учен, но именно его наличие раскрывает сущность овладения будущей профессией.
Профессиональная подготовка специалистов для работы с трудными подростками, которые обладают широким набором педагогических технологий и индивидуальным стилем своей профилактической деятельности, возможна только при условии кардинального поворота от массовой подготовки к индивидуализированному обучению, максимальному развитию творческих способностей у курсантов, творческого мышления, профессиональной активности, способности к самостоятельному решению служебных задач. По мнению некоторых специалистов M. Арсеньев, Е. Л. Белозерцев, Н. И. Болдырев, B. С Ильин, В. В. Журавлев), наша система образования МВД России ориентирована прежде всего на карательную прагматику.
Итак, с учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что в современной практике профессиональной подготовки курсантов обострились противоречия между:
• объективной потребностью общества в осуществлении профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и недостаточным уровнем готовности сотрудников полиции к ее практической реализации;
• необходимостью привести в соответствие с современными требованиями содержание подготовки сотрудников органов и подразделений внутренних дел к осуществлению профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и недостаточной разработанностью содержания и методического обеспечения этой подготовки.
Необходимость и актуальность разрешения данных противоречий выявили проблему исследования, решение которой выражается в разработке новых требований к специалисту, таких как: овладение обучаемым специ-
альными знаниями, приобретение навыков, необходимых для выполнения будущей работы, наличие умений решать профессиональные задачи, сформированные личностные качества, способность работать по своей специальности, профессиональная устойчивость и так далее.
Следовательно, готовность к тому или иному виду деятельности достигается в ходе профессиональной подготовки, является результатом многостороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии. Соответствие личностных качеств человека и требований профессии является базовым в контексте педагогического руководства развитием личности как субъекта труда.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Семенова И. Вы можете ответить на вопрос: чем занят в эту минуту ваш ребенок? // Рос. газета. 2000. 28 ноября.
2. О состоянии законности в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: информ. письмо Генеральной прокуратуры России №1-ГП-71-2000 от 19 декабря 2000 г. //Архив ГУООП МВД РФ.
3. Кунаш К. А. Формирование готовности курсантов института Федеральной службы исполнения наказаний к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями: дис. ... канд. психол. наук. Новокузнецк, 2007.
4. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Логос, 2007.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО ВРАЧА В ВУЗЕ
PROFESSIONAL UPBRINGING OF THE FUTURE MEDICAL DOCTOR IN THE HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT
Н. В. Маяковская
В статье дано авторское уточнение характеристики понятия «профессиональное воспитание» на основе научных представлений о сущности профессиональной деятельности врача. Автор описывает педагогические условия профессионального воспитания будущего врача и основные принципы его осуществления в вузе на основе положений гуманистической педагогики, личностно ориентированного образования и антропоцентризма.
N. V. Majakovskaja
The article presents the author's specification of the characteristics of the notion of professional upbringing based on scientific representations of the humanistic essence of the medical doctor professional activity. The author describes pedagogical conditions of professional upbringing of the future medical doctor and the main principles of its realization in the higher education establishments on the basis of humanistic pedagogics, person-oriented education and anthropocentrism.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, принципы профессионального воспитания, педагогические условия профессионального воспитания.
Keywords: professional upbringing, principles of professional upbringing, pedagogical conditions of professional upbringing.
Актуальность рассматриваемой темы связана с общими тенденциями реформирования профессионального образования и новыми требованиями к качеству подготовки специалистов в вузе. Эти требования связаны не только с процессом профессионального обучения, но, в первую очередь, с профессиональным воспитанием.
В педагогической науке воспитание представлено как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности (А. Г. Асмолов, М. Н. Берулава, С. Л. Братченко, Б. З. Вульфов, К. В. Гавриловец, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.). Такое понимание воспитания нашло отражение в характеристике профессионального воспитания, данной В. И. Беловым [1]. Он определяет профессиональное воспитание в широком смысле как сложный вид целенаправленного взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого формируется профессиональная культура будущего работника, обеспечивающая высокое качество его трудовой деятельности, нравственный облик, профессиональные мотивы, интересы, ценности, а также профессиональную компетентность, мобильность и успешность социальной адаптации выпускника профессионального учебного учреждения, что обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда.
