Научная статья на тему 'Профессиональное выгорание учителя: регуляторный подход'

Профессиональное выгорание учителя: регуляторный подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / УВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТОЙ / CONSCIOUS SELFREGULATION / DIFFERENTIAL APPROACH / BURNOUT / WORK ENGAGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Татьяна Геннадьевна, Моросанова Варвара Ильинична

В статье рассматриваются регуляторные аспекты проблемы профессионального выгорания учителя. Обосновывается перспективность изучения проблемы с позиции регуляторного и акмеологического подходов. В эмпирическом исследовании выявлены значимые связи между показателями профессионального выгорания, увлеченности работой и осознанной саморегуляцией педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомина Татьяна Геннадьевна, Моросанова Варвара Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional burnout: a regulatory approach

This article discusses the regulatory aspects of teacher burnout. Self-regulation is an important factor in the prevention of burnout. Regulatory and akmeological approach to analyzing the problem of burnout is very effective. In our study, we found significant associations between manifestations of burnout, work engagement and conscious self-regulation of teachers.

Текст научной работы на тему «Профессиональное выгорание учителя: регуляторный подход»

Фомина Т.Г., Моросанова В.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ УЧИТЕЛЯ: РЕГУЛЯТОРНЫЙ ПОДХОД4

В современной психологической науке, как зарубежной так и отечественной, накоплен довольно обширный теоретический и эмпирический материал по проблеме профессионального выгорания. Интерес к данной проблеме обусловлен прежде всего тем, что негативные проявления выгорания оказывают влияние не только на эффективность деятельности конкретного «выгоревшего» субъекта, но и способны привести к снижению продуктивности деятельности всей организации. В этом смысле проблема исследования причин, факторов и условий возникновения выгорания становится актуальной социальной задачей.

На сегодняшний день исследованы самые различные организационные и индивидуальные факторы, влияющие на формирование выгорания. Однако, в последнее время несколько поменялся ракурс таких исследований. Если раньше акцент ставился на анализе и выявлении тех факторов, которые способствуют появлению симптомов выгорания, то сейчас все большее внимание исследователей привлекает проблема изучения индивидуальных и организационных факторов, способствующих оптимизации профессиональной деятельности и препятствующих развитию выгорания профессионалов (увлеченность работой, энтузиазм, субъективное благополучие и т.п.). Это обусловлено актуальностью проблемы профилактики и коррекции синдрома выгорания, а также разработкой проблемы психологических ресурсов преодоления стрессовых ситуаций и состояний выгорания [2; 3; 10; 11].

В зарубежной психологии все большее внимание исследователей привлекает изучение качеств, способностей, сторон личности, которые позволяют поддерживать оптимальную и продуктивную деятельность, противостоять деструктивным влиянием среды. Такие исследования ведутся сегодня в рамках позитивной психологии [12; 15]. Что касается отечественной психологии, то те же вопросы активно исследуются в рамках акмеологии, одной из центральной задач которой является определение закономерностей, условий и факторов, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени развития человека. В этом аспекте рассмотрены акмеологические инварианты профессионализма - основные качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую стабильную эффективность деятельности, независимо от ее содержания и специфики. Осознанная саморегуляция при этом относится к общим, то есть практически полностью не зависящими от профессиональной специфики деятельности, акмеологическим инвариантам профессионального развития [1; 4]. В связи с этим, актуальным представляется акмеологический анализ исследования саморегуляции человека как ресурса по профилактике возникновения профессионального выгорания.

В ряде исследований показано, что при выгорании нарушается психическая регуляция в структуре личностного функционирования, что позволяет предполагать, что регуляция субъекта выступает одним из важнейших факторов стабильного функционирования и профессиональной реализации человека. Однако, в меньшей мере исследованы вопросы, связанные с рассмотрением саморегуляции как ресурса в преодолении симптомов профессионального выгорания.

Саморегуляция человека с нашей точки зрения обеспечивается функционированием целостной системы процессов планирования целей, моделирования значимых для их достижения условий, программирования, контроля и коррекции активности, а также регуля-торно-личностных свойств [6; 7]. Данное исследование выполнено в контексте дифференциального подхода к исследованию осознанной саморегуляции человека. Феноменология индивидуальных различий психической саморегуляции человека проявляется в том, что люди в разной степени планируют цели активности, используя различные программы и способы действий, по-разному учитывая значимые внешние (требования ситуации и деятельности) и внутренние условия (свои индивидуальные ресурсы), оценивая результаты и корректируя свою активность [6; 8; 9].

Рассматривая профессиональное выгорание, мы используем наиболее распространенную модель, включающую в себя три основных компонента: эмоциональное истощение, цинизм и редукцию личных достижений [13]. Кроме этого, в исследовании мы используем понятие увлеченности работой, поскольку в последнее время получены достаточно интересные факты о влиянии данного конструкта на особенности выгорания личности [14].

