DOI: 10.25198/1814-6457-217-36 УДК 378
Кобзева Н.И.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: natascha.7419@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Современные реалии социально-экономического развития порождают новые требования к качеству профессионального высшего образования, актуализируют компетентностные ориентиры в подготовке современного высококвалифицированного специалиста как субъекта научного поиска, творческого саморазвития, продуктивного самоопределения и успешной самореализации, способного на протяжении всей жизни овладевать новыми компетенциями (непрерывное образование) с целью достижения уровня конкурентоспособного, компетентностного профессионала. Университеты напрямую сталкиваются с вопросом «Чему учить и как учить?», «Какие компетенции и с помощью чего формировать?».
Под компетенциями я вижу совокупность мотивированной деятельностной активности личности, умелого использования научно-практических методов с учетом конкретной ситуации, ценностных ориентаций, личностных качеств, способностей и комплекса знаний. Многочисленные мои наблюдения позволили смоделировать ситуации, в результате которых профессиональные компетенции предстали как единство профессиональных и личностно-деловых характеристик человека, необходимых для эффективного решения определенных задач в рамках конкретной должности в процессе мотивированного достижения качественного результата. При этом уровень развития компетенций напрямую зависит от саморазвития и самосовершенствования личности, а так же, безусловно, от умелой, своевременной помощи со стороны.
По моему мнению, развитие профессиональных компетенций в контексте компетентностно-ориенти-рованного подхода предполагает как минимум наличие:
- определенного уровня научно-практических знаний - гносеологический показатель;
- ценностно-мотивационных ориентаций личности, активного субъекта - аксиологический показатель;
- способностей к практической, результативной деятельности - праксиологический показатель.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентность, компетенции, образование, личность, компетентностно-ориентированный подход, знание, ценностно-мотивационные ориентации, аксиологический потенциал, деятельность.
Kobseva N.I.
Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: natascha.7419@mail.ru
PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE CONTEXT OF A COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION
Modern realities of socio-economic development give rise to new requirements for the quality of professional higher education, actualize competence guidelines in the preparation of a modern highly qualified specialist as a subject of scientific research, creative self-development, productive self-determination and successful self-realization, capable of learning new lifelong learning (continuing education) the goal of achieving a competitive, competence-based professional. Universities are directly confronted with the question "What to teach and how to teach?", "What competences and with what help to form?"
Under the competencies I see a set of motivated activity of the individual, skillful use of scientific and practical methods taking into account a concrete situation, valuable orientations, personal qualities, abilities and a complex of knowledge. My numerous observations have allowed simulating situations as a result of which professional competences have appeared as unity of the professional and personal and business characteristics of the person necessary for the effective solution of certain tasks within a concrete position in the course of motivated achievement of qualitative result. At the same time the level of development of competences directly depends on self-development and self-improvement of the personality, and also, certainly, on the skillful, timely help from outside.
In my opinion, development of professional competences of a context of the competence-based focused approach assumes at least existence:
- a certain level of scientific and practical knowledge - a gnoseological indicator;
- valuable and motivational orientations of the personality, active subject - an axiological indicator;
- abilities to practical, productive activities - a praksiologichesky indicator.
Key words: professional competence, competence, competence, education, personality, competence-oriented approach, knowledge, value-motivational orientation, axiological potential, activity
Современные реалии социально-экономического развития порождают новые требования к качеству профессионального высшего образования, актуализируют компетентностные
ориентиры в подготовке современного высококвалифицированного специалиста как субъекта научного поиска, творческого саморазвития, продуктивного самоопределения и успешной
самореализации, способного на протяжении всей жизни овладевать новыми компетенциями (непрерывное образование) с целью достижения уровня конкурентоспособного, компетент-ностного профессионала [8, с. 34-35].
В эпоху доминирования компетентностно-ориентированного подхода в системе образования большое внимание уделяется научной трактовке понятия «компетенция», в основе которой лежат профессионально важные качества личности. Идеи компетентностно-ориентированного подхода как принципа образования рассматриваются в работах А.Г. Бер-муса, Г.Б. Голуба, Е.В. Зеера, И.А. Зимней, А.Я. Кибанова, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, А.К. Марковой, А.П. Тряпицыной, И. Д. Фруми-на, В.Д. Шадрикова, А.В. Хуторского, П.Г. Ще-дровицкого. Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, многогранный, разноплановый, но при этом системный характер. Компетентностно-ориентированный подход проявляется как обновление содержания образования, как ответная реакция на изменяющуюся социально-экономическую реальность в эпоху глобализации [9, с. 82].
