Научная статья на тему 'Профессиональные этические стандарты в правовом поле России'

Профессиональные этические стандарты в правовом поле России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2375
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭТИКА / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС / ПРАВО / МОРАЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цыбулевская Ольга Ивановна, Касаева Татьяна Викторовна

Показана особая роль этических кодексов, как одного из средств повышения уровня нравственно-правовой культуры субъектов власти в условиях формирования гражданского общества в России. Высказывается авторская точка зрения относительно природы нормативных актов данного рода. Подчеркивается значимость взаимодействия права и морали в регулировании общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные этические стандарты в правовом поле России»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ РОССИИ

Цыбулевская Ольга Ивановна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Касаева Татьяна Викторовна, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Саратовского государственного социально-экономического института - филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация. Показана особая роль этических кодексов, как одного из средств повышения уровня нравственно-правовой культуры субъектов власти в условиях формирования гражданского общества в России. Высказывается авторская точка зрения относительно природы нормативных актов данного рода. Подчеркивается значимость взаимодействия права и морали в регулировании общественных отношений.

Ключевые слова: Этика, этический кодекс, профессиональный кодекс, право, мораль.

В современной России поиск нравственно-правовых ориентиров, адекватных ее социально-экономическому развитию, представляет собой насущную потребность общества и назревшую задачу научных исследований.

Взаимная ответственность государства и личности предполагает не только сугубо юридические, но и духовные начала в отношениях между государством как носителем публичной власти и личностью как участником ее осуществления. Согласно утверждениям И. Канта, о правовом порядке можно говорить лишь тогда, когда признаётся, что общество не зависит от государства и располагает средствами и санкциями, с помощью которых оно может заставить индивида соблюдать нравственные нормы. В значительной степени данное высказывание относится к государственным служащим, должностным лицам.

Работу по повышению нравственности субъектов власти следует вести одновременно по нескольким направлениям: по законодательному оформлению деятельности властных институтов и по определению основных моральных норм через введение в действие этических кодексов, таких как Кодекс парламентской этики, Кодекс чести судьи, Кодекс поведения государственных служащих и др. Существенное направление формирования морального климата в стране - перевод нравственных норм на язык процедур и технологий. Важно также развитие прикладной этики, профессиональных кодексов, что может сыграть важную роль в установлении

нравственных параметров поведения чиновников, позволит исключить конфликт интересов, защитить честь и достоинство самих властных субъектов.

Объективная реальность в России сегодня такова, что при отборе и продвижении государственных служащих непременно следует учитывать их моральные качества. Кодексы используются в формальных процедурах, в результате которых в ряде случаев люди могут быть исключены из данного профессионального сообщества за нарушение норм профессиональной этики.

Положительное значение этических кодексов состоит, прежде всего в том, что они привлекают внимание индивидов к их моральному статусу, и к тому же дают представления о ценностном содержании этической концепции, не подменяя ее1.

В январе 2003 года I Всероссийским съездом адвокатов был принят Кодекс профессиональной этики адвоката. В 2004 году на VI съезде судей был принят Кодекс судейской этики (пришедший на смену принятому в 1993 году Кодексу чести судьи Российской Федерации) - документ, который для судей имеет силу закона. Он призван не только предусматривать санкции в отношении судей, нарушивших судейскую этику, но и защищать самих судей от необоснованных обвинений, в том числе связанных с попытками повлиять на решения судов. В настоящее время судейское сообщество активно обсуждает новую концепцию Кодекса судейской этики2.

Правление Федеральной нотариальной палаты утвердило Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации. Приказом министра внутренних дел от 24 ноября 2008 г. был утвержден Кодекс профессиональной этики органов внутренних дел Российской Федерации. В 2010 году после длительного обсуждения и согласований принят Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации. Разработан Кодекс депутатской этики.

