Мерзляков М.О.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СТРАТЕГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
РО!: 10.26907/2079-5912.2021.4.38-43
Аннотация. Профориентация обеспечивает подготовку студентов к будущей профессии, применение профессиональных ориентаций в разработке стратегии трудоустройства выпускников ВУЗов значимо.
На современном этапе проектирования форм профориентации в образовательной организации в Российской Федерации возникают противоречия между нарастанием интенсивности информационно-технического прогресса, развитием рынка труда и недостатками процесса профпросвещения и профориентации в образовательных организациях. В связи с этим проблема исследования состоит в прояснении ресурсной базы обеспечения проектирования профессиональной ориентации и стратегии трудоустройства выпускников вузов. В качестве решения проблемы предлагается концепция профориентационной работы и концептуальная модель формирования стратегии трудоустройства выпускников вузов. Также предлагается использовать социологические методы диагностики профессиональной ориентации и стратегии трудоустройства выпускников вузов.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, стратегия трудоустройства, концептуальная модель, противоречия, диагностика.
В последнее десятилетие в образовательных организациях большую актуальность и популярность приобретают различные интерактивные средства, в рамках которых педагоги и психологи могут взаимодействовать с обучающимися в вопросах их будущей профессиональной ориентации - с тем, чтобы представить наиболее подходящие, интересные и конкурентоспособные направления профессиональной подготовки. Внедрение инновационных форм профориентации в рамках образовательных организаций возрастает по экспоненте, отражая развитие их материально-технического оснащения.
Качество системы профориентационной работы в образовательной организации зависит как от содержания этой работы - сущностной составляющей системы профориентации, так и от материально-технической оснащенности учебных заведений, обеспечивающей необходимый уровень ресурсной базы учебного процесса [1, с. 10]. Связь между двумя направлениями представляется очевидной: чем выше уровень инноваций в технической оснащенности учебного заведения, тем больше у педагогов возможностей продемонстрировать на практике выбирающим профессию студентам актуальные тенденции на рынке труда.
Профориентация должна обеспечивать первые этапы теоретической подготовки студентов к будущей профессии, поэтому инновационные её формы, требующие использования современных ресурсов, чрезвычайно важны: чем лучше будет оснащение студента в его учебное время, тем больше шансов, что в будущем он станет разносторонне развитым, востребованным специалистом.
Анализ тенденций, существующих на современном этапе проектирования инновационных форм профориентации в образовательной организации в Российской Федерации, позволяет выявить противоречия:
- между нарастанием интенсивности информационно-технического прогресса, развитием рынка труда и недостатками процесса профпросвещения и профориентации в образовательных организациях;
- между необходимостью обеспечить студентов навыками соотнесения своих внутренних ресурсов с требованиями к качествам специалиста в выбранной ими профессии и недостатками условий для подготовки обучающихся.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: прояснение ресурсной базы обеспечения проектирования профессиональной ориентации и стратегии трудоустройства выпускников вузов.
Развитие общества на современном этапе требует высококвалифицированного кадрового обеспечения отраслей, и ведущую роль в этом играет образовательная парадигма. Все исследователи и специалисты педагогической отрасли сходятся во мнении о том, что успешная социализация немыслима без определения человеком своего места в многоликом мире существующих профессий и выбора того профессионального пути, который соответствовал бы внутренним потребностям и способностям личности, оставаясь востребованным в обществе.
Профессиональный выбор, сделанный в молодости, не следует считать окончательным, однако при этом именно первоначальное решение во многом предопределяет познавательный интерес к освоению профессии в профильном учебном заведении и в последующем - удовлетворённость профессиональной деятельностью на этапе первичной социально-психологической адаптации на рабочем месте.
Проблема профессиональной ориентации молодёжи изучается отечественными и зарубежными учеными с различных позиций и во многих направлениях [2-4]. Как специальная сфера деятельности профориентация уже имеет свой сложившийся тезаурус [5, с. 45].
