О. А. Кривдина
кандидат искусствоведения
Профессор Императорской Академии художеств Д. И. Иенсен (1816-1902)
Скульптор Давид Иванович Иенсен был широко известен в России во второй половине XIX в. В области монументально-декоративного искусства им сделано необычайно много, что позволяло современникам говорить об Иенсене как о талантливейшем скульпторе. «В истории искусств имя Д. И. Иенсена займет видную страницу», - отмечалось в некрологе во «Всемирном обозрении» в 1902 г.1 Однако в настоящее время очень мало известно о нем искусствоведам, изучающим скульптуру и архитектуру середины и второй половины XIX в., а творчество мастера не получило всесторонней и объективной оценки. В данной публикации освещаются наиболее важные проблемы творческой биографии скульптора и вопросы, возникшие в процессе ее изучения.
Число основных источников о жизни и творчестве Иенсе-на, которыми мы располагаем на сегодняшний день, достаточно ограничено - монографических изданий о нем не было2. В биографическом словаре «Художники народов СССР», изданном в 1983 г., приведен перечень справочной литературы, каталогов, периодики3. Это издание базируется на обстоятельном материале,
опубликованном Н. п. собко в 1895 г. во втором томе «словаря русских художников...»4. Из периодических изданий отметим одну из первых публикаций об Иенсене в «Русском вестнике»5. Ряд статей появился уже после смерти скульптора в «Историческом вестнике»6, «Живописном обозрении»7 и «всемирном обозрении»8. перечисленные некрологи свидетельствовали о посмертном признании значения творчества Иенсена. Об этом же говорит и публикация одного из рукописных вариантов «Автобиографии» скульптора, подготовленная Михаилом соколовским для издания в 1903 г. в «Русском архиве»9.
За последние годы О. А. кривдиной и О. Б. кириковой изучены архивные документы, которые лишь частично удалось опубликовать10. список основных работ скульптора вошел в статью О. А. кривдиной, изданную в 2003 г. в энциклопедии «Три века санкт-петербурга»11.
Архивные материалы о скульпторе сосредоточены главным образом в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в делах Императорской Академии художеств и в личном деле Иенсена12. Неопубликованный вариант «Автобиографии», хранящийся в архиве Государственного Русского музея13, значительно отличается от изданного текста14 и содержит важную информацию. Ряд архивных дел свидетельствует об участии Иенсена в скульптурном оформлении здания Нового Эрмитажа15, что является особой темой, не освещающейся в данной публикации.
сведения о творческой жизни Д. И. Иенсена, которыми мы располагаем, дают лишь частичное представление о сложной, яркой и неординарной судьбе этого человека.
Давид Иванович Иенсен родился в копенгагене 7 (19) ноября 1816 г. к сожалению, нам пока недоступны хранящиеся в датских архивах документы и произведения, созданные им до отъезда в 1841 г. в петербург. по этой причине наименее изучен ранний период жизни Иенсена.
в своих воспоминаниях скульптор ничего не сообщает о родителях. Благодаря участию датского консула в петербурге господина кьель Франдсена стало известно, что родителями Давида
Иенсена были Йенс Хольмгреен, подмастерье столяра, и Эллен Йенсдаттер. Можно предположить, что фамилия Иенсен произошла от первой части фамилии матери и имени отца: Иенсен значит сын Иенса. Юноша сразу выбрал поприще скульптуры, и процесс его обучения в Копенгагенской Академии художеств протекал быстро и успешно. В 1837 г., двадцатилетним, он получил большую серебряную медаль, а в 1841 г. - малую золотую медаль за композицию «Иисус у Марии и Марфы». С 1832 по 1840 г. Иенсен являлся учеником скульптора X. Е. Фройнда16 - представителя традиционного классицистического направления, в 1840-1841 гг. работал в мастерской X. В. Биссена.