В научной литературе указываются следующие причины актуализации вопроса об этических кодексах: повышение уровня общественных требований к политическим институтам и формирование контроля над ними; забота политиков о своей репутации. Не случайно одно из ключевых понятий во всех этических кодексах - это конфликт интересов. Политические и профессиональные чиновники являются объектом пристального внимания. Они сами заинтересованы иметь свод правил поведения и декларирования информации, которые позволят им принимать верные решения и защищать себя от ложных обвинений. В повседневных служебных отношениях чиновников должны осуждаться любые действия, могущие привести к коррупции или создать ее возможность. Они не меньше самой коррупции уничтожают доверие к государству. Легче действовать правильно, если человек знает, какого поведения от него ждут.

Этический кодекс, в отличие от кодекса юридического, обращен, в первую очередь, не к негативным сторонам человеческой природы, а к высшим - человеческой совести. В Этическом кодексе следует реализовать та-

1 См.: Канке В.А. Этика ответственности: Теория морали будущего. М.: Логос, 2003. С. 315.

2 См.: Дряхлое С.К. Новая концепция Кодекса судейской этики судей Российской Федерации: «за» и «против» //Российское правосудие. 2010. № 10 (54). С. 71-76.

кие моральные принципы и нормы, как преемственность ценностей, нравов и традиций российского общества; соответствие этических норм общенациональным интересам. Взаимодействие правовых и моральных норм до сих пор в основном шло по пути поглощения моральных требований (придания им юридической силы) и закрепления формально-юридических критериев их оценки. Сегодня, достаточно распространенная практика принятия различными корпорациями такого рода документов свидетельствует о стремлении разнообразить формы легализации этических требований, перевода их в область формализованных правил поведения.

Принять подобного рода документы недостаточно. В органах власти должны быть сформированы комиссии по этике, которые могли бы рассматривать дела о нравственных проступках, выносить общественное порицание (недоверие), а также рекомендовать виды поощрения за высоконравственное поведение.

Сегодня профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпринимательства.

Если попытаться обнаружить здравый смысл и мораль в рыночной экономике как таковой, то становится ясным, что аморален не сам рынок, а поступки людей, действующих в его рамках. Рыночной экономике присущ предельно трезвый взгляд на реального человека, что не мешает при таких отношениях делать упор на взаимное доверие, свободу, добровольность подчинения принятым моральным нормам. Об этом свидетельствует зарубежная практика. Почти 100 лет назад выдающийся немецкий ученый Макс Вебер, убедительно доказал: западный капитализм сформировался не на «первоначальном накоплении», а на мощном нравственном фундаменте -протестантской этике, то есть на определенных этических установках, обусловленных христианской моралью.

В разных странах мира хозяйственная этика имела различную религиозную окраску, однако главное ее содержание сохранялось. Основными способами получения прибыли стало применение бухгалтерии, бережливый образ жизни, экономия в расходах, честность, скромность, трудолюбие. «Экономическое чудо» Германии и Японии, Южной Кореи и Тайваня, Сингапура и Малайзии, других новых индустриальных стран строилось на оригинальном подходе, учитывающем особенности государства и общества, национальный характер народа и состояние его духа. Общим являлся лишь ориентир развития: рыночная экономика и представительная демократия1.

Опыт многих стран подтвердил недопустимость упрощенчества, сведения общественной потребности лишь к экономической, исключая нравственную сферу. Материальное производство зарождающегося капитализма также требовало для дальнейшего развития в первую очередь решения не научно-технических проблем, а проблем нравственных, ибо без формирования нового типа человека невозможно было развивать новую экономику, основанную на частной инициативе. Не случайно центральный нерв философских исканий в тот период проходит не в области «натуральной философии», а в моральной сфере.

Не следует, однако, впадать в крайности, предупреждает немецкий

1 Возможно ли русское экономическое чудо? // Парламентская газета. 2003. 23 авг

специалист по современной социальной этике Карл Хоманн. Разрешение противоречия между моральным сознанием предпринимателя и внутренней логикой предпринимательской деятельности не должно осуществляться ни в духе радикального либерализма (делать ставку исключительно на развитие в человеке деятельностных эгоистических мотивов), ни в духе морального фундаментализма (подвергать «стяжание» (стяжательство) полному осуждению и избегать предпринимательской формы деятельности). Мораль не должна тормозить развитие экономики. Хоманн предлагает предпринимателю сконцентрировать свои моральные устремления в «честном» следовании предписываемым законам. Этические же усилия должны осуществляться на ином этапе, а именно: на этапе формирования этих норм, в процессе установления рамочного порядка в экономике. Только этот порядок может породить «нравственную» экономику1.

