Литература:
1. Аникин В.А. Тенденции изменения социально-профессиональной структуры России в 1994-2006 гг. (по материалам КЬМ8)// Мир России. Социология. Этнология. - 2010 - № 3 - с. 114-131
2. Бакулина С.С., Музыченко Е.А., Черноскутов В. Е. Целевой прием в современных условиях// Высшее образование в России. -2011 - № 8 - с. 14-22
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", N 273-Ф3: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года // Российская газета - Федеральный выпуск №5976
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года - М.: Эксмо-Пресс, 2016. - 336 с.
5. Бакулина С.С., Музыченко Е.А., Черноскутов В. Е. Целевой
прием в современных условиях// Высшее образование в России. -2011 - № 8 - с. 14-22
6. Латышенок Д.К. Современное состояние оборонно-промышленного комплекса России// Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2015 - № 1 с. 253-259
7. Отчет о финансовых результатах [Электронный ресурс]:: http://www.ilyushin.org/upload/iblock/859/859aa5e9bf11125d76270e. pdf (Дата обращения 13.03.2016)
8. Образец договора о целевой подготовке [Электронный ресурс]: http://www.ilyushin.org/socpolicy/universities/ (Дата обращения 28.03.2016)
9. Перкова Е.П. Выставочная деятельность высшего учебного заведения как средство продвижения на рынке образовательных услуг- М.: Транспортное дело России-2015 № 6 (93)
УДК 378.14
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Полевая М.В., д.э.н., заведующая кафедрой «Управление персоналом и психология», ФГОБУВО «Финансовый университет при
Правительстве РФ», e-mail:[email protected] Иванова И.А., к.э.н., доцент кафедры «Управление персоналом и психология», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при
Правительстве РФ», e-mail:[email protected] Субочева А.О., к.э.н., доцент кафедры «Управление персоналом и психология», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при
Правительстве РФ», e-mail:[email protected]
В данной статье обоснована актуальность создания профессионального клуба на базе выпускающей кафедры образовательной организации высшегообразования.Представлены аргументы, позволяющие увидеть значимость повышения профессионализации учебного процесса посредством создания профессионального сообщества, способствующего формированию профессиональных компетенций обучающихся в современном вузе. Рассмотрено практико-ориентированное обучение с точки зрениявысшей школы, позволяющее сформировать у выпускников профессиональные компетенции, востребованные работодателями, и дающие возможность быстрее адаптироваться на рабочем месте.
Раскрыты цели и задачи клубного движения в вузовской практике. Сделаны выводы о том, что работа профессионального клуба способствует формированию интеграционного пространства, объединяющего теоретические разработки и практические технологии, направленные на совершенствование процессов управления персоналом и подготовку компетентных работников современной кадровой индустрии. Также рассматривается возможность общения единомышленников в профессиональной среде клуба с цельюполучения навыков публичного взаимодействия с его участниками путем возможности самостоятельных высказываний личного мнения об острых проблемах в сфере управления персоналом, а также обсуждения проблемных ситуаций, возникающих в текущей профессиональной деятельности, получения представлениястудентами о современных практиках и технологиях работы с персоналом в организациях.
Приведены примеры создания и работы профессиональных HR-клубов в различных городах России, в том числе в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации на базе кафедры «Управление персоналом и психология».
Ключевые слова: студенты, обучение, высшее образование, практико-ориентированное обучение, учебный процесс, выпускающая кафедра, профессиональный клуб, управление персоналом, профессиональные компетенции,ИЯ.
