Важную роль при использовании интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров играет такой интерактивный метод как дискуссия - форма познавательной деятельности, в которой субъекты образовательного процесса целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.
Дискуссию целесообразно использовать в обсуждении проблем, имеющих комплексный междисциплинарный характер.
Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы. Как правило, они имеют профессиональную направленность.
На основе рассматриваемых элементов сформулируем следующую компетентную структуру в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования с использованием интерактивных средств обучения: мотивационный, когнитивный, деятельностный, оценочный.
Мотивационный компонент определяет готовность и интерес к работе с интерактивными средствами обучения, постановку и осознание целей информационной деятельности будущих бакалавров.
Когнитивный компонент определяет наличие информационных знаний, умений и навыков и способность применять их в профессиональной детальности, умение анализировать, классифицировать и систематизировать программные и аппаратные средства интерактивных технологий;
Деятельностный компонент определяет эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение интерактивных средств обучения на практике, постоянное совершенствование способов их применения.
Оценочный компонент обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию на основе анализа своей деятельности.
Библиографический список
Обобщённо характеристику готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения представляем по следующим уровням: начальный, базовый (репродуктивный), поисковый и творческий.
По всем уровням представлены показатели, показывающие роль и место интерактивных средств обучения в подготовке будущих бакалавров педагогического образования.
Последней составляющей нашей модели является результат - сформированость готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения.
В ходе экспериментального исследования мы проанализировали изменения по отдельным критериям, характеризующим уровень использования интерактивных средств обучения: знания в области информатики (практические навыки, содержание и объем интерактивных знаний), опыт в решении информационных задач, соотношение творческого подхода использовании интерактивных средств обучения.
Полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в практике организации учебного процесса с использованием интерактивных средств обучения в вузе при преподавании дисциплин «Физиология человека» и «Лечебная физическая культура и массаж» на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности при Дагестанском государственном педагогическом университете. Подобные исследования могут способствовать формированию базы знаний, которая позволит разработать и улучшить программу и учебный процесс с использованием интерактивных средств обучения.
Разработанная нами модель и программное методическое обеспечение способствует эффективности учебного процесса любого образовательного учреждения.
1. Малый энциклопедический словарь: в 4-х т. Москва, 1997.
2. Везиров Т.Г. Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40): 102 - 104.
3. Везиров Т.Г. Электронные образовательные ресурсы в развитии ИКТ-компетентности будущих бакалавров педагогического образования. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 112 - 114.
4. Худовердова С.А. Модель информационного обеспечения инноваций в образовании. Стандарты и мониторинг в образовании. 2014; Т. 2; № 3: 55 - 58.
5. Худовердова С.А., Агибова И.М. Информационно-образовательная среда вуза как средство формирования информационной культуры будущего педагога. Информатика и образование. 2012; 9: 107 - 109.
Referenœs
1. Malyj 'enciklopedicheskij slovar': v 4-h t. Moskva, 1997.
2. Vezirov T.G. Nekotorye aspekty professional'noj podgotovki bakalavrov po profilyu «Muzyka i mirovaya hudozhestvennaya kul'tura» s ispol'zovaniem interaktivnyh sredstv obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40): 102 - 104.
3. Vezirov T.G. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy v razvitii IKT-kompetentnosti buduschih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 112 - 114.
4. Hudoverdova S.A. Model' informacionnogo obespecheniya innovacij v obrazovanii. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2014; T. 2; № 3: 55 - 58.
5. Hudoverdova S.A., Agibova I.M. Informacionno-obrazovatel'naya sreda vuza kak sredstvo formirovaniya informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga. Informatika i obrazovanie. 2012; 9: 107 - 109.
Статья поступила в редакцию 04.11.15
УДК 378
Shapieva A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management, Dagestan State Institute of National
Economy (Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova P.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technology of Vocational
Training, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: [email protected]
Alieva R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Training,
Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL TRAINING REQUIREMENTS FOR MANAGEMENT EDUCATION. The paper identifies a number of professional requirements for the individual management of educational institutions, such as communication, tact and ability to maintain the necessary contacts and communication, leadership, possession of bases and command methods, free maneuvering style, competence, knowledge and understanding of professional problems and their solutions, possession competently put tactical and strategic objectives, etc. In the modern conditions a manager should know his or her own business, have an ability to effectively achieve goals at lower costs, should possess a high educational level and high professional qualifications. An education Manager must be prepared to find compromises that will ensure the least losses.