В отчете, заслушанном на «Круглом столе» по бизнесу - «Корпоративная этика: важнейший актив бизнеса», говорится о том, что корпоративному сообществу следует непрерывно совершенствовать свою деятельность и улучшать результаты2. Многие управляющие считают, что такая культура, во все организационные структуры которой проникает этика, соответствует интересам их фирмы. Они чувствуют, что подобное проникновение необходимо, чтобы поддержать рентабельность, конкурентоспособность и эффективность их компаний. С точки зрения высшего состава управляющих-исполнителей, представленной в данном отчете, не существует никакого конфликта между этической практикой и приемлемой прибылью. Ведь первое фактически является необходимой предпосылкой второго3. Вице-президент Нью-Йоркской фондовой биржи Ричард Бернард обратил внимание на необходимость кодекса бизнес-поведения или бизнес-этики для директоров, должностных лиц, сотрудников. Это позволяет исключить конфликт интересов в корпорации4.

Основная задача предпринимательской этики состоит в необходимости принятия на себя моральной ответственности в условиях ослабления нравственного и правового порядка. В конечном счете, это выгоднее, чем приспособление или злоупотребление пробелами и коллизиями в праве, ибо перспективы роста при совершенстве системной организации бизнеса неоспоримо выше, чем возможные временные выгоды от дезорганизации. Таким образом, можно констатировать, что корпоративная этика есть ключ к стратегии выживания в эпоху яростной конкуренции в глобальной экономике.

Проблема этики начинает осознаваться и в российском деловом сообществе. Первые ростки на поле деловой этики в нашей стране стали пробиваться в 90-х годах. Был принят ряд профессиональных этических кодексов, среди которых следует упомянуть: Кодекс чести банкира (1992),

1 Сутор Б., Хоман К., Бломе-Дрез Ф. Политическая и экономическая этика: Учебное пособие / Пер. с нем. С. Курбатовой, К. Костюкоеа.-М.:ФАИР-ПРЕСС,2001. С. 366.

2 Corporate Ethics: A Prime Business Asset // The Business Roundtable. 1995. Febr. Р 8-10.

3 Фредерик Р., Петри Э. Деловая этика и философский прагматизм // Вопросы философии. 1996. № 3. С. 74-75.

4 Бернард Р. Новые особенности в законодательстве США по вопросам корпоративного управления // Московский юридический форум «Глобализация, государство, право, XXI век»: По материалам выступлений. М., 2004. С. 43-45.

Правила добросовестной деятельности ассоциации участников фондового рынка (1994), Кодекс чести членов российской гильдии риэлторов (1994), Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков (1994). В 1995 году Торгово-промышленная палата России объявила развитие деловой культуры предпринимателей одним из приоритетных направлений своей деятельности и инициировала разработку проекта под общим названием «Российская деловая культура».

В контексте сказанного весьма актуальной оказалась идея о разработке Кодекса предпринимательской этики, выдвинутая на состоявшемся в 2002 году VII Всемирном русском народном соборе, посвященном теме «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России»1. В начале 2004 года этот проект был реализован, и VIII Всемирным русским народным собором принят Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, в обсуждении которого приняли участие представители всех конфессий, деловые круги, журналистское сообщество, властные субъекты. В преамбуле документа говорится, что он адресован для добровольной реализации руководителям предприятий, коммерческих структур, предпринимателям.

Современный опыт функционирования России как государства с переходной экономикой подтверждает тезис о социально-правовой, а не только об экономической природе современного кризиса. Да и основные изъяны, спровоцировавшие мировой финансовый кризис, по мнению В. И. Якунина, президента мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», имеют нравственную природу - принцип «прибыль превыше всего», приобретающий наднациональные масштабы и возведенный во главу угла всех ценностей. Экономический эгоизм - категория нравственная.