Основная цель исследования состояла в том, чтобы определить в какой мере индивидуальные особенности саморегуляции человека и степень ее развития является внутрен-

4 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ 11-36-00336а.

ним ресурсом, препятствующим возникновению синдрома профессионального выгорания. Конкретные задачи исследования состояли в следующем: выявить специфику взаимосвязи регуляторных особенностей педагогов с основными симптомами профессионального выгорания и увлеченности работой; провести сравнительный анализ регуляторных особенностей педагогов с различным уровнем выраженности профессионального выгорания.

Выборка исследования составила около 150 человек - педагогов образовательных учреждений города Москвы, имеющие педагогический стаж от 0,5 до 36 лет.

Методы исследования: многошкальные опросные методики: «Стиль саморегуляции поведения ССПМ" (В.И. Моросанова) - позволяет выявить сформированность основных регуляторных процессов и свойств (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность); комплект методик (адаптация Д.А. Кутузовой), направленных на изучение феномена профессионального выгорания («Опросник выгорания К.Маслач - общий вариант», MBI-GS) и увлеченности работой («Утрехтская шкала увлеченности работой», UWES).

Первичный анализ показал, что для большинства учителей характерен умеренный и высокий уровень профессионального выгорания (62% и 33% соответственно). Несмотря на это, достаточно высок процент учителей умеренным и высоким уровнем увлеченности работой (48% и 39% соответственно). Также учителя демонстрируют высокую энергичность и поглощенность деятельностью, а также хороший уровень субъективных представлений о профессиональной эффективности. Возможно, такая картина соотношений особенностей данных феноменов отражает специфику педагогической деятельности. Соответственно, применительно к педагогической деятельности мы не можем говорить однозначно о том, что педагоги с высоким уровнем выгорания характеризуются высоким уровнем увлеченности работой и наоборот. Действительно, некоторые психологи указывают на то, что «выгоревшие» работники изначально увлечены работой, проявляют активность и энтузиазм в профессиональной деятельности [5]. По-видимому, чрезмерная положительная установка в отношении труда со временем ограничивает интересы и потребности, не связанные с работой, что может приводить к снижению энергичности работников, развитию усталости и выгорания. Таким образом, увлеченность и выгорание описываются как сопоставимыми особенностями, которые могут быть противопоставлены друг другу, так и проявлениями, показывающими специфичность увлеченности и выгорания в отношении друг друга и невозможность рассмотрения этих феноменов как полюсов одного континуума психических явлений.

Итак, нельзя однозначно утверждать, что отношения увлеченного и «выгорающего» субъектов к своей работе имеют противоположное содержание. Для проверки данного предположения был проведен корреляционный анализ показателей увлеченности работой и профессионального выгорания педагогов (табл. 1).

Таблица 1

Статистически значимые коэффициенты корреляции между особенностями увлеченности работой и профессионального выгорания (п=148 чел.)

Увлеченность работой Профессиональное выгорание

Истощение Обесценивание труда Профессиональная эффективность

Энергичность -,403** ,597**

Энтузиазм -,514** 563**

Поглощенность деятельностью -,378** ,499**

Примечание: Уровень статистической значимости: ** - при р<0,01

Из шкал выгорания наиболее тесные корреляции с показателями увлеченности работой имеет шкала профессиональной эффективности. Это свидетельствует о том, что высокий уровень энергичности, энтузиазма и поглощенности деятельностью связан с субъективными представлениями учителя о его профессиональной продуктивности и эффективности, проявляющимися в успешном преодолении трудностей, интересе в достижении поставленных целей, важности ценностных оснований осуществляемой деятельности. Шкала обесценивания труда отрицательно связана со всеми шкалами увлеченности работой. Это говорит о том, что высокий уровень увлеченности работой не предполагает циничного отношения к осуществляемой деятельности.

На следующем этапе мы непосредственно приступили к анализу взаимосвязей между показателями саморегуляции и особенностями увлеченности работой и профессионального выгорания. Все показатели увлеченности работой и профессионального выгорания имеют связи с какими-то из компонентов осознанной саморегуляции (табл. 2).