Современная отечественная система управления профориентацией молодёжи начала складываться в конце 80-х годов, когда в различных городах страны повсеместно стали открываться профориентационные и консультационные молодежные центры, а профориентационная работа в школе была признана одним из обязательных компонентов обучения и воспитания старшеклассников [6, с. 18].
Несмотря на огромные успехи и очевидную значимость, профориентационная наука и практика в начале 90-х гг.
вновь пережила сложный период. Это связано с непростыми социально-экономическими, политическими событиями, происходящими в постсоветской России. В первую очередь, стало неясным, какой из органов государственной власти должен был принять на себя ответственность за организацию профориентационной работы, т.к. в ведение Министерства образования этот функционал больше не входил. Во-вторых, законодательство о занятости населения утвердило профориентационную работу с молодёжью дополнительной услугой, которую могли оказывать службы занятости населения и коммерческие структуры на возмездной основе.
Вопросам становления, формирования и развития профессионального самоопределения, результативного осуществления профориентационной работы посвящено достаточно большое количество педагогических, социологических и психологических исследований, обобщив результаты которых, можно сделать заключение о том, что профориентация - это деятельность, направленная на становление и развитие у подростков личного стремления, решимости в осознанном выборе профессии. Более глобально профориентация рассматривается как комплексное воздействие общественных и педагогических институтов на молодое поколение с целью подготовки его к обдуманному решению по определению индивидуального профессионального будущего, базирующееся на системе государственных мероприятий и научных исследований в области профессионального самоопределения.
На Рис. 1 показаны структурные компоненты профори-ентационной работы в образовательной организации
Рисунок 1. Направления профориентационной работы в образовательной организации
В рамках реализации направления «Профессиональное ориентирование и консультирование» педагогические работники имеют возможность совместно с представителями всех заинтересованных сторон (органов власти, работодателей, семьи) разработать и апробировать на практике методический материал (методические рекомендации по проведению тренингов, профессиональных проб, тесты по профориентации, различные диагностические методики и прочее), с помощью которого можно выявить наиболее сформировавшиеся навыки и предпочтения конкретного подростка, сопоставить их с действующими профессиональными стандартами, определенными требованиями к профессии, разработать индивидуально ориентированные рекомендации для максимально возможной реализации себя в выбранной профессиональной стезе.
Конечные выводы о возможностях и перспективах работы в выбранном профессиональном секторе производятся на этапе профессионального отбора. Деятельность, реализующая направление «Профессиональная адаптация и самоопределение», включает конкретные механизмы, мероприятия, направленные на привыкание к конкретным условиям труда, вживание в профессию, желание ее эмоционально освоить. Ощутимая роль в достижении результатов эффективной профориентационной работы принадлежит профессиональной ориентации молодежи и профессиональному самоопределению.
В настоящем исследовании за основу содержания термина «профессиональная ориентация» принято определение С. Н. Чистяковой: Это - «...процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации, согласование индивидуальных и социально-профессиональных потребностей» [7, с. 78].
Рисунок 2. Концепция профориентационной работы КАЗАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕСТНИК. #4 2021 (4)
Основной целью профориентационной работы является организация адресной помощи подрастающему поколению по формированию профессионального самоопределения с учетом вызовов времени.
В качестве основных задач профориентационной работы определены:
- формирование у студентов-выпускников личностного опыта по выполнению профессиональных видов деятельности, навыков построения карьеры, знаний о существующих профессиях и специальностях, и состоянии современного рынка труда;
- создание условий для альтернативного выбора профессионального будущего и достижения целей с учетом личных перспектив;
- участие в формировании и закреплении индивидуально и социально значимых смыслов, субъективной позиции подростка, опирающейся на общепринятые и индивидуальные жизненные ценности;
- привлечение представителей бизнес-сообщества и субъектов образовательного процесса к передаче положительного профессионального опыта в построении карьеры, демонстрации профессионального мастерства в практической деятельности;
- подготовка студентов-выпускников к адекватному, рациональному и этичному поведению в кризисных ситуациях при реализации трудовой деятельности.
Профориентационная работа осуществляется комплексно, системно и целенаправленно в соответствии с планом по выделенным направлениям (Рис. 2).
