Научная статья на тему 'Профессиональный выбор и реализуемость личностных ценностей в юности'

Профессиональный выбор и реализуемость личностных ценностей в юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REALISABILITY OF PERSONALITY'S VALUES / PROFESSIONAL CHOICE / VALUE OF PERSONALITY / DEVELOPMENT OF SELF-SPACE / IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салихова Н. Р.

The development of personality's Self-space as a display of an end of youth identity crisis is studied as a necessary psychological condition of education in a higher school. A parameter of realisability of instrumental values is suggested as a criterion of personality's Self-space development. It was proved by empirical investigation that had shown a correlation between the parameter of realisability of instrumental values and a type of life in youth which is connected with a change and broadening of life space. It was revealed that development of Self-space leaded to the raise of the realisability of terminal values too that shows a transition to solving problems of adultness. Importance of including in a process of professional education an orientation for realization of student's abilities and an accent on the value of something that is already reached.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional choice and realizability of personality's values in youth

The development of personality's Self-space as a display of an end of youth identity crisis is studied as a necessary psychological condition of education in a higher school. A parameter of realisability of instrumental values is suggested as a criterion of personality's Self-space development. It was proved by empirical investigation that had shown a correlation between the parameter of realisability of instrumental values and a type of life in youth which is connected with a change and broadening of life space. It was revealed that development of Self-space leaded to the raise of the realisability of terminal values too that shows a transition to solving problems of adultness. Importance of including in a process of professional education an orientation for realization of student's abilities and an accent on the value of something that is already reached.

Текст научной работы на тему «Профессиональный выбор и реализуемость личностных ценностей в юности»

ТСААГОГПКА П ЛСПЛОАОГП9 А РОФ!СС ПОИААЫ1 О ГО О Б РАЮ ЬАПП 9

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР И РЕАЛИЗУЕМОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЮНОСТИ

Н.Р. Салихова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии КГУ, г. Казань

Эффективность профессионально направленного образования в высшей школе, обеспечивающая готовность выпускника к профессиональной деятельности, наряду с множеством различных факторов задается и параметрами его личностного самоопределения, готовностью к решению задач взрослости. Юношеский возраст является периодом активного жизненного поиска, апробирования различных ролей и видов деятельности, когда совершаются выборы, определяющие жизненный путь человека, что и является, по сути, началом его становления в качестве субъекта жизни [1; 4]. Выбор обучения в том или ином вузе не сводится только к выбору профессии, он является жизненным выбором, определяющим в дальнейшем образ жизни человека, его жизненный путь. Возможность совершения такого выбора обеспечивается завершением первого целостного кризиса Эго-идентичности [8], формирование которой является одной из важных задач юности и главным условием перехода к решению задач следующих возрастных этапов. В качестве важного аспекта формирования Эго-идентичности выступает построение системы личностных ценностей,

которая, согласно предложенной Д.А. Леонтьевым [3] концепции, является центральной структурой смысловой сферы личности и в снятой форме отражает систему жизненных отношений и деятельностей человека. Именно она создает предметно-смысловое содержание жизненного мира личности, выделяя в нем значимые объекты, явления, отношения, составляющие ее жизненное пространство, и становится внутренним основанием для совершения выборов.

В психологии большое внимание уделяется исследованиям содержательных сторон системы ценностей, которые задаются их составом и иерархией, в том числе и в начальные периоды профессионального развития личности. В гораздо меньшей степени исследованы динамические аспекты ценностей, связанные с трансформациями смысла ценности, возникающими в поле напряжения между полюсами значимости, важности, с одной стороны, и реализуемости или доступности — с другой.

Один из динамических аспектов смысловой сферы отражен в конструкте барьерности-реализуемости личностных ценностей. Он задается полярными динамическими тенден-

3

І І І І І І

ш

Казанский педагогический журнал

4'2006

циями, которые связаны с восприятием и оценкой рассогласований параметров важности ценности, определяемой ее местом в иерархии, и степенью ее реализуемости в жизни, отражаемой параметром ее доступности [5]. Первая тенденция действует в направлении согласования мер важности ценности и ее доступности. Дистанция между ними сокращается или за счет внешних активных действий по реализации ценности, или за счет внутренних, например, компенсаторных действий по типу защитных механизмов, ведущих к понижению меры ценности при ее недоступности. В соответствии с ней человек реализует то, что может реализовать в жизни, ценит то, что имеет, и понижает ценность того, что недоступно, как в известной пословице: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Индекс реализуемости как прямая корреляция параметров важности и доступности ценности стал ее эмпирическим индикатором.

