ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ФГОС БАКАЛАВРИАТА
ПРОХОРОВ Валерий Афанасьевич - д-р техн. наук, проф. E-mail: [email protected] Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия Адрес: 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58
Аннотация. Предпринята попытка системного обоснования того, что построение образовательных программ бакалавриата на основе соответствия профессиональным стандартам не отвечает стратегической цели реформирования системы профессионального образования - подготовке кадров, способных создавать современные конкурентоспособные продукты и услуги, влияющие на инновационное развитие страны. Недостатком сложившейся системы высшего образования является не отсутствие профессиональных компетенций в содержании образования, а недостаточность инновационных компетенций выпускников. Предлагается построение ФГОС бакалавриата на принципе профессиональной ориентации. В современных условиях профессиональное образование должно становиться непрерывным процессом, а высшее образование на уровне бакалавриата - профессионально ориентированным, универсальным, инвариантным от постоянно возникающих изменений в социальном мире. Поддерживается утверждение о том, что если многообразие программ обучения в течение жизни является инструментом решения краткосрочных задач в производстве и средством обеспечения оперативного повышения квалификации, то вузовское образование на уровне бакалавриата - это инструмент среднесрочной стратегии подготовки кадров.
Ключевые слова: модернизация, цели и стратегия образования, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, бакалавриат
Для цитирования: Прохоров В.А. Профессиональный стандарт и ФГОС бакалавриата // Высшее образование в России. 2018. № 1 (219). С. 31-36.
Российское высшее образование переходит на новый образовательный стандарт, в основу которого заложено его соответствие профессиональным стандартам. Такое решение не совсем логично, о чём я хочу обоснованно порассуждать в этой статье. Профессиональное образование ориентируется на потребности рынка. «Рынок труда» - это понятие неустойчивое, постоянно меняющееся. ФГОС определяет политику деятельности системы образования в целом и должен учитывать как стратегические цели государства и ситуацию в реальном секторе экономики, так и основные тенденции развития мирового сообщества. Более двадцати лет идёт реформирование системы высшего образования. Высшая школа России работает в условиях непрекращающихся изменений
образовательных стандартов, что приводит к увеличению неплодотворной бюрократической работы и отвлекает профессорско-преподавательский состав от основной творческой деятельности. Судя по постоянно появляющимся критическим статьям, такая политика реформирования основного стандарта образования и итоги происходящих изменений не всеми оцениваются положительно [1-4]. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса [3] об отношении к реформе в системе высшего образования, в котором 65,5% опрошенных сотрудников вузов выразили отрицательное отношение к реформе.
Надо признать, что высшая школа позд-несоветского периода не соответствовала складывавшейся социально-экономической
ситуации в стране, не отвечала социальным потребностям общества и требовала коренного, содержательного реформирования. Советское высшее профессиональное образование по большому счёту практически было сведено к обучению узких специалистов. Развитие науки, технологий, появление новых видов знаний вынуждали усложнять образовательный процесс, в результате происходило увеличение числа дисциплин в учебных планах, а количество специальностей и специализаций постоянно росло. Система образования становилась неэффективной, а её главным недостатком явилось перепроизводство невостребованных профессиональных знаний. Такое положение и в настоящее время является существенным тормозом на пути реформирования содержания высшего образования.
Процесс модернизации образования естествен, так как постоянно происходят изменения окружающей социальной среды, которые оказывают влияние на систему высшей школы. Это отмечается во многих работах, но в них же высказывается мысль о наличии системных просчётов в самой стратегии развития высшей школы, суть которых - в допущении «смещения» целей, что является одной из причин провалов современных реформ [5]. Многие ключевые решения в реформировании высшего образования не соответствуют его основополагающим целям, при этом второстепенные задачи выставляются вперёд. Несоответствие заявляемых целей и задач преобразований результатам, которые достигаются в процессе реализации, является следствием того, что каждый из действующих на образовательном пространстве субъектов интерпретирует их по-своему.