«королевская Академия художеств в копенгагене, в которой я прошел все классы и получил две серебряные медали, присудила мне, в бытность директором этой академии Торвальдсена, еще золотую медаль за конкурсную работу. В 1840 г. я был приглашен в Россию принять участие в работах по скульптуре для дворца великой княгини Марии Николаевны, и я принял предложение, хотя должен был ехать в Италию, но съездить ненадолго в Петербург было тоже интересно», - писал Иенсен в «Автобиографии»17. До приезда в Россию он трижды участвовал в выставках: 1836, 1838 и 1840 гг. в Копенгагене в Шарлоттенборге. В изданной в 1995 г. в Дании художественной энциклопедии Вайльбаха18 подчеркнуто, что Иенсен получил образование в датской неоклассической традиции.
Н. П. Собко отмечал: «Вызванный в 1841 в СПб. для скульптурных работ во дворце в. кн. Марии Николаевны, он исполнил там несколько больших барельефов и кариатид»19. Авторы биобиблиографического словаря повторили эту информацию, уточнив, что работы были выполнены из гипса. В фондах Научно-исследовательского музея Российской академии художеств сохранились две гипсовые кариатиды, созданные Иенсеном для украшения камина Танцевального зала Мариинского дворца. Две стоящие в рост женские фигуры представляют «Музу с лирой» и «Музу с бубном»20. В специальном исследовании, посвященном скульптуре дворца великой княгини Марии Николаевны, Г. В. Сычева
и М. Г. колотов21 на основании «счетной выписки» и контракта, заключенного с прусским скульптором Иосифом Германом на скульптурные работы для дворца, сделали вывод, что все перечисленные в документах работы выполнены одним Германом, без участия Иенсена, так как его имя не упоминается. Однако объем работ и выплаченная за них сумма (14 285 рублей 71 копейка) не дают возможности считать единственным создателем всех этих работ Германа, а скорее говорят о его руководстве целым коллективом мастеров, в числе которых был и только что прибывший в петербург Иенсен.
в 1843 г. Иенсен был назначен преподавать скульптуру в рисовальной школе для вольноприходящих на васильевском острове (размещалась в левом пакгаузе Биржи), организованной министром финансов графом Е. Ф. канкриным (с 1857 г. взята под покровительство Императорским Обществом поощрения художников). «Мои обязанности в школе заключались в преподавании по нескольку часов три раза в неделю», - писал скульптор22. Он пришел в школу, заменив п. И. Уткина, и проработал там в течение четырех лет, до 1847 г.; на его место был взят Денейс. ко времени преподавания в рисовальной школе относится сделанный Иенсеном рисунок (хранится в собрании ГРМ, инв. р. 2863), где в интерьере парадного зала представлены преподаватели и ученики. На стене видны портреты императоров павла I и Николая I. Художник зафиксировал официальный, торжественный момент. создание рисунка можно датировать до 1847 г. - времени ухода Иенсена из школы, а подпись на рисунке сделана значительно позднее, так как скульптор указал свое звание - профессор, полученное им в 1868 г. Установить имена изображенных на рисунке не удалось.
Уход из рисовальной школы Иенсен объяснял недостатком времени на исполнение частных скульптурных заказов, которых с каждым годом становилось больше, и тем, что это место не было казенным, значит на нем нельзя было выслужить пенсии. «в это время я получил предложение от копенгагенской академии изготовить там на месте статую цветочницы, по собственному проекту,
одобренному академиею; но я был связан в России и не поехал; чем дальше откладывался отъезд, тем труднее было отправиться в путь», - вспоминал скульптор23. Копенгагенская академия не теряла надежды на возвращение Иенсена, пока он сохранял датское гражданство, но он навсегда остался в России. «Вместо одного года целых 55 лет канули в вечность с того времени; я скромно принес в Россию свои знания и способности, и мне выпала судьба остаться в России, познать здесь радости и горе земные, здесь работать и вероятно здесь же кончить жизнь», - писал Иенсен в «Автобиографии», текст которой хранится в отделе рукописей Государственного Русского музея24.
