[email protected] Елена Александровна Чистякова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.71 РЭУ им. Г. В. Плеханова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
В 2015 г. утверждены профессиональные стандарты сфере государственных и муниципальных закупок, которые должны применяться работодателями при реализации кадровой политики, проведении обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Образовательным учреждениям необходимо учитывать требования стандартов при подготовке программ обучения.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, специалист, эксперт, контрактная система, закупка.
Ye.A. Chistyakova
PROFESSIONAL STANDARDS IN THE SPHERE OF PUBLIC PROCUREMENT
In 2015 professional standards for the state and municipal procurement in Russia were approved, those standards should be taken into account by employers in their personnel policy, training and certification of employees, signing of labor contracts, developing job descriptions and establishing remuneration systems. Educational institutions need to take into consideration the requirements of the standards when preparing study programs.
Keywords: professional standard, specialist, expert, contract system, procurement.
В соответствии со ст. 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации «Порядок применения профессиональных стандартов», вступившей в силу 1 июля 2016 г., «характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда» [4].
Правительство Российской Федерации вправе определить особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для использования государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, ГУП и МУП, государственными корпорациями и компаниями, хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности. При этом учитывается мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с п. 25 «Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23, профессиональные стандарты используются работодателями при формировании
кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. Стандарты являются ориентирами и могут применяться в целях наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.
Согласно ч. 2 ст. 57 Кодекса наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках либо профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).
Таким образом, в этом случае при формировании штатного расписания, оформлении трудовой книжки, изменении тарифного разряда следует руководствоваться действующими Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами.
В 2015 г. приказами Минтруда России утверждены профессиональные стандарты в сфере закупок:
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 201 5 г. № 625н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок"»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. № 626н «Об утверждении профессионального стандарта "Эксперт в сфере закупок"».
Данные стандарты разработаны во исполнение ст. 195.1 Трудового кодекса РФ и направлены на реализацию принципа профессионализма заказчика, закрепленного ст. 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). 1 июля 2016 г. оба профстандарта стали обязательными для работодателей в части требований к наличию образования в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ «заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки» [6]. В соответствии со стандартами в функции таких специалистов входит контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Трудовые функции соответствуют своему уровню квалификации.
Следует подчеркнуть, что п. 8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, предусмотрено, что с 1 июля 2016 г. профстандарты должны учитываться образовательными учреждениями при разработке программ дополнительного профессионального образования.
Письмом Минэкономразвития России № 5593-ЕЕ/ Д28и и Минобрнауки России № АК-552/06 от 12 марта
2015 г. в образовательные организации направлены методические рекомендации, нацеленные на реализацию единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц.
В соответствии с п. 2.3 Методических рекомендаций минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок должен составлять не менее 108 часов.
В соответствии с п. 2.4 Методических рекомендаций обучение руководителей организаций-заказчиков может осуществляться в объеме 40 часов.
Пунктом 12 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утвержденного Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Однако минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Таким образом, срок обучения для различных категорий слушателей устанавливается обучающими организациями самостоятельно.
1. Правовое регулирование контрактной системы: сб. нормативных актов / [А.А. Храмкин, О.М. Воробьева, А.В. Ермакова и др.]; под ред. А.А. Храмкина. М.: Книга по требованию, 2016.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»».
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».
4. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».