О. Н. Крылова, О. Б. Даутова
(Санкт-Петербург)
«Профиль компетенций» преподавателя высшей школы
как инструмент его профессионального развития
В статье рассматривается подход к разработке профиля компетенций преподавателя высшей школы, сегменты которого соответствуют сферам преподавательской деятельности. Наполнение сегментов составляют профессиональные компетенции, сформулированные в результате российско-белорусского исследования 2014 года. Представлен пример поуровневого описания одной из компетенций и раскрыты индикаторы проявления некомпетентности.
В постиндустриальном мире вместо парадигмы «образование для себя» приходит тезис «образование для всех». В этих условиях требования к компетентности специалистов определяют работодатели. Современное общество нуждается в людях, которые готовы качественно работать, проявляют высокую адаптивность и инициативу, готовы к новым задачам и нововведениям, лично заинтересованы в повышении эффективности труда, в перспективном планировании и в наличии планов на будущее, а также готовы брать на себя личную ответственность и исправлять ошибки.
Введение и реализация компетентностно-го подхода в образовании ставят перед преподавателем высшей школы новые задачи, а именно: разработку рабочих программ, новых оценочных средств, конструирование занятий в формате компетентностного подхода, которые позволяют развивать у обучающихся требуемые образовательной программой компетенции, проводить их объективную комплексную оценку.
При этом необходимо учитывать, что сам преподаватель должен обладать достаточной профессиональной компетентностью. Наиболее признанным на общеевропейском уровне выступает перечень компетенций в области образования взрослых, он и используется во всех странах-членах ЕС на добровольной основе [1].
Список включает общие компетенции, специальные и дополнительные.
К общим компетенциям относятся: 1. Личностная: являться полностью автономным обучающимся на протяжении всей жизни. 2. Межличностная: быть коммуникатором, командным и сетевым игроком. 3. Профес-
сиональная: быть ответственным за дальнейшее развитие образования взрослых. 4. Экспертиза (теоретическое/практическое знание]: быть экспертом в области теории/практики. 5. Дидактическая компетентность. 6. Компетентность в расширении прав и возможностей обучающихся. 7. Компетентность в работе с гетерогенными группами.
Специальные компетенции, относящиеся к образованию: оценка опыта, образовательных потребностей и мотивации обучающихся, дизайн образовательного процесса, фаси-литация процесса получения знаний, постоянная оценка и мониторинг процесса обучения с целью его совершенствования, консультирование по проблемам карьеры, развития, оказание профессиональной помощи, дизайн образовательных программ, управление финансами и оценка социальных и экономических услуг, управление человеческими ресурсами, управление учреждением и качеством услуг, маркетинг и связь с общественностью, управление административными вопросами, фасилитация ИКТ-обучения.
В рамках нашего исследования авторский коллектив пришел к выводу, что компетентность преподавателя может быть определена на основе его профиля. Профиль компетенций преподавателя высшей школы был создан на основе результатов сравнительного анализа представлений об идеальном преподавателе высшей школы экспертов, работодателей, преподавателей и студентов вузов Республики Беларусь и Российской Федерации в 2014 году в результате выполнения гранта РГНФ по проекту № 13-26-01008 [2]. В исследовании принимало участие более 1200 респондентов.
Исследование позволило выделить ряд способностей, умений, личностных свойств, считающихся значимыми как белорусскими, так и российскими респондентами. В результате анализа и обобщения данные способности, умения и личностные свойства были объединены в список компетенций и распределены согласно основным сферам деятельности преподавателя.
Таким образом, профиль разделен на четыре сегмента, соответствующих сферам преподавательской деятельности (научно-исследовательская деятельность, преподавательская деятельность, профессионально-личностное саморазвитие и социально-профессиональное взаимодействие и коммуникация] и включает 16 компетентностей.
1 блок. Преподавательская деятельность:
1. Владение содержанием дисциплины.
2. Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины.
3. Целеполагание на диагностической основе.
4. Мотивирование студентов.
5. Организация учебно-познавательной деятельности студентов.
6. Педагогическое оценивание и рефлексия.
2 блок. Научно-исследовательская деятельность:
7. Включенность в научно-исследовательскую деятельность.
8. Использование результатов исследований в образовательном процессе.
9. Публикационная активность.