Таблица 2

Статистически значимые коэффициенты корреляции между особенностями осознанной саморегуляции, увлеченности работой и профессионального выгорания

Показатели саморе- Показатели профессионального Показатели увлеченности работой

гуляции выгорания

Истощение Обесценивание труда Профессиональная эффективность Ядро выгорания Энергичность Энтузиазм Поглощенность деятельностью Увлеченность работой

Планирование 0,26

Моделирование -0,20 -0,30 0,22 -0,88

Программир-ие -0,24 -0,25 0,22 -0,29 0,31 0,27 0,22 0,30

Гибкость -0,30 -0,26 -0,33

Общий уровень -0,21 -0,27 0,31 -0,27 0,27

Примечание: Уровень статистической значимости: ** - при р<0,01

Полученные результаты полностью соотносятся с данными исследования Д.А. Кутузовой, которая обнаружила подобные связи на выборке педагогов-психологов (Кутузова, 2006). Показатель планирования связан с показателем субъективного переживания профессиональной эффективности. Это свидетельствует о том, что высокому уровню развития планирования соответствуют высокие значения оценивания испытуемыми своего вклада в эффективность осуществления деятельности, умению справляться с трудностями и уверенности в достижении поставленных целей. Моделирование также положительно связано с профессиональной эффективностью и отрицательно с показателями обесценивания труда и профессионального выгорания. По-видимому, регуляторные особенности моделирования, то есть способности учитывать внешние и внутренние условия деятельности, являются одним из факторов профилактики возникновения в деятельности признаков выгорания. Показатель программирования положительно связан со всеми показателями увлеченности работой и отрицательно - с показателями выгорания. В этом случае можно говорить о том, что высокий уровень развития программирования позволяет на оптимальном уровне поддерживать продуктивность и интенсивность деятельности, а построение детализированной и продуманной программы действий способствует сохранению энергетических ресурсов личности и тем самым препятствует профессиональному выгоранию. Показатель гибкости имеет отрицательные связи с истощением, обесценивание труда и выгоранием. Этот факт говорит о том, что способность перестраивать систему саморегуляции адекватно условиям позволяет личности боле эффективно справляться с негативными явлениями в профессиональной деятельности. Общий уровень саморегуляции положительно связан с энергичностью и профессиональной эффективностью, отрицательно - с показателем обесценивания труда. Можно сказать о том, что высокий уровень саморегуляции связан с высоким уровнем энергичности и продуктивности, стремлением доводить начатое дело до конца. Наличие отрицательных статистически значимых связей между показателями осознанной саморегуляции и шкалами профессионального выгорания (истощение, обесценивание труда) говорит о том, что выгорание сопровождается сниженной регуляцией субъектом своей активности.

Таким образом, полученные взаимосвязи между особенностями осознанной саморегуляции, увлеченности работой и профессионального выгорания, свидетельствую о том, что оптимальное развитие системы осознанной саморегуляции позволяет поддерживать высокий уровень продуктивности и эффективности деятельности, и в то же время препятствует проявлению негативных признаков профессионального выгорания.

Далее мы решили выявить специфические особенности саморегуляции у педагогов с различным уровнем профессионального выгорания. Мы разделили педагогов на две группы: в первую вошли педагоги с высоким уровнем профессионального выгорания (48 чел.), во вторую - с умеренным и низким (99 чел.) (табл. 3).

Таблица 3

Показатели осознанной саморегуляии и увлеченности работой у педагогов с высоким (48 чел.) и умеренным и низким (99 чел.) уровнем профессионального выгорания

Показатели саморегуляции Высокий уровень про фессионального выгорания Умеренный и низкий уровень про фессионального выгорания ^ критерий

Среднее значе- 5 Среднее значе- 5

ние ние

Планирование 6,15 1,88 6,10 1,99 1,13

Моделирование 5,31 1,84 5,92 1,81 -1,90

Программирование 5,85 1,50 6,56 1,52 -2,63**

Оценивание результата 5,92 1,49 6,06 1,41 -0,57

Гибкость 5,42 2,32 6,42 1,90 -2,80**

Самостоятельность 4,48 1,93 4,22 1,90 0,76

Общий уровень саморе- 28,52 4,61 30,45 4,91 -2,28*

гуляции

Энергичность 4,19 1,13 4,68 0,92 -2,84**

Энтузиазм 4,51 1,20 5,11 0,83 -3 52***

Поглощенность дея- 4,39 1,21 4,77 0,95 -2,05*

тельностью

Примечание: Уровень статистической значимости: * - при p<0,05; ** - при р<0,01; *** - при р<0,001.

Как видно из таблицы, учителя с высоким уровнем профессионального выгорания имеют более низкие значения по ряду регуляторных показателей, а также по всем показателям увлеченности работой. Для них характерны более низкие значения программирования, гибкости и общего уровня саморегуляции. Это говорит о том, что изменения мотивацион-ной составляющей деятельности (энергичность, энтузиазм и др.) приводят к сбоям в регуляции деятельности и общения. Обнаруженные различия дали основания для проведения множественного регрессионного анализа, который позволяет устанавливать причинно -следственные связи между явлениями. В нашем случае задача стояла в выявлении того, какие из рассматриваемых явлений и в какой степени определяют или, наоборот, препятствуют развитию профессионального выгорания, то есть являются статистически достоверными предикторами выгорания. В качестве зависимой переменной вступала переменная «ядро выгорания». Результаты множественной регрессии представлены в табл. 4.

