Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции как объект нелинейной психологии'

Профессиональные компетенции как объект нелинейной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСКАЯ ПРОФЕССИЯ / TEACHER'S PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / PROFESSIONAL REQUIREMENTS / НЕЛИНЕЙНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / NONLINEAR DEPENDENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENSES / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ / SYNERGETICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басимов Михаил Михайлович

В исследовании по выявлению основных требований к профессии учителя предлагалось 129 параметров оценивающих качества, умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности учителя. Было выявлено 193 сильных нелинейных зависимостей. Сильных линейных зависимостей выявлено всего 30 и связывают они родственные оценки. Полученные результаты позволяют говорить о системе требований к профессии учителя как объекте синергетического изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENSES AS AN OBJECT OF NON-LINEAR PSYCHOLOGY

In the research on revealing of the basic requirements to the teacher’s profession were offered 129 parameters (sociological and psychological parts) estimating qualities, skills are necessary for teachers in professional work. It has been revealed 193 strong non-linear dependences. Strong linear dependences are revealed only 30 and they connect related estimations. The received results allow to speak about system of requirements to the teacher’s profession as the object of synergetic studying.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции как объект нелинейной психологии»

methodologies and sets of exercises to motivate the person to physical activity.

Keywords: motivation, methods, theoretical lessons of physical culture.

УДК 316.303.7; 159.9.7

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОБЪЕКТ НЕЛИНЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Басимов Михаил Михайлович (Москва, Россия) - доктор психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет; ул. В.Пика, 4; [email protected].

Аннотация

В исследовании по выявлению основных требований к профессии учителя предлагалось 129 параметров оценивающих качества, умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности учителя. Было выявлено 193 сильных нелинейных зависимостей. Сильных линейных зависимостей выявлено всего 30 и связывают они родственные оценки. Полученные результаты позволяют говорить о системе требований к профессии учителя как объекте синергетического изучения.

Ключевые слова: учительская профессия, профессиональные требования, нелинейная зависимость, профессиональные компетенции, синергетический.

В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. Профессиональные компетенции - это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Используя авторский подход к понятию статистической связи (нелинейной, линейной) в психологических [9] и социологических [2] исследованиях посредством реализации обобщенного варианта метода множественного сравнения [1, 10] для квантильных разбиений (триады, кварты, квинты) данных по каждому измеряемому параметру, отказываясь от предварительного выдвижения гипотезы о форме зависимости (линейная или какой-то конкретный вид нелинейной зависимости), для изучаемой матрицы данных можно определить как формы зависимостей, так и степени их выраженности на различных отрезках шкал рассматриваемых переменных [8].

Изучение нелинейных связей по авторскому методу [8] апробировалось в различных психологических исследованиях, представляющих разноплановые области психологической науки: психология дошкольников [3] и подростков (юношей) [4], этнопсихология [5], психология профессий, психология стресса [6], психология родительства [11], измерение ценностных отношений личности «Я-другие» [12] и т.д.

В экспертной анкете [7] предлагалось 129 параметров оценивающих качества, умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности учителя. Интервал оценок позволил решить задачу только для триад, но и этого оказалось достаточно для демонстрации преобладания нелинейных зависимостей.

В то же время сильных линейных зависимостей выявлено всего 30 и связывают они родственные оценки (иногда выраженные синонимами), что можно рассматривать, прежде всего, как критерий надежности при проведении экспертизы, но не как результаты для интерпретации результатов. Кроме того, 29 из 30 линейных зависимостей связывают параметры, относящиеся к одной и той же смысловой группе (всего 7 групп):

1. Морально-личностные качества (МЛК 30 параметров).

2. Личностно-педагогические качества (связанные с природными задатками) (ЛПК 12 параметров).

3. Профессионально-личностные качества (сформированные в ходе профессиональной подготовки) (ПЛК 18 параметров).

4. Теоретические знания учителя (ТЗУ 20 параметров).

5. Умения и навыки учителя (ПУН 15 параметров).

6. Умения, связанные с организацией жизнедеятельности детей в школе (УОЖД 17 параметров).

7. Общекультурные знания, умения и навыки (ОЗУН 17 параметров).

Всего было выявлено 193 сильных нелинейных зависимостей (из них 63 с максимумом, 93 с минимумом, 37 возрастающих, но далеко не линейных), причем только 34 из них связывают параметры какой-либо одной смысловой группы, а 159 - это сильные связи параметров разных смысловых групп.

Выпишем количества сильных нелинейных зависимостей на упорядоченных пересечениях (что (параметр Y) от чего (параметр X) зависит) групп 1-7 однородных по смыслу параметров:

Группа МЛК от групп (1-7): 6, 4, 5, 7, 8, 2, 3 (всего 35).

