regional medical-sports clinic, Irkutsk Regional centre of medical prophylaxic, Irkutsk State Medical
University)
The i all, is def interpretations <
[preventive medicine are presented.
ment, first of the modern
2.
3.
ЛИТЕРАТУРА
Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 244 с. Войтенко В.П .Здоровье здоровых. — Киев: «Здоров'я», 1991. - 248 с.
Горбенко П.П. Медицина XXI века — медицина профи-
лактическая, медицина здоровья // III национальный конгресс по профилак. медицине и валеологии: Тез. докладов. - СПб, 1996. - С.6-8. Стародубов В.И., Соболев Н.П., Лукашев А.М. Управляемые факторы в профилактике заболеваний. — М.: РИО ГУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ, 2003. — 170 с.
ПЕДАГОГИКА
Э КАРПИН В.А. -
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
В.А. Карпин
(Сургутский государственный университет, ректор — проф. Г.И. Назин)
Резюме. В статье дан современный логико-методологический анализ теории диагноза. Систематизирован комплекс логико-методологических оснований построения и верификации клинического диагноза, применение которого является наиболее простым и доступным вариантом повышения качества диагностического процесса. КЛючевые слова. Теория диагноза, логика, методология._