По каждому направлению деятельности должно быть обеспечено взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, задействованы административные, социальные, общественные, педагогические ресурсы.
Преобразования, затронувшие общество в целом и систему образования в частности, влекущие за собой замену одних ценностей на другие, кризис идеалов и смыслов нацеливают педагогическое сообщество на смену приоритетов в образовании и, как следствие, на использование в образовательной практике более гуманных педагогических технологий.
Постоянно изменяющиеся условия жизни и социальные отношения обнаруживают необходимость внесения коррективов в построение образовательных траекторий обучающихся в образовательных организациях. Традиционный образовательный процесс должен трансформироваться под непрерывные изменения в обществе и потребности каждого индивидуума в отдельности - в первую очередь за счет методов обучения и способов передачи знаний.
Продуктивными методами ознакомления с разнообразными профессиями, их особенностями, перспективами последующего эффективного построения профессиональной карьеры являются интерактивные техники.
В данном исследовании стратегия трудоустройства -это последовательность переходов между уровнями образования и учреждениями, сформированная индивидуальным выбором, а также структурными и институциональными механизмами. Для разделения понятий «стратегия трудоустройства» и других связанных понятий - «путь трудоустройства» и «жизненный цикл» - использована концепция определения стратегии атрибутом индивидуума, а пути - атрибутом социальной системы. Таким образом, термин «путь трудоустройства» появляется тогда, когда речь идет о конкретных программах, которые молодой человек может выбрать в рамках данной образовательной системы. В результате концептуальную модель формирования стратегии трудоустройства выпускников вузов можно представить графически на Рис. 3.
На выбор стратегии трудоустройства выпускников вузов влияет множество факторов: от оценок, получаемых в вузе, как критериев предъявляемых умений и способностей, до финансовых ресурсов семей и представлений окружающих о профессии, необходимой выпускнику вуза.
Произведенный обзор исследований социального, территориального и гендерного неравенства при формировании профессиональной ориентации и стратегии трудоустройства [1-5] свидетельствует о том, что в рамках исследования необходимо использовать эмпирические методы: количественные и качественные.
Так, например, метод глубинного интервью позволит искренне высказаться респондентам, которые стесняются или слишком чувствительны к комментариям и публичному обсуждению личных вопросов. Анкетные опросы - традиционный метод сбора данных для академических исследований в различных областях. Однако множественные запреты и ограничения двух последних лет, связанные с несколькими волнами пандемии, актуализировали телефонные опросы, обращение к он-лайн анкетированию через адресную рассылку, либо проведение опроса в социальных сетях. В последнее время также появляется возможность сбора качественных данных с помощью онлайн-фо-кус-групп.
Таким образом, профессиональная ориентация и стратегии трудоустройства выпускников вузов связаны с направлениями профориентационной работы в образовательной организации. В рамках реализации направления «Профессиональное ориентирование и консультирование», педагогические работники и заинтересованные стороны (органы власти, работодатели, семьи) разрабатывают рекомендации по проведению тренингов, профессиональных проб, тесты по профориентации, различные диагностические методики, с помощью которых выявляются сформировавшиеся навыки и предпочтения подростка, затем необходимо сопоставление навыков и предпочтений с действующими профессиональными стандартами, определенными требованиями к профессии, на основе чего вырабатываются индивидуально ориентированные рекомендации для максимально возможной реализации себя в выбранной профессиональной сфере деятельности.
• Индивидуум
Внутренние факторы Внешние
Индивидуум влияния на факторы ^■■ВЦвЩН
п выбор стратегии влияния на 1
| I | трудоустройства выбор СТ I I 1 Н
V
_ Совокупность факторов Выбор стратегии
Социальная система -Я,. „
влияния на выбор СТ трудоустройства
Рисунок 3. Концептуальная модель формирования стратегии трудоустройства (СТ) выпускников вузов
Наряду с профессиональным ориентированием и консультированием, предлагается такое направление профориентационной работы в образовательной организации, как профессиональная адаптация и самоопределение, включающее механизмы и мероприятия, направленные на привыкание к конкретным условиям труда, вживание в профессию.
