Научная статья на тему 'Профессиональные представления и компоненты социально психологической компетентности будущих специалистов и сотрудников муниципальных органов управления'

Профессиональные представления и компоненты социально психологической компетентности будущих специалистов и сотрудников муниципальных органов управления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
532
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные представления / социально психологическая компетентность / личностная компетенция / аутопсихологическая компетенция / коммуникативная компетенция / professional perception / social-psychological competence / personal competence / auto-psychological competence / communication competence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никонова Марина Владимировна

Представлены результаты исследований профессиональных представлений будущих специалистов и сотрудников муниципальных органов управления. Исследуются особенности компонентов социально психологической компетентности муниципальных служащих. Выявляется содержание профессиональных представлений муниципальных служащих и будущих специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никонова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Here are the results of the research of professional perception of the future specialists and employees of Municipal administrating authorities. The specifics of components of the local government officials are being investigated. There has been conducted components of professional perception of the employees of Municipal administrating and future specialists

Текст научной работы на тему «Профессиональные представления и компоненты социально психологической компетентности будущих специалистов и сотрудников муниципальных органов управления»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОМПОНЕНТЫ СО-ІІИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУЛУШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И СОТРУДНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

© М. В. Никонова

Никонова

Марина Владимировна

частный тренер-консультант в сфере управления персоналом

и профессиональной компетентности

Прелставлены результаты исслелований профессиональных прелставлений булуших специалистов и сотрул-ников муниципальных органов управления. Исслелуются особенности компонентов социально-психологической компетентности муниципальных служащих. Выявляется солержание профессиональных прелставлений муниципальных служащих и булуших специалистов.

Ключевые слова: профессиональные представления, социально - психологическая компетентность, личностная компетенция, аутопсихологическая компетенция, коммуникативная компетенция.

В современных условиях вопросу компетентности специалистов уделяется большое внимание в связи со сменой концепций учета человеческого фактора на управление человеческими ресурсами. В настоящее время довольно изученными являются аспекты социально-психологической компетентности в сфере подготовки работников педагогической сферы и государственных служащих, в сфере муниципального управления вопросам изучения социально-психологической компетентности посвящено минимальное количество исследований. Тем более, малоизученным является сфера профессионального сознания муниципальных служащих, в частности профессиональных представлений, как самих работников администраций, так и будущих специалистов.

При изучении профессионального сознания будущих специалистов немаловажным является проблема организации профессионального обучения таким образом, чтобы максимально учитывать особенности профессиональной

деятельности и требования, которые предъявляются к специалистам такого уровня [1, 6].

Под профессиональной компетентностью мы понимаем интегральное личностное образование, включающее в себя профессионально важные знания, умения и специфичные компетенции относительно выполняемой деятельности [7]. Таким образом, социально-психологическая компетентность

— это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений в рамках служебной деятельности, ориентироваться в социальных ситуациях общения, выбирать адекватные стратегии и тактики взаимодействия и реализовывать их в общении, решать проблемы оптимизации управленческой деятельности [4, 8].

Актуальность данного исследования заключается в недостаточности знаний по содержанию социально-психологической компетентности и особенностей профессионального сознания муниципальных служащих. Можно отметить наличие потребности в развитии профессионализма муниципальных служащих и разработке технологий повышения качества подготовки специалистов в сфере муниципального управления.

Объектом нашего исследования является социально-психологическая компетентность муниципальных служащих. Предметом нашего исследования являются профессиональные представления и компоненты социальнопсихологической компетентности будущих специалистов и муниципальных служащих.

Целью нашего исследования является изучение содержания профессиональных представлений и компонентов социально-психологической компетентности муниципальных служащих. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Содержательно описать компетенции, составляющие социальнопсихологическую компетентность муниципальных служащих.

2. Раскрыть содержание профессиональных представлений будущих специалистов и муниципальных служащих.

3. Провести сравнительный анализ профессиональных представлений будущих специалистов, сотрудников и руководителей на муниципальной службе.