Приехав в Россию профессионально подготовленным мастером, Иенсен должен был подтвердить свой художественный уровень, выполнив по заданию петербургской Академии необходимые работы. В 1843 г. он вылепил бюст профессора живописи А. И. Зауервейда. Гипсовый отлив сохранился и находится в Русском музее, куда он поступил в 1925 г. из Академии художеств. В РГИА хранится прошение в Совет Императорской Академии художеств датского подданного Иенсена, подписанное 14 февраля 1845 г., где указано: «.. .бюст покойного профессора А. И. Зауер-вейда, который желал бы я, чтобы Академия осчастливила меня принять в дар оною»25. На получение звания художника скульптор представил заказанный Советом Академии вылепленный с натуры бюст заслуженного профессора Н. И. Уткина. 20 февраля Совет Академии сообщил, «что работа его признана неудовлетворительною для получения звания художника»26.
В марте Иенсен обратился к Совету Академии вновь задать ему программу на искомое звание. В октябре 1845 г. он закончил работу над барельефом по заданной теме «Кентавр Хирон обучает Ахиллеса стрелять из лука» и в декабре получил от Академии художеств аттестат на звание классного художника. В марте 1849 г. Иенсен обратился в Совет Академии с просьбой задать ему программу на звание академика. Из его прошения, написанного три года спустя, в апреле 1852 г., нам известно: «В 1849 г. задана была мне программа на звание академика по скульптуре исполнить
круглую фигуру бойца. казенные работы для Императорского Музеума не дали мне возможности исполнить эту программу к назначенному времени»27. Тогда Иенсену было разрешено вылепить барельеф, изображающий «Авраама, принимающего святую троицу в виде Ангелов». Он писал: «...я исполнил работу, но совет не признал ее удовлетворительной для степени академика. когда я вскоре после того пожелал взять мою работу из Академии, то я не нашел ее там, совет решил поместить ее в академической церкви, где она находится и по настоящее время»28. И теперь этот барельеф Иенсена можно увидеть в интерьере церкви в здании Академии художеств.
к 1840-м гг. относится барельеф «вакх», переданный в 1925 г. в ГРМ из музея Академии художеств, где имеются два таких же гипсовых отлива. при сравнении с барельефами, украшающими стены Двенадцатиколонного зала (первоначально - Зал медалей) Нового Эрмитажа, было выявлено, что аналогичный рельеф «вакх» размещается над дверью, ведущей в залы искусства Фландрии. в отличие от рельефов из ГРМ и НИМ РАХ в Эрмитаже фон рельефа за фигурами позолочен. в исполнении барельефа особенно отчетливо видно влияние творчества Б. Торвальдсена. в числе лучших академических рельефов эта композиция была включена в скульптурный фриз зала № 15 Русского музея.
важным событием в жизни Иенсена стало принятие российского гражданства - в 1857 г. художник «сделался русским подданным». скульптор объяснял: «...хотя искусство и не имеет национальности, тем не менее в области искусств национальность принимается в соображение, я так полагаю. Русские смотрели на меня, как на пришельца - чужестранца (немца), со стороны же немцев я тоже не видел симпатии, так как родом был датчанин»29. как стало известно из работ датских исследователей, женой скульптора была Анна каролина Штейнбергер, дочь инструментальщика, приехавшая вместе с мужем из Дании в петербург.
в 1857 г. Иенсен получил звание академика за барельеф «победа Ахиллеса над Гектором» и был возведен в чин титулярного советника. в 1868 г. скульптор создал статую «Диана в лесу»,
за которую был удостоен звания профессора. В дипломе на это звание, выданном Иенсену 15 сентября 1868 г. и подписанном президентом Академии художеств великой княгиней Марией Николаевной, отмечалось «особенное искусство и отличные познания в скульптуре»30.