В национальной доктрине образования РФ при разработке цели развития системы образования обозначены такие положения, как обеспечение устойчивого социально-экономического развития, повышение качества жизни населения. В основных государственных документах главной стратегической целью государственной политики
в сфере образования заявлено повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационной экономики, современным потребностям общества и гражданина. Соответственно, ключевыми категориями модернизации системы образования являются «общество», «гражданин», «государство», «доступное образование», «качественное образование». Цели, содержание и структура системы высшего образования зависят от запросов общества, государства и самого высшего образования. Общество и представляющие его граждане заинтересованы в получении качественного образования, достойного обеспечить высокий уровень жизни. Государство заинтересовано в обеспечении граждан профессиональным образованием, способствующим созданию конкурентоспособных производств. Немаловажной задачей власти является обеспечение занятости населения, определяющей достойный уровень жизни населения страны. А высшее образование реализует потребности, сформированные обществом и государством.
Каков внешний мир сегодня и каково направление развития? Это надо знать для создания конкурентоспособной индустрии страны в соответствии со стратегией. Особенностью современного этапа развития общества являются доступность информации, постоянное увеличение её объёма, повышение скорости передачи данных, появление новых материалов, быстрая смена технологий. В то же время новая техника и технологии становятся более наукоёмкими, требующими использования автоматики, робототехники и компьютерных технологий. В современном мире работнику для поддержания конкурентоспособности приходится обучаться постоянно, в течение всей жизни, подстраиваясь под изменяющиеся социально-экономические условия, быть динамичным, мобильным, готовым к изменению направления деятельности. Такое положение потребовало оптимизации структуры системы профессионального образования с
учётом мировых тенденций и потребностей национального рынка труда. Главенствующая цель и смысл модернизации состоят в подготовке кадров, готовых к инновационной деятельности. В работе М.С. Блохиной, где дан подробный анализ инновационных профессиональных компетенций, утверждается, что «сегодняшние образовательные стандарты в большинстве своем учитывают реальные требования работодателей к профессиональному потенциалу и подготовке работников» [6]. Обобщая вышеприведённое, можно прийти к заключению, что недостаток сложившейся системы высшего образования заключается не в отсутствии профессиональных компетенций в содержании образования, а в недостаточности инновационных компетенций выпускников. Соответственно, возникает вопрос, отвечает ли этим запросам времени действующая система профессионального образования?
Министерство образования и науки РФ проводит работу по разработке ФГОС бакалавриата в соответствии с профессиональными стандартами, утверждёнными работодателями. Такое решение основывается на предположении, что содержание высшего образования не соответствует реальным потребностям отраслей производства. Такое представление является не вполне объективным. Очевидно, что выпускник вуза, не имея опыта работы на производстве, вряд ли может в полной мере применить полученные им знания и навыки. Ясно, что разрыв между уровнем подготовки выпускников вузов и требованиями к ним со стороны производства всегда был и будет. Во-первых, это связано с тем, что выпускник вуза, получивший инженерное образование, ещё не является инженером, а становится им в процессе практической деятельности. Во-вторых, каждое предприятие даже одного профиля использует различные технологии и машины. А освоение всех технологий в ограниченные сроки обучения в бакалавриате практически невозможно. В-третьих, это также связано с наличием редких и закры-
тых технологий и оборудования с высокой стоимостью, содержание которых в вузах неэффективно. В-четвёртых, основная цель бакалавриата заключается в базовой подготовке по направлению деятельности, поэтому программа академического образования включает большой объём дисциплин гуманитарного, социального и естественнонаучного направления, без которых высшее образование превращается в среднепрофес-сиональное. Исходя из этого, высшее образование на уровне бакалавра, по существу, должно быть профессионально ориентированным (ключевое слово «профессиональное» было снято совсем недавно). Магистратура решает задачу профессиональной подготовки по узконаправленным программам согласно потребностям современного производства, которые могут быть привязаны к профессиональным стандартам, хотя основным назначением магистратуры является опережающая подготовка инженеров с компетенциями по разработке и использованию передовых наукоёмких технологий. Будет ли приведение ФГОС бакалавриата к профессиональным стандартам способствовать достижению стратегических целей профессионального образования - подготовке кадров, способных создавать современные конкурентоспособные продукты и услуги, влияющие на инновационное развитие страны? Соответствует ли это новшество современным требованиям к выпускникам, их способностям приспосабливаться к изменяющемуся рынку труда? Нет. Это - не системное управляющее решение, оно направлено на удовлетворение краткосрочных интересов государственных структур и свидетельствует об их неспособности к быстрой переориентировке в осуществлении дополнительного профессионального образования. Можно предположить, что появление такого управляющего решения по изменению содержания стандарта связано с проблемой обеспечения занятости выпускников вуза. Существует мнение, что выпускники не трудоустраиваются из-за низких про-
фессиональных компетенций. Это не так. По существу, всё упирается в ограниченность вакантных должностей на предприятиях. Введение инновационных технологий этот процесс ещё более обострит. Понятно, что занятость выпускников обеспечивается созданием рабочих мест, что не является функцией образования. Перекладывание этой функции на высшее образование проблему занятости выпускников не решит.