Наше исследование мы строили на предположении о том, что 1) муниципальные служащие с высоким уровнем социально-психологической компетентности более адаптивны к профессиональной деятельности на муниципальной службе; 2) высокий уровень социально-психологической компетентности и адаптивности к профессиональной среде будущих специалистов обеспечивается сформированностью их профессиональных представлений.

Методика проведения исследования

В нашем исследовании принимали участие 245 человек. Всех испытуемых можно разделить на 3 группы: 1) первая группа испытуемых

— муниципальные служащие, занимающие руководящие должности (далее «руководители») в структурных подразделениях администрации города. Выборка составила 63 человека, из них: 42 — женщины (67%) и 21 — мужчины (33%). Возраст испытуемых от 37 до 46 лет, стаж работы на

руководящих муниципальных должностях составил в среднем 5 лет (у = 2,1). Образование руководителей: гуманитарное -28 человек (44%), техническое

— 35 человек (56%), не профильное;

2) вторая группа испытуемых — сотрудники структурных подразделений Администрации города. Выборка составила 130 человек, из них 112 женщин (86%), 18 мужчин (14%). Испытуемые имеют гуманитарное (46%), техническое образование (54%), не профильное. Стаж работы на муниципальной службе в среднем 7 лет (у = 2,4). Большинством испытуемых являются главные и ведущие специалисты различных структурных подразделений администрации города Самара;

3) третья группа испытуемых — выпускники ВУЗа по специальности «Государственное и муниципальное управление». Выборка составила 52 человека, из них 38 женщин (73%), 14 мужчин (27%). Испытуемые являются студентами 5 курса по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Исследование проводилось на базе структурных подразделений администрации города Самара, а также на базе Самарского муниципального института управления, осуществляющего подготовку специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление». В исследовании использовалось психологическое тестирование по методикам: опросник Личностной ориентации Шострома Э., методики изучения стратегий преодоления стрессовых ситуаций личности (SACS) Хофболл С., методика Личностного дифференциала (адаптированный вариант в НИИ им. В. М. Бехтерева), методика диагностики Личностного адаптационного потенциала (МЛО «Адаптивность»),

Было проведено анкетирование по анкете для выявления особенностей деятельности на муниципальной службе и индивидуальных профессиональных представлений муниципальных служащих и будущих специалистов (авторская разработка Никоновой М. В.) и опросника для выявления профессиональных представлений студентов, разработанный Акоповым Г. В. [2].

Результаты подвергались математической обработке с помощью пакета компьютерных программ “Excel” и “SPSS”: 1) угловое преобразование Фишера для сопоставления выборок по качественно определяемому признаку. Мы сравнивали процент испытуемых в одной выборке, характеризующихся каким-либо качеством, с процентом испытуемых в другой выборке, характеризующихся тем же качеством; 2) ранговая корреляция Спирмена: позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ психологической литературы позволил выявить основные составляющие социально-психологической компетентности муниципальных служащих: личностная, аутопсихологическая и коммуникативная компетенции (Маркова А. К., Бодалев А. А., Растянников П. В., Маслоу А., Хобфолл С. и др.).

Рассмотрим содержание личностной компетенции муниципальных служащих (методика Шострома Э.) в сравнении по трем группам испытуемых, представленное в таблице 1.

Таблица 1

Выраженность компонентов личностной компетенции муниципальных

служащих (в %)

Руководители Сотрудники Выпускники

ориентация во времени 33 24 51

поддержка 50 61 15

самопринятие 27 12 14

креативность 27 56 69

познавательные способности 31 53 27

принятие агрессии 26 60 12

сензитивность 24 53 34

контактность 24 20 42

спонтанность 18 18 57

гибкость поведения 31 25 52

Проведенная математическая обработка данных с помощью критерия Фишера позволяет отметить наличие значимых различий в полученных результатах. Проводилось сравнение выборок: руководители — сотрудники (срД сотрудники — выпускники (ср„) и руководители — выпускники (ф„).