Рассмотрим два базовых понятия компе-тентностно-ориентированного подхода: «компетенция» и «компетентность». Данные понятия часто воспринимаются как синонимы, они действительно неразрывно связаны друг с другом.
Первоначально понятие «компетенция» получило свое научное обоснование, актуализацию и практическое применение в рамках кадрового менеджмента (Дэвид К. МакКлелланд, Лайл М. Спенсер, Сайн М. Спенсер), а позднее стало объектом исследования социальных институтов. С этого момента зарождается и активно используется компетентностный подход в образовании («ориентированное на компетенции образование») или компетентностно-ориентированный подход. При этом некоторые исследователи полагают, что отцом современного компетентностного подхода является древнегреческий мыслитель Аристотель. Философ, изучая возможности состояния человека (греческим «а1еге») вычленил «силу, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности».
Следует отметить, что понятие «компетенция», несмотря на свой прикладной характер, трактуется в настоящее время в разных контекстах, причем, весьма противоположных. Проблема трактовки понятия «компетенция» и «компетентность» занимала умы многих ученых разных эпох, из разных областей знания: экономическое, педагогическое, психологическое, социологическое, прикладное, техническое и другое.
А.В. Хуторской, анализируя понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [9, с. 83].
Компетенции - это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится к субъекту деятельности (В.Д. Ша-дриков); это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи [9, с. 83].
Понятие «компетенция» происходит от латинского слова сотре1епйа - «принадлежность по праву».
«Компетенция» понимается как:
- круг обязанностей, полномочий;
- соответствие определенным требованиям при устройстве на работу;
- способность качественно выполнять должностные функции;
- способность делать что-либо хорошо или эффективно [5, с. 12];
- способность решать круг вопросов, в которых компетентная личность обладает познаниями, опытом и способностями, позволяющими ей принимать решения и эффективно действовать в данной области, повышая свою квалификацию;
- совокупность профессионально важных качеств личности.
Впервые понятия «компетенция» и «компетентность» появляется в зарубежной литературе
в теории американского психолога Карла Роджерса. Он использует термин «компетенция» при описании авторской теории личности и поведения, характеризуя ее как внутреннюю систему ценностей и внутренний мир переживаний личности [11].
Лайл М. Спенсер и Сайн М. Спенсер в своей работе, над которой они работали более 20 лет, отмечают, что «компетенция - базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях» [13, с. 9].
Зимняя И. А. в результате исследований относительно соотношения понятий «компетенция» и «компетентность», приходит к выводу, что «основанный на компетентности подход (а не на компетенции) характеризуется как усилением собственно прагматической, так и гума-
нистической направленности образовательного процесса» [5, с. 17]. При этом Ирина Алексеевна отмечает, взаимозаменяющих характер базовых понятий компетентностно-ориентированного подхода. Многие не видят различий между терминами «компетентность» и «компетенция», поэтому часто в литературе можно встретить: компетенция/компетентность; компетенция (компетентность).
Опираясь на опыт большинства ученых и свой собственный, констатирую, что компетентность больше носит описательный характер, а компетенции прикладной.
Проведем сравнительный анализ ряда подходов к определению понятия «компетенция» (таблица 1).
С учетом выше сказанного можно констатировать, что система знаний, умений, навыков не являются тождеством компетенций.