PROFESSIONAL CLUB AS WAY OF PROVIDING PRAKTIKO-ORIENTIROVANNOGO OF THE HIGHER EDUCATION
Polevaya M., doctor of economic sciences, head of the Personnel Management and Psychology chair, FSBEIHE «Financial university under the
government of the Russian Federation», e-mail:[email protected] Ivanova I., Ph.D., associate professor of the Personnel Management and Psychology chair, FSBEI HE «Financial university under the
government of the Russian Federation», e-mail:[email protected] Subocheva A., Ph.D., associate professor of the Personnel Management and Psychology chair, FSBEI HE «Financial university under the
government of the Russian Federation», e-mail:[email protected]
In this article, the urgency of creating professional Club Chair-based educational organization of higher education. Arguments are presented that allow you to see the importance of increasing professionalisation of educational process through the establishment of a professional community, contributing to the formation of professional competence of students in a modern University. Considered practice-oriented training in terms of higher education, allowing graduates to form professional competences, demanded by employers, and giving the opportunity to quickly adapt to the workplace. Goals and objectives are revealed Club movement in University practice. Concluded that the work of the professional club promotes the integration space, combining theoretical developments and practical technology, aimed at improving the processes ofpersonnel management and the training of competent workers modern personnel industry. Also considered the possibility of communication of adherents in professional Club Wednesday for the purpose of obtaining skills of public interaction with the participants by possibility of separate statements of personal opinion on pressing issues in the field of personnel management, as well as discussion of problem situations that arise in current professional practice, students get an idea about modern practices and technologies of working with people in organizations. Provides examples of creating and working professional HR-clubs in various cities of Russia, including in the finance University under the Government of the Russian Federation on the basis of the Department of personnel management and psychology.
Keywords: students, education, high school education, practice-oriented training,education process, producing department, professional club, personal management, professional competence, HR.
Состояние и развитие рынка труда определяют направления по совершенствованию системы подготовки бакалавра в образовательной организации высшего образования, которая
должнасоответствовать предъявляемым им требованиям в обеспечении кадрами соответствующего качества.Многие вузы страны нацелены на поиск новых моделей научной и образовательной
Рис.1. Взаимосвязь системы подготовки бакалавров с требованиями рынка труда
деятельности [6, 7].Быстроменяющаяся социально-экономическая среда общества актуализирует профессиональные компетенции работников, способствующие повышению их профессиональной мобильности,социально-психологической и информационной адаптивности к новым условиям, постоянно нарастающему информационному потоку, в котором им необходимо ориентироваться(рис.1). На сегодняшний день качество подготовки выпускников вузов стоит на первом месте. [3].
Одной из основных задач подготовки бакалавров в образова-тельнойорганизации высшего образования является не только и не столько передача будущим специалистам фундаментальных знаний, сколько развитие их способностей вести самостоятельный поиск и осваивать новые знания.
Процесс выявления основных тенденций профессионализации, профессиональных особенностей и своеобразия профессии, поиск механизмов и технологий по формированию профессиональных компетенций находит свое отражение в комплексных научных исследованиях широкого профиля: философских, социальных, психолого-педагогических, экономических, управленческих и т.д., а также реализуется в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования.
Внедрение новых образовательных технологий, совершенствование образовательных стандартов формируют основу для подготовки кадров, обладающих высокой квалификацией и адаптацией к изменчивым условиям на рынке труда. Поэтому особенности и закономерности личного и профессионального самоопределения необходимо выявлять и учитывать в учебном процессе на ранней стадии, т.е. при поступлении студента в образовательную организацию высшего образования. Важность этого подхода обусловлена стремительным развитием в последние годы личностно-ориентированной парадигмы образования[1; 4].
Обучение умению учиться качественно закрепляется в практической деятельности. Поэтому в комплексе задач выпускающих кафедр образовательной организации высшего образования находят отражение те, которые способствуют обеспечению качественной подготовки обучающихся посредством образовательных методик и технологий, созданию необходимых условий для обогащения знаний студентов профессиональным опытом; формированию самостоятельной творческой личности, сознательно стремящейся
к профессиональному самосовершенствованию, видящей смысл и общественную значимость результативности своей деятельности (рис.2).
Одной из задач подготовки менеджеров по персоналу является-формирование у них деловых качеств, выработка глобального видения своих функций в системе управления персоналом, формирование и развитие организаторских и коммуникативных способностей, умение найти выход из конфликтной ситуации, стимулирование творческого мышления, овладение методами контроля за качеством разработки и реализации принимаемых решений [2; 5].
Для формирования профессиональных компетенцийвыпуск-ников в образовательной модели по направлению подготовки бакалавров «Управление персоналом» учитывалось, что пополнение знаний, развитие умений и навыков, полученных в процессе обучения по соответствующей дисциплине, должно происходить посредством взаимодействия всех составляющих образовательной среды, которымирасполагает выпускающая кафедра: применяемые образовательные технологии, работа научного студенческого кружка, создание проблемной научной группы, а также деятельность профессионального клуба(рис.3).