Принимая данное определение за основу, считаем необходимым внести уточнение с учетом конкретной профессии выпускника. Для этого остановимся на сущности профессиональной деятельности врача и в связи с ней охарактеризуем модель его личности.
Описывая модель личности специалиста в области медицины, мы исходим прежде всего из требований к уровню подготовки выпускника по специальности 040100 - Лечебное дело Государственного образовательного стандарта, а также из профессионально обусловленной структуры личности, спроектированной Э. Ф. Зеером, которая включает в себя четыре компонента [2]. Данная структура включает: направленность (систему доминирующих потребностей и мотивов), профессиональную компетентность (совокупность профессиональных знаний, умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности), систему профессионально важных качеств (психологических качества личности, определяющих продуктивность деятельности), профессионально значимые психофизиологические свойства.
Объектом деятельности врача является человек. Человек есть высшая ценность из всех ценностей мира - таков принцип гуманизма, важнейший принцип медицинской деонтологии. Таким образом, в качестве первого компонента модели личности врача мы выделяем гуманистическую направленность. Профессия врача основана на гуманистических принципах. Свидетельство этому - ряд международных документов по вопросам врачебной деонтологии и этики: «Женевская декларация» (1948), «Женевская клятва», «Международный кодекс медицинской этики» (1949), «Хельсинкско-Токийская декларация» (1964, 1975), «Сиднейская декларация» (1969), «Эдинбургская Декларация Всемирной Федерации по Медицинскому образова-
нию» (1988). Последняя, в частности, установила, что каждый пациент должен иметь возможность встретить в лице врача человека, подготовленного в качестве внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста, а также человека, обладающего высокой восприимчивостью в сфере общения. Между тем в настоящее время в отношениях между врачом и пациентом следует отметить недостаточное внимание общению с пациентом, представление о нем как пассивном исполнителе распоряжений врача. Издревле известно, что слово в лечебной практике имеет огромное значение. В общении врач может помочь больному преодолеть страх, нерешительность перед ответственным решением, успокоить, внушить надежду на выздоровление. В. М. Бехтерев говорил, что, если больному после беседы с врачом не становится легче, это не врач. Профессионально необходимые врачу умения -это умения воодушевлять людей.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника по специальности 040100 - Лечебное дело у данного специалиста должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и владение алгоритмом врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных.
В Государственном образовательном стандарте определены следующие виды профессиональной деятельности: профилактическая, диагностическая, лечебная, воспитательно-образовательная, организационно-управленческая, научно-исследовательская. Согласно Госстандарту, врач должен уметь: осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику болезней, диспансеризацию здоровых и больных; диагностировать и лечить больных при оказании плановой и неотложной медицинской помощи с заболеваниями и патологическими состояниями, изучение которых предусмотрено учебной программой и планами обучения в медицинском вузе; вести медицинскую документацию; проводить судебно-медицинскую экспертизу; оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения; организовывать работу подчиненного ему медицинского персонала в отделениях учреждений здравоохранения с учетом требования техники безопасности и в соответствии с нормативными документами службы здравоохранения; эффективно вести работу по медицинскому просвещению здоровых и больных.
Очевидно, что для того, чтобы диагностировать и лечить больных, врач должен обладать диагностическими умениями, где немаловажную роль играет интуиция. Под интуицией врача понимается его способность делать более или менее правильные заключения при ограниченном объеме информации, основанные на теоретической подготовке и практическом опыте. Сделанное на основе интуиции предположение ориентирует врача на поиск новой информации, подтверждающей или опровергающей сделанное интуитивное заключение.
Научно-исследовательская деятельность сопряжена с высшими формами анализа, более того, термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще. Поэтому нельзя недооценить значение аналитических умений в профессиональной деятельности врача. Кроме того, врачу необходимо анализировать излагаемые пациентом признаки болезни, результаты обследования и т. п.