Key words: training requirements, manager of education, professional quality.
А.С. Шапиева, канд. пед. наук, доц. каф. Менеджмента, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства», E-mail: [email protected]
П.К. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]
Р.Р. Алиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
В статье выявлен ряд профессиональных требований к личности менеджера образовательного учреждения, таких как: коммуникативность, деликатность, умение поддерживать нужные контакты и связи, лидерство, владение основами и командными методами, свободное лавирование стилем, компетентность, знание и понимание профессиональных задач и пути их решения, владение компетентно ставить тактические и стратегические цели и др. В современных условиях к руководителю предъявляется требование к знанию собственного дела, умению эффективно добиваться поставленных целей, но с наименьшими затратами, владению высокого образовательного уровня и высокой профессиональной квалификации. Менеджер образования должен быть готов идти на компромиссы, которые обеспечивают наименьшие потери.
Ключевые слова: требования к профессиональной подготовке, менеджер образования, профессиональные качества.
Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс ставит новые задачи перед менеджерами образовательных учреждений: умение видеть перспективу развития образовательного учреждения, его структур и образовательного процесса, прогнозировать внедрение инноваций в рамках собственного развития, строить взаимовыгодные отношения с другими социальными институтами и т. д. Эффективное решение поставленных задач возможно при условии целенаправленной профессиональной подготовки менеджеров образования, внедрения технологий инновационного типа, тесного взаимодействия управленца учреждения с педагогами, способных к самостоятельной проектной деятельности, реализации инноваций в общеобразовательном процессе.
Современные требования к менеджеру образования необходимо рассматривать через призму семи классических компонентов управленческой деятельности, к которым относятся: диагностический, прогностический, проектировочный, организаторский, коммуникативный, мотивационно-стимулирующий и гностический. Поскольку менеджер образования - это руководитель, способный выполнять функции директора, управляющего, поэтому главные признаки, характеризующие его работу, будут следующие: менеджер образования должен иметь среди своих помощников одного или двух заместителей, в зависимости от масштаба и коллектива сотрудников; он наделён определёнными полномочиями; менеджер берет на себя ответственность за все результаты деятельности организации и результаты принятых решений; менеджер - это сотрудник, занимающий руководящую должность в образовательном учреждении. Вместе с тем, он может быть как владельцем либо совладельцем учреждения, частного вуза, либо наемным работником. Известно, что среди требований к менеджеру образовательными учреждениями ВПО различают требования к его личностным качествам и функциональным требованиям.
В управленческой науке достаточно исследований, посвя-щённых набору и моделям качеств менеджера образования, отвечающим задачам, характеру образовательного учреждения. Достаточно распространенной является квалификационную модель руководителя образовательного учреждения, созданная Я.В. Михайловым [1; с. 72]. Суть его модели качеств заключается в трёхуровневом наборе требований к менеджеру. Первый уровень - требования, характеризующие функциональное содержание менеджмента. Следующий уровень содержит важные требования, характеризующие обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям. Третий уровень включает требования меньшей значимости по отношению к основным требованиям.
К функциональным требованиям менеджера образования можно отнести: коммуникативность - умение понять психические свойства и состояние окружающих людей, своих сотрудников; такт и деликатность - умение найти необходимую у форму коммуникации, умение поддерживать нужные контакты и связи, способность организовывать личные и трудовые взаимодействия, налаживать контроль; лидерство - умение понять желание и чаяния сотрудников, отстаивать их интересы перед вышестоящим начальством; способность отвечать за свои решения и брать от-
ветственность на себя, уметь влиять на окружающих и входить в доверие; владение основами и командными методами современного образовательного менеджмента, способность применять их в практике образовательного учреждения, квалифицированный и компетентный выбор стиля руководства подчиненными, свободное лавирование стилем, способность оперативно организовывать образовательный процесс учреждения и самостоятельное принятие решений; компетентность - знание и понимание профессиональных задач и пути их решения, владение нормативно-правовой базой образовательного учреждения и трудового законодательства; умение прогнозировать развитие событий, компетентно ставить тактические и стратегические цели.