Таблица 1 - Подходы к определению понятия «компетенция»
Подход Сторонники Компетенция
Личностный (американский) Р. Дж. Харви, Т. Хоффман, Р. Кетелл, Д. МакКлелланд [10], К. Роджерс [11] основная характеристика человека, обладая которой, он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе (во главу угла стоят характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе)
Бизнес-практический Г. Минцберг, Ар. Джи. Рейнольд, Лайл Спенсер [17], Г. Хамел, К. Прохалада поведенческая характеристика, необходимая человеку для успешного выполнения должностных обязанностей, отражающая необходимые стандарты поведения
Научно-академический Д. Мертенс, Б. Оскарсон, А. Шелтен, Р. Бадер, Саймон Шо, Ш. Слофтер, Л. Лесли. предметная область, в которой человек хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности
Функциональный (британская школа) Дж. Четам, Дж. Чиверс, Дж. Равен, способность действовать в соответствии со стандартами выполнения работы; особое внимание в данном подходе сконцентрировано не на личностных характеристиках, а на стандартах деятельности, а также на основании описания задач и ожидаемых результатов (определение стандарта-минимума, который должен быть достигнут личностью)
Интегрированный подход (как результат сравнительного анализа) Г. Арнауд, Д. Касаль, А. Дитрих, Э.Ф. Зеер [2], [3], А.В. Хуторской [15] компетенция важнейшая составляющая активной деятельности личности в коллективе; работа будет выполнена качественно и эффективно, если персонал организации обладает определенным набором профессиональных качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности
Рассмотрим отличия компетенций от знаний, умений и навыков (ЗУМ):
- компетенции - наиболее крупные составляющие профессиональной деятельности (конкретной);
- компетенции включают в себя профессионально важные качества личности;
- компетенции отражают ценностно-моти-вационный характер деятельности;
- компетенции - это способность умелого внедрения накопленного опыта на основе сформированного комплекса знаний: предметных «что», процедурных «как», ценносно-смысловых «зачем» и «почему»;
- компетенции носят научно-практический характер;
- уровень развития компетенций влияет на работоспособность и конкурентоспособность, как отдельного сотрудника, так и организации в целом;
- компетенции свидетельствуют о наилучшем способе выполнения работы (профессиональной);
- компетенции - следствие эффективной самостоятельной деятельностной активности личности.
Причины введения в профессиональное образование (помимо знаний, умений и навыков) новых образовательных конструктов -компетентностей, компетенций и ключевых квалификаций - научно обоснованы учеными (Д. Мертенс, Б. Оскарсон, А. Шелтен, Р. Бадер [16], Саймон Шо и др.) стран Европейского Союза в середине 80-х гг. минувшего столетия [2, с. 23].
Исходя из вышесказанного, констатирую, что «компетенции» широкое, многогранное понятие - это совокупность мотивированной деятельностной активности личности, умелого использования научно-практических методов с учетом конкретной ситуации, ценностных ори-ентаций, личностных качеств, способностей и комплекса знаний.
При этом следует учитывать, что « Человек - это не коллекция нужных компетенций» (А.Г. Асмолов). Компетенции помогают вычленить сильные стороны человека, а также те профессиональные качества, которые следует ему повысить. Уровень развития компетенций зависит от саморазвития и самосовершенствования лич-
ности, а также, безусловно, от умелой, продуктивной, своевременной помощи со стороны.
Уровень развития компетенций, их виды и содержательная сторона зависит от многих факторов: направленности личности, ее ценностно-мотивационных ориентаций, характера деятельности, специфики производства, миссии организации, конкурентоспособности и этапа развития организации, специфики руководства, занимаемой должности, географического положения, потребителей и многое другое.
Объектом моего исследования являются профессиональные компетенции, рассматриваемые применительно к профессиональной деятельности личности.
Многие зарубежные и отечественные исследователи, изучающие профессиональные компетенции вычленяют:
- базовые (простые) - формируемые на основе известной триады: знаний, умений и навыков, легко диагностируемые и фиксируемые в конкретных видах деятельности;
- ключевые компетенции - крайне сложные для фиксации и измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности (исследованием ключевых компетенций занимались: В. Хутмахер, Г. Халанж, И.А. Зимняя [4], А.В. Хуторской [14] и другие).
Для полноты исследования разобьем профессиональные компетенции по следующим категориям:
- относящиеся к работе и уровню интеллекта личности;
- уровень знаний: то, что нужно изучить и знать (необходимая информация);
- уровень навыков: то, что человек должен уметь делать;
- уровень поведения: установки, отношения, принципы, нормы и манера поведения, а так же другие качества необходимые для осуществления профессиональной деятельности;
- уровень направленности личности: ценности, мотивации, интересы, идеалы, ориентиры;
- уровень способностей.
Резюмируя взгляды многочисленных ученых из разных областей знания (педагогическое, психологическое, экономическое, социологиче-
ское и др.), выявим основные характерные признаки профессиональных компетенций:
- многофункциональность (дают возможность решать круг вопросов в повседневной, профессиональной или социальной жизни);
- интегрированность (междисциплинарны, межпредметны, применимы в самых разных ситуациях);
- системность (сочетают в себе профессионально значимые качества личности);
- интеллектоемкость (связаны с абстрактным мышлением, креативным и критическим мышлением, саморазвитием, самоменеджментом, самооценкой);
- многогранность (они включают различные умственные процессы: аналитические, коммуникативные, интуицию, здравый смысл и др.).
