Научно-технические разработки
УДК 614.8:377/378+373+159.9
М.М. Бобровницкая (ГУ ЦЭПП МЧС России)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР В ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МЧС РОССИИ
M.M.Bobrovnitskaya
PROFESSIONAL SELECTION IN HIGHER AND SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS
IN THE SYSTEM OF EMERCOM OF RUSSIA
Рассмотрены вопросы профессионального психологического отбора, его роль в структуре МЧС России, изложена классификация требований к будущим спасателям при их отборе в высшие и средние заведения МЧС России
Article covers the issues of professional psychological selection: its role and importance in EMERCOM of Russia structure. There is given attempt to classify demands made by Ministry to the future specialists, who’s professional activity is connected with liquidation of emergency situations consequences. There is given procedure of professional psychological selection in higher and secondary educational institutions in the system of EMERCOM of Russia, defined the prospects of further development of professional psychological selection in higher and secondary educational institutions in the system of EMERCOM of Russia
М.М. Бобровницкая
Профессиональная деятельность, связанная с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций является довольно специфическим видом правоохранительной деятельности.
Профессиональная деятельность сотрудника МЧС России в большинстве случаев осуществляется в особых, неблагоприятных и экстремальных условиях. Сотрудник МЧС России, как правило, работает в условиях нестабильности социальных отношений, изменяющихся профессиональных, пространственных, временных, температурных и других режимов.
Этот специфический, тяжелый труд требует от работника высоких нравственных принципов, самоотверженности и нередко отваги и героизма. Героизм, с точки зрения психолога, это не аффективные действия, связанные с риском для жизни спасателя или пожарного, а четкое исполнение инструкций и приказов в обстановке опасности и неопределенности, умение концентрироваться в сложных ситуациях и принимать адекватные решения.
Все вышесказанное заставляет нас сделать вывод, что специфика деятельности МЧС России требует от сотрудников определенных свойств личности и качеств характера. Не последнюю роль в деятельности сотрудника МЧС России играет высокая обучаемость и умение применять свои знания, умения и навыки в сложных, экстремальных ситуациях.
Сфера деятельности сотрудников МЧС России распространяется от рядового пожарного расчета до специалиста математического обеспечения исследований вооружения, техники и применения сил гражданской защиты.
Первоочередной задачей психологической службы МЧС России является отбор кандидатов на службу (работу) в структурные подразделения МЧС России.
Среди общих требований для всех сотрудников МЧС России можно выделить основные: осознание значимости своей социальной роли и ответственности, человеколюбие и патриотизм, в лучшем понимании этого слова.
Разные условия труда, виды деятельности будущих работников МЧС России вынуждают психологическую службу МЧС России искать различные подходы к отбору рядовых сотрудников, начальствующего и инженерного состава и, особенно, абитуриентов учебных заведений МЧС России.
В системе МЧС России существует шесть основных учебных заведений, готовящих специалистов разного профиля:
Академия гражданской защиты МЧС России готовит офицерские кадры по специальностям: государственное и муниципальное управление; защита в чрезвычайных ситуациях; командир тактических
сил гражданской защиты; инженер тактических сил гражданской защиты; математическое обеспечение исследований вооружения, техники и применения сил гражданской защиты;
Академия Государственной противопожарной службы готовит офицерские кадры по специальностям: пожарная безопасность, государственное и муниципальное управление;
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы готовит техников и инженеров по специальности пожарная безопасность; бакалавров по специальности системный анализ; инженеров по специальности безопасность технологических процессов и производств; инже-неров-математиков по специальности прикладная математика;
Уральский институт Государственной противопожарной службы готовит офицерские кадры по специальности безопасность жизнедеятельности; инженеров и техников пожарной безопасности;
Ивановский институт Государственной противопожарной службы готовит офицерские кадры пожарной безопасности (техники и инженеры);
Воронежское пожарно-техническое училище выпускает с присваением квалификации «техник пожарной безопасности» и специального звания лейтенант внутренней службы.
Основная трудность для психологической службы МЧС России в отборе абитуриентов заключается в следующем: семнадцатилетний подросток, как правило, слабо представляет условия будущей профессии — им движет романтика и процесс самоактуализации. Современная школьная психология (там, где она есть) имеет слабое представление о профориентационной работе и выпускники школ осуществляют выбор будущей профессии, большей частью, по предпочтениям и пристрастиям родителей.
Работа психологической службы при отборе абитуриентов начинается с выявления способностей. В основе способностей лежат так называемые задатки
— врожденные свойства, обеспечивающие человеку способность к овладению той или иной деятельностью. У каждого человека комплекс задатков однороден по составу, но выраженность их неодинакова, причем диапазон индивидуальных вариаций в этом отношении поразительно широк. В индивидуальном ансамбле задатков часть из них может быть выражена очень заметно, в то время как другие задатки оказываются слабыми. Но это не значит, что слабо выраженные задатки не могут обеспечивать успешную деятельность: на основе слабых задатков путем настойчивого обучения можно сформировать если не блестящие, то, по крайней мере, неплохие способности.
К условиям реализации способностей можно отнести интерес к своему делу, работоспособность, упорство в достижении цели; а для спасателя и пожарного — это еще и расчетливость, смелость и стрес-соустойчивость, без которых невозможно успешное осуществление профессиональной деятельности.