В первой группе (руководители — сотрудники) значимые различия отмечаются по шкалам: сензитивность (ф: = 2,1), познавательные способности (ф: = 2,3), принятие агрессии (ф: = 2,6), креативность (ф: = 2,2). Можно констатировать факт преобладания у сотрудников показателей по данным шкалам таким образом, что сотрудники являются более чувственными как к своим переживаниям, так и к переживаниям других людей, они более творческие, стремятся как к саморазвитию, так и открытию нового для себя.

Во второй группе (сотрудники — выпускники) значимые различия отмечаются по шкалам: поддержка (ф„ = 2,3), гибкость поведения (ф„ = 2,8), спонтанность (ф„ = 2,8). По данной группе можно отметить факт преобладания выраженности шкал поддержка у сотрудников структурных подразделений администраций города. В то же время выпускники имеют большую степень выраженности по шкалам гибкость поведения и спонтанность. Сотрудники на муниципальной службе более ориентированы на мнение другого человека, а выпускники легче адаптируются к новым условиям и более спонтанно выражают свои эмоции и чувства в поведении.

В третьей группе (руководители — выпускники) отмечаются значимые различия по шкалам: гибкость поведения (ф„ = 2,5), спонтанность (ф„ = 2,5), креативность (ф„ = 2,9). Причем все три шкалы имеют большую степень выраженности у группы выпускников по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Рассмотрим содержание коммуникативной компетенции муниципальных служащих (методика Хобфолла С.). Даная компетенция представляет собой стратегии поведения, применяемые в той или иной ситуации. Чем более разнообразны данные стратегии, тем в большей степени развита коммуникативная компетенция.

Для руководителей характерны такие стратегии поведения как: вступление в социальный контакт (66%) и непрямые действия (42%). Для

сотрудников характерны такие стратегии поведения как: поиск социальной поддержки (43%), избегание (41%), непрямые действия (41%). Для выпускников характерны такие стратегии поведения как: вступление в социальный контакт (57%), поиск социальной поддержки (50%).

Можно отметить наличие значимых различий по критерию Фишера между группой руководителей и сотрудников (ф: = 3,4): у группы руководителей данная стратегия в поведении явно преобладает. Также между группой сотрудников и выпускников (ф = 3,2): у группы выпускников данная стратегия также преобладает. По остальным шкалам методики значимых различий между тремя группами испытуемых не выявлено.

Содержание аутопсихологической компетенции отражается характеристиками сила, активность и оценка личности (методика личностного дифференциала). Полученные данные по аутопсихологической компетенции свидетельствует о явной выраженности показателя «сила» (67%) у руководителей, у сотрудников «оценка»(51%) и у выпускников «активность»(41%).

Из математической обработки данных можно увидеть значимые различия по шкале «сила личности». Согласно критерию Фишера, данный показатель доминирует по группе руководителей как в соотношении с подчиненными (ф: = 3,4), так и в соотношении с выпускниками (ф3 = 2,4).

Проведенная анкета для выявления особенностей деятельности на муниципальной службе и индивидуальных профессиональных представлений в группе муниципальных служащих содержала в себе вопросы, касающиеся целей профессиональной деятельности, основных трудностей в работе и т.п. Структуру коллективных представлений муниципальных служащих можно представить в виде компонентов: основная деятельность (представления о цели деятельности, основных функциях, трудностях, встречаемых в процессе ее выполнения); психологические аспекты профессиональной деятельности и личности работников (отношение к себе, представление о своих возможностях, отношение к другим сотрудникам и др.); личностные особенности специалиста (профессионально-важные качества) и организационно практические умения.

Анкета по выявлению профессиональных представлений студентов пятых курсов также содержит в себе вопросы, касающиеся целей будущей профессиональной деятельности.

Полученные результаты исследования мы сгруппировали в основные блоки, согласно представленной структуре профессиональных представлений. Проанализировав результаты по вопросу, касающемуся целей профессиональной деятельности, у нас получились основные группы, отраженные в таблице 2.