В результате кардинальных изменений в системе образования и требований экономического развития меняется не только отношение к передаче и формированию знаний, но и как следствие появление новых подходов к системе высшего образования. Университеты напрямую сталкиваются с вопросом «Чему учить и как учить?», «Какие компетенции и с помощью чего формировать?», «В чем заключается развитие компетенций и как это осуществить?», «Как определить уровень развития компетенций?», с целью становления профессиональных качеств конкурентоспособного профессионала [8, с. 40].
Следовательно, профессиональные компетенции начинают предъявлять новые требования к высшему образованию. Новая модель непрерывного образования должна отвечать следующим требованиям:
- давать в большей степени универсальные, нежели узкопрофессиональные знания;
- создавать условия непрерывного профессионального образования и личностного развития на протяжении всего периода деловой активности каждого человека;
- реализовывать принцип индивидуального развития личности;
- развитие инклюзивного образования;
- совершенствоваться в режиме опережающего, а не догоняющего развития с тем, чтобы предвосхищать потребности национального хозяйства в работниках, обладающих определёнными компетенциями [8, с. 40-41].
В процессе развития профессиональных компетенций необходимо учитывать, что в образовательных учреждениях основным носителем знания является преподаватель как ключевая фигура в схеме трансляции знания, а само качество образования определяется его (преподавателя) компетентностью на основе развития профессиональных компетенций. При этом нельзя забывать, что восприимчивость знаний зависит и от компетентности студента, его подготовленности и мотивации к приобретению знаний [12, с. 7].
Уровень развития профессиональных компетенций личности зависит от содержания, вида деятельности, характера деятельности (репродуктивный - креативный), от наличия доминанты (гносеологической, аксиологической и праксиологической) в эмотивно-ценностной сфере личности. В этой связи необходимо подчеркнуть идеи Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяковой [6], В.П. Комарова, которые утверждают, что аксиологический потенциал становления проявляется в ценностном отношении и стремлении личности к определенному виду деятельности [9, с. 74].
Следовательно, аксиологический потенциал профессиональных компетенций заключается в присутствии эмотивной составляющей в мотивации, в ценностном отношении как к познанию, к формированию ценностных ориентаций, так и в осознании необходимости развития праксиологических умений [9, с. 74] (рисунок 1).
По моему мнению, развитие профессиональных компетенций в контексте компетентностно-ориентированного подхода предполагает как минимум наличие:
- определенного уровня научно-практических знаний - гносеологический показатель;
- ценностно-мотивационных ориентаций личности, активного субъекта - аксиологический показатель;
- способностей к практической, результативной деятельности - праксиологический показатель.
Ссылаясь на вышесказанное, под профессиональными компетенциями следует понимать единство профессиональных и личностно-деловых характеристик человека, необходимых
Рисунок 1 - Показатели профессиональных компетенций
для эффективного решения определенных задач в рамках конкретной деятельности в процессе мотивированного достижения качественного результата.
Таким образом, сопоставляя результаты научно-теоретического поиска и психолого-педагогической практики, профессиональные
компетенции в контексте компетентностно-ориентированного подхода устанавливают взаимосвязь между формированием знаний и профессиональной деятельностью, преломляясь через ценностно-мотивационные ориентации личности.
13.02.2018
Список литературы:
1. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования / А.Г. Асмолов // Проблемы современного образования. - 2010. - №4. - С. 4-18.
2. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - №4. - С. 23-30.
3. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2002. - 126 с.
4. Зимняя, И. А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников университетов / И.А. Зимняя, Е.В. Земцова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №5. - С. 14-19.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
6. Кирьякова, А.В. Ценностные ориентиры университетского образования / А.В. Кирьякова // Вестник ОГУ. - 2011. - №2. -С.27-33.
7. Кобзева, Н.И. Основные подходы к пониманию кадровой политики как социального феномена / Н.И. Кобзева, М.А. Кобзева // Менеджмент: научные концепции и реальность в управлении: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции 25 ноября 2017. - г. Санкт-Петербург: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2017. - С. 53-60.
8. Кобзева, Н.И. Экономика знаний как ориентир инновационных процессов в вузе / Н.И. Кобзева, М.А. Кобзева // Научные исследования в сфере общественных наук: актуальные теории и концепции: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2018. - М.: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2018. -С. 32-43.
9. Кобзева, Н.И. Становление естественнонаучного Образа мира студентов университета: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.И. Кобзева. - Оренбург, 2012. - 223 с.
10. МакКлелланд, Д. Мотивация человека / Д. МакКлелланд. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.