Особое место в истории русской скульптуры XIX в. принадлежит созданной Д. И. Иенсеном совместно с И. И. Реймер-сом31 первой в России терракотовой мастерской. В 1845 г. было организовано «Заведение для наружных украшений зданий», просуществовавшее до 1895 г. «В 1846 г. нам было поручено производство украшений Императорского Эрмитажа, т. е. изготовка моделей для фасадных человеческих фигур, превосходящих человеческий рост, барельефов, кариатид, а также гипсовых портретов-медальонов старых художников внутри здания; сверх сего нам было поручено исполнить все украшения фасада из терракоты. Для выполнения этого поручения к нам присоединился Клейн, как специалист терракотовой фабрикации», - указывал Иенсен в «Автобиографии»32. Идея оформления фасадов Нового Эрмитажа скульптурой из терракоты принадлежала архитектору В. П. Стасову. Он отмечал, что «весьма было бы прочно и выгодно по ценности сделать все те украшения, которые будут во фризе и во впадинах павильонов из жженой глины, прочность каковых свидетельствуется украшениями, сделанными из сего материала и сохранившимися в Москве и других древних городах России с XV столетия не-поврежденными»33.
В 1852 г., выполнив заказы, К. А. Клейн и И. И. Реймерс покинули мастерскую Иенсена, которая, просуществовав 50 лет, должна была «закрыться вследствие недостатка в заказах и оборотном капитале»34. За эти годы были оформлены фасады дворцов, церквей, вокзалов, театров, особняков и доходных домов не только Петербурга и Москвы, но и Риги, Гельсингфорса, Киева, Твери, Казани, Тифлиса, Феодосии и других городов России. Например, в 1860 г. было выполнено терракотовое скульптурное оформление Ново-Михайловского дворца для великого князя Михаила
Николаевича на Дворцовой наб., 18 в петербурге (арх. А. И. Шта-кеншнейдер) и дома коммерции советника И. О. Утина на конногвардейском бульваре, 17 (арх. Р. И. кузьмин), имеющее много общего с ранней работой Иенсена (1847-1848 гг.) - скульптурой на дворце Белосельских-Белозерских на Невском пр., 41 (арх. А. И. Штакеншнейдер).
«в то время однако я был уже известен и ценим всеми выдающимися архитекторами», - отмечал Иенсен35. подтвердить этот факт позволяет хранящаяся в РГИА «Опись произведенным работам первого в России терракотового заведения для наружных украшений зданий, существующего с 15 июня 1845 г. Адрес - каменноостровский пр., д. 43»36. приведенный список позволяет говорить о сотрудничестве Иенсена с такими известными архитекторами, как Л. Ф Фонтана, М. Е. Месмахер и многими другими. составленный скульптором список насчитывает 88 архитектурных объектов, над скульптурным оформлением которых он работал. по указанным в этом списке адресам, названиям сооружений, фамилиям архитекторов и владельцев, датам создания работ удалось установить, что большинство зданий в петербурге, над оформлением которых работало заведение Иенсена, довольно хорошо сохранилось до наших дней. сам скульптор отмечал в описи, что его «работы по украшению зданий не требовали до сих пор никакого ремонта»37.
Некоторые сооружения были снесены, другие частично перестроены. в 1878 г. двумя терракотовыми многофигурными рельефами были оформлены фронтоны конногвардейского манежа в петербурге (не сохранились). Отметим, что для 1887 г. показательно оформление гостиницы «Европа» (арх. Л. Ф. Фонтана), Михайловская ул., 1. Особой торжественностью наделена скульптурная композиция, установленная на крыше, и статуи на фасаде первого Общества взаимного кредита, созданные в 1890 г. (арх. п. Ю. сюзор, при участии скульптора А. М. Опекушина) на Екатерининском канале, 13. строгой пластической выразительностью отличаются статуя «Аполлон» на внутреннем фасаде дома арх. А. п. Брюллова (1845-1847, не сохранилась) и фигура
«Навигация» на крыше Ботного дома (арх. А. Вист), заменившая стоявшую до 1827 г. статую «Наяды» работы Н. А. Токарева.
Все перечисленное дает возможность реально представить грандиозный размах и масштаб деятельности заведения Иенсена. К сожалению, в рамках одной статьи невозможно рассказать о всех материалах нашего исследования. Сопоставление и сравнение работ скульптора позволило выявить ряд приемов, которые им неоднократно повторялись: фигуры и полуфигуры атлантов, кариатид, обнаженных мальчиков - путти. Часто используются женские и мужские бюсты, вмонтированные в углубленные тондо. Излюбленным декоративным украшением являлись гирлянды из фруктов и плодов и различные орнаментальные элементы. Ясно прослеживается ориентация пластики на сочное, полнокровное искусство итальянского ренессанса. Скульптурные формы отличаются четкостью и ясностью, гладкой проработкой поверхностей объемов. Мужские, женские и детские образы имеют свой индивидуальный, легко отличимый Иенсеновский стиль, органично вписавшийся в архитектуру эклектики.