На эффективность и оптимальное управление менеджера образования влияют его способность управлять собой, чётко сформулированные личные ценности; целеустремленность и систематический профессиональный рост, способность и умение решать проблемы в нестандартных ситуациях; креативность и изобретательность, способность к владению инновационными технологиям, владение современными командными методами и управленческими подходами в менеджменте; умение работать в команде и формировать эффективные рабочие и педагогические команды; способность к обучению и умение обучать собственных сотрудников.
По мнению В.М. Шепеля, к органичным задаткам менеджера можно отнести: уравновешенность, активность, общительность, умение адаптации. К нравственным задаткам автор отнёс демонстрацию справедливости в отношениях с членами коллектива, скромность, чувство ответственности, принципиальность. Среди волевых качеств менеджера им были отмечены: напористость, решительность в действиях, энергичность, сдержанность, дисциплинированность. К профессиональным качествам были отнесены: цельность и целеустремленность, оптимальная работоспособность, инициативность и активность, организованность, самостоятельность. К организаторским умениям менеджера учёный отнес умение понимать и оценить людей, устанавливать деловые добрые отношения, постоянно находиться в поиске инновационных форм и методов управления, качественно организовывать работу коллектива и принимать грамотные компетентные решения [2, с. 40-44].
Современный менеджер образования - это руководитель людьми и образовательным учреждением, который выполняет поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем. Поскольку главная задача менеджмента - это достижение поставленной цели, то важно квалифицированно и компетентно её определить. Сложно грамотно управлять людьми, если и менеджеру и подчинённым цели не понятны. После нахождения и постановки цели идет этап планирования и определения пути достижения цели. По мнению Э.А. Уткина, которое он выразил в книге «История менеджмента», «на этом этапе важная задача менеджера - это так организовать работу, чтобы появились побудительные стимулы для сотрудников, при которых возникает желание работать слаженно, эффективно, содействовать достижению конечным целям учреждения». [3; с. 89].
Поэтому среди требований к подготовке менеджера важным является умение мотивировать подчинённых, стараться
затронуть их личные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе профессиональных задач. Важный приём менеджмента - умение во взаимодействии с подчинёнными сочетать свободу и строгую дисциплину, что означает, с одной стороны, жёсткое управление организацией, с другой - самостоятельность и автономия индивида. Другое важное требование к профессиональной подготовке менеджера - это знания, которые должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе педагогической практики. Причём, чем больше организация, тем большим общим запасом знаний современный менеджер должен владеть. Менеджеру важно владеть и организаторскими способностями, поскольку менеджмент учреждением заключается в руководстве коллективом и его подразделений. Оперативный менеджмент включает умение менеджера быстро найти и принять правильное решение ситуативных нестандартных задач, которые постоянно возникают в процессе работы организации. Вялое, медлительное решение возникающих вопросов может привести к нарушению нормального ритма и хода учреждения. Сформированные организаторские способности позволят менеджерам образования создавать и поддерживать в коллективе сознательную дисциплину, без которой никакое учреждение нормально работать не способно. Сознательная дисциплина формируется в коллективе справедливой требовательностью, умением убеждать сотрудников, мотивированием их к деятельности, добрым отношением к окружающим, а также личным примером администрации, которая базируется на взаимном уважении подчиненных и менеджера. Важным в профессиональной подготовке менеджера является сформированная эмпатия, знание и понимание своих сотрудников, умение правильно оценивать
Библиографический список
способности работников, желание прислушиваться к мнению и рекомендациям сотрудников, поддерживать их инициативу и креативность. Эффективный менеджмент во многом обусловлен аналитическими способностями менеджера, лояльностью в отношениях с людьми, высокой ответственностью к работе, креативностью и инициативностью. Различают такие черты характера менеджера как его «внешние данные», к которым относят - тактичность, сдержанность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самообладание и т. д. Данные личные качества менеджера образования позволят ему завоевать авторитет среди сотрудников, что является первым условием для эффективного менеджмента организацией. Для подготовки современного менеджера необходимо использовать современные образовательные технологии, основанные на компе-тентностном подходе [4; 5]
Таким образом, в современных условиях к руководителю предъявляется требование к знанию им собственного дела, умению эффективно добиваться поставленных целей, но с наименьшими затратами, к владению высоким образовательным уровнем и высокой профессиональной квалификацией. Наряду этим, современный менеджер образования должен хорошо знать русский язык и владеть английским языком, понимать обстановку в мире образования, хорошо владеть современными компьютерными технологиями и уметь использовать современные поисковые программы. Нельзя пренебрегать такими требованиями как обязательная опрятность и обходительность современного менеджера с сотрудниками учреждения, проявление благожелательности к ним, доверия, открытости и отзывчивости. Менеджер образования должен быть готов идти на компромиссы, которые обеспечивают наименьшие потери.