Вторая тенденция действует в направлении рассогласования или поляризации мер важности ценности и ее доступности. Они изменяются противонаправленно: дистанция до ценности еще больше увеличивает ее важность и уменьшает оценку доступности, а высокая доступность понижает важность ценности. В данном случае «журавль в небе» намного ценнее «синицы в руках» именно потому, что «не пойман», а все, что лежит в зоне доступного, теряет ценность, т.е. привлекающим фактором является именно недоступность или градиент ее изменения. Эмпирическими индикаторами данной тенденции стали

индекс проблемности как отрицательная корреляция между параметрами важности и доступности ценности и индекс барьерности как прямая корреляционная взаимосвязь важности ценности и дистанции между ее важностью и доступностью.

Данные тенденции, возникающие в контексте личностных ценностей, проявляют дополнительный, инвариантный по отношению к содержанию ценности смысл, кумулирующий в себе эффект оценки и внутренней переработки рассогласования между мерами важности и доступности ценности. Разнообразные соотношения тенденций согласования и рассогласования стали критерием выделения типов смыслообразования в контексте личностных ценностей [5]. Определение типа смыслообразования в континууме барьерности-реализуемости как отдельной ценности, так и всей их системы позволяет выявить в ценностно-смысловом содержании жизненного пространства личности различные ценностно-смысловые зоны, конфигурация которых задает его ценностно-смысловой рельеф. Содержание ценностно-смысловой зоны определяется содержанием ценности, а динамическая составляющая - ее смысловым типом. Преобладание каждой из этих тенденций зависит от процессов, которые происходят в ценностно-смысловой сфере личности, репрезентирующей состояние жизненных отношений и жизнедеятельности человека. Ценностно-смысловой рельеф жизненного пространства обнаруживает социо-, возрастно-, тендерно-, профессионально обусловленную специфику. Зафиксировано преобладание барьер-

4

Педагогика и психология профессионального образования

ных зон в юности, повышении реализуемости в ранней взрослости и разнонаправленная динамика в период средней взрослости, зависящая от социокультурных и профессиональнодеятельностных детерминант.

Кроме смысловых типов конкретных ценностей, которые выявляются как социотипические особенности отдельных групп, можно говорить об индивидуальном стиле смыслообразова-ния как качественно своеобразном сочетании индивидуальных индексов реализуемости и барьерности. Для него характерна не только ретестовая устойчивость, но и относительная независимость от содержания конкретного списка ценностей. Характеризуя человека на определенном этапе жизненного пути и в определенной жизненной ситуации, он отражает трансформации ее смысла в свете перспектив собственной жизни.

Полученные нами экспериментальные данные позволяют связывать преобладание одной из этих тенденций со степенью освоенности или неосвоен-ности социальной ситуации развития [5]. Так, показатели реализуемости оказались выше в условиях освоенной социальной общности по сравнению с вхождением в новую и подготовкой к выходу из освоенной социальной общности. В последнем случае они были ниже, несмотря на то что актуально человек еще находился в освоенной социальной общности, и в повышении барьерности ценностей проявилась внутренняя настройка на переход в новую социальную ситуацию развития.

В отношении терминальных ценностей, на материале которых и был

разработан конструкт барьерности-реализуемости, он отражает освоенность жизненного пространства личности. По аналогии применительно к инструментальным ценностям, которые по сути представляют собой перечень свойств и качеств личности, можно трактовать конструкт барьер-ности-реализуемости как индикатор освоенности человеком пространства собственного Я, своих личностных проявлений. Это позволяет связать данный конструкт с понятием Эгоидентичности и предположить, что состоянию ее сформированности соответствует более высокая реализуемость инструментальных ценностей, а состоянию незавершенности в ее формировании - их барьерность. Поскольку Эго-идентичность является важным основанием совершения жизненных выборов, то можно ожидать наличие его особенностей в зависимости от преобладания реализуемости или барьерности инструментальных ценностей.

