УДК 378
Ронжина Наталья Владимировна
Российский государственный профессионально-педагогический университет Россия. Екатеринбург
Профессионально-педагогическое образование и профессиональная педагогика XXI века
В статье утверждается идея о том, что профессиональная педагогика на современном этапе является методологией профессионального образования. Обосновывается предмет ее исследования - компетентно развитая личность в системе профессионально-образовательных отношений, формированию которой может способствовать метод компетентностного проектирования. В рамках профессионально-педагогического образования осуществляется подготовка преподавательских кадров для всей системы профессионального образования - всех видов и уровней. Таким образом, профессиональная педагогика и профессионально-педагогическое образование выступают в единстве теории и практики образовательного процесса на современном этапе.
Ключевые слова и словосочетания: профессиональная педагогика, профессиональное образование, профессионально-педагогическое образование, метод компетентностного проектирования.
Изучая современную литературу по интересующей нас проблеме, можно обратить внимание на то, что анализу профессионального образования посвящено в последние годы большое количество научных работ, однако научное обоснование профессиональной педагогики до сих пор остается «белым пятном» в науке. Профессиональную педагогику чаще всего называют педагогикой профессионального образования, иногда ветвью общей педагогики, а порой даже ставят ее в один ряд с коррекционной педагогикой высшей школы, андрогогикой и др.
Говоря о внутреннем развитии науки, А.М. Новиков отмечал, что профессиональная педагогика уже прошла стадию зарождения в рамках общей педагогики, сегодня все более быстрыми темпами идет ее развитие, становление. Этому способствуют объективные предпосылки: меняются образовательная парадигма, отношение и требования к выпускнику образовательных учреждений, а также сами темпы общественного развития [5. С. 15]. Кроме этого, профессиональная педагогика не может играть роль частного приложения педагогического знания к сфере профессионального образования, она несет в себе иную методологическую основу, прежде всего антропологическую [7. С. 16].
19
Исходя из этих размышлений можно дать следующее определение: профессиональная педагогика - это универсальная педагогическая наука о законах и закономерностях становления и развития компетентно-развитой личности в системе профессионально-образовательных общественных отношений.
Профессиональная педагогика имеет специфический предмет исследования - личность в системе профессионально-образовательных общественных отношений (от пропедевтического «нулевого» уровня через все уровни общего образования, уровни профессионального образования и формирования профессиональной компетентности через профессиональные компетенции - непрерывное образование, сквозное воспитание и самовоспитание).
Ведущим методом профессиональной педагогики является метод компетентностного проектирования, который направлен на определение цели саморазвития личности, планирование этапов образования, наполнение их конкретным содержанием, выбор средств, способов, форм реализации образовательных уровней, планирование и реализацию знаний, универсальных умений, общекультурных и профессиональных компетенций. Метод компетентностного проектирования, предлагаемый нами, есть конкретное воплощение проектирования личностного развития или саморазвития в профессиональном отношении.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Основная задача профессиональной педагогики как науки - сформировать вектор направленности профессионального становления личности в современную постиндустриальную эпоху, пронизывающий всю жизнь индивида, получающего образование. В этом заключается смысл внутренней логики развития профессиональной педагогики как самостоятельной науки и в определенном смысле практической сферы деятельности.
Для построения целостной теории профессиональной педагогики требуется не механическое объединение конкретных сведений о разных уровнях профессионального образования и разных отраслевых педагогик, а содержательная систематизация научных данных, направленная на поддержание внутреннего единства профессиональной педагогики. В решении этой задачи важная роль принадлежит философии, которая позволяет интегрировать знания из разных областей науки для решения проблем профессиональной педагогики.
Необходимость в философских знаниях для педагогики с наибольшей остротой обнаруживается и тогда, когда происходит переход от одного общественного устройства к другому, и тогда, когда общество становится быстроменяющимся. Не случайно Б.С. Гершунский отмечает: «В последние годы все большее внимание уделяется развитию философии образования - инте-
гративной, междисциплинарной области научных знаний, дающей целостное представление о сущности и характере наиболее общих образовательных проблем. Можно предположить, что и сфера профессионального образования рано или поздно войдет в зону философско-образовательного обоснования. Первым шагом на этом пути может стать синтез уже накопленных знаний о сущем и должном в системе профессионального образования, то есть целенаправленное формирование философско-методологического знания» [4. С. 32].
В связи с новыми экономическими условиями в мире и стране, в связи с новыми требованиями к образованию и образованной личности, с новой (компетентностной) образовательной парадигмой придание профессиональной педагогике статуса науки становится особенно актуальным в последнее десятилетие. А поскольку профессиональная педагогика является методологией профессионального образования в целом, то выявление научно-методологических, философских оснований и проблем профессиональной педагогики представляется весьма важным в контексте этого обоснования.
Руководствуясь научным методом дедукции, попытаемся провести это исследование от общего к частному. Термин «система» (с гр. - целое, составленное из частей, соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство [2. С. 1437]. Подходы к определению системы также предлагают делить на онтологический (соответствует дескриптивному), гносеологический и методологический (последние два соответствуют конструктивному).
Определение, данное ранее, является дескриптивным, т.е. носит описательный характер. Примером конструктивного определения является следующее: система - совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых элементов, созданная для достижения определенных целей, причем отношения между элементами определены и устойчивы, а общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов [1]. Главное отличие конструктивных определений касается наличия цели существования или изучения системы с точки зрения наблюдателя или исследователя, который при этом явно или неявно вводится в определение. Исходя из этих общих посылок, обратимся к понятию «система образования», которое является одним из основополагающих в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон).