При мастерской Иенсен основал школу, так называемую «Маленькую частную академию на Карповке», где учил своих помощников, ставших в дальнейшем известными скульпторами: А. Опекушина, И. Подозерова, Л. Бернштама, А. Шварца. Все они с успехом закончили Императорскую Академию художеств, чему во многом способствовало предварительное обучение у Иенсена.
Помимо работ из терракоты скульптор выделял памятник баронету Я. В. Виллие, установленный в Петербурге в 1859 г. перед зданием Петербургской медико-хирургической академии. На бронзовом рельефе пьедестала изображен Виллие с русскими врачами, оказывающий помощь раненным в одном из сражений войны 1812 г. Два рельефа на здании бывшей церкви хирурги-че-ской клиники Виллие выполнены в 1871 г. и представляют композиции на темы деяний Эскулапа (на одном он представлен в окружении учеников во время занятий; на другом - дающим лекарство старику и ребенку). Отмечал Иенсен и бронзовую статую «Гигея», отлитую в 1871 г. для фонтана на территории клиники
Виллие (ныне Военно-медицинская академия). Иенсен создавал и произведения мемориальной скульптуры - памятники на могилах серебряных дел фабриканта Сазикова в Москве и датского генерального консула в Петербурге Паллисена, которые выполнены по одной модели статуи «Ангела, возвещающего о воскресении мертвых».
Работал скульптор и как портретист. Он является автором ряда мраморных и бронзовых бюстов. В собрании ГРМ находится мраморный мужской портрет, подписанный Иенсеном «fra Peter Berg», с датой - 1880 г. В музей произведение поступило в 1962 г. от скульптора И. В. Крестовского. Возникло предположение, что это портрет датского генерального консула Паллисена, который в числе работ Иенсена упоминает Н. П. Собко38. Это предположение подтверждают изображенные на бюсте датские ордена. Ханс Йессен Паллисен (1815-1881) с 1860 г. являлся консулом, а с 1866 г. - генеральным консулом Дании в Петербурге, где он скончался в 1881 г. Его фотографии, хранящиеся в Королевской библиотеке копенгагена, подтверждают портретное сходство с мужчиной, изображенным Иенсеном.
Своеобразное внимание к творчеству скульптора привлекла статья в «Живописном обозрении» за 18 февраля 1890 г.39, где для сравнения были опубликованы проект памятника Александру II, созданный Иенсеном в 1884 г., и памятник «Победы» работы Рудольфа Зиммеринга, посвященный императору Вильгельму I, открытый в Лейпциге в 1888 г. Автор статьи, названной «Художественный плагиат», отмечал заимствование немецким скульптором идеи Иенсена. Факт вполне возможный, так как фотографии проекта были разосланы по европейским столицам, в числе которых Берлин, Париж, Копенгаген. В этом же журнале в рубрике «Современные деятели» воспроизведен портрет Д. И. Иенсена, выгравированный на дереве Б. А. Пуцем.
В перечне своих работ из гипса Иенсен называл кариатиды, фигуры и барельефы во дворцах великих князей Николая Николаевича, Михаила Николаевича, Сергея Александровича, Павла Александровича, в Зимнем дворце в маленькой столовой
Александра II и в будуаре императрицы Марии Александровны. Известно, что в 1868 г. скульптор выполнил медаль, заказанную для Московского археологического съезда.