Группа ЛПК от групп (1-7): 4, 3, 1, 1, 2, 2, 3 (всего 16).

Группа ПЛК от групп (1-7): 5, 1, 1, 3, 5, 2, 1 (всего 18).

Группа ТЗУ от групп (1-7): 6, 2, 2, 8, 5, 8, 2 (всего 33).

Группа ПУН от групп (1-7): 1, 1, 0, 3, 8, 5, 1 (всего 19).

Группа УОЖД от групп (1-7): 1, 2, 4, 7, 14, 5, 3 (всего 36).

Группа ОЗУН от групп (1-7): 2, 3, 1, 8, 15, 4, 3 (всего 36).

Наблюдается особое положение группы параметров «Умения и навыки учителя» под номером 5: от них часто зависят другие параметры (57 раз), и одновременно они редко сами зависят от других параметров (19 раз).

Рассмотрим для примера зависимость параметра «Откровенность» (У) от параметра «Умение подать учебный материал» (Х) в виде сравнительных весомостей параметра Y для триад по шкале X:

Х-1 (У= -75); Х-2 (У= +32994); Х-3 (У= +1345)

Коэффициент силы связи У(Х): 0.65

Коэффициент силы связи для обратной зависимости Х(У): 0.17

Коэффициент корреляции: -0.11

Максимальные значения по шкале «Откровенность» (+32994) наблюдаются для среднего уровня по шкале «Умение подать учебный материал». При низком и высоком уровне значений параметра «Умение подать учебный материал» показания по шкале «Откровенность» значительно меньше (-75 и +1345) и отличие между ними не существенно для вербальной интерпретации. Можно говорить о близкой к симметричной зависимости со скачком откровенности до (+32994) по сравнительной весомости на первом этапе увеличения параметра «Умение подать учебный материал» и дальнейшая бифуркация.

Результаты расчетов позволяют говорить о наборе компетенций как о сложной системе, для которой не выполняется принцип суперпозиции, когда реально допустимы нелюбые сочетания на высоком уровне различных компетенций, а прогностические модели должны базироваться не столько на основе линейных связей, но и в значительно большей степени на основе нелинейных зависимостей.

Система требований к профессии учителя - это объект, прежде всего, синергетического изучения (на основе синер-гетической парадигмы), когда в рамках профиля компетенций рассматриваются, прежде всего нелинейные зависимости, а профессиональная компетентность не может рассматриваться как простая сумма (в соответствии с принципом суперпозиции) по отдельности важных и полезных профессиональ-новажных качеств (компетенций: знаний, умений, навыков, способов деятельности).

Таким образом, необходимо определять (моделировать) различные оптимальные наборы компетенций, когда неизбежным становится отказ от одних полезных компетенций ради других, и невозможность их одновременного требования (планирование в модели успешного специалиста) на высоком уровне.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 13-06-00525а

Литература

[1]. Басимов М.М. Множественное сравнение в социологических исследованиях: Монография. Курган: Курганский государственный университет, 2012. - 224 с.

[2]. Басимов М.М. Нелинейная социология: Монография. - Курган: Курганский государственный университет, 2012. - 120 с.

[3]. Басимов М.М. Учет нелинейных связей при освоении дошкольниками программы «Развитие» // Мир психологии. - 2007. - № 2. - C. 83-93.

[4]. Басимов М.М. Психологическая типологизация старшеклассников (старших подростков и юношей) по фактору успеваемости в школах нового типа // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С. 142-158.

[5]. Басимов М.М., Хромов А.Б. Типология зависимостей между параметрами отношений к жизненным трудностям и проблемам в различных этнических группах // Мир психологии. - 2009. - № 2. -С. 209-222.

[6]. Басимов М.М., Достовалов С.Г. Исследование стресса в нелинейной психологии // Акмеология, Научно-практический журнал. - 2011. - № 3 (специальный выпуск). - С. 57-61.

[7]. Сазонов И.А. Концептуальные основы формирования модели многоуровневой подготовки учителя. Челябинск-Курган: Изд-ва Челябинского и Курганского гос. пед. ин-тов. 1994. - 110 с.

[8]. Basimov M.M. Mathematical methods in psychological research. Monograph. Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2009. 170 p.

[9]. Basimov M.M. Analysis of different form statistical dependence in psychological research (nontraditional methods). Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2008.

[10]. Basimov M.M. Methods of multiple comparison in psychological research. Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2008.

[11]. Basimov M.M., Padurina E.A. Positive parental feelings in a context of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. -P. 1297.