В качестве основных задач профориентационной работы в вузе в рамках исследования определяется фор-
мирование у студентов-выпускников личностного опыта по выполнению профессиональных видов деятельности, навыков построения карьеры, знаний о существующих профессиях и специальностях, о состоянии современного рынка труда; а также - формирование условий для выбора альтернатив на рынке труда; привлечение представителей бизнес-сообщества и субъектов образовательного процесса к трансформации карьерного опыта, используемого в практической деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Селиванова С.С. Формирование профессиональной идентичности учащихся в качестве инструмента интенсификации трудового капитала: профориентационная деятельность //Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. -№. 9. - С. 10-15.
2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. Актуальные проблемы исторического материализма. - М.: Политиздат, 1986. - 224 с.
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. - М., 2004. - 246 с.
4. Иванченко Г.В., Козлова М.А. Профессиональное самоопределение в творческих профессиях: проблемы, возможности, стратегии. - М.: Изд-во «Сообщество профессиональных социологов», 2006. - 192 с.
5. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина и др. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 204 с.
6. Рукавицына Е. А., Колпецкая О. Ю., Холодова М. В. Профессиональная ориентация молодежи: теория, история, практика //Образование и право. - 2021. - №. 1. - С. 10-20.
7. Чистякова С.Н., Сивцева К.Н., Атласова А.Р Проблемы профориентации студенческой молодежи в России// Концепт. Научно-методический электронный журнал. - 2015. - Т. 26. - 476 с.
Информация об авторе
Мерзляков Максим Олегович., аспирант, Удмуртский государственный университет, Институт истории и социологии, кафедра социологии.
E-mail: [email protected]
Merzlyakov M.O.
PROFESSIONAL ORIENTATIONS AND EMPLOYMENT STRATEGIES OF UNIVERSITY GRADUATES
Abstract. Vocational guidance provides preparation of students for their future profession, the use of vocational orientations in the development of a strategy for the employment of university graduates is significant.
At the present stage of designing forms of vocational guidance in an educational organization in the Russian Federation, contradictions arise between the increase in the intensity of information and technical progress, the development of the labor market and the shortcomings of the process of vocational education and vocational guidance in educational organizations. In this regard, the problem of the study is to clarify the resource base for ensuring the design of vocational guidance and employment strategies for university graduates. As a solution to the problem, a concept of vocational guidance work and a conceptual model for the formation of a strategy for the employment of university graduates are proposed. It is also proposed to use sociological methods for diagnosing vocational guidance and employment strategies for university graduates.
Keywords: vocational guidance, employment strategy, conceptual model, contradictions, diagnostics.
Literature
1. Selivanova S.S. Formation of professional identity of students as a tool for the intensification of labor capital: career guidance activities // Society: sociology, psychology, pedagogy. - 2020. - No. pp. 10-15.
2. Zdravomyslov A.G. Needs, interests, values. Actual problems of historical materialism. - M.: Politizdat, 1986. - 224 p.
3. Zeer E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Professional orientation: Theory and practice: textbook. a manual for higher education. - M., 2004. - 246 p.
4. Ivanchenko G.V., Kozlova M.A. Professional self-determination in creative professions: problems, opportunities, strategies. -M.: Publishing house "Community of professional sociologists", 2006. - 192 p.
5. General psychodiagnostics / ed. A.A. Bodaleva, V.V. Stolin and others - Moscow: Moscow State University Publishing House, 1987. - 204 p.
6. Rukavitsyna EA, Kolpetskaya O. Yu., Kholodova MV Professional orientation of youth: theory, history, practice // Education and law. - 2021. - No. 1. - Pp. 10-20.
7. Chistyakova SN, Sivtseva KN, Atlasova AR Problems of vocational guidance of student youth in Russia // Concept. Scientific and methodological electronic journal. - 2015. - T. 26 . - 476 p.
Author
Merzlyakov Maxim Olegovich, Postgraduate, Udmurt state University, Institute of History and Sociology, Department of Sociology.
E-mail: [email protected]