3 блок. Профессионально-личностное саморазвитие:
10. Обучение на протяжении всей жизни.
11. Профессиональная мобильность.
12. Инновационный поиск.
4 блок. Социально-профессиональное взаимодействие и коммуникация:
13. Управление конфликтами.
14. Фасилитация.
15. Профессиональная коммуникация.
16. Командообразование.
Выделенные общепедагогические компетенции положены в основу проектирования профиля преподавателя высшей школы.
При описании каждой компетенции важно определение ее уровней. Поуровневое описание является основой для диагностики степени развития компетенций как работодателями, так и самим преподавателем. Для работо-
дателей поуровневое описание дает возможность более точно оценить, насколько претендент на должность соответствует ожиданиям, а преподаватель с помощью данного описания может планировать индивидуальный маршрут профессионального развития и необходимые шаги повышения квалификации.
Примеры вопросов для интервью при приеме на работу позволяют разработать структуру собеседования и сформировать достаточно полное представление о степени развития всех компетентностей предлагаемого профиля у претендента.
Индикаторы проявления некомпетентности, вопросы для саморазвития, советы для саморазвития, рекомендуемая литература позволяют разработать личный план профессионального развития. Для этого преподавателю необходимо описать выполняемые им обязанности и необходимые для этого компетентности в соответствии с требуемым уровнем их развития; оценить имеющийся на данный момент уровень развития компетентно-стей и разрыв между имеющимся и необходимым. Такая оценка дает возможность понять, какие компетентности на данный момент развиты на достаточном, а какие на недостаточном уровне, и разработать план своего профессионального саморазвития. Рассмотрим в качестве примера одну компетенцию -разработка учебно-методического обеспечения дисциплины.
Цель сформированности данной компетенции состоит в способности и готовности разрабатывать и обновлять учебные материалы учебных дисциплин (модулей], курсов и целостные согласованные учебно-методические комплексы учебных дисциплин (модулей], курсов. Описание уровневого подхода к данной компетенции представлено в табл. 1.
Индикаторы проявления некомпетентности (риски]:
1. Не способен критически оценивать собственную образовательную подготовку в области проектирования учебно-методического обеспечения дисциплины (модуля] курса.
2. Непонимание необходимости либерализации методов преподавания в связи с построением открытой образовательной среды, когда преподаватель перестает быть единственным источником значимой учебной информации.
Уровни компетентности
Базовый уровень Средний уровень Продвинутый уровень
Осуществляет разработку учебно-методического обеспечения учебных дисциплин (курсов] на основе традиционного «знаниевого» подхода. Осуществляет разработку учебно-методического обеспечения учебных дисциплин (курсов] не только на основе традиционного «знаниевого» подхода, но и с использованием «компетентностных» заданий, выполняемых в рамках современных технологий обучения (кейсов, квестов, проектов и т.п.]. Осуществляет разработку учебно-методического обеспечения учебных дисциплин (курсов] на основе контекстно-компетентностного подхода, направленного на достижение студентами различных видов компетенций, на основе современных педагогических технологий (кейсов, квестов, проектов].
Создает традиционный УМК из разрозненных учебных материалов, учебников, пособий и рекомендаций. Создает частично согласованный по отдельным параметрам УМК по учебным дисциплинам (курсам], модулям. Создает согласованный, целостный УМК по учебным дисциплинам (курсам], модулям, обладающий функциями навигатора.
Содержание учебно-методического обеспечения дисциплины (модуля] курса соответствует современным научным концепциям и теориям. Содержание учебно-методического обеспечения дисциплины (модуля] курса соответствует современным научным концепциям и теориям, способствует формированию личностного отношения студентов к учебным дисциплинам. Содержание учебно-методического обеспечения дисциплины (модуля] курса отражает современные научные концепции и теории, затрагивает личностный опыт студентов и позволяет создавать индивидуальный тезаурус.
3. Отсутствие готовности принимать новый тип коммуникации, и как следствие этого неумение строить содержание УМК и отдельных учебных дисциплин, позволяющего обеспечивать реализацию технологии обучения действием и как результата - достижение различных видов компетенций студентов.
4. Неготовность включать новые научные теории и концепции в содержание учебно-методического обеспечения УМК и учебных дисциплин (курсов] модулей.