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
- сети реализующих их образовательных и научных организаций;
21
- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Программы, стандарты, организации, управление - все это существует и так или иначе функционирует. На наш взгляд, есть некоторая проблема с последним компонентом данной системы - лица, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Как уже было отмечено, в современной системе образования профессиональная педагогика является методологией профессионального образования. А поскольку в рамках профессионально-педагогического образования осуществляется подготовка педагогов профессионального обучения для организаций (ранее - учреждений) профессионального образования, то очевидны роль и значение профессиональной педагогики в этом процессе. Обосновывая профессиональную педагогику как самостоятельную отрасль педагогической науки, мы тем самым подводим прочный научный фундамент под всю систему профессионально-педагогического образования.
Изначально, в 1990-2000-е гг. под профессионально-педагогическим образованием понимали вид профессионального образования (наряду с педагогическим и инженерно-техническим), основная цель которого - подготовка педагогов профессионального обучения для профессионально-педагогической деятельности при обучении профессии преимущественно в системе начального профессионального образования [8. С. 25-26].
Второй смысл порожден реалиями второго десятилетия XXI в.: «Профессионально-педагогическое образование - это процесс формирования личности, способной к эффективной самореализации в сфере профессионального образования, осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций. Это образование реализуется в тех учебных заведениях, которые в состоянии содержательно, методически и материально-технически обеспечить его уровень, определяемый соответствующими ФГОС» [6. С. 379].
Актуальность исследования подтверждается и реалиями сегодняшнего дня, а именно: принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование):
Принятие Закона привело к слиянию НПО и СПО, произошел переход на реализацию двух образовательных программ в рамках СПО, а это означает изменение понятия, содержания и целей профессионально-педагогического
образования. Оно выходит на качественно иной уровень в своем развитии: подготовка специалистов для системы СПО.
Новеллой Закона является ст. 73 «О профессиональном обучении»: профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. У профессионально-педагогического образования расширилось поле деятельности за счет выделения особой формы обучения - профессиональное обучение.
Очень важным в Законе представляется правовое решение проблемы обеспечения высшей школы преподавательскими кадрами. В частности, подготовка кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре и аспирантуре предполагает присвоение квалификации - исследователь, преподаватель-исследователь; в ассистентуре-стажировке по изобразительному искусству - преподаватель творческих дисциплин в высшей школе, в области архитектуры - преподаватель высшей школы. Проблемным моментом в этом процессе видится только отсутствие понятия самой системы профессионально-педагогического образования. Подготовка преподавателей для образовательных организаций осуществляется в дескриптивном понимании этой системы. А для эффективного функционирования этой системы необходим конструктивный подход к пониманию профессионально-педагогического образования. Необходимо, чтобы профессионально-педагогическое образование по своей сути перекрывало бы всю систему подготовки и переподготовки преподавателей для всех профессий и всех уровней профессионального образования и обучения.
В связи с этим представляется важным вопрос создания профессионального стандарта «педагог профессионального образования». Попытки создания стандарта предпринимались, но его, как известно, не утвердили.
И, наконец, исходя из приказа Министерства образования и науки РФ [3], в перечне направлений подготовки высшего образования отдельно выделено «Образование и педагогические науки», включает в себя пять направлений этой группы, четыре из которых призваны готовить бакалавров для системы общего образования и только одно - для системы профессионального образования, хотя и по отраслям. Анализируя данный подход, всю педагогическую проблематику по целевой подготовке преподавателей для системы общего и профессионального образования можно условно разделить на две группы:
1. Подготовка преподавателей для системы социализации - задача системы педагогического образования (педагогические вузы).
23
2. Подготовка преподавателей для системы профессионализации -назначение системы профессионально-педагогического образования (профессионально-педагогические вузы).
Таким образом, от решения проблем концептуально-методологического плана зависит не только продуктивность развития самой педагогики как научной системы, но и ее место и роль, востребованность в процессе эволюции как общественной надстройки, так и базиса современного общества. Роль профессиональной педагогики в совершенствовании системы профессионально-педагогического образования в современном постиндустриальном обществе очевидна, но практическая реализация затруднена, как по объективным, так и субъективным причинам.
1. Батоврин, В.К. Толковый словарь по системной и программной инженерии / В.К. Батоврин. - М.: ДМК Пресс, 2012. - 280 с.
2. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, 2003. -С.1437.
3. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. №1061 // Российская газета. - 2013. - 1 ноября. - Федеральный выпуск №6223.
4. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с.
5. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева и А.М. Новикова. - М.: Изд-во «Эгвес», 2010. - 456 с.
6. Профессионально-педагогические понятия: словарь / сост.: Г.М. Ро-манцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Ро-манцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед ун-та, 2005. -456 с.
7. Романцев, Г.М. Теория профессиональной педагогики: вопросы определения предмета и развития методологии / Г.М. Романцев, Н.О. Вербицкая // Профессиональная педагогика: становление и пути развития: материалы науч.-практ. конф. 11-12 апр. 2006 г.: в 3 ч. Ч. 1 / Рос. гос. проф.-пед.ун-т. - Екатеринбург, 2006. - С. 15-19.
8. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика / В.А. Федоров. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 330 с.