Одним из важных выборов в период юности является выбор образовательного учреждения при переходе на следующую ступень образования. Последствия такого выбора в разной степени изменяют как актуальную жизненную ситуацию, так и жизненный мир человека в целом. Это могут быть кардинальные изменения в случае переезда в другой город, когда происходит отрыв от родительской семьи и начинается самостоятельная жизнь, а могут быть частичные, ограничивающиеся только сменой образовательного учреждения. На наш взгляд, освоенность пространства собственного Я является фундаментом

Казанский педагогический журнал

4'2006

психологической готовности к освоению более широкого социального мира, следствием чего может стать стремление к более кардинальным изменениям жизни, расширению ее социального пространства, тогда как состояние его неосвоенности будет скорее сдерживать такие стремления, вызывая желание оставаться в прежних рамках жизни. Все вышесказанное можно оформить в виде следующей гипотезы: в ситуации жизненного выбора в период юности большая реализуемость инструментальных ценностей связана с выбором в направлении значительных изменений жизни, а их большая барьерность -с выбором в направлении «оставить все как есть».

Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование, где в качестве модельной выступила ситуация реального жизненного выбора вуза после окончания школы. В одном случае это был выбор поступления в вуз, связанный с переездом в другой, как правило, большой город, где молодые люди должны жить более самостоятельно, отдельно от родителей, осваивая новую социальную реальность; а в другом случае -выбор в качестве места дальнейшего образования вуза в своем родном небольшом городе, где молодые люди остаются жить вместе с родителями в рамках относительно более освоенного ими социального мира. И в том, и в другом случае осуществленный выбор закончился успешно - поступлением в выбранный вуз.

В исследовании приняли участие 71 человек в возрасте от 17 до 19 лет, из них 19 девушек и 18 юношей, посту-

пившие в вуз в большом городе (назовем их условно «столичные»), и 15 девушек и 19 юношей, продолжающие образование в своем родном городе (назовем их условно «периферийные»). Исследование проводилось через полгода после поступления в вуз.

Все студенты выполнили ранжирование терминальных и инструментальных ценностей (М.Рокич) по критериям их важности и доступности методом попарного сравнения в соответствии с модификацией методики Е.Б. Фанталовой [7]. Определялись индексы континуума барьерности-реализуемости для определения смыслового типа ценностей отдельных жизненных сфер в каждой экспериментальной подгруппе, а также индивидуальные индексы реализуемости (ИР) и барьерности (ИБ) каждого испытуемого по каждому из списков ценностей [5]. В качестве дополнительной методики, выявляющей степень удовлетворенности смысловой наполненностью жизни, использовался тест СЖО [3].

Результаты. Сравнение экспериментальных групп по барьерности-реализуемости смыслообразования в контексте отдельных инструментальных ценностей (абсолютные значения индексов приведены в табл. 1, процентное соотношение типов смыслообра-зования в табл. 2) обнаружило, что между ними имеются существенные количественные различия: у «периферийных» гораздо больше ценностей с барьерным (66%) и проблемно-барьерным (17%) смысловым типами по сравнению со «столичными». У последних смысловой тип инструментальных ценностей относится в основ-

6

■■■ І І І І І І

4- і ■ ■ тп

Педагогика и психология профессионального образования

ном к свободно-реализуемому (25 %) и барьерно-реализуемому (67%), а барьерные ценности составляют лить 8% от общего числа при отсутствии проблемно-барьерных. Содержательное сопоставление показывает выразительные различия, также подтверждающие гипотезу: в зоне наибольтей реализуемости у «периферийных»

находятся ценности честности и чуткости (барьерно-реализуемый тип), тогда как у «столичных» кроме ценности чуткости это ценности ответственности и самоконтроля (свободно-реализуемый тип), что особенно показательно в контексте проблемы освоенности пространства собственного Я.