В «Автобиографии» Иенсен отмечал: «Можно предположить, что я нажил состояние вышеупомянутыми работами из мрамора, бронзы, гипса, терракоты, но хотя я скромно жил со своей многочисленной семьей, доходы мои в течение 50 лет едва покрывали необходимые расходы, как-то: плата рабочим, покупка материала, наем помещения, проценты за заем, содержание семьи, проч., проч.»40 Скульптор писал: «Мне были даны и энергия, и здоровье; и я мог быть полезен и для России, и для семьи; труд мой вознагражден»41. В 1860 г. за украшение церкви в Петергофе Иенсен удостоен бриллиантового перстня. За памятник баронету Виллие в 1861 г. он награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. Орден Св. Анны 3-й степени был получен Иенсеном за композицию и модель серебряного блюда и солонки, выполненных в 1867 г. для встречи императрицы Марии Федоровны - супруги Александра III, являвшейся датской принцессой Дагмарой, дочерью короля Дании Xристиана IX. В 1870 г. скульптор награжден орденом Св. Станислава 2-й степени за участие в международной выставке в Соляном городке.
Иенсен с гордостью сообщал: «.мраморные работы я исполнил собственноручно в своей мастерской (не в Италии или во Франции я их работал и затем отсылал)»42. Мастер владел всеми видами скульптурных работ, успешно создавал свои произведения из различных материалов - гипса, терракоты, мрамора, бронзы.
Умер Д. И. Иенсен 10 (23) января 1902 г. в Петербурге, о чем с прискорбием сообщалось в ряде некрологов, опубликованных петербургской прессой. После смерти скульптора «у него в мастерской и во дворе под снегом осталось очень немного форм и статуй его работы; очень же много растащили и, как говорят домашние, возили возами из сарая. Д. И. Иенсена похоронили на Смоленском кладбище, где он сам еще при жизни устроил фамильный склеп с прекрасным мраморным памятником собственной работы», - отмечалось в некрологе во «Всемирном обозрении»43.
Приведенные в данной статье факты дают возможность составить представление о многогранной и плодотворной деятельности скульптора Д. И. Иенсена. Ценность его художественного наследия очевидна, значение его творчества еще предстоит оценить, а имя мастера - вписать в историю Санкт-Петербурга и отечественного искусства.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Всемирное обозрение. СПб., 1902. № 5. Стб. 68.
2 Первое обращение к данной теме было предпринято мной в 1996 г. в связи с подготовкой доклада для XIII конференции по скандинавистике в Петрозаводске: Кривдина О. А. Произведения датских скульпторов в собрании Государственного Русского музея. Проблемы изучения биографий // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. Тез. докл. М. ; Петрозаводск, 1997. С. 319-321. В дальнейшем Кривдиной сделаны два доклада, опубликованные лишь в тезисах: 1.Скульптор Д. И. Иенсен (1816-1902). Проблемы изучения творческой деятельности : Тез. докл. конф. ГРМ, посвященной итогам научно-исследовательской работы за 1998 г. История коллекций и дворцов Русского музея. СПб., 1999. С. 43-45. 2. Петербургская Императорская Академия художеств и скульптор Д. И. Иенсен (1816-1902). К вопросу формирования творческой индивидуальности // конференция, посвященная итогам научной работы за 2000 год. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. Сб. докл. СПб., 2000. С. 27-32.
3 Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь: В 6. Т. IV. Кн. I. М., 1983. С. 485.
4 Собко Н. П. Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. с древнейших времен до наших дней. XI-XIX вв. СПб., 1895. Т. II. Вып. I. Стб. 507-510.
5 Русский Вестник. СПб., 1857. Т. VIII. № 6. С. 145.
6 Исторический Вестник. СПб., 1902. Т. 37. Февраль. С. 791.
7 Живописное обозрение. СПб., 1902. № 4. С. 63-64.
8 Всемирное обозрение : Иллюстр. приложение к журналу «Родина». 1902. № 5. Стб. 66-70.
9 Автобиография ваятеля Д. И. Иенсена // «Русский архив», изд. П. Бартеневым. М., 1903. Кн. III. С. 653-658.