Социологические исследования, тем не менее, показывают, что адаптация российского населения к новым социально-экономическим формам и условиям жизни в основном произошла. Рыночная экономика, несмотря на все изъяны нашего «бандитского капитализма», в целом принята населением. Но в массовой психологии современного российского общества осталось и другое: оскорбленное нравственное чувство, протест против того морально-психологического насилия, которым сопровождались реформы, против результатов, к которым привели многочисленные перекосы этих реформ. Данное противоречие нарастает и может стать социально опасным.

Вместе с тем, предостерегает известный российский политолог А.В. Кива, нельзя согласиться с мнением, что западное демократическое общество не придает большого значения проблемам, находящимся вне сферы материального интереса и, уж тем более, меньше всего озабочено тем, в каком направлении идет развитие страны, есть ли у нее национальная идея и т.п. И в благополучных странах на новом витке исторического развития власть часто вынуждена апеллировать к народу, выдвигая новые идеи, предлагая новые способы решения значимых проблем, учитывая при этом менталитет народа. Иначе не было бы ни «рейганомики», ни «тэтчеризма». Прагматизм американцев родил и соответствующий тип

1 Нужен Кодекс этики. К итогам работы VII Всемирного Русского Народного Собора // Российская газета. 2002. 24 дек.

национальной идеи. Это так называемая «американская мечта» - материальное благополучие «в этой жизни», а не в каком-то отдаленном «светлом будущем»1.

Появление в России этических кодексов требует решения многих вопросов как в частной, так и в публичной сферах. Дискуссионной, в частности, является проблема определения роли и места этических кодексов в системе нормативных актов. Спорным является вопрос о путях легализации норм корпоративной и профессиональной этики. Одним из направлений решения данного вопроса является признание этических кодексов в качестве локальных правовых актов. Есть и другой путь - принятие сугубо корпоративных кодексов, не влекущих юридической ответственности и не требующих придания формы локального правового акта. Такого рода нормы не вступают в конфликт с системой права, а дополняют, усиливают ее эффективность. Подчеркивая особую роль профессионального этического кодекса в своем ведомстве, глава Счетной палаты С.В. Степашин отметил, что в 2011 году на основании нарушения данного документа Счетную палату покинуло 12 человек2.

В заключение следует отметить: не стоит строить иллюзий, что все этические стандарты будут неукоснительно исполняться, но сам факт их принятия призван создать благоприятный психологический климат, цивилизовать рынок, формировать менталитет. Это лишь первый, но очень важный шаг на пути формирования этики будущего.

Библиографический список:

1. Бернард Р. Новые особенности в законодательстве США по вопросам корпоративного управления // Московский юридический форум «Глобализация, государство, право, XXI век»: по материалам выступлений. М., 2004. С. 43-45.

2. Возможно ли русское экономическое чудо? // Парламентская газета. 2003. 23 авг

3. Дряхлое С.К. Новая концепция Кодекса судейской этики судей Российской Федерации: «за» и «против» // Российское правосудие. 2010. № 10 (54). С. 71-76.

4. Канке В.А. Этика ответственности: Теория морали будущего. М.: Логос, 2003.

5. Киеа А.В. Духовность и преодоление кризиса // Общественные науки и современность. 2001. № 2.

6. Нужен Кодекс этики. К итогам работы VII Всемирного Русского Народного Собора // Российская газета. 2002. 24 дек.

7. Степашин В.С. К вам - ревизор // Аргументы и факты. 2012,. № 9.

8. Сутор Б., Хоман К., Бломе-Дрез Ф. Политическая и экономическая этика: Учебное пособие /

Пер. с нем. С. Курбатовой, К. Костюкова. - -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

9. Фредерик Р., Петри Э. Деловая этика и философский прагматизм // Вопросы философии. 1996. № 3. С. 74-75.

10. Corporate Ethics: A Prime Business Asset // The Business Roundtable. 1995. Febr. Р 8-10.

1 Киеа А.В. Духовность и преодоление кризиса // Общественные науки и современность. 2001. № 2.

2 Степашин В.С. К вам - ревизор // Аргументы и факты. 2012, № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.