Таблица 1

Значения индексов реализуемости и барьерности инструментальных ценностей в экспериментальных группах

Ценности « периферийные » (п = 34) «столичные» (п = 37)

ИР ИБ ИР ИБ

Аккуратность -0.11 0.76 0.44 0.61

Воспитанность -0.20 0.65 0.52 0.63

Жизнерадостность -0.03 0.65 0.57 0.60

Исполнительность 0.22 0.68 0.33 0.49

Независимость -0.09 0.59 0.37 0.56

Ответственность -0.02 0.76 0.60 0.14

Самоконтроль 0.24 0.42 0.60 0.25

Смелость в отстаивании своего мнения -0.16 0.67 0.56 0.61

Терпимость -0.09 0.66 0.51 0.63

Честность 0.51 0.63 0.29 0.66

Эффективность в делах -0.06 0.68 0.44 0.61

Чуткость 0.42 0.65 0.71 0.20

Жирным шрифтом выделены статистически значимые показатели корреляции.

Таблица 2

Распределение смысловых типов инструментальных и терминальных ценностей в экспериментальных группах (в %)

Ценности инструментальные терминальные

Группы периферийные столичные периферийные столичные

Смысловой тип^ (п = 34) (п = 37) (п = 34) (п = 37)

Барьерно-реализуемый 17 67 17 58

Барьерный 66 8 50 42

Свободно-реализуемый 0 25 0 0

Барьерно-проблемный 17 0 33 0

Казанский педагогический журнал

Относительно терминальных ценностей (абсолютные значения индексов приведены в табл. 3, процентное соотношение смысловых типов в табл. 2) обнаружены аналогичные различия - большинство ценностей в группе «периферийных» относится к барьерному (50%) и даже проблемно-барьерному (33%) смысловому типу, тогда как у «столичных» лишь 42% ценностей относится к барьерному типу, а 58% являются барьернореализуемыми. Сравнение смыслово-

4'2006

го типа ценностей конкретных жизненных сфер показывает, что у «столичных» по сравнению с «периферийными» большая реализуемость наблюдается у ценностей интересной работы, свободы, познания, любви, друзей и счастливой семейной жизни (табл. 3). Если у «периферийных» эти ценности являются барьерными (а ценность познания даже проблемно-барьерной), то у столичных все они перешли в разряд барьерно-реализуемых.

Таблица 3

Значения индексов реализуемости и барьерности терминальных ценностей в экспериментальных группах

Ценности «периферийные» (п = 34) «столичные» (п = 37)

ИР ИБ ИР ИБ

Активная деятельная жизнь 0.27 0.70 0.27 0.56

Здоровье 0.09 0.82 0.06 0.66

Интересная работа -0.01 0.73 0.53 0.32

Красота природы и искусства 0.52 0.46 0.40 0.48

Любовь -0.07 0.70 0.42 0.37

Материально обеспеченная жизнь 0.05 0.68 0.08 0.83

Наличие хороших и верных друзей 0.24 0.54 0.48 0.52

Уверенность в себе -0.01 0.68 0.28 0.60

Познание -0.21 0.80 0.18 0.53

Свобода 0.08 0.75 0.48 0.62

Счастливая семейная жизнь 0.05 0.75 0.53 0.66

Творчество 0.45 0.62 0.48 0.60

Жирным шрифтом выделены статистически значимые показатели корреляции.

Различия, выявленные при типологическом подходе к определению смыс-лообразования в контексте ценностей жизненных сфер, подтверждаются и при сравнении по ^-критерию Стьюдента средних значений индивидуальных индексов реализуемости и барьерности, показывающем статистически достоверный сдвиг у «периферийных» по сравнению со «столичными» в сторону барьерности в инструментальных и в терминальных ценностях (табл. 4).

6

Педагогика и психология профессионального образования

Таблица 4

Показатели среднего арифметического индивидуальных индексов барьерности и реализуемости инструментальных и терминальных ценностей и достоверность их различий по ^-критерию Стьюдента в экспериментальных группах