Таблица 2

Цели профессиональной деятельности (выраженность в %)

Категория цели руководители сотрудники выпускники

Социальная сфера: оказание помощи населению, помощь людям и т.п. 68 19 26

Личная выгода и материальные блага: карьерный рост, желание расти и т.п. 30 25 8

Выполнение должностных обязанностей 2 56 0

Реализация управленческих навыков - - 32

Затруднились ответить - - 34

Таблица 3

Трудности профессиональной деятельности (в %)

Трудности выпускники руководители сотрудники

Специальность (специальные знания, их недостаточность) 17 8 -

Методы профессиональной деятельности (опыт, применение теоретических знаний) 17 6 25

Психологические (работа с людьми) - 32 15

Организационные - 53 63

Профессионально-важные качества (их несформированность) - -

Затруднились ответить 67 - -

Таким образом, из таблицы видно, что руководители основной целью видят социальную помощь населению (ср2 = 2,4), сотрудники — выполнение своих должностных обязанностей (ср; = 2,7). Выпускники целью деятельности видят реализацию управленческих навыков. Затруднились ответить на вопрос о цели профессиональной деятельности 34% опрошенных выпускников.

На вопрос «Сталкиваетесь ли Вы с какими-нибудь трудностями в работе?»все 100% руководителей, как и сотрудников, дали положительный ответ. Основные трудности для руководителей были названы следующие: предоставление неверной и несвоевременной информации, безразличие к работе и т.п. Причем данные трудности касаются именно работы подчиненных сотрудников. Среди трудностей были отмечены такие как: ограниченность рамками должностных обязанностей, мало времени на выполнение поставленных свыше задач.

Среди перечисленных трудностей сотрудники давали следующие ответы: ограничение рамками должностных обязанностей, не конкретно формулируемые цели и задачи, абстрактность поставленной цели, отсутствие полной информации, срочность выполнения задания и т.п. Сравнительный анализ ответов выпускников, сотрудников и руководителей отражен в таблице 3.

По данным таблицы 3 можно констатировать, что у студентов, наравне с имеющимися представлениями об основных трудностях (нехватка опыта), присутствует и несформированность представлений о своей дальнейшей профессиональной деятельности, так как 67% опрошенных выпускников затруднились выделить дальнейшие трудности в выполнении профессиональной деятельности.

На вопрос, что главное в профессиональной подготовке, большее число выпускников ответили: теоретическая подготовленность по специальности (73% опрошенных). Все ответы по данному вопросу можно сгруппировать в основные блоки и увидеть процентную степень выраженности каждого из них. В качестве главного в профессиональной подготовке выделялись: методы профессиональной деятельности (производственная практика) — 18%, психологические аспекты профессиональной деятельности (работа с людьми) — 9%, профессионально-важные качества и организационно практические умения — 18% опрошенных. Таким образом, можно констатировать, что для выпускников главным является именно теоретическая подготовленность, хотя в число основных трудностей выпускники включают именно отсутствие практических навыков и слабое развитое умение применять теорию на практике.

С помощью ранговой корреляции Спирмена мы выявили значимые взаимосвязи между компонентами социально-психологической компетентности и уровнем адаптационного потенциала личности. У муниципальных служащих с высокими показателями по шкалам: познавательные способности (11=0,53), принятие агрессии (11=0,61), вступление в социальный контакт (11=0,58), сила личности (11=0,52)

отмечается и высокий уровень адаптационных способностей. Можно выделить группы муниципальных служащих, имеющие высокий уровень выраженности этих шкал. Причем, данные категории служащих относятся в основном к руководящему составу и сотрудникам, имеющим стаж работы более пяти лет.

Рассматривая данные анкетного опроса, можно отметить, что наиболее адаптивные муниципальные служащие (в основном руководящий состав) ставят основной целью работы социальную помощь населению, а основными трудностями в работе видят организационные и психологические. Причем в группе выпускников те испытуемые, которые выделяли схожие цели и трудности, имеют максимально приближенную степень выраженность качеств социально- психологической компетентности профилю руководящего состава.

Выводы

Таким образом, цель исследования достигнута: изучено содержание профессиональных представлений и компонентов социально - психологической компетентности муниципальных служащих. Для достижения цели были поставлены и решены задачи. Описаны компетенции, составляющие социально-психологическую компетентность муниципальных служащих. К основным компетенциям относятся: личностная, коммуникативная, аутопсихологическая.