Взаимодействиевышеуказанных видов научной деятельности студентов и их сотрудничество с экспертами-практиками долж-новстраиваться в учебный процесс, ипомимо возможности совершенствования и более полного раскрытия способностей студентов позволит создать предпосылки для продолжения образования в магистратуре и аспирантуре, сформирует надежный фундамент для успешной профессиональной деятельностии карьерного роста выпускников.
Будущий выпускник-бакалавр в сфере управления персоналом должен быть подготовлен для работы в службе управления персоналом организации, деятельность которой связана, в основном, с осуществлением межличностных отношений и взаимодействием работников в организации: мотивацией, подбором, обучением и аттестацией персонала; управлением карьерным ростом персонала; обеспечением безопасности труда; управлением конфликтами; мероприятиями по созданию и поддержанию организационной культуры; умением анализировать и прогнозировать поведение работников и т. д. Подготовка квалифицированных менеджеров сосформирован-ными профессиональными и личностными компетенциями требует
Рис.2. Комплекс задач выпускающей кафедры образовательной организации высшего образования
Рис. 3. Составляющие образовательной среды выпускающей кафедры
четких представлений о характере трудового процесса, структуре персонала, способах и методах управления им с учетом особенностей и уровня развития организации.
Профессиональная деятельность современного менеджера по персоналусвязана с необходимостью быть осведомлённым в инновационных моделях управления персоналом. Наиболее объективное и полное впечатление о методиках, приемах, инновациях в данной сфере можно получить в процессе непосредственного и личного общения, участвуя в дискуссиях, обсуждая проблемыс экспертами-практиками, профессионалами, коллегами, представителями объединяющей их сферы деятельности, разрабатывающими и реализующими её в конкретных условиях.В условиях практико-ориентированного обучения в высшей школе подготовка компетентного профессионала возможна в интеграционном единстве следующих компонентов образовательной модели: учебный процесс как основа обеспечения теоретическими фундаментальными знаниями; непосредственно практико-ориентированное обучение (использование интерактивных форм обучения, проведение практик, стажировок, организация научно-исследовательской и проектной работы); активизация деятельности профессиональных сообществ (клубов, движений, объединений и т.д.) (рис. 4.)
Профессиональный клуб на базе выпускающей кафедры - это-объединение обучающихся и практиков-профессионалов с целью повышения мотивации студентов и молодых специалистов, получения практических знаний, поиск новейших способов и методов повышения результативности работы персонала, распространение наиболее передового опыта в данной сфере, получение взаимных консультаций.
Главной целью клубного движения является профессиональное общение коллег и единомышленников в объединяющей их сфере деятельности, позволяющее постоянно обмениваться знаниями, идеями, информационными нововведениями, обеспечивающее расширение кругозора, что непременно будет способствовать росту личностных и профессиональных компетенций.
На практике профессиональные клубы часто создаются на неформальной основе и участие в их работе вызвано заинтересованностью личности в расширении коммуникационного пространства. Взаимодействие членов клуба на подобных информационно-коммуникационных площадках позволяет устанавливать и поддерживать деловые контакты, способствует созданию доверительной и комфортной психологической среды, в которой раскрывается
потенциал всех участников и создаются возможности для профессионального роста.
Стратегический контекств становлении профессионального клуба заключается в последовательности построения деятельности выпускающей кафедры, организации её научно-исследовательской иучебно-методической работы, которая должна выстраивается в соответствии с актуальными тенденциями рынка труда, заинтересованном в компетентном персонале кадровой сферы.
Подобный НК-клуб, по нашему мнению, способен выступить связующим звеном в системной подготовке компетентных профессионалов между образовательной организацией высшего образования и работодателями, между теоретической и практической подготовкой студентов. Работа профессионального клуба позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы по подготовке менеджера высокой квалификации и определить его ведущую роль в эффективном решении кадровых вопросов организаций. Студенты, участвующие в работе клуба, посредством общения, выявляют современные тренды развития данной сферы деятельности, приобретают новые знания, знакомятся с ведущими специалистами-практиками, устанавливают деловые контакты для прохождения практики, последующего трудоустройства и стажировок.
