4. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования / сост. Л.Н. Арутюнян, Е.В., Е.В. Сипачева, Н.В. Губанова, Г.Ф. Бридько [и др.], — Донецк : Истоки, 2015. - 223 с.
Суетина Наталья Михайловна
кандидат социологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет » (г. Майкоп, Российская Федерация)
УДК 37:34
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
PROFESSIONAL STANDARDS IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE
LEGAL ASPECT
В статье рассматриваются понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», правовые основы применения профессиональных стандартов.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, квалификация работника.
The article deals with the concepts of «professional standard» and «employee qualification», the legal basis for the application of professional standards.
Key words: professional Standard, qualification of the employee.
В настоящее время правовое регулирование сферы труда претерпевает значительные изменения в отношении оценки персонала организаций. В конце 2012 г. в Трудовом кодексе РФ (далее - ТК РФ) появилось понятие профессионального стандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Так, в статье 195.1 ТК РФ дано официальное определение понятий «квалификация работника» и «профессиональный стандарт».
Под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника [1].
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [1].
Таким образом, профессиональные стандарты определяют навыки и умения, которые необходимы специалистам в разных отраслях экономики. Ориентируясь на требования, установленные в профессиональном стандарте, работодатель сможет формировать кадровую политику организации,
130
проводить обучение и аттестацию персонала, устанавливать систему оплаты труда, в том числе присваивать тарифные разряды и т.д.
Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в раздел IX ТК РФ «Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников» была введена статья 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» [2]. Указанный порядок предусматривает, что если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливает требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, то профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Отметим, что применение профессиональных стандартов обязательно всеми работодателями независимо от организационно-правовой формы. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер. И работодатель сам определяет необходимость их использования при работе с персоналом.
Заметим, что согласно части второй статьи 57 ТК РФ, обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе, при приеме на работу, осуществляется в случае, когда наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Все условия также отражаются в трудовом договоре.
Отметим, что до введения в действие профессиональных стандартов, в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливались, а также и сейчас устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. В указанных справочниках также содержатся квалификационные требования к должностям и профессиям.
В настоящее время Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, является Министерство труда и социального развития РФ.
На основании п. 2 постановления Правительства РФ от 31 октября 2002 года № 787, Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено управление, регулирование и координация деятельности
в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, осуществляет разработку Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и порядка его применения, а также утверждает указанный справочник и порядок его применения [3].
Действующим документом для работодателей также является общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367) [4].
В настоящее время идет повсеместная работа по подготовке профессиональных стандартов во всех отраслях экономики. Заметим, что проекты профессиональных стандартов могут подготавливать работодатели, их объединения, профессиональные сообщества, некоммерческие организации с участием учреждений профессионального образования и других заинтересованных юридических лиц.
Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 регламентирует правила разработки и утверждения профессиональных стандартов [5]. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций. Содержание стандарта состоит из следующих разделов:
I. Общие сведения (указывается наименование вида профессиональной деятельности; основная цель вида профессиональной деятельности; группа занятий; отношение к видам экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция - «наименование» (возможные наименования должностей и профессий; требования к образованию и обучению; требования к практическому опыту работы; особые условия допуска к работе; другие характеристики; указывается конкретная трудовая функция, трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания и другие характеристики).
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта.
Министерство труда и социального развития РФ координирует разработку профессионального стандарта и его принятие. В данном федеральном органе создан экспертный совет, который согласовывает профессиональные стандарты и подготавливает экспертные заключения по данным стандартам. Минтруд России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями об утверждении, отклонении или о доработке проекта профессионального стандарта принимает соответствующее решение.
Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46) [6].
Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке. Указанный реестр размещен на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru (http: // profstandart.rosmintrud.ru /)) и Научно -методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http: // vet-bc.ru (http: // vet-bc.ru /)). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке [7].
Профессиональные стандарты применяют работодатели, организации профобразования. Они потребуются и при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
В связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 г. Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрено, что формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 , вступившее в силу с 1 июля 2016 года, регламентирует, что Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов. Данные планы должны содержать:
а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
в) этапы применения профессиональных стандартов;
г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в том числе, по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства реализация мероприятий планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г.
В целях создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации указом Президента РФ от 16.04.2014 №249 образован национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям [9]. Совет является консультативным органом при Президенте Российской Федерации и образован в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации. Одной из основных задач совета является разработка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров и в сфере создания системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, включающей независимую оценку квалификации.
Таким образом, введение и применение профессиональных стандартов в трудовой сфере предназначено для четкой оценки квалификаций персонала и нацелено на его дальнейшее развитие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197- ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - ст. 3.
2. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122 - ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (не вступил в силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 18. - ст. 26,25.
3. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 года № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (ред. 2012.2003) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Постановление Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (вместе с ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)» (ред. 19.06.2012) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
5. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (ред.13.05.2016) [Электронный ресурс]. -Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
6. Приказ Минтруда России от 10.02.2016 № 46 «О внесении изменений в приложение к приказу Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
7. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2016 г. № 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов» // Образование в документах. - 2017. - № 1.
8. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» // Собрание законодательства РФ. -2016. - № 27 (часть III). - ст. 4484.
9. Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (вместе с «Положением о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям») (ред. 18.12.2016). [Электронный ресурс]. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
Титаренко Римма Викторовна
старший преподаватель ФГБОУ ВО «Донской Государственный Технический Университет» (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
УДК 304.3
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ
В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОТИЗМА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PHYSICAL-SPORT ENVIRONMENT IN THE PREVENTION OF DRUG ADDICTION AMONG TEENAGERS
В статье рассматривают вопросы первичной профилактики наркотизма средствами физической культуры и спорта на основе спортивного удовольствия. Роль физкультурно-спортивной среды, которая представляет собой особый интерес как среда, способствующая удовлетворению потребностей подростка в физической активности с учетом его интересов и возможностью выбора, позволяющая подростку «быть самим собой» и препятствующая приобщению подростков к наркотикам, формирующая физкультурно-спортивный стиль жизни.
Ключевые слова: наркотизм, подростки, профилактика, эндорфины, спортивное удовольствие.
The article considers the issues of primary prevention of drug addiction by means of physical culture and sports based on the sports fun. The role of physical-sport environment, which is of particular interest as an environment conducive to meeting the needs of adolescent physical activity tailored to his interests and choice, allowing Teens to "be themselves" and prevent exposing youngsters to the drugs, forming the sports lifestyle.
Key words: drug addiction, adolescents, prevention, endorphins, sports pleasure.
Почти 7,5 миллиона граждан РФ с разной степенью регулярности вводят себя в физическое состояние измененного сознания путем потребления психоактивных химических препаратов, а около 3 миллионов употребляют наркотики ежедневно [1, с.2-7]. Наркомания перестала быть проблемой только правоохранительных структур, медицины и психологии, она стала крупной социальной и педагогической проблемой.
Проблема борьбы с незаконным распространением и употреблением наркотиков, вредными привычками стоит особенно остро, поскольку наркотизм как негативное социальное явление распространяется в первую очередь в подростково-молодежной среде [2, с. 153]. Среди 14-20 миллионов человек, которые, по оценкам экспертов, знакомы с наркотиками, подростки и молодые люди составляют около 70 % [13, с. 3-4].