11. Роджерс, К. Свобода учиться: пер. с англ. / К. Роджерс, Д. Фрейберг; науч. ред. А.Б. Орлов. - М.: Смысл, 2002. - 527 с.
12. Сергеев, А.Г. Компетентность и компетенции: монография / А.Г. Сергеев. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. -107 с.
13. Спенсер-мл., Лайл М. Компетенции на работе / Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с.
14. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. - М.: ИНЭК, 2007. - С. 12-20.
15. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. -222 с.
16. Bader, R. Entwicklung Beruflicher Handlungs-Kompetenz in der Berufsschule / R. Bader. - Dortmund: Universität, 1990. - Р. 3.
17. Spencer, L.M. A History and State of the Art of Job Competency Assessment Methods / L.M. Spencer, D.C. McClelland, S.M. Spencer // Proceedings of the American Psychological Association Annual Conference. - Boston: McBer. 1990, August.
References:
1. Asmolov, A.G. Strategy and methodology of social and cultural modernization of education. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 2010, no. 4, pp. 4-18.
2. Zeer EH., Symanyuk EH. Competence approach to modernization of professional education. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], 2005, no. 4, pp. 23-30.
3. Zeer EH.F. Professional'no-obrazovatel'noe pro.stran.stvo lichnosti [Vocational and educational space of the person]. Ekaterinburg, 2002, 126 p.
4. Zimnyaya I.A., Zemcova E.V. An integrative approach to assessing the unified socio-professional competence of university graduates. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2008, no. 5, pp. 14-19.
5. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya [ Key competencies as an effective target basis of a competence-based approach in education. Author's version]. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004, 42 p.
6. Kir'yakova, A.V. Value reference points of University education. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, no. 2, pp. 27-33.
7. Kobzeva N.I., Kobzeva M.A. Basic approaches to the understanding of personnel policy as a social phenomenon. Menedzhment: nauchnye koncepcii i real'nost' v upravlenii: sbornik nauchnyh trudovpo materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 25 noyabrya 2017 [Management: scientific concepts and reality in management: collection of scientific papers on the materials of the II International scientific-practical conference on November 25, 2017]. Sankt-Peterburg: Nauchno-izdatel'skij centr «Otkrytoe znanie», 2017, pp. 53-60.
8. Kobzeva N.I., Kobzeva M.A. Knowledge Economy as a benchmark of innovation processes in higher education. Nauchnye issledovaniya v sfere obshchestvennyh nauk: aktual'nye teorii i koncepcii: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 30yanvarya 2018 [Scientific research in the field of social Sciences: actual theories and concepts: collection of scientific papers on the materials of the International scientific-practical conference on January 30, 2018]. M.: Nauchno-izdatel'skij centr «Otkrytoe znanie», 2018, pp. 32-43.
9. Kobzeva N.I. Formation of natural science Image of the world of University students. Candidate's thesis. Orenburg, 2012, 223 p.
10. MakKlelland D. Motivaciya cheloveka [Motivation of a person]. SPb.: Piter, 2007, 672 p.
11. Rodzhers K., Frejberg D., sci. ed. Orlov A.B. Svoboda uchit'sya [Freedom to study]. M.: Smysl, 2002, 527 p.
12. Sergeev A.G. Kompetentnost' i kompetencii [Competence and competences]. Vladimir: Izd-vo Vladim. gos. un-ta, 2010, 107 p.
13. Spenser Lajl M. jr., Spenser Sajn M. Kompetencii na rabote [Competence at work]. M.: HIPPO, 2005, 384 p.
14. Hutorskoj A.V. Definition of general subject content and key competencies as a characteristic of a new approach to the design of educational standards. Kompetencii v obrazovanii: opytproektirovaniya [Competences in education: design experience]. M.: INEHK, 2007, pp. 12-20.
15. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika: metodologiya, teoriya, praktika [Pedagogical Innovation: Methodology, Theory, Practice]. M.: Izd-vo UNC DO, 2005, 222 p.
16. Bader R. Entwicklung Beruflicher Handlungs-Kompetenz in der Berufsschule. Dortmund: Universität, 1990, p. 3.
17. Spencer L.M., McClelland D.C., Spencer S.M. A History and State of the Art of Job Competency Assessment Methods. Proceedings of the American Psychological Association Annual Conference. Boston: McBer., 1990, August.
Сведения об авторе:
Кобзева Наталья Ивановна, доцент кафедры социальной психологии Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук E-mail: natascha.7419@mail.ru
460018, г Оренбург, пр-т Победы, д. 13