Сегодня профессиональные НК-клубы созданы во многих городах России, их успешному функционированию, безусловно, способствует непосредственная заинтересованность участников в обмене опытом, знаниями, установлении новых и расширении имеющихся деловых контактов. Например, одним из крупнейших профессиональных сообществ является «ВКК - Национальный союз кадровиков», объединяющий десятки тысяч участников - профессионалов в области кадрового менеджмента, разделяющих идеи союза и участвующих в реализации его целей и задач. В состав участников входят директора НК-департаментов крупных компаний г. Москвы, профессиональные НК-менеджеры и специалисты кадровых служб, практикующие бизнес-тренеры, представители кадрового консалтинга, специализирующиеся в управлении персоналом, а также практикующие юристы в области трудового законодательства. Показателен опыт НК-клуба «Как делать» (г. Санкт-Петербург), объединяющий специалистов и профессионалов в области управления персоналом. Данное профессиональное сообщество создано для взаимодействия, обмена опытом, профессионального роста в сфере НК. В виртуальном информационном пространстве описывается опыт многих подобных клубов, объединяющих единомышленников
Рис. 4.Компоненты образовательной модели подготовки компетентного профессионала
все желающие присоединится к профессиональному движению
студенты
выпускники кафедры
представители HR -департаментов современных компаний и организаций
Рис. 5. Участники профессионального клуба
различных организаций, представителей разных городов и сфер деятельности. Например, «Клуб НЯменеджеров» (г.Барнаул), работа которого способствует распространению в крае передового опыта, развитию и внедрению лучших стандартов в области управления персоналом; «Клуб бизнес-тренеров и НЯ-менеджеров»(г.Владивосток), цель которого обеспечить качественный уровень профессионального общения в области персонал-технологий в регионе; «Кадровый клуб» (г.Волгоград); «Кадровый клуб «ТОП-менеджер»» и «Клуб менеджеров по персоналу школы менеджеров «Рост»» (г.Ижевск); «Клуб менеджеров по персоналу» (г.Казань) и многие другие.
Деловые встречи и общение профессионалов в рамках деятельности профессионального клуба в дальнейшем находят отражение в тематике научных исследований, содержании научных и методических изданий кафедры, описывается на страницах совместных публикаций в профессиональных изданиях. Профессионализация учебного процесса состоит в том, чтобы вооружить будущих специалистов инструментарием для быстрой профессиональной адаптации непосредственно в производственных условиях. Выпускник должен уметь самостоятельно приобретать знания, уметь владеть инструментарием решения управленческих задач. А для этого учебный процесс должен быть направлен на профессиональную деятельность специалиста, т. е. профессионализирован и иметь прикладной характер благодаря участию студентов в том числе и в деятельности профессионального клуба.
Участникамипрофессионального клуба являются: профессора и ведущие преподаватели кафедры, представители НЯ-департаментов современных компаний и организаций, в том числе, бывшие выпускники кафедры «Управление персоналом», а ныне работники данной сферы деятельности, а также студенты, желающие присоединится к профессиональному движению. (рис. 5).
Вовлеченные в формат работы профессионального клуба кафедры студенты получают начальный опыт адаптации к своей будущей деятельности. Комфортная неформальная атмосфера клуба позволяет как начинающим, так и ведущим специалистам погрузится в «идейное» пространство, в котором формируются инновационные предложения по совершенствованию персонал-технологий, а также обсуждаются возможности их реализации.
Целью созданияна базе кафедры «Управление персоналом и психология» Финансового университета при Правительстве РФ НЯ-клуба «Диалог» является содействие профессиональному развитию его членов посредством создания условий для профессионального общения НЯ-специалистов. Важно заметить, что подобная практика также способствует формированию профессионального самоопределения студентов, укрепляет в сознании, особенного молодого поко-
ления управленцев мысль о принадлежности к особенно значимой сфере деятельности, что позволяет поддерживать их статус как востребованных специалистов на рынке труда.
Основными задачами деятельности HR-клуба являются:
1. Обмен опытом и развитие профессионального мастерства, посредством общения и делового взаимодействия участников.