Однако не всегда сообщаемые сведения могут быть полноценными. Часть признаков больной может не описать из-за нарушенной памяти, недостаточного внимания к своему здоровью, недостаточной наблюдательности, поэтому врачу для выявления качественной информации необходимо расспросить больного. Это требует не только знаний врача о симптоматике предполагаемого у больного заболевания, но и его коммуникативных умений. Врачу необходимо умение строить доверительное общение с пациентом, позволяющее более эффективно проводить диагностику, добиваться согласия больного с планом лечения, сообщать адекватную медицинскую информацию, мотивировать пациента к здоровому образу жизни и т. д.
Невозможно представить лечащего врача, который не контролирует состояние больного и не прогнозирует результат лечения. Поэтому целесообразно выделить также прогностические и контролирующие умения как профессионально значимые. Организация работы подчиненного врачу медицинского персонала предполагает наличие организационно-управленческих умений. Работа по медицинскому просвещению людей требует от врача также педагогических умений (постольку, поскольку врач оказывает преобразующее влияние на пациента, в том числе и собственной личностью, а не только врачебными манипуляциями).
Таким образом, вторым компонентом модели специалиста является совокупность профессиональных знаний, умений, способов выполнения деятельности. На основании этого компонента формируется и развивается основа врачебной деятельности - клиническое мышление. Под клиническим мышлением понимается способность охватить, проанализировать и синтезировать все данные о больном, полученные различными путями при одновременном сравнении с ранее встречавшимися наблюдениями, книжными знаниями и опытом для установления индивидуального диагноза, прогноза, а также лечения [3]. Клиническое мышление - это интеллектуальная деятельность врача, подчиняющаяся основным принципам и общим закономерностям мышления. И в то же время оно специфично и своеобразно, так как объектом его познания является наиболее сложное существо - человек. Клиническое мышление - мышление врача на основе его знаний, опыта, интуиции, направленное конкретно в отношении данного больного.
Духовно-нравственная составляющая врачебной деятельности - одна из основ профессионализма современного врача. Низкий уровень духовно-нравственной культуры, пишут Н. В. Кудрявая, Е. М. Уколова, А. С. Молчанов и др., неизбежно приводит к деэтизации профессионального сознания и деятельности врача. При этом деформиру-
ется не только его клиническое мышление, но и моральные устои, что выражается в трех планах:
1) в социальных установках врача по отношению к пациенту;
2) в моделях отношений «врач - пациент»;
3) в медико-деонтологических казусах.
При деформации моральных установок врачу становится труднее исполнять свои моральные обязательства по отношению к коллегам, пациентам и их родственникам [5]. Особенностью медицинского профессионализма является то, что «его совершенствование стимулируется моральными мотивами (милосердием, альтруизмом, заботой о человеке, стремлением спасти и сохранить жизнь и т. д.)» [5, с. 192].
Для специалистов, профессиональная деятельность которых находится в системе «человек - человек», личностные особенности являются не менее важными для успешной деятельности, чем теоретические знания и практические умения, и разделение личностных и профессиональных качеств возможно лишь условно. Высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу, содержатся, в частности, в вавилонских, египетских, индийских, китайских, русских и других рукописных памятниках истории. Но только мыслитель и врач Гиппократ (У-!У вв. до н. э.) в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы медицинской профессии и тем самым оказал огромное влияние на формирование целостного представления о враче. Определяя важнейшие качества, которые должны быть присущи настоящему врачу, на первое место исследователи ставят гуманное отношение к больному, бескорыстие, правдивость, ученость, скромность, трудолюбие, культуру, коллегиальность, постоянное совершенствование своих знаний [6-7].
Третий компонент в профессионально обусловленной структуре личности - это система профессионально важных качеств. Под профессионально значимыми (важными) качествами в современных исследованиях принято понимать индивидуально-психологические свойства личности, отношение личности к себе и другим людям, к нравственным идеалам и т. д., которые определяют успешность овладения профессиональной деятельностью и ее эффективность [8].
По мнению ученых (А. Н. Бартко, К. В. Зорин, Н. В. Кудрявая, Е. П. Михайловска-Карлова, А. С. Молчанов, Н. Б. Смирнова, Е. М. Уколова и др.), можно выделить не менее пятидесяти важных качеств, которыми должен обладать истинный врач. Наиболее важные из них - социальная и профессиональная ответственность; способность принимать ответственные решения, коммуникативность, включающая расположенность к людям, общительность, доброжелательность; чувство долга, честность, любовь к своей профессии, умение постоянно учиться.