1. Михайлов Я.В. Эффективный менеджмент: учебно-практическое пособие Москва, 2011.
2. Шепель В.М. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2004.
3. Уткин Э.А. История менеджмента. Концепция централизма и демократии в российской истории хозяйствования 20-30-х годов. Кадровый менеджмент. 2005; 8: 44 - 48.
4. Шибаев В.П., Шибаева Л.М. Методические и этические аспекты подготовки преподавателя к проведению занятия на интерактивной основе. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4 (47): 102 - 104.
5. Музаев А.И., Музаева Л.В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущего учителя безопасности жизнедеятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4 (47): 75 - 77.
Referencеs
1. Mihajlov Ya.V. 'Effektivnyjmenedzhment: uchebno-prakticheskoe posobie Moskva, 2011.
2. Shepel' V.M. Kommunikacionnyjmenedzhment: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2004.
3. Utkin 'E.A. Istoriya menedzhmenta. Koncepciya centralizma i demokratii v rossijskoj istorii hozyajstvovaniya 20-30-h godov. Kadrovyj menedzhment. 2005; 8: 44 - 48.
4. Shibaev V.P., Shibaeva L.M. Metodicheskie i 'eticheskie aspekty podgotovki prepodavatelya k provedeniyu zanyatiya na interaktivnoj osnove. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4 (47): 102 - 104.
5. Muzaev A.I., Muzaeva L.V. Kompetentnostnyj podhod k professional'noj podgotovke buduschego uchitelya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4 (47): 75 - 77.
Статья поступила в редакцию 07.11.15
УДК 378
Shatalova N.P., Cand. of Sciences (Physics and Mathematics), Professor, Department of Mathematics, Computer Studies and
Methods of Teaching, Kuibyshev branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: [email protected]
CONSTRUCTIVE ENVIRONMENT OF SELF-EDUCATION IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article reveals a problem of designing and organization of constructive environment of self-education among students in a university. The research is based on the analysis of different approaches to the organization of independent work of students. The work identifies the main forms of independent work and key aspects of the approaches. The author presents her conception of what a model of the environment for the organization of independent work of students should be. The model is implemented in the educational process of a pedagogical university. The author sees her concept of the self-teaching environment through the prism of a theory of constructive learning. The article formulates the regularities and the basic concepts of constructive training, aimed at the development of a constructive-minded person in the process of training future teachers. In this aspect the author has formulated a number of criteria that reflect the specifics of the basics of constructiveness in students, and provides some recommendations for modeling the process of extracurricular activities of students in the organized and constructive environment. The researcher states that properly organized extracurricular activities of students in the constructive learning in a university let students to be engaged in educational research activities and contribute to the formation of professional competencies.
Key words: constructive training, constructive skills, constructive thinking, constructiveness, constructive approach to education.
Н.П. Шаталова, канд. физ.-мат. наук, проф. каф. математики, информатики, методики преподавания,
Новосибирский государственный педагогический университет (Куйбышевский филиал), г. Куйбышев,
E-mail: [email protected]