Таблица 4

Характеристики регрессионной модели, зависимая переменная «Ядро выгорания»

Зависимая переменная R-квадрат Скорректированный R-квадрат F-статистика Уровень значимости

Ядро выгорания 0,199 0,176 8,81 0,000

Из таблицы видно, что статистические характеристики позволяют считать регрессионную модель значимой, она объясняет 18% дисперсии. В состав модели регрессионной переменной «ядро выгорания» вошли три показателя. В табл. 5 представлены статистические характеристики значимых регрессионных переменных.

Таблица 5

Характеристики значимых регрессионных переменных

Предикторы B Стандарнтная ^критерий Уровень

во множественном ошибка значимости

регрессионном анализе

Энтузиазм -1,333 0,358 -3,750 0,000

Общий уровень саморе- -0,118 0,046 -2,547 0,012

гуляции

Поглощенность деятель- 0,856 0,381 2,249 0,026

ностью

Из таблицы видно, что статистически значимыми предикторами профессионального выгорания являются: сниженный энтузиазм в осуществлении деятельности, сниженный общий уровень саморегуляции, а также высокий уровень поглощенности деятельностью. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к личности профессионала и

продуктивности деятельности. В связи с этим, несмотря на выгорание, учителя характеризуются высоким уровнем включенности в деятельность, в решение задач, что усиливает восприимчивость не только к позитивным средовым влияниям, но и негативным. И если при этом у учителя невысокий уровень развития регуляторных процессов и свойств, тогда с большей степенью вероятности данные факторы могут привести к возникновению профессионального выгорания.

Таким образом, можно предсказать тот факт, что у субъекта, характеризующегося невысоким уровнем осознанной саморегуляции на фоне сниженного энтузиазма в работе и высокой степенью поглощенности деятельностью - с большей степенью вероятности будет проявляться синдром профессионального выгорания. И, соответственно, направленное развитие осознанной саморегуляции профессиональной деятельности будет эффективной для профилактики возникновения профессионального выгорания. В то же время мотивационно-эмоциональная составляющая деятельности играет большое значение. С одной стороны, энтузиазм, вовлеченность в деятельность является ресурсом, помогающим личности преодолеть трудности в деятельности, однако, очень высокая поглощенность деятельностью может выступать в качестве предиктора выгорания.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет дополнить существующие данные об особенностях связи регуляторный сферы человека со спецификой выраженности признаков профессионального выгорания. Наличие отрицательных статистически значимых связей между показателями осознанной саморегуляции и шкалами профессионального выгорания (истощение, обесценивание труда) говорит о том, что выгорание сопровождается сниженной регуляцией субъектом своей активности. Полученные взаимосвязи между особенностями осознанной саморегуляции, увлеченности работой и профессионального выгорания, свидетельствую о том, что оптимальное развитие системы осознанной саморегуляции позволяет поддерживать высокий уровень продуктивности и эффективности деятельности, и в то же время препятствует проявлению негативных признаков профессионального выгорания. Эффективными с нашей точки зрения будут такие профилактические мероприятия, включающие, с одной стороны, мероприятия по оптимизации мотивационно-эмоциональной стороны профессиональной деятельности субъекта (энтузиазм, поглощенность деятельностью), а с другой - развитию осознанной саморегуляции субъекта профессиональной деятельности.

Литература:

[1]. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. Спб.: Питер, 2003.

[2]. Водопьянова Н.Е. Субъект-ориентированный подход к профилактике и коррекции синдрома выгорания // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 4/ Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С.415-436.

[3]. ВодопьяноваН.Е., СтарченковаЕ.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.

[4]. Деркач А.А. Субъект: формы, механизмы и пути развития: монография. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011.

[5]. Доценко О.Н. Эмоциональная направленность как фактор «выгорания» у представителей со-циономических профессий // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 5. С. 92-101.

[6]. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 5-12.

[7]. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010.

[8]. Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала // Психологический журнал 2012. Т.33. № 3. С. 98-111.

[9]. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Дифференциально-регуляторные основы надежности действий профессионалов // Акмеология. - 2012.- №4. С. 68-74.

[10]. Орел,В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

[11]. Хазова С. А. Ресурсы субъектности: теория и практика исследования / С.А. Хазова, Е.А. Дорьева. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012.

[12]. Folkman S. Positive psychological states and coping with severe stress. Social Science Medi-cine.1997;45:1207-1221.

[13].Maslach C, Schaufeli W.B., LeiterM.P. Job Burnout. // Annual Review ofPsychology, 52, 2001, 397-422.

[14]. Schaufeli, W.B. & Bakker, A.B. Job demands, job resources and their relationship with burnout and engagement: A multi-sample study. Journal of Organizational Behavior, 2004.

[15]. Seligman MEP, Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction. American Psychologist. 2000; 55: 5-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.