К профессионально значимым психофизиологическим свойствам личности врача, или четвертому компоненту в структуре личности, следует отнести: стрессо-устойчивость, эмоциональную устойчивость, волевую самоорганизацию поведения.
Таким образом, профессиональное воспитание будущего врача представляет собой организованный процесс педагогического влияния на становление его профессионально ориентированной личности, основанный на положениях гуманистической педагогики.
Профессионально-воспитательная функция учебно-воспитательной системы медицинского вуза реализуется при соблюдении следующих принципов:
• принцип гуманизации (перенос акцента с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на интеллектуально-духовное развитие личности, на развитие личностных качеств, в том числе профессионально значимых; реализация культурных и профессиональных традиций в процессе воспитания);
• принцип личностной ориентации (учет индивидуальных, личностных, профессионально значимых особенностей студентов и преподавателей);
• принцип учебно-научной профессиональной направленности деятельности медицинского вуза (ориентация на взаимосвязь и органическую интеграцию преподавания с наукой и практической деятельностью медицинских учреждений);
• принцип единства природо- и культуросообразно-сти профессионального воспитания (ориентация на взаимосвязь в процессе воспитания природных и социокультурных процессов, организация взаимодействия с целью формирования у студентов ответственности за собственное развитие, за последствия своих действий и поведения);
• принцип целостности (достижение гармонического взаимодействия всех компонентов педагогической системы вуза с целью наиболее полного обеспечения профессионального становления будущего врача).
На основе исследования гуманистической сущности деятельности врача представляется целесообразным соблюдение следующих педагогических условий профессионального воспитания студентов в медицинском вузе:
• формирование в вузе профессиональной воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей включение студентов в различные виды деятельности, и воспитание на этой основе необходимых профессионально важных личностных качеств;
• обеспечение гармоничного взаимодействия традиций и инноваций в организации и содержании воспитательного процесса;
• формирование гуманистистической направленности студентов, мобилизация профессиональной мотивации.
Воспитательно-образовательная среда представляет собой все пространство жизнедеятельности будущего врача. Она формируется в процессе взаимосвязи всех компонентов педагогической системы вуза посредством взаимодействия всех субъектов образовательной системы: студентов, преподавателей, работников структурных подразделений вуза, представителей профессионального сообщества и др. В процессе данного взаимодействия студенты включаются в ведущие для их социального статуса виды деятельности: профессионально-учебную, научно-исследовательскую, общение и другие виды социально
значимой деятельности, что в целом обеспечивает воспитание интеллектуальных, социальных, нравственных, профессионально значимых качеств будущего врача.
В основе данного условия лежат ведущие идеи антропоцентрической модели воспитания, которая широко применяется в мировой педагогической практике. Эта модель опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся, а также на положение о сущности воспитания как создания среды, максимально благоприятной для индивида.
Взаимодействие традиций и инноваций в профессионально-воспитательном процессе диктует необходимость применения традиционных и инновационных форм и методов воспитания. При этом инновационные процессы должны стать ведущими в формировании воспитательной системы медицинского вуза. В русле реализации инновационных процессов представляет практический интерес применение таких методов, как дискуссии на моральные темы в области профессиональной деятельности, метод деловых игр, метод «Профессиональная студия», предполагающий анализ профессиональных ситуаций, максимально приближенных к реальной деятельности.
Мобилизация профессиональной мотивации связана с решением задач формирования адекватных представлений о содержании работы в профессиональной области, о закономерностях ее развития; формирования убеждения в своей профессиональной пригодности и необходимости овладения всеми учебными курсами, видами подготовки; развитие стремления к самообразованию и самовоспитанию в русле предъявляемых медицинской профессией требований к личности врача. Данное условие подразумевает ознакомление с замечательными личностями в медицинской профессии и акцентирование вопроса профессиональной идентификации личности студента.
Воспитательный потенциал медицинского вуза обеспечивается и углубляется признанием необходимости дальнейшего повышения статуса и необходимости профессионального воспитания студентов в медицинском вузе, созданием современного научно-методического, организационного, содержательного обеспечения воспитательного процесса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов В. И. Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях развития образования: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 385 с.