Система психологического отбора абитуриентов во многом опирается на представлениях о способностях действовать в особых условиях труда
— в эктремальных условиях. К их числу относятся: толерантность к стрессу и фрустрации: стрессо-устойчивость, присутствие духа, самообладание; рассудительность; положительный фон настроения, низкая склонность к его колебаниям и снижениям; эмоциональная устойчивость, в частности эмоционально-сенсорная и эмоционально-моторная устойчивость (т.е., другими словами, умение не теряться в самой сложной обстановке). Стеничность реакций на сложности и опасность; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; вкус к здравому риску, умеренная осторожность. Реалистическое мышление, оперативность мыслительных процессов, способности к абстрактно-логическому мышлению, анализу, обобщениям; развитая мыслительная деятельность для решения прогностических задач. Широкое распределение, быстрое переключение, большой объем и устойчивость внимания; способность к быстрым двигательным реакциям; хорошая координация движений; помехоустойчивость, т.е. способность эффективно выполнять профессиональную деятельность в условиях помех, называемая иногда способностью к сосредоточению внимания. Хорошие адаптационные способности; способность к резкой смене вида деятельности и умение быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценить степень важности поступающей информации, принимать и осуществлять правильные решения (т.е. сообразительность). Хорошая память, в особенности словесно-логическая, наглядно-образная и долговременная. Умение оценить имеющееся в распоряжении время и в соответствии с ним планировать свои действия.
К внутренним условиям, обеспечивающим реализацию способностей действовать в особых условиях труда, относятся: хорошее соматическое и нервно-психическое здоровье, физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; низкий уровень склонности к развитию психических заболеваний; положительная мотивация по отношению к профессиональной деятельности; целеустремленность; склонность к соблюдению общественных и групповых моральных норм; развитая наблюдательность; обучаемость; хорошая профессиональная подготовка.
Что касается темперамента, то предпочтительным для сотрудника МЧС России является сангвинический темперамент, отмеченный силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. Следует отметить, что у большинства людей темперамент не имеет строгих классических черт, а оказывается смешанным, причем в разных обстоятельствах люди проявляют признаки разных темпераментов.
В отношении характера можно выделить такие профессионально значимые черты, как выдержанность, настойчивость, смелость, решительность, бдительность; инициативность, способность к принятию самостоятельных решений; хорошо развитые волевые
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
качества; пытливость ума; высокая дисциплинированность (умение подчиняться), пунктуальность и аккуратность. А также развитое чувство долга, ответственность, умение работать в команде, отзывчивость.
Психологический отбор абитуриентов предполагает использование различных методов изучения личности. При этом к отбору предъявляется ряд общих требований: всесторонность (полнота), целенаправленность, объективность, систематичность (динамичность), достаточность, критичность.
Под всесторонностью понимается максимальный учет и анализ всего того, что имеет даже самое отдаленное отношение к данному субъекту. Целенаправленность — это строгая определенность задач, решаемых в ходе обследования. Объективность во многом определяется достоверностью измерительных средств и технологий. В настоящее время в процессе психологического отбора психологами МЧС России глубоко и серьезно исследуются базовый интеллект (данный от рождения), способность к обучению, качества характера и свойства личности. Методики, применяемые при проведении психологического отбора настолько серьезны, что позволяют выявлять желание человека приукрасить себя, сообщить о себе ложные сведения и, таким образом, исключить возможность появление в наших рядах профессионально непригодных людей.
Систематичность означает длительное и постоянное, а не эпизодическое наблюдение в процессе обучения. Требование достаточности предполагает накопление данных, необходимых для убедительных и достоверных выводов. И, наконец, критичность означает придирчивое отношение к материалу, умение выделять и отбрасывать случайное и учитывать только то, что устойчиво присуще данному индивиду.
Конечным итогом психологического отбора является оценка и предварительное прогнозирование успешности и надежности учебной деятельности будущего сотрудника МЧС России. Под надежностью понимается свойство человека сохранять стабиль-
ность, т.е. устойчивое постоянство результатов деятельности.
Психологами МЧС России были выявлены те качества характера и свойства личности, которые препятствуют работе в МЧС России: низкий базовый уровень интеллекта; выраженные акцентуации характера, психические отклонения; нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; безответственность, недисциплинированность, безнравственность, неорганизованность, непоследовательность в действиях; чрезмерно низкий или завышенный уровень притязаний.
Конкретно пожарного: невнимательность,
рассеянность, вспыльчивость, трусость, отсутствие склонности к риску, быстрая утомляемость. Спасателя: низкие способности абстрактно-логического мышления, мнительность, склонность к выраженным снижениям и колебаниям настроения, обидчивость, конфликтность, обостренная реакция на неудачи, беспечность, высокая склонность к риску. Командира пожарного или спасательного подразделения: неспособность анализировать, сопоставлять факты, делать умозаключения, нерешительность, ригидность, отсутствие чувства долга, импульсивность, быстрая утомляемость, слабоволие.
На наш взгляд, самым главным тестом, всё же является — способность закончить учебное заведение, преодолев все тяготы и лишения военной службы курсанта военного учебного заведения, получить и научиться применять в полном объеме профессиональные знания, умения и навыки.
Постоянно сталкиваясь и работая с курсантами учебных заведений МЧС России, складывается впечатление, что эти ребята в своей совокупности — островки чистоты и порядочности. Это люди, которые смогли подчинить себя этому нелегкому делу — Спасению. Это те, кого можно назвать «золотой молодежью», те, на кого можно положиться.