Параметры Инструментальные ценности Терминальные ценности

Группы ИР ИБ ИР ИБ

«периферийные» (п = 34) 0,17 0,59 0,18 0,65

«столичные» (п = 37) 0,57 0,49 0,40 0,55

^-критерий £-факт. -5,289 1,755 -2,535 1,788

Стьюдента £-крит. 3,214 1,668 2,382 1,668

достоверность различий р < 0,001 р < 0,05 р < 0,01 р < 0,05

Дополнительное сравнение экспериментальных групп при разделении их по признаку пола показало, что у «периферийных» девушек и юношей нет различий в степени барьерности и реализуемости ценностей, а у «столичных» они есть. Так, и в отношении терминальных, и в отношении инструментальных ценностей в группе «столичных» индекс реализуемости выше у юношей, а индекс барь-ерности - у девушек (при р < 0,05 и р < 0,01 соответственно), что повторяет типичную картину различий мужчин и женщин, встречающуюся и в других выборках [5]. Однако совокупное сравнение групп, разделенных как по типу выбора, так и по признаку пола, показало, что различия, связанные с типом выбора, намного более значительны и перекрывают по степени выраженности различия, связанные с половой принадлежностью.

Итак, полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу.

Действительно, в группе «периферийных» количество инструментальных ценностей, сдвинутых к полюсу барь-ерности в континууме барьерности-реализуемости ценностей, значительно выше по сравнению с группой «столичных». При этом в группе «периферийных» такая же высокая степень барьерности наблюдается и в отношении терминальных ценностей, тогда как в группе «столичных» инструментальные ценности показывают большую степень реализуемости по сравнению с терминальными. Преобладание барьерных типов смыслообра-зования в контексте терминальных ценностей является типичным для большинства юношеских выборок -у молодых людей действительно преобладает стремление к недоступному, при этом они не склонны ценить имеющееся, уже достигнутое. Это закономерно отражает специфику данного возраста как перехода к решению задач взрослой жизни через постановку

Казанский педагогический журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4'2006

жизненных целей, завоевание социального пространства, опредмечивание личности в новых смысловых горизонтах. Однако, как видим, группа «столичных» демонстрирует большую реализуемость и в отношении терминальных ценностей, хотя здесь различия между группами не столь выражены, как при сравнении инструментальных ценностей.

Преобладание стратегии барьерно-сти в отношении инструментальных ценностей, когда человек низко оценивает те качества, которые ему доступны, и высоко те, которые считает недоступными для себя, с нашей точки зрения, означает меньшую степень освоенности собственных личностных проявлений и свойств. По всей видимости, это и явилось внутренним препятствием для перехода к освоению более широкого социального мира, и поэтому группа «периферийных» предпочла остаться «дома», в освоенной социальной реальности. Тогда как у «столичных» более высокая реализуемость инструментальных ценностей, означающая освоенность собственных личностных проявлений, позволила осуществить выбор в направлении расширения жизненного мира, следствием чего стала и большая степень реализуемости терминальных ценностей - источников основных жизненных смыслов и задач.

В качестве подтверждения того, что недостаточная освоенность собственных личностных проявлений свидетельствует о меньшей степени сфор-мированности Эго-идентичности, можно рассматривать обнаруженные между группами различия в структуре взаимосвязей шкал теста СЖО и

параметров важности и доступности ценностей, анализ которых позволяет выявить ценности, вносящие наибольший вклад в смысловую наполненность жизни. Так, в группе «столичных» все шкалы СЖО имеют прямые связи с важностью ценности любви и обратные - с важностью материально обеспеченной жизни, а в группе «периферийных» таких интегрирующих все шкалы СЖО ценностей не обнаружилось. Это говорит о том, что первые, решив задачи построения собственной Эго-идентичности, перешли к решению задач следующего возрастного периода, а именно поиску партнера, формированию отношений интимности и сотрудничества, в связи с этим основные смысложизненные связи и строятся вокруг ценности любви. У «периферийных» отсутствие системообразующих факторов, по всей видимости, связано с разноплановостью решаемых задач внутри данной выборки и, соответственно, меньшей их возрастной специфичностью. Следовательно, в параметрах барьерности-реализуемости инструментальных ценностей как показателях меры освоенности человеком пространства собственного Я находит проявление степень завершенности первичного формирования целостной Эго-идентичности в период юности: более высокие показатели реализуемости инструментальных ценностей свидетельствуют о завершенности первого формирования целостной Эго-идентичности.