2. Формирование профессионального мышления и расширение круга профессиональных знаний и компетенций, позволяющих на основе делового сотрудничества нарабатывать опыт совершенствования технологий в сфере управления персоналом.
3. Разработка практико-ориентированных образовательных технологий и методик обучения, внедряемых в учебный процесс образовательной организации высшего образования по направлению подготовки бакалавров и магистров «Управление персоналом».
4. Мониторинг тенденций развития сферы управления персоналом, позволяющий совершенствовать модели профессиональных компетенций обучающихся, осуществлять успешную практику трудоустройства выпускников и организацию практик и стажировок студентов, моделировать построение их деловой карьеры.
Одним из реализованных проектов в рамках работы профессионального HR-клуба «Диалог» можно назвать установление сотрудничества с компанией «Агентство КОНТАКТ» InterSearchGroup.
В сентябре 2015 г. состоялась встреча представителей клуба с руководством по развитию бизнеса «Агентства КОНТАКТ» InterSearchGroup, в рамках которой были обсуждены перспективы делового сотрудничества кафедры «Управление персоналом и психология» с данной компанией в части проведения мероприятий, нацеленных на отбор молодых специалистов, стажировок, учебных, производственных и преддипломных практик, организации проведения мастер-класса по деловой оценке персонала на территории Финансового университета. Уже в продолжение сотрудничества в октябре 2015 г. студенты направления подготовки «Управление персоналом», а также выпускники кафедры «Управление персоналом и психология» 2015 г. по направлению работы профессионального клуба приняли участие в бизнес-игре BlackFriday, организованной «Агентством КОНТАКТ» совместно с ведущими компаниями в сфере retail.
В ноябре 2015 г. на площадке профессионального клуба состоялось несколько встреч с выпускниками кафедры 2010, 2014 и 2015 гг., которые поделились опытом своей профессиональной деятельности, а также провели мастер-классы со студентами 3 курса по вопросам будущего трудоустройства, прохождения практики и стажировок.
Повышение значимости интеграции теории и практики управления, возрастающих требований рынка труда к профессиональ-
ным компетенциям современных работников определяет высокую значимость становления и развития профессиональных сообществ, примером которых может служить профессиональный клуб.
Подобное организационное объединение в современных условиях требует к себе пристального внимания со стороны, как образовательной организации, так и организаций различных сфер деятельности.
Общение единомышленников в профессиональной среде клуба позволяет получить наглядное представление о современных практиках и технологиях работы с персоналом в организациях и повысить мотивацию студентов к обучению в вузе.
Литература:
1. Власенко Л.В., Иванова И.А. Парадигмы личностного и профессионального самоопределения студентов: вызовы современности. В книге: Современные концепции профессионального образования студенческой молодежи Ульяновск, 2015. С. 268-282.
2. Пуляева В.Н. Модель компетенций менеджера в клиентоори-ентированной экономике/ В.Н. Пуляева// Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2015. - № 2 (17). - С. 24-30.
3. Розина Н.М., Зуев В.М. Качество выпускников вузов: теоретико-методологические аспекты. // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2014. - №3 (15). С.4-13.
4. Рязанцева М.В. Личностное и профессиональное становление студентов в процессе учебной практики. // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 10-1. - с. 16-18.
5. Рязанцева М.В., Субочева А.О. Методологические основы формирования модели подготовки специалиста по управлению персоналом. // Инновационное развитие национальной экономики: коллективная монография / О.А. Строева и др. [под общ. ред. О.А. Строевой]. - Орел: ООО Научное обозрение», 2015. С. 149-166.
6. Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном и экономическом образовании: перспективы и развитие. / Бутов А.Ю., Белогруд И.Н., Пряжников Н.С., Ясин М.И., Корецкая И.А., Дебердеева Н.А., Махаури М.М., Михайловский М.Н., Хамматова Р.С., Сердакова К.Г., Максатова Д.М., Овсяник О.А., Геращенко А.Л., Буянов В.И., Михайлина Е.В., Валишин Е.Н., Торубарова Ю.С., Сахарова Н.В., Васякин Б.С., Пожарская Е.Л. и д / Коллективная монография/ Коллектива авторов. - Москва, 2015.
7. Эскиндаров М.А. В поисках новых моделей научной и образовательной деятельности. Москва, 2014.