10 В 1999 г ряд основных фактов биографии Д. И. Иенсена был опубликован: Кривдина О. А. Скульптор Д. И. Иенсен (1816-1902). Проблемы изучения творческой деятельности // Скандинавские чтения 1998 года. Этнографические
и культурно-исторические аспекты. Российская Академия наук. СПб., 1999. С. 311-319. Кирикова О. Б. Терракотовая скульптура петербургских зданий. Творчество Д. И. Иенсена // Петербургские чтения 98-99. Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург-2003». СПб., 1999. С. 213-217. Однако в данные статьи не вошли многие факты биографии скульптора и остался без внимания ряд значительных проблем творческой деятельности. К настоящему времени удалось установить новые важные факты, преимущественно полученные от датских коллег.
11 Три века Санкт-Петербурга : Энциклопедия : В 3 т. СПб., 2003. Т. II. Девятнадцатый век. Кн. 2. С. 526-527.
12 РГИА, ф. 789, оп. 14, д. 16 - И.
13 ОР ГРМ, ф. 137, ед. хр. 2536 (фонд А. Н. Бенуа), л. 2-4.
14 Автобиография ваятеля Д. И. Иенсена // «Русский архив». М., 1903. Кн III. С. 653- 658.
15 РГИА, ф. 468, оп. 35, д. 267.
16 Thieme-Becker. Kunstler-Lexikon. XVIII. Leipzig. 1925. S. 514.
17 ОР ГРМ, ф. 137, ед. хр. 2536, л. 2 .
18 Перевод сведений о Д. И. Иенсене из художественной энциклопедии Вайльбаха был любезно предоставлен мне датским консулом в Петербурге К. Франдсеном.
19 Собко Н. П. Указ. соч. Стб. 507.
20 НИМ РАХ: «Муза с лирой». (С. Инв. № 3056 /кп-1131, гипс) и «Муза с бубном». (С. Инв. № 3057 /кп-1132, гипс). Переданы из Мариинского дворца.
21 «Счетную выписку» с контрактом И. Германа (РГИА, ф. 482, оп. 5, д. 348, л. 159) см.: Гипсовая «Илиада» в Мариинском дворце // Загадки петербургских дворцов: Сб. статей. СПб., 1996. С. 131-133.
22 Русский архив. М., 1903. Кн. III. С. 654.
23 Там же. С. 655.
24 ОР ГРМ, ф. 137, ед. хр. 2536 (фонд А. Н. Бенуа), л. 2.
25 РГИА, ф. 789, оп. 14, д. 16 - И, л. 3.
26 Там же, л. 4.
27 Там же, л. 10.
28 ОР ГРМ, ф. 137, ед. хр. 2536, л. 2.
29 Там же, л. 2.
30 РГИА, ф. 789, оп. 14, д. 16 - И, л. 28.
31 Публикации об И. И. Реймерсе см.: Кривдина О. А. И. И. Реймерс. Материалы к биографии (1818-1868) // Тез. докл. конф., посвященной итогам научно-исследовательской работы за 1996 год. ГРМ. СПб., 1997. С. 31-33; Художник Иван Реймерс // Мир музея. 1999. № 6 (171). С. 29-34; Профессор Императорской Академии художеств Иоганн Реймерс (1818-1868) // Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX века) : биографический аспект : Мат. конф. СПб., 2002. Вып. 2. С. 123-133.
32 Русский архив. М., 1903. Кн. III. С. 655.
33 РГИА, ф. 468, оп. 35, д. 267, л. 11.
34 ОР ГРМ, ф. 137, ед. хр. 2536, л. 2.
35 «Русский архив». М., 1903. Кн. III. С. 655.
36 РГИА, ф. 789, оп. 14, д. 16 - И, л. 52-88об.
37 Там же, л. 58.
38 Собко Н. П. Указ. соч. Стлб. 509.
39 Живописное обозрение. СПб., 1890. 18 февраля, № 8. С. 117, 128, 130; воспр. портрет Д. И. Иенсена и проект памятника Александру II.
40 ОР ГРМ, ф. 137, ед. хр. 2536, л. 3.
41 Русский архив. М., 1903. Кн. III. С. 654.
42 ОР ГРМ, ф. 137, ед. хр. 2536, л. 3об.
43 Всемирное обозрение. СПб., 1902. № 5. Стб. 70.