Системе профессиональной подготовки кадров ставятся новые непростые задачи, которые невозможно решить за короткий срок обучения. Сложности появляются из-за проблем различного временного лага профессиональной подготовки выпускников. Например, применительно к инженерному образованию система подготовки кадров должна учитывать разнообразие функций инженера, таких как созидающая, производственная, координирующая и сервисная. Деятельность инженера носит междисциплинарный характер. Он должен в совершенстве владеть информационными технологиями, понимать экологические проблемы с точки зрения нанесения ущерба окружающей среде, знать закономерности развития общества с точки зрения прогнозирования последствий инженерной деятельности и её влияния на социальную среду, владеть основами организационно-управленческой деятельности, иметь экономические и юридические знания, необходимые для решения различных социальных и экономических задач. Следовательно, инженерное образование должно быть многоуровневым, а на уровне бакалавра - фундаментальным. Фундаментальная составляющая образования должна включать математические и естественнонаучные, общетехнические и гуманитарные знания, а также специальные знания о наиболее прогрессивных достижениях в профессиональной инженерной сфере. Получивший такое образование человек значительно легче и быстрее осваивается в любой области деятельности, чем узкий специалист, имеющий дело с какой-либо техникой и технологией. Конечно, не каждый выпускник должен
быть ориентирован на творческую и научную деятельность, должны быть и выпускники, занимающиеся внедрением, обслуживанием оборудования, координацией деятельности различных подразделений. Эти запросы могут быть реализованы, если подготовка инженера будет не только многопрофильной, но и многоуровневой. Проблема решается созданием уровневой профессиональной подготовки кадров в соответствии с различной потребностью кадров в экономике.
Изменения в социально-экономической сфере происходят быстро, так что образовательные программы не успевают реагировать на них. Образование не поспевает за стремительным продвижением технологий. В этих условиях профессиональное образование должно становиться непрерывным процессом, так как невозможно в постоянно меняющихся условиях, сокращающих жизненный цикл технических систем, дать студенту некий набор знаний, который он сможет использовать на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Это известное утверждение не согласуется с принципом построения ФГОС на основе профессиональных стандартов. Возникает вопрос о возможности принятия стратегии опережающего образования в высшей школе, заключающейся во внедрении на уровне бакалавриата универсального стандарта, инвариантного по отношению к изменениям в социальном мире. Как известно, фундаментальные знания не меняются во времени, а профессиональные знания зависят от действующих технологий. Образование через всю жизнь означает поэтапное формирование профессиональных знаний по мере возникновения образовательной потребности. Именно в формировании профессиональных знаний по мере появления практической потребности и заключается эффективность и гибкость этой образовательной системы. Уровневое высшее образование допускает создание многообразия образовательных программ, и не только в магистратуре, но и в системе бакалавриата. Система высшего
образования не запрещает реализацию программ прикладного бакалавриата.
Главное преимущество непрерывной системы подготовки кадров заключается в возможно быстрой профессиональной переориентировке содержания образования. Если многообразие профессиональных программ обучения в течение жизни является инструментом решения краткосрочных задач на производстве и обеспечения оперативного повышения квалификации, то вузовское образование на уровне бакалавриата - это инструмент среднесрочной стратегии подготовки кадров. В этом их различие и взаимосвязь. В заключение ещё раз подчеркнём, что федеральный государственный образовательный стандарт как базовый документ должен предусматривать многообразие образовательных программ.