Понимание полученных результатов в свете содержательного соотнесения параметров континуума барь-ерности-реализуемости ценностей с

10

Педагогика и психология профессионального образования

описанными Д.А. Леонтьевым экзистенциальными циклами взаимодействия человека с миром [2] выявляет их важные практические следствия. Так, преобладание реализуемости ценностей соответствует периоду смысловой закрытости, когда растет потенциал ответственности, а барьерности -периоду открытости человека новым смысловым горизонтам и росту потенциал а инициативы [6]. А значит, у группы «столичных» потенциал инициативы реализован в достаточной мере, и это позволило им приступить к раскрытию потенциала ответственности, реализации своих возможностей в построенной смысловой реальности. Такие студенты, обучаясь в вузе, будут полнее и целенаправленнее реализовывать те возможности профессионального развития, которые им дает образовательный процесс. Тогда как у группы «периферийных» потенциал инициативы, по всей видимости, реализовался не в полной мере, поэтому они находятся в состоянии внутреннего поиска, продолжая стремиться к расширению своих смысловых горизонтов, что означает внутреннюю необходимость и готовность к совершению новых жизненных выборов. Это может привести к совершению повторного жизненного выбора в той же сфере, например, в форме смены образовательного учреждения и направления профессиональной подготовки или к кардинальным изменениям жизни в других ее сферах, а также выразиться в состоянии моратория в личностном и профессиональном развитии. Такие студенты менее целенаправленно и эффективно будут использовать те возможности профес-

сионального развития, которые предоставляет им образовательный процесс. Поэтому важно включить в задачи психологического сопровождения образовательного процесса в вузе как выявление подобных студентов, так и особый вид психологической работы с ними, направленный на освоение пространства собственного Я и завершение кризиса юношеской Эгоидентичности.

Необходимо учесть также, что при закономерной общей выраженности барьерности ценностей в юности у тех, кто характеризуется более высокими показателями реализуемости, обнаруживаются и более высокие показатели осмысленности и удовлетворенности жизнью, что благоприятно с точки зрения общего психического состояния личности. Поэтому в программы профессиональной подготовки важно с самых ранних его ступеней включать виды учебно-профессиональной деятельности, в которых бы происходило не только расширение горизонтов, развертывание целевого пространства профессионального развития, но и обеспечивались моменты фиксации реализации своих возможностей при достижении поставленных целей с акцентом на ценности уже достигнутого. Мы также полагаем, что, кроме учета этих данных в образовательном процессе в вузе для мониторинга развития личности студентов с целью повышения личностных предпосылок эффективности профессиональной подготовки, их можно экстраполировать на процесс перехода выпускников из образовательного учреждения на место работы. Аналогичные закономерности могут быть обнаружены

Казанский педагогический журнал

4'2006

относительно эффективности реализации выпускниками того потенциала, который они получили в вузе. Для этого необходимо перенести полученный метод измерения степени реализуемости инструментальных ценностей к списку свойств, отражающих профессионально важные качества личности. Возможно, его применение позволит ввести новый критерий личностной готовности выпускника вуза к реализации той или иной профессиональной деятельности, что составляет перспективное направление исследований в данной области.

Литература:

1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005.- Т. 2.- С. 3-21.

2. Леонтьев Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) / Материалы

международной конференции.- М.: Смысл, 2005.- С. 36-49.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности.- М.: Смысл, 1999.- 486 с.

4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир.-М.: Наука, 1997.- 191 с.

5. Салихова Н.Р. Типы смыслообразо-вания в контексте личностных ценностей.- Казань: Издательский центр КГУ, 2005.- 128 с.

6. Салихова Н.Р. О механизме барьер-

ности-реализуемости личностных ценностей в структурировании жизненного пространства // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы

сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева.-Москва: Смысл, 2007.- С. 103-106.

7. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал.- 1992.- Т. 13.- № 1.-С. 107-117.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и пре-дисл. А.В.Толстых.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.- 344 с.

ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Р.Х. Хамидуллин, соискатель лаборатории социальной педагогики и профессионального воспитания Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, заместитель начальника 5-го отдела УБОП МВД Республики Татарстан, подполковник милиции, г. Казань

Знания сотрудников специальных подразделений ОВД не могут быть глубокими и прочными на основе одних объяснений. Применение знаний - процесс их интенсивной проверки, уточнения, более глубокого ус-

воения, превращения в инструмент решения практических задач. Практика - непременное звено качественного усвоения знаний. Всегда следует учитывать, что овладение сложной системой знаний связано с развитием

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.