5. Неумение согласовывать отдельные части УМК и проектировать УМК с функцией навигатора.
Вопросы для интервью при приеме на работу:
- Приведите несколько примеров нетрадиционных заданий из учебно-методического комплекса, адресованного студентам.
- Приведите несколько примеров реализации современных технологий обучения с
использованием учебно-методического комплекса.
- С какой целью Вы чаще используете учебно-методическое обеспечение учебных курсов для получения учебной информации или для развития профессиональных компетенций студентов?
- Опишите ситуации, в которых на занятиях Вами востребуется личный опыт студентов.
- Опишите примеры согласованного использования различных компонентов УМК (рекомендаций, материалов лекций, задачников и т.п.].
С целью оценки компетенций для облегчения процедуры собеседования используется таблица 2.
Вопросы для саморазвития:
- Нужен ли учебник или другой компонент УМК на занятиях? Или он предназначен только для домашней самостоятельной работы?
Таблица оценки результатов интервью
0 б. 0 б. Уровень 1 Базовый Уровень 2 Средний Уровень 3 Продвинутый
Нет убедительных доказательств наличия компетентности Явное проявление некомпетентности Демонстрирует элементарные умения и навыки Обладает способностями выше среднего в этой области Проявляет значительные способности; может обучать других в этой области
- Может ли современный учебник обеспечить студентам необходимый уровень овладения учебными дисциплинами?
- Что позволяют формировать учебники, УМК, которые я использую: знания, способы деятельности, компетенции студентов?
- Какие материалы, кроме разработанного УМК, я рекомендую использовать студентам при освоении учебной дисциплины?
Чтобы избежать проявления некомпетентности, задавайте себе следующие вопросы:
1. Часто ли я использую нетрадиционные задания и технологии обучения на занятиях?
2. Моя система учебно-методического обеспечения дисциплины (модуля] курса соответствует современной философии образования?
3. Я умею востребовать личностный опыт студентов при освоении УМК?
4. Я в полной мере умею проектировать учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля] курса, направленное на достижение студентами различных видов компетенций, на основе современных педагогических технологий (кейсов, квестов, проектов и т.п.]?
Рекомендации для саморазвития.
Создавайте согласованное учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля] курса, соответствующее целям ООП и конкретных учебных программ дисциплин, обладающее функциями «навигатора», при этом отражающее современные научные теории и концепции, обеспечивающее нелинейный характер образования, затрагивающее личностный опыт студентов и позволяющее создавать индивидуальный тезаурус студента. Раз-
рабатывайте и применяйте УМК в системе. Включайте в учебно-методическое обеспечение различные материалы, включая Интернет, всевозможные курсы, новые молодежные журналы и др., тем самым расширяя образовательный контекст. Помните, что сказал Аристотель: «Форма - это душа содержания». Используйте современные технологии обучения (кейсы, технологию проектного, модульного обучения и т.п.]. Это позволит вам научиться по-иному структурировать содержание учебных предметов. Осваивайте технологию «перевернутого класса».
Фрагмент рекомендуемой литературы для данной компетенции.
1. Логвинов И. И. Философия образования и педагогика: точка зрения дидакта // Педагогика. - 1997. - №3. - С. 105-110.
2. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала // Вопросы дидактического анализа. - М.: Педагогика, 1974. - 192 с.
3. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 554 с. 4
4. Шамионов Р. М. Личность субъекта учебной и педагогической деятельности: моногр. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 1999. - 120 с.
Таким образом, профиль выполняет роль инструмента, содействующего преподавателям в развитии профессиональных навыков и умений; является диагностическим инструментом работодателя при приеме на работу, а также инструментом идентификации потенциальных точек роста и инструментом профессионального развития преподавателя.
Литература
1. Buiskool, B.J., Broek, S.D., van Lakerveld, J.A., Zarifis, G.K., & Osborne, M. (2010). Key competences for adult learning professionals. Contribution to the development of a reference framework of key competences for adult learning professionals. Final report. Project number: B3542. Zoetermeer, January 15, 2010. Retrieved from http://www.yumpu.com/en/document/view/5355855/key-competences-for-adult-learning-professionals-european.
2. Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода : моногр. / под общ. ред. О. Б. Даутовой, А. В. Торховой. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 296 с.
3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.