Литература
1. Сенашенко В.С. О реформировании отечественной системы высшего образования: не-
которые итоги // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 5-15.
2. Прохоров В.А. Некоторые вопросы модернизации инженерного образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 13-19.
3. Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация... что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73-82.
4. Тхагапсоев Х.Г., Сапунов М.Б. Российская образовательная реальность и её превращён-ные формы // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 87-97.
5. Тарасенко Ф.П. Системность - рычажная точка для преобразований инженерного образования // Инженерное образование. 2012. № 11. С. 6-9.
6. Блохина М.С. Инновационные компетенции в системе требований к профессиональной подготовке эффективного менеджера // Мир экономики и управления. 2017. Т. 17. № 2. С. 97-109.
Статья поступила в редакцию 14.11.17 Принята к публикации 12.12.17
PROFESSIONAL STANDARD AND FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR
UNDERGRADUATE PROGRAMS
Valeriy A. PROKHOROV - Dr. Sci. (Engineering), Prof., e-mail: [email protected]
North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Address: 5, Petrovsky str., Yakutsk, 677016, Republic of Sakha, Russian Federation
Abstract. Undergraduate educational programs making on the basis of professional standards compliance does not meet the strategic goal of vocational education system reforming - training personnel capable of making modern competitive products and services affecting the country's innovative development. The disadvantage of the former higher education system is not the professional competencies lack in the education content, but the lack of graduates' innovative competencies. The undergraduate federal state educational standard making on the principle of vocational guidance is proposed in the paper. Professional education should become an ongoing process in modern conditions and higher education at undergraduate level has to be professionally oriented, universal, and invariant from the constantly emerging changes in the social world. There is supported a statement that if the lifelong learning programs variety is a tool for short-term tasks solving in the production and provision of operational upgrading, then higher education at undergraduate level is an instrument ofthe medium-term training personnel strategy.
Keywords: modernization of education, education goals and strategy, educational standard, professional standard, undergraduate programs
Cite as: Prokhorov, V.A. (2018). [Professional Standard and Federal State Educational Standard for Undergraduate Programs]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 1 (219), pp. 31-36 (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Senashenko, V.S. (2017). [On the Reforming ofNational Higher Education System: ]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 5-15 (In Russ., abstract in Eng.)
2. Prokhorov, V.A. (2013). [To the Question ofEngineering Education Modernization]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 10, pp. 13-19 (In Russ., abstract in Eng.)
3. Krasinskaya, L.F. (2016). [Modernization, Optimization, Bureaucratization... What Awaits Higher School Tomorrow?]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 3, pp. 48-54 (In Russ., abstract in Eng.)
4. Tkhagapsoev, K.G., Sapunov, M.B. (2016). [Russian Education Reality and Its Converted Forms]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 87-97. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Tarasenko, F.P. (2012). [Systemacy - Lever Point for the Transformation of Engineering Education]. In-genernoe obrazovanie [Engineering Education]. No. 11, pp. 6-9 (In Russ.)
6. Blokhina, M.S. (2017) [Innovation Competences in the System ofRequirements to Effective Manager Professional Training]. Mirekonomiki i upravlenia [World ofEconomics and Management]. Vol. 17. No. 2, pp. 97-109. (In Russ.)
The paper was submitted 14.11.17 Accepted for publication 12.12.17
M ь НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ
СLIBRARy.RU ринц-2016
Вопросы философии 8,525
Психологическая наука и образование 6,925
Вопросы образования 4,847
Социологические исследования 4,706
Педагогика 2,884
Философские науки 1,811
Вестник международных организаций 1,601
Эпистемология и философия науки 1,491
Высшее образование сегодня 1,331
Образование и наука 1,298
Высшее образование в России 1,287
Экономика образования 1,013
Alma mater 0,966
Университетское управление: практика и анализ 0,751
Интеграция образования 0,748
Инженерное образование 0,538