ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В РОССИИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Д.О. Селентьева, канд. филос. наук, доцент Д.Г. Зиганшина, магистрант
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»
им. Д.Ф. Устинова
(Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10334
Аннотация. В статье рассмотрена история зарождения и развития идеи внедрения профессиональных стандартов в России, обусловленной потребностью определения конкретных требований к квалификации работников. Автором отмечены сложности, препятствующие реализации данной идеи. Основная цель разработки и внедрения профессиональных стандартов заключается в стандартизации и унификации требований к уровню профессиональной подготовки, опыту работы и результатам профессиональной деятельности персонала.
Ключевые слова: профессиональные стандарты, персонал, квалификация, образование, опыт работы.
В современном мире ускоренного развития научно-технического прогресса и быстрого устаревания информации квалифицированный персонал приобретает особое значение и становится неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации.
Современные экономические условия в России обуславливают острую необходимость пересмотра требований к квалификации персонала и правил игры на рынке труда. Несоответствие профессионально-квалификационной структуры занятости населения и уровня существующего профессионального образования является одной из причин невысоких темпов развития экономики. До недавнего времени профессиональная квалификация, как основа профессиональной деятельности, в сложившейся производственной практике не имела четких характеристик - современных и актуальных требований к знаниям, умениям, опыту работы и уровню образования персонала, соответствующих запросам бизнеса. Отсутствие ясности в требованиях к квалификации, функциональным обязанностям и результатам работы персонала объясняет невысокую эффективность реализации всех процессов системы управления персоналом.
Таким образом, в России назрела потребность в определении и установлении конкретных требований к работнику, в части необходимых знаний и умений, уровня образования и опыта работы, необходимых для выполнения им своих трудовых функций с учетом специфики деятельности организации. Такой основой в настоящее время является разработка и внедрение профессиональных стандартов.
Впервые тема профессиональных стандартов в России была затронута в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222. Федеральные министерства и ведомства, в ведении которых находились отдельные отрасли российской экономики, включили в свои программы разработку профессиональных стандартов, но по разным причинам задача не была выполнена ни в одной из отраслей [7].
Следующие десять лет задача меняла формулировки и неоднократно упоминалась руководством страны в официальных документах, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 г. на базе Российского союза про-
мышленников и предпринимателей не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профессионального стандарта.
Однако на данном этапе руководство страны столкнулось с проблемой - представители бизнес-сообществ не проявили ни желания, ни возможности участвовать в массовой разработке профессиональных стандартов, а образовательные учреждения не обладали ни методиками разработки, ни представлениями о реальных потребностях бизнеса.
Ситуация снова сдвинулась с места в 2010 году, после августовского заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, посвященного развитию профессионального образования в стране. Среди прочих вопросов, на этом заседании обсуждалась проблема отсутствия в стране национальной системы квалификаций. В своем докладе М.Д. Прохоров, главы частного инвестиционного фонда ОНЭКСИМ, отметил, что по современному Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) в России насчитывается больше 7 тысяч рабочих профессий, а в развитых странах этот список состоит из 600-800. М.Д. Прохоров доложил, что работа по составлению нового справочника уже ведется Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Министерством здравоохранения и социального развития и будет завершена в I квартале 2012 года [6].
Но к 2012 г., спустя 5 лет от момента создания первого макета профессионального стандарта, работа по разработке и внедрению профессиональных стандартов все еще стояла на месте. Причина столь медленной работы не изменилась - бизнес-сообщество по-прежнему не проявляло интереса к участию в разработке профессиональных стандартов.
После этого был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы. Помимо этого, экспертами Министерства труда был подготовлен и утвержден очередной макет профессио-
нального стандарта и разработаны нормативные документы и методические рекомендации.
В итоге, 30 октября 2013 г. Министерством труда и социальной защиты РФ были утверждены первые три профессиональных стандарта:
- педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), (разработчик - Московский городской психолого-педагогический университет);
- специалиста по патентоведению (разработчик - Российская государственная академия интеллектуальной собственности);
- специалиста по социальной работе (разработчик - Российский государственный социальный университет) [4].
Таким образом, первые профессиональные стандарты были утверждены в нашей стране лишь спустя 16 лет от их первого упоминания в официальных документах Правительства РФ.
В настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы. На сегодняшний день разработано и утверждено 1173 профессиональных стандарта [5].
Понятие профессионального стандарта закреплено статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Он представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [1].
Помимо Трудового кодекса, порядок работы с профессиональными стандартами определяют следующие нормативно-правовые документы:
- Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
- Приказ Минтруда России от 12.04.2013 г. № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта».
- Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
- Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».
Основной целью разработки и внедрения профессиональных стандартов является повышение производительности труда работников российских компаний за счет стандартизации и унификации требований к уровню их профессиональной подготовки и результатам их профессиональной деятельности.
Значение профессиональных стандартов обусловлено тем, что они определяют и раскрывают знания и умения, необходимые работнику для выполнения трудовых функций. Государством должно обеспечиваться регулярная актуализация информации о востребованных и перспективных профессиях в стране, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров. Профессиональные стандарты задают некую планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики, как государства в целом, так и отдельных организаций [3].
Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и
том особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [2].
Перечень профессиональных стандартов, действующих на сегодняшний день, далеко не полон. Так, по информации профильных ведомств, планируется разработка порядка тысячи новых документов, которые будут покрывать еще не охваченные профессиональными стандартами виды деятельности.
В перспективе ожидается, что профессиональные стандарты полностью заменят Единый тарифно-квалификационный
справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), сведения из которых сейчас используются работодателями, например, при составлении штатного расписания, написании должностных и рабочих инструкций или заполнении трудовой книжки работника.
На сегодняшний момент необходимость практического применения профстандар-тов стала значительно шире. Это связано с повсеместной автоматизацией, роботизацией производств и с динамично меняющимся миром. Поэтому, необходимо понимать, что только два фактора могут двигать современную экономику - это человеческий капитал и новые технологии. Соответственно, перед страной стоит задача постоянно развивать трудовые ресурсы и менять стандарты под задачи бизнеса.
установлении систем оплаты труда с уче-
Библиографический список
1. Центр экономического развития и сертификации Института экономических стратегий РАН. Разработка профстандартов: уроки истории. URL: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=1633#1918 (дата обращения: 10.10.2018 г.)
2. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/8786 (дата обращения: 05.10.2018 г.)
3. Открытые данные Министерства труда и социальной защиты. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/128 (дата обращения: 10.10.2018 г.)
4. Реестр профессиональных стандартов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (дата обращения: 08.10.2018 г.)
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018).
6. Холостова Е.И., Лебедева Н.В. Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации: настольная книга для специалистов системы социального обслуживания населения в вопросах и ответах. - М.: ИДПО ДТСЗН, 2016. - 52 с.
7. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
PROFESSIONAL STANDARDS: THE HISTORY OF EMERGENCE IN RUSSIA, THEIR VALUE AND DEVELOPMENT PROSPECTS
D.O. Selentieva, candidate of philosophical sciences, associate professor
D.G. Ziganshina, graduate student
Ustinov Baltic state technical university «Voenmeh»
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article describes the history of the birth and development of the idea of introducing professional standards in Russia to identify specific qualification requirements for staff. The author noted the difficulties that impede the implementation of this idea. The main purpose of the development and implementation of professional standards is to standardize and unify the requirements for the level of professional training, work experience and the results of professional activities of staff.
Keywords: professional standards, staff, qualification, education, work experience.