Содержание профессиональных представлений будущих специалистов и муниципальных служащих представляет собой структуру: основная специальность (теоретический аспект — знания по специальности), методы профессиональной деятельности (методика работы), психологические аспекты профессиональной деятельности (работа с людьми и др.), личностные особенности специалиста (профессионально-важные качества) и организационно практические умения.

Проведен сравнительный анализ профессиональных представлений и компонентов социально-психологической компетентности будущих специалистов, сотрудников и руководителей на муниципальной службе. Муниципальные служащие, имеющие больший стаж работы и высокое социальное положение, имеют более развитую социально-психологическую компетентность и, как следствие, более высокий уровень развития представлений о профессии (их представления соответствуют установленным требованиям к специалистам такого уровня). Причем уровень развитости представлений о профессии будущих специалистов зависит от уровня развития их социально — психологической компетентности.

Гипотезы подтвердились: 1) муниципальные служащие с высоким уровнем социально-психологической компетентности имеют высокие показатели по уровню адаптивности; 2) сформированные профессиональные представления обеспечивают высокий уровень социально-психологической компетентности и адаптивности к профессиональной среде будущих специалистов.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости повышения качества образования муниципальных служащих, так как степень профессиональных представлений выпускников по специальности «Государственное и муниципальное управление»не в полной мере соответствует реальной профессиональной деятельности на муниципальной службе. Выпускники адекватно представляют необходимость теоретической подготовки по специальности, но, тем не менее, отмечают недостаточность представленности в образовании практических курсов, позволяющих применить полученные знания на практике.

Помимо общеобразовательных программ и программ специализированного направления, необходимо повышать уровень адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности на муниципальной службе.

Полученные результаты исследования дополняют опыт авторов в области изучения компетентности специалистов разных направлений: Деркач А. А. (в сфере

акмеологии, исследования государственных служащих); Васильев А. В. (изучение теоретических аспектов деятельности муниципальных служащих); Веселков А. Ф. (прикладные исследования содержание компетенций специалистов муниципальных учреждений) и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопов,Г. В. Социальная психология образования. М. : Московский психологосоциальный институт Флинта, 2000.

2. Акопов, Г. В. Диагностика профессионального сознания (учебнопрофессиональные установки) : методическая разработка. Самара : Изд-во СГПУ (факультет психологии), 2004.

3. Артемьева,Е. Ю. Психология субъективной семантики. М, 1980.

4. Бодалев, А. А. Социально-перцептивная компетентность профессионала как один из факторов эффективности его работы // Развитие социально-перцептивной компетентности личности // Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А. А. Бодалева. М. : «РАГС при президенте РФ», 1998.

5. Васильев,А. В. Местное самоуправление: опыт, проблемы и перспективы. М. : Граница, 2002.

6. Веселков, А. Ф. К вопросу о надежности результатов оценочных процедур и эффективности их использования // Журнал прикладной психологии. 2001. № 3. С. 3—8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Никонова,М. В. Психологический анализ профессиональной компетентности // Психология управления: проблемы и перспективы : сб. статей. Самара, 2004. С. 53—60.

8. Растянников, А. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. М. : ПЕРСЭ, 2002.

9. Wedel С. and Smith K.U. Consistency of interview methods in appraisal of

attitudes // J. Appl. Psychol. 1951 Vol.35. P. 392—396.

PROFESSIONAL PERCEPTION AND THE COMPONENTS OF THE SOCIAL-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE SPECIALISTS AND EMPLOYEES OF MUNICIPAL ADMINISTRATING AUTHORITIES

M. Nikonova

Here are the results of the research of professional perception of the future specialists and employees of Municipal administrating authorities. The specifics of components of the local government officials are being investigated. There has been conducted components of professional perception of the employees of Municipal administrating and future specialists.

Key words: professional perception, social-psychological competence, personal competence, auto-psychological competence, communication competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.