[12]. Basimov M.M., Nikolaeva I.A. Graphic representations of valuable relations of the person «I-OTHERS» as the object of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1438.

PROFESSIONAL COMPETENSES AS AN OBJECT OF NON-LINEAR PSYCHOLOGY

Basimov M.M. (RGSU, Moscow, Russia) - D.Ps. Professor, Russian State Social University; W. Pieck street, 4; [email protected].

Abstract

In the research on revealing of the basic requirements to the teacher's profession were offered 129 parameters (sociological and psychological parts) estimating qualities, skills are necessary for teachers in professional work. It has been revealed 193 strong non-linear dependences. Strong linear dependences are revealed only 30 and they connect related estimations. The received results allow to speak about system of requirements to the teacher's profession as the object of synergetic studying.

Keywords: teacher's profession, professional requirements, non-linear dependence, professional competenses, synergetics.

УДК 316.303.7; 159.9.7

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЛИНЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Басимова Полина Михайловна (Москва, Россия) - Российский государственный социальный университет; ул. В.Пика, 4; [email protected].

Басимов Михаил Михайлович (Москва, Россия) - доктор психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет; ул. В.Пика, 4; [email protected].

Аннотация

В исследовании по выявлению основных требований к профессии учителя предлагалось 129 параметров оценивающих качества, умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности учителя. Было выявлено 30 сильных линейных зависимостей и связывают они родственные оценки. Показана ограниченность линейных представлений в исследовании профессиональных компетенций.

Ключевые слова: учительская профессия, профессиональные требования, линейная зависимость, профессиональные компетенции.

Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на

практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности - совокупность способов действий. Операционально-технологический компонент определяет сущность компетенций. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач [6].

В экспертной анкете [7] предлагалось 129 параметров, оценивающих профессиональные компетенции (качества, умения, навыки и т. д.), необходимые в профессиональной деятельности учителя.

Сильных линейных (близких к линейным) зависимостей при наших условиях отбора сильных связей выявлено всего 30, и связывают они в основном родственные оценки (иногда выраженные синонимами), что можно рассматривать, прежде всего, как критерий надежности при проведении экспертизы, но не как результаты для содержательной интерпретации результатов.

Приведем список линейных зависимостей (в скобках указан коэффициент линейной корреляции):

1. Зависимость параметров «Самолюбие» и «Гордость» ^=0.55).

2. Зависимость параметров «Эмпатия» и «Сочувствие» ^=0.52).

3. Зависимость параметров «Тактичность» и «Корректность» ^=0.59).

4. Зависимость параметров «Знание психологии воспитания» и «Знание психологии обучения» ^=0.54).

5. Зависимость параметров «Знание социологии» и «Знание философии» ^=0.58)

6. Зависимость параметров «Знание логики» и «Знание философии» ^=0.51).

7. Зависимость параметров «Знание информатики» и «Знание кибернетики» ^=0.62).

8. Зависимость параметров «Знания школы и педагогических теорий и концепций» и «Знания школоведения» ^=0.55).

9. Зависимость параметров «Умение организовать учебную работу» и «Умение планировать учебную работу» ^=0.60).

10. Зависимость параметров «Умение анализировать учебную работу» и «Умение осуществлять межпредметные связи» ^=0.52).

11. Зависимость параметров «Умение приводить знания в систему» и «Умение анализировать учебную работу» ^=0.54).

12. Зависимость параметров «Умение владеть диагностикой коллектива» и «Умение владеть диагностикой развития ученика» ^=0.61).

13. Зависимость параметров «Умение проводить воспитательные мероприятия» и «Умение планировать работу с классом» ^=0.51).

14. Зависимость параметров «Умение проводить воспитательные мероприятия» и «Умение организовывать коллектив учащихся» ^=0.55).

15. Зависимость параметров «Умение организовать и спланировать внеклассную и внешкольную работу» и «Умение организовывать работу с родителями» ^=0.60).

16. Зависимость параметров «Умение провести экскурсию» и «Умение осуществлять контакты с внешкольными учреждениями» ^=0.66).

17. Зависимость параметров «Умение организовать работу кружка» и «Умение провести экскурсию» ^=0.62).

18. Зависимость параметров «Умение рисовать» и «Умение петь» ^=0.63).

19. Зависимость параметров «Умение танцевать» и «Умение петь» ^=0.64).

20. Зависимость параметров «Умение играть на музыкальном инструменте» и «Умение петь» ^=0.63).

21. Зависимость параметров «Умение танцевать» и «Умение рисовать» ^=0.69).

22. Зависимость параметров «Умение играть на музыкальном инструменте» и «Умение рисовать» ^=0.64).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.