2. Зеер Э. Ф. Становление личностно ориентированного образования // Образование и наука. 1999. № 1 (1). С. 112-122.
3. Абаев Ю. К. Особенности и противоречия клинического мышления врача // Медицинские новости. 2008. № 16. С.6-13.
5. Кудрявая Н. В. [и др.] Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / под ред. акад. РАМН, проф. Н. Д. Ющука. М.: ГОУ
ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. 304 с.
6. Биомедицинская этика / под ред. В. И. Покровского. М.: Медицина, 1997. 224 с.
7. Лисицын Ю. П., ИзуткинЛ. M, Матюшин И. Ф.
Медицина и гуманизм. М.: Медицина, 1984. 280 с. Бартко А. Н., Михайловска-Карлова Е. П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Ч. 2. М.: Медицина, 1999. 320 с.
ОТ ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ - К ПРАКТИКЕ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
FROM THE THEORY OF VALUES TO THE PRACTICE OF THEIR FORMATION AMONG SCHOOLCHILDREN
Е. В. Фомина
В статье на основе анализа работ, посвященных теории формирования ценностей у школьников, рассматривается иерархия базовых ценностей и проблема выработки и присвоения базовых ценностей культуры детьми. При переходе от теории ценностей к практике их формирования выделяются свойства, признаки и уровни усвоения, освоения и присвоения школьниками ценностей культуры. На этой основе предложены этапы формирования базовых ценностей и на примерах обучения декоративно-прикладному искусству представлены пути выработки личностных ценностей по ряду компонентов художественно-познавательной деятельности.
Ключевые слова: теоретические основы ценностно-ориентированного подхода, иерархия, свойства, признаки, этапы формирования базовых ценностей, компоненты художественно-познавательной деятельности.
E. M. Fomina
The hierarchy of the basic values and the problem of formation and acquisition of these basic cultural values by schoolchildren are viewed in this article on the basis of the analysis of scientific papers, devoted to the theory of values formation among schoolchildren. By transition from the theory of values to the practice of their formation we can single out properties, characteristics and levels of learning, adaptation and mastering the cultural values by schoolchildren. On this basis the stages of formation of the basic values are offered for consideration. The ways of personal values formation on a number of components of the art and educational activities are also presented in this article. They are seen on the example of teaching the decorative-applied arts.
Keywords: theoretical basis of the value-focused approach, hierarchy, properties, indications, stages of formation of the basic values, components of the art and educational activities.
Важную роль во всестороннем, гармоничном развитии детей, на наш взгляд, сегодня играет формирование научного, духовно-нравственного, эстетического восприятия ребенком окружающей действительности, ориентированного на общечеловеческие ценности, так как оно лежит в основе выработки ценностных отношений личности к миру, человеку, его здоровью, жизни, труду, к обществу и самому себе.
Обратившись к литературным источникам в области философии, аксиологии, культурологии, искусствоведения, социологии, психологии и педагогики, мы установили, что, во-первых, такие понятия, как «человек», «жизнь», «семья», «общество», «здоровье», «природа», «красота», «любовь», «истина», «родина», «труд», «знание» и другие выступают базовыми категориями этих наук, во-вторых, они рассматриваются как общечеловеческие ценности, в-третьих, они являются стержнем культуры общества, объединяющим звеном всех отраслей «духовного производства», всех форм общественного сознания [1-4]. В то
же время ценности - это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих «добродетелей» - Добру, Истине, Красоте.
В разные исторические эпохи человечество, как известно, выработало ряд базовых ценностей: гуманизм, правду, добро, истину и др. Но каждый народ имеет и свои, ставшие традиционными национальные ценности, свою иерархию духовных ценностей. Абсолютно одинаковой системы ценностей у разных народов быть не может в силу особенности их географического положения, экономического и исторического развития, национального самосознания.
Как известно, российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Вопрос о сочетании общечеловеческих и национальных ценностей волновал, историков, философов, педагогов Х1Х-ХХ вв. (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев, Н. О. Лосский, